ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-7178/14 от 02.07.2014 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

http://www.kemerovo.arbitr.ru

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

Тел. (384-2) 58-43-26, тел./факс (384-2) 58-37-05

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  город Кемерово Дело №А27-7178/2014

09 июля 2014 года.

Резолютивная часть решения объявлена 02 июля 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 09 июля 2014 года.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Душинского А.В.,

  при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания Ким Ю.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению компании SAVEN ENTERPRISES LTD. (Савен Энтерпрайзис ЛТД.), Тортола, Британские Виргинские острова

о признании незаконным постановления от 10.04.2014 № 51-14-153/пн Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Кемеровской области, г.Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>) о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 51-14-153/ап,

заинтересованное лицо: открытое акционерное общество «Разрез Томусинский», г.Междуреченск,

при участии:

  от SAVEN ENTERPRISES LTD.– ФИО1, (доверенность от 17.07.2013),

от административного органа - ФИО2, (доверенность № 32/14 от 07.05.2014., паспорт); ФИО3. (доверенность № 06/14 от 11.03.2014., паспорт),

от ОАО «Разрез Томусинский» - ФИО4 (доверенность № 39-14 от 05.05.2014, паспорт),

у с т а н о в и л:

Компания SAVEN ENTERPRISES LTD. (Савен Энтерпрайзис ЛТД, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным постановления от 10.04.2014 № 51-14-153/пн Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Кемеровской области, г. Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>) о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 51-14-153/ап, привлечении ОАО «Разрез Томусинский» к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ в виде наложении штрафа в размере 1 000 000 рублей.

Заявление мотивировано необоснованным прекращением Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Кемеровской области (далее – ГУ ЦБ РФ по КО, административный орган) производства по делу об административном правонарушении № 51-14-153/ап, привлечении ОАО «Разрез Томусинский» к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ.

Определением суда от 28.04.2014 заявление принято к производству, начата подготовка дела к судебному разбирательству, предварительное судебное заседание назначено на 19.05.2013.

12.05.2014 в материалы дела поступил отзыв от административного органа, в соответствии с которым он просит в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование своей позиции по делу административный орган ссылается на признание сделок недействительными, что влечен, по его мнению, отсутствие обязанности по размещению информации о заключении взаимосвязанных сделок.

Определением от 19.05.2014 подготовка дела к судебному разбирательству признана завершенной, судебное разбирательство назначено в судебном заседании 17.06.2014.

В судебном заседании 17.06.2014 представителем ОАО «Разрез Томусинский» представлено заявление о прекращении производства по делу в связи с отсутствием у заявителя права на оспаривание постановления.

От заявителя представлено дополнение к заявлению с обоснованием возможности наложения штрафа арбитражным судом.

Протокольным определением судебное разбирательство отложено на 02.07.2014.

В настоящем заседании представитель заявителя поддержал заявление.

Представитель административного органа считает заявление не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве.

От заинтересованного лица поступили возражения на дополнения заявителя, представитель заинтересованного лица настаивал на прекращении производства по делу.

Ходатайство заинтересованного лица о прекращении производства по делу судом признано не подлежащим удовлетворению.

В соответствии с положениями статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 указанного Кодекса, к которым относится потерпевший (статья 25.2 Кодекса).

Из материалов дела следует, что компания Савен Энтерпрайзис ЛТД признана потерпевшим по делу, представитель компании был ознакомлен с правами потерпевшего, компания неоднократно уведомлялась административным органом как потерпевший о совершении процессуальных действий по делу.

Таким образом, суд считает доказанным право заявителя на обжалование постановления об административного органа по делу, в котором он признан заявителем.

Исследовав обстоятельства спора в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, изучив доводы заявления и отзывов на него, заслушав в судебном заседании пояснения лиц участвующих в деле, судом установлено следующее.

Компания Савен Энтерпрайзис ЛТД является акционером ОАО «Разрез Томусинский», которому принадлежит 2332 обыкновенных именных бездокументарных акций 1-го выпуска и 1635 привилегированных именных бездокументарных акций 1-го выпуска ОАО «Разрез Томусинский» (Общество).

23.12.2013 Компания Савен Энтерпрайзис ЛТД обратилась в межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (МУ СБР в СФО, Управление) с заявлением об опубликовании Обществом недостоверной информации о сделках, совершенных Обществом в 2010, 2011, 2012, 2013 годах (вх. № 51-13-65/ж-юр от 23.12.2013).

По результатам проверки заявления, Управлением составлен протокол № 51-14-151/пр-ап об административном правонарушении от 27.02.2014., в соответствии с которым установлено, что Общество, в пункте 6.6 ежеквартального отчета за 2 квартал 2013 года, опубликованного Обществом 12.08.2013 на странице в сети Интернет http://www.e-disclosure.ru/portal/companv.aspx?id=5453 должно было указать информацию по каждой сделке (группе взаимосвязанных сделок), заключенной с ООО «Мечел-Кокс», поскольку цена данной единой сделки составляет более 5 процентов балансовой стоимости активов Общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату перед совершением сделки (на 31.03.2013).

Согласно тексту ежеквартального отчета Общества за 3 квартал 2012 года, опубликованному 12.08.2013 на странице в сети Интернет http://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=:5453. Общество не опубликовало на странице в сети Интернет в пункте 6.6 данного ежеквартального отчета информацию по каждой сделке (группе взаимосвязанных сделок), заключенной с ООО «Мечел-Кокс», с указанием сведений, перечисленных в пункте 6.6 приложения № 3 к Положению, что является нарушением требования п. 5.7, п. 5.12 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 04.10.2011 № 11-46/пз-н.

Также протоколом установлено, что согласно тексту ежеквартального отчета Общества за 3 квартал 2012 года, Общество не опубликовало на странице в сети Интернет в пункте 6.6 данного ежеквартального отчета информацию по каждой сделке (группе взаимосвязанных сделок), заключенной с ОАО холдинговая компания «Якутуголь», с указанием сведений, перечисленных в пункте 6.6 приложения № 3 к Положению, что является нарушением требований п. 5.7, п. 5.12 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 04.10.2011 № 11-46/пз-н.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг».

В том же протоколе Представитель компании Савен Энтерпрайзис ЛТД ознакомлен с правами и обязанностями, предусмотренными статьями 25.2, 28.2 КоАП РФ как представитель потерпевшего.

Определением от 06.03.2014 № ВН-14-61/4002 дело об административном правонарушении передано на рассмотрение по подведомственности в ГУ ЦБ РФ по Кемеровской области.

ГУ ЦБ РФ по Кемеровской области в лице первого заместителя начальника ФИО5 рассмотрены материалы административного дела и Постановлением № 51-14-153/пн от 10.04.2014. производство по делу № 51-14-153/ап прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

При этом ГУЦБ по КО фактически установил в действиях Общества наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в качестве оснований для освобождения Общества от ответственности указало, что решениями арбитражного суда Кемеровской области от 28.10.2013 г. по делу № А27-12059/2013, от 27.11.2013 г. по делу А27-11955/2013 сделки признаны недействительными, в связи с чем, и со ссылкой на ст. 167 ГК РФ, ГУ ЦБ по КО пришло к выводу о том, рассматривать не раскрытие Обществом информации как правонарушение у него нет оснований.

Компания Савен Энтерпрайзис ЛТД посчитав, что такие выводы ГУ ЦБ по КО сделаны в противоречие с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и нормами Гражданского кодекса РФ, обратилось в суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд считает, что требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Во II квартале 2013 года Обществом были заключены следующие договоры займа:

1) с ООО «Мечел-Кокс» (от 15.04.2013 № 84/13 на сумму 100 млн.руб., от 20.05.2013 № 159/13 на сумму 90 млн. руб., от 21.05.2013 № 160/13 на сумму 90 млн. руб., от 23.05.2013 № 161/13 на сумму 90 млн. руб., от 24.05.2013 № 162/13 на сумму 35 млн. руб., от 24.06.2013 № 204/13 на сумму 70 млн. руб., от 25.06.2013 № 205/13 на сумму 95 млн. руб.) на общую сумму 570 млн. рублей;

2) с ОАО холдинговая компания «Якутуголь» (от 15.04.2013 № 83/13 на сумму 100 млн. руб., от 24.04.2013 № 111/13 на сумму 109 млн. руб., от 29.04.2013 № 131/13 на сумму 100 млн. руб., от 20.05.2013 № 156/13 на сумму 90 млн. руб., от 21.05.2013 № 157/13 на сумму 90 млн. руб., от 23.05.2013 № 158/13 на сумму 90 млн. руб., от 24.05.2013 № 163/13 на сумму 35 млн. руб., от 24.06.2013 № 206/13 на сумму 80 млн. руб., от 25.06.2013 № 207/13 на сумму 100 млн. руб.) на общую сумму 794 млн. рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» сделки (в том числе заем, кредит, залог, поручительство), в совершении которых имеется заинтересованность члена совета директоров (наблюдательного совета) общества, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа общества, в том числе управляющей организации или управляющего, члена коллегиального исполнительного органа общества или акционера общества, имеющего совместно с его аффилированными лицами 20 и более процентов голосующих акций общества, а также лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания, совершаются обществом в соответствии с положениями главы XI названного Федерального закона.

Административным органом установлено и не оспаривается заинтересованным лицом, что ООО «Мечел-Кокс» и ОАО холдинговая компания «Якутуголь» являются лицами аффилированными с ОАО «Угольная компания «Южный Кузбасс», контролирующим ОАО «Разрез Томусинский».

Согласно пункту 1 статьи 83 Закона № 208-ФЗ сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, должна быть одобрена до ее совершения советом директоров (наблюдательным советом) общества или общим собранием акционеров в соответствии с названной статьей.

Таким образом, сделки по выдаче займов Обществом ООО «Мечел-Кокс» являются сделками с заинтересованностью и взаимосвязанными (аналогично сделки по выдаче займов между Обществом и ОАО холдинговая компания «Якутуголь»).

В соответствии со статьей 30 и пунктами 4, 12, 13 статьи 42 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», статьей 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» приказом ФСФР России от 04.10.2011 № 11-46/пз-н было утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее - Положение), согласно пункту 5.1 которого эмитенты эмиссионных ценных бумаг обязаны осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренным Положением.

В соответствии с пунктом 5.7 Положения ежеквартальный отчет должен быть составлен по форме согласно приложению № 3 к Положению.

В соответствии с пунктом 5.10 Положения ежеквартальный отчет составляется по итогам каждого квартала. Информация приводится эмитентом в ежеквартальном отчете по состоянию на дату окончания завершенного отчетного квартала, если иное не предусмотрено приложением № 3 к Положению.

В соответствии с пунктом 5.12 Положения эмитент обязан опубликовать текст ежеквартального отчета в сети Интернет в срок не более 45 дней с даты окончания соответствующего квартала.

В соответствии с Приложением № 3 к Положению в пункте 6.6 ежеквартального отчета указываются сведения о количестве и объеме в денежном выражении совершенных эмитентом сделок, признаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации сделками, в совершении которых имелась заинтересованность, требовавших одобрения уполномоченным органом управления эмитента, по итогам последнего отчетного квартала.

По каждой сделке (группе взаимосвязанных сделок), цена которой составляет 5 и более процентов балансовой стоимости активов эмитента, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату перед совершением сделки, совершенной эмитентом за последний отчетный квартал, указываются:

дата совершения сделки;

предмет сделки и иные существенные условия сделки;

стороны сделки;

полное и сокращенное фирменные наименования (для некоммерческой организации -наименование) юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица, признанного в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом, заинтересованным в совершении сделки, а также основание (основания), по которому такое лицо признано заинтересованным в совершении указанной сделки;

размер сделки (указывается в денежном выражении и в процентах от балансовой стоимости активов эмитента на дату окончания последнего завершенного отчетного периода, предшествующего дате совершения сделки, а если сделка (группа взаимосвязанных сделок) является размещением путем подписки или реализацией обыкновенных акций - в процентах от обыкновенных акций, размещенных до даты совершения сделки, и обыкновенных акций, в которые могут быть конвертированы размещенные до даты совершения сделки ценные бумаги, конвертируемые в акции);

срок исполнения обязательств по сделке, а также сведения об исполнении указанных обязательств;

орган управления эмитента, принявший решение об одобрении сделки, дата принятия соответствующего решения (дата составления и номер протокола);

иные сведения о сделке, указываемые эмитентом по собственному усмотрению.

По каждой сделке (группе взаимосвязанных сделок), в совершении которой имелась заинтересованность и которая требовала одобрения, но не была одобрена уполномоченным органом управления эмитента (решение об одобрении которой советом директоров (наблюдательным советом) или общим собранием участников (акционеров) эмитента не принималось в случаях, когда такое одобрение являлось обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации), указываются:

дата совершения сделки;

предмет сделки и иные существенные условия сделки;

полное и сокращенное фирменные наименования (для некоммерческой организации -наименование) юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица, признанного в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом, заинтересованным в совершении сделки, а также основание (основания), по которому такое лицо признано заинтересованным в совершении указанной сделки;

размер сделки (указывается в денежном выражении и в процентах от балансовой стоимости активов эмитента на дату окончания последнего завершенного отчетного периода, предшествующего дате совершения сделки, а если сделка (группа взаимосвязанных сделок) является размещением путем подписки или реализацией обыкновенных акций - в процентах от обыкновенных акций, размещенных до даты совершения сделки, и обыкновенных акций, в которые могут быть конвертированы размещенные до даты совершения сделки ценные бумаги, конвертируемые в акции); срок исполнения обязательств по сделке, а также сведения об исполнении указанных обязательств;

обстоятельства, объясняющие отсутствие принятия органом управления эмитента решения об одобрении сделки;

иные сведения о сделке, указываемые эмитентом по собственному усмотрению.

Административным органом установлено и не оспорено заинтересованным лицом, что балансовая стоимость активов Общества, определенная по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату перед проведением сделок по выдаче займов (31.03.2013) ООО «Мечел-Кокс» и ОАО холдинговая компания «Якутуголь», составляла 5 924 811 000 рублей, следовательно, 5 процентов балансовой стоимости активов Общества составляли 296 240 550 рублей, что существенно меньше сумм сделок с ООО «Мечел-Кокс» и ОАО холдинговая компания «Якутуголь» (соответственно 570 млн. руб. и 794 млн. руб.).

Таким образом, в пункте 6.6 ежеквартального отчета Общества за II квартал 2013 года Общество должно было указать установленную Положением информацию по каждой сделке (группе взаимосвязанных сделок).

Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным и считается оконченным с момента невыполнения правил, предусмотренных законодательством о рынке ценных бумаг и об акционерных обществах. Ответственность за указанное деяние наступает независимо от доказанности возникновения или невозникновения убытков у лиц, которым необходима информация, подлежащая раскрытию.

Как указывалось выше, в соответствии с пунктом 5.12 Положения эмитент обязан опубликовать текст ежеквартального отчета в сети Интернет в срок не более 45 дней с даты окончания соответствующего квартала.

Таким образом, наличие в действиях (бездействии) Общества состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует рассматривать на дату 15 августа 2013 года.

Принятие в последующем судами решения о признании сделки (взаимосвязанных сделок) недействительными не имеет правового значения для квалификации административного правонарушения.

Кроме того, на момент вынесения постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении решение арбитражного суда по делу № А27-11955/2013 в законную силу не вступило, взаимосвязанные сделки не могли быть рассмотрены административным органом как недействительные.

Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.06.2014 решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда по делу № А27-12059/2013 отменены. При этом в постановлении суда кассационной инстанции отсутствуют выводы о том, что сделки не являются взаимосвязанными.

Суд считает обоснованными доводы заявителя о том, что признание сделки недействительной означает в силу норм ст. 167 ГК РФ, что такая сделка не влечет юридических последствий, предусмотренных ГК РФ, и не может расцениваться как обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии события административного правонарушения на момент его совершения и не может являться основанием для освобождения от предусмотренного административным законодательством наказания.

Кроме того, пункт 3 ст. 2 ГК РФ предусматривает, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

С учетом изложенного, требование о признании незаконным постановления от 10.04.2014 № 51-14-153/пн Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Кемеровской области, г. Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>) о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 51-14-153/ап подлежит удовлетворению.

В части заявленного Савен Энтерпрайзис ЛТД. требования о привлечении ОАО «Разрез Томусинский» к административной ответственности в виде наложения штрафа, следует отметить следующее.

Статья 23.1 КоАП РФ разграничивает полномочия по рассмотрению дел об административном правонарушении между судами и административными органами. Исключительная подведомственность дел судьям установлена частью 1 статьи 23.1 КоАП РФ.

К исключительной подведомственности судьей арбитражных судов часть 3 статьи 23.1 КоАП РФ относит дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.24, частями 2 и 3 статьи 9.4, статьями 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10 - 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьями 14.17, 14.18, 14.23, 14.27, 14.36, 14.37, частью 2 статьи 14.38, статьями 14.50, 14.43 - 14.49, частью 1 статьи 15.10, частями 2 и 2.1 статьи 17.14, частями 6 и 15 статьи 19.5, статьей 19.33 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями. А также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1, 14.31.2, 14.32, 14.33 КоАП РФ.

Следовательно, исходя из норм статьи 23.1. КоАП РФ, рассмотрение административных дел, возбужденных по статье 15.19 КоАП РФ, не входит в перечень административных правонарушений, рассмотрение которых отнесено к исключительной подведомственности судьей арбитражных судов.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, который в пункте 9.1 Постановления Пленума от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с ведением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» дал разъяснение, из которого следует, что при определении подведомственности дел о привлечении к административной ответственности арбитражным судам следует учитывать, что положения абзаца третьего части 3 статьи 23.1 КоАП РФ применяются с учетом положений частей 1 и 2 указанной статьи. Это означает, в частности, что рассмотрение дел о привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за совершение правонарушений, которые предусмотрены статьями (частями статей), перечисленными одновременно в части 2 и абзаце третьем части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, осуществляется административными органами, если они не передали такие дела на рассмотрение в арбитражный суд, или арбитражным судом, если ему соответствующие дела административными органами переданы.

В виду того, что дело о привлечении ОАО «Разрез Томусинский» к административной ответственности на рассмотрение арбитражного суда не передавалось, то его рассмотрение подведомственно Главному управлению Центрального Банка Российской Федерации по Кемеровской области.

Таким образом, в связи с признанием арбитражным судом незаконным постановления от 10.04.2014 г. № 51-14-153/пн о прекращении производства по делу об административном правонарушении, новое рассмотрение административного дела в отношении ОАО «Разрез Томусинский» и решение вопроса о назначении административного наказания в соответствии с нормами части 2 статьи 15.19 КоАП РФ относится к компетенции Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Кемеровской области, а не арбитражного суда.

В связи с изложенным, производство по делу в части требования о привлечении ОАО «Разрез Томусинский» к административной ответственности в виде штрафа в размере 1 000 000 рублей подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 150, 151, 167-170, 176, 180, 181, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

  Требование удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить полностью постановление Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Кемеровской области, г.Кемерово от 10.04.2014 № 51-14-153/пн о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 51-14-153/ап.

В части требования о привлечении ОАО «Разрез Томусинский» к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья А.В. Душинский