АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
тел. (384-2) 58-43-26, факс (384-2) 58-37-05
http://www.kemerovo.arbitr.ru
e-mail: info@kemerovo.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Кемерово Дело № А27-731/2011
14 апреля 2011 г.
Резолютивная часть решения объявлена 07 апреля 2011 г. Полный текст решения изготовлен 14 апреля 2011 г.
Арбитражный суд Кемеровской области в составе: судьи В.Я. Драпезо, при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.А. Бахман,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения – Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Кемерово,
к индивидуальному предпринимателю ФИО1, г. Белово
о взыскании 81290 руб.,
при участии:
от заявителя – ФИО2 – главный специалист на основании доверенности от 12.07.2010 №40,
от предпринимателя – ФИО1, документ, удостоверяющий личность паспорт,
у с т а н о в и л :
Государственное учреждение – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее «Фонд») обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к предпринимателю ФИО1 (далее «Предприниматель») о взыскании суммы непринятых к зачету расходов в размере 81290 руб.
Определением от 10.03.2011 судебное разбирательство в соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее «АПК РФ») откладывалось до 13 часов 30 минут 07.04.2011 в связи с необходимостью представления лицами, участвующими в деле, дополнительных доказательств.
В судебном заседании 07.04.2011 представитель Фонда поддержала заявленные требования, приобщила запрошенные судом доказательства.
Предприниматель просил отказать Фонду во взыскании не принятых к зачету расходов, приобщил дополнительные доказательства.
Изучив материалы дела, суд установил следующее.
На основании решения от 26.08.2010 №103 с/с года филиалом Фонда №2 была проведена документальная выездная проверка страхователя ИП ФИО1 по вопросу правильности и обоснованности расходов за счёт средств, выделенных исполнительным органом Фонда на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Факт получения от Фонда средств в сумме 81290 руб. на цели социального страхования предпринимателем не оспаривается.
По результатам данной проверки 14.09.2010 был составлен акт №2000103 с/с (далее «Акт проверки»).
В ходе документальной выездной проверки было установлено, что филиалом Фонда №2 на основании решения №784 от 01.04.2009 года предпринимателю были выделены денежные средства на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию. Выделенные средства в размере 81290 руб. были выплачены предпринимателем в виде пособия по беременности и родам по листку временной нетрудоспособности серии ВС №7352457 ФИО3 за период с 30.12.2008 года по 18.05.2009 года.
В акте проверки было отражено, что листок временной нетрудоспособности выдан ФИО4 женской консультацией по месту ее жительства в г.Новосибирске.
По трудовому договору ФИО3 была принята предпринимателем администратором по основному месту работы с установленным окладом 18000,00 рублей. Работнице установлен пятидневный режим работы по 8 часов, с двумя выходными днями. В представленном предпринимателем договоре не указано место работы, но указано начало работы с 01.12.2008 года. Согласно записи в трудовой книжке ФИО4 принята на должность администратора в салон красоты «Эдем» на основании приказа №1 от 01.12.2008 года, приказ и книга регистрации приказов не были представлены предпринимателем.
По результатам документальной выездной проверки, что также отражено в акте проверки, Фондом не были приняты к зачету расходы, произведенные предпринимателем, как страхователем, применяющим специальный налоговый режим, с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию, либо не подтверждённые документами в установленном порядке, в сумме 81290 руб.
17.09.2010 Акт проверки вместе с уведомлением предпринимателя о рассмотрении материалов проверки 15.10.2010 были направлены Фондом предпринимателю, что подтверждается квитанцией почты России об отправке заказной почтовой корреспонденции.
15.10.2010 состоялось рассмотрение материалов документальной выездной проверки страхователя – индивидуального предпринимателя ФИО1, что отражено в Протоколе рассмотрения материалов проверки от 15.10.2010 №139 н/с.
22.10.2010 Фондом принято Решение о непринятии расходов, произведенных страхователем – работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от Фонда на цели обязательного социального страхования.
09.11.2010 Фондом вынесено Требование №34 с/с о возврате средств в сумме 81290 руб., полученных предпринимателем от Фонда на цели обязательного социального страхования.
Направление Фондом предпринимателю 17.09.2010 Акта проверки вместе с Уведомлением об участии в рассмотрении материалов проверки, получение предпринимателем 27.10.2010 Протокола о рассмотрении материалов проверки от 15.10.2010 и Решения о непринятии расходов в счет средств, полученных от Фонда на цели обязательного социального страхования от 22.10.2010, а также направление Фондом предпринимателю 10.11.2010 Требования №34 с/с о возврате средств в сумме 81290 руб. подтверждается материалами дела, не оспаривается предпринимателем.
Поскольку в указанный в Требовании от 09.11.2010 34 с/с срок, то есть до 19.11.2010, средства в сумме 81290 руб. не были перечислены предпринимателем на указанный Фондом номер счета и не были отражены предпринимателем в бухгалтерском учете, Фонд в пределах установленных законодательством сроков обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании суммы непринятых к зачету расходов в размере 81290 руб.
Оценив имеющиеся в деле доказательства и пояснения предпринимателя и представителя Фонда, проанализировав нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере обязательного социального страхования, суд находит заявленное Фондом требование не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Порядок начисления и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан, а также порядок уплаты страховых взносов отдельными категориями страхователей до 31.12.2009 регулировался Федеральным законом от 31.12.2002 N190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» (далее «Закон №190-ФЗ»).
В соответствии с частью 16 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N213-ФЗ (в ред. от 27.07.2010) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее «Закон №213-ФЗ») правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, возникшие по 31 декабря 2009 года (включительно) в соответствии с Законом N190-ФЗ, не прекращаются и регулируются в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее «Закон №255-ФЗ»).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона №255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения на выплату пособий по беременности и родам застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 4.2 Закона №255-ФЗ Фонд как страховщик имеет право, в том числе, проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок; не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Аналогичные права Фонда как страховщика закреплены в пункте 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N165-ФЗ (ред. от 29.11.2010) «Об основах обязательного социального страхования» (далее «Закон №165-ФЗ»), в соответствии с которым страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Указанная норма корреспондирует с пунктом 18 Раздела IV Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 №101, в соответствии с которым расходы по государственном социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 25 названного Положения региональные и центральные отделения Фонда и их филиалы осуществляют контроль за расходованием средств Фонда социального страхования страхователями; в случаях, установленных инструкцией, принимают решения о непринятии к зачету расходов по социальному страхованию и списании средств в бесспорном порядке.
Таким образом, законодатель установил специальный механизм возмещения расходов по государственному социальному страхованию, произведенных с нарушением законодательства Российской Федерации, путем предоставления страховщику права не принимать их к зачету. Полномочия Фонда социального страхования, заключающиеся в непринятии к зачету расходов на обязательное социальное страхование, произведенных с нарушением законодательства Российской Федерации, выражаются в том, что Фонд отказывает в уменьшении подлежащих уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации страховых взносов на сумму произведенных страхователем с нарушением законодательства расходов.
Данный вывод подтверждается сложившейся арбитражной практикой (например, постановлением Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа от 02.12.2008 № Ф04-7208/2008 (16372-А27-16), от 14.10.2010 по делу N А45-4425/2010).
Суд отклоняет ссылки Фонда на пункт 8 части 1 статьи 11 Закона №165-ФЗ и на Инструкцию о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденную Постановление Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N22 (далее «Инструкция») в качестве правового основания взыскания Фондом непринятых к зачету средств, по следующим причинам.
Во-первых, указанная Инструкция утратила силу в связи с изданием Постановления Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.08.2010 N157.
Во-вторых, поскольку в судебном заседании было установлено, что отношения по выплате предпринимателем пособия по беременности и родам ФИО3 не были прекращены к 01.01.2010, так как фактически пособие было выплачено предпринимателем в период с 21.06.2010 по 04.04.2011 на основании исполнительного листа №ВС001086717, выданного Беловским городским судом, к искомым правоотношениям следует применять Закон №255-ФЗ. Вместе с тем, как было указано выше, данный закон не предусматривает полномочия Фонда по взысканию непринятых к зачету средств.
Помимо изложенного, суд обращает внимание на то обстоятельство, что, как следует из Акта проверки и Решения Фонда об отказе в принятии к зачету расходов на социальное страхование, Фонд со ссылкой на пункт 18 положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N101, посчитал, что указанные расходы в сумме 81290 руб. произведены предпринимателем с нарушением требований законодательных и иных актов по обязательному социальному страхованию либо не подтверждены документами.
При этом Фонд не оспаривал правильность заполнения и выдачи листка нетрудоспособности и факт выплаты предпринимателем пособия по беременности и родам своему работнику.
В качестве обстоятельств, свидетельствующих о нарушении предпринимателем требований законодательных и иных актов по обязательному социальному страхованию, Фонд ссылался на «злоупотребление со стороны страхователя с целью неправомерного возмещения пособия по беременности и родам за счет средств социального страхования Российской Федерации», которое, по мнению Фонда, выразилось в том, что работник ФИО3 была принята на работу на должность администратора перед страховым случаем, за который подлежит оплата пособия по беременности и родам в размере среднемесячного заработка.
Вместе с тем, предпринимателем к материалам дела было приобщено Заочное решение Беловского городского суда по иску прокурора г. Белово в интересах ФИО3, которым установлена задолженность ИП ФИО1 перед ФИО3 по пособию по беременности и родам в размере 81290 руб.
В силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Поскольку правомерность исчисления пособия по беременности и родам ФИО3 за осуществление трудовых обязанностей у ИП ФИО1 в сумме 81290 руб. установлена судом общей юрисдикции, данное обстоятельство считается установленным и не подлежит доказыванию.
Следовательно, у Фонда отсутствуют основания утверждать, что исчисление ФИО3 пособия по беременности и родам в размере 81290 руб. противоречит требованиям законодательства о социальном обеспечении.
Что касается выплаты предпринимателем ФИО1 пособия по беременности и родам ФИО3 в размере 81290 руб. в принудительном порядке на основании решения суда, то данное обстоятельство также не может являться основанием для взыскания Фондом не принятых к зачету расходов.
С одной стороны, при отказе в принятии к зачету расходов предпринимателя на социальное страхование Фонд не ссылался на то обстоятельство, что указанные расходы не были произведены страхователем. Наоборот, в подтверждение данного факта Фонд представил арбитражному суду заверенную копию расходного кассового ордера от 30.01.2009 №2. Следовательно, указанное обстоятельство не являлось основанием для отказа Фонда в принятии к зачету расходов предпринимателя на социальное страхование.
С другой стороны, к моменту рассмотрения настоящего дела в суде пособие по беременности и родам ФИО3 в размере 81290 руб. было полностью выплачено предпринимателем, что подтверждается приобщенными предпринимателем к материалам дела квитанциями Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации от 30.03.2010 №039316 на сумму 5000 руб., от 21.06.2010 №074197 на сумму 10000 руб., от 30.09.2010 №106724 на сумму 10000 руб., от 19.10.2010 №108965 на сумму 5000 руб., от 13.11.2010 №150053 на сумму 4500 руб., от 22.11.2010 №150060 на сумму 5000 руб., от 16.12.2010 №148941 на сумму 5000 руб., от 26.01.2011 №148891 на сумму 10000 руб., от 18.02.2011 №028751 на сумму 10000 руб., от 10.03.2011 №185206 на сумму 10000 руб., от 04.04.2011 №185519 на сумму 3000 руб., а также справкой от 04.04.2011 №21039/г судебного пристава-исполнителя МОСП по г. Белово и Беловскому району ФИО5 о взыскании с ФИО1 и о перечислении взыскателю – ФИО3 по исполнительному производству №32/2/20337/16/2010 суммы в размере 81290 руб.
Таким образом, к моменту рассмотрения заявления Фонда в арбитражном суде правомерность начисления ФИО3 пособия по беременности и родам в сумме 81290 руб. была установлена судом общей юрисдикции, факт выплаты предпринимателем указной суммы ФИО3 подтвержден документально, что свидетельствует об отсутствии указанных в решении Фонда оснований для отказа в принятии к зачету расходов страхователя.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья В.Я. Драпезо