АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
www.kemerovo.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Кемерово Дело № А27-7363/2019
«05» августа 2019 года
Резолютивная часть объявлена «01» августа 2019 года
Полный текст решения изготовлен «05» августа 2019 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Конкиной И.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ионовой А.А., рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Транслес», г.Березовский, Кемеровская область (ОГРН 1144250000663, ИНН 4250009726)
к заместителю начальника Кемеровской таможни полковнику таможенной службы Сумину А.А., г. Кемерово
к исполняющему обязанности заместителя начальника Сибирской оперативной таможни полковнику таможенной службы С.В. Ефремову
об отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10608000-71/2019 от 12.02.2019 года
об отмене решения и.о. по жалобе на постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10614000/15ю/31А от 14.03.2019,
заинтересованные лица:
- Кемеровская Таможня (ОГРН 1024200707079, ИНН 4205009474, 650055, Кемеровская область, г. Кемерово, улица Сарыгина, дом 36)
- Сибирская оперативная таможня, г. Новосибирск (ОГРН 1025401487649, ИНН 5404144328)
при участии:
от заявителя – директор Назаров Р.А. (, выписка из ЕГРЮЛ, паспорт);
от Кемеровской таможни – представитель Маджара Ж.С. (по доверенности №04-11/10002 от 03.09.2018. сл. удостоверение); представитель Кошелева Т.В. (по доверенности №04-11/04158 от 12.04.2019, сл. удостоверение);
от Сибирской оперативной таможни - Кошелева Т.В. (по доверенности №01-22/03679 от 22.05.2019, сл. удостоверение);
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Транслес» обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к заместителю начальника Кемеровской таможни полковнику таможенной службы Сумину Алексею Анатольевичу об отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10608000-71/2019 от 12.02.2019 года, а также с заявлением к исполняющему обязанности заместителя начальника Сибирской оперативной таможни полковнику таможенной службы С.В. Ефремову об отмене решения и.о. заместителя начальника Сибирской оперативной таможни полковника таможенной службы С.В. Ефремова по жалобе на постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10614000/15ю/31А от 14.03.2019 (с учетом уточнений от 26.06.2019г.).
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме. В обоснование заявленных требований общество указывает на то, что при принятии обжалуемых актов не были учтены активное сотрудничество в ходе административного производства, пояснения защитника (представителя ООО «Транслес», не имеющего юридического образования), работники ООО «Транслес» «добросовестно заблуждались в оценке своих действий как правомерных при осуществлении операции по принятию оплаты товара наличной валютой РФ». ООО «Транслес» при обстоятельствах, установленных в ходе административного производства, действительно действовало в условиях чрезвычайных обстоятельств - фактически возникла угроза неисполнения (то есть более тяжких последствий обязанности зачисления денежных средств в валюте Российской Федерации от продажи товара по контракту нерезиденту. Представлены письма нерезидента о невозможности в связи с трудным финансово-экономическим положением исполнить обязанность по оплате товара в безналичном порядке, просьбы об отсрочке платежа. При таких условиях ООО «Транслес» фактически действовало в чрезвычайных обстоятельствах, принимая оперативно возможные действия по исполнению обязанности зачисления денежных средств в валюте Российской Федерации.
При всей значимости отношений в области валютного регулирования и валютного контроля, квалифицировать наше правонарушение, как правонарушение из-за которого возникла угроза безопасности государства, учитывая фактические обстоятельства дела, не имеется оснований. Законодатель, предполагая значимость таких угроз для государства, включил и объединил такие правонарушения в соответствующие главы КоАП РФ. Кроме того, отношения в области валютного регулирования и валютного контроля, достаточно не урегулированы и постоянно корректируются.
С учетом положений части 2 статьи 2.2. КоАП РФ, а также фактических обстоятельств, правонарушение совершено по неосторожности, при назначении наказания за совершенное административное правонарушение не были учтены все обстоятельства, смягчающие административную ответственность, неблагоприятных последствий для государства не наступило, наоборот основной интерес государства - поступление выручки - соблюден. Исходя из формальных обстоятельств, установленных в обжалуемом постановлении выручка «на расчетный счет предприятия была зачислена с внутреннего счета уполномоченного банка».
ПредставительКемеровской таможни против удовлетворения заявления возразил, считает постановление по делу об АП № 10608000-71/2019 от 12.02.2019, возбужденному в отношении ООО «Транслес» по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ законным и обоснованным. Административный штраф был назначен ООО «Транслес» в пределах санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в минимальном размере, что соответствует критериям справедливости и соразмерности наказания. Более подробно доводы изложены в отзыве и письменных пояснениях.
В представленном отзыве Сибирская оперативная таможня против удовлетворения требований возразила, считает решение и.о. заместителя начальника Сибирской оперативной таможни полковника таможенной службы С.В. Ефремова по жалобе на постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10614000/15ю/31А от 14.03.2019, законным и обоснованным. Более подробно доводы изложены в отзыве.
Исследовав представленные доказательства, суд установил следующее.
12.02.2019 года заместитель начальника Кемеровской таможни полковник таможенной службы Сумин Алексей Анатольевич, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ТРАНСЛЕС» (директор Назаров Рашид Абдулгасан оглы) по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ, вынес постановление о признании ООО «Транслес» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ, и назначил наказание в виде административного штрафа в размере 37 500,00 (Тридцать семь тысяч пятьсот) рублей.
Не согласившись с назначенным наказанием и не оспаривая фактических обстоятельств дела, установленных в обжалуемом Постановлении о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10608000-71/2019 от 12.02.2019 года, ООО «Транслес» обратилось с жалобой об изменении постановления в части наказания в вышестоящий орган - Сибирскую оперативную таможню. 14 марта 2019 года Решением и.о. заместителя начальника Сибирской оперативной таможни полковником таможенной службы С.В. Ефремовым по жалобе на постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10614000/15ю/31А от 14.03.2019 года, обжалуемое постановление оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения. Решение № 10614000/15ю/31 А от 14.03.2019 года получено ООО «Транслес» 21 марта 2019 года.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением и решением, ООО «Транслес» обратилось в суд с настоящим заявлением.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, исследовав в представленных сторонами документах объяснения, возражения и доводы, суд пришел к следующему.
Так, из частей 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса).
В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, состоит в том, что резидентом совершена валютная операция с нарушением требований валютного законодательства РФ.
Производством по делу установлено, что ООО «Транслес», в лице директора Назарова Рашида Абдулгасан оглы (далее - Общество, Продавец) 25 марта 2015 г. заключило с нерезидентом - ООО «Хунцзиньтай Леспром», Китай (далее - Покупатель) договор № 4-К (далее - Контракт) на поставку товара (лесоматериал л/п круглый (береза) 1-3 сорт).
Согласно пункту 1.1 Контракта (в редакции Дополнительного соглашения от 15 февраля 2017 г. № 1 к Контракту), общая стоимость товаров, поставляемых по Контракту, составляет 2 307 500,00 рублей.
Срок действия Контракта заканчивается 24 марта 2019 г. (пункт 8.2 Контракта в редакции дополнительных соглашений б/н от 25.02.2016, № 1 от 15.02.2017, № 2 от 20.03.2017, № 3 от 19.03.2018).
В соответствии с пунктом 4.2. Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» требования данной Инструкции о постановке на учет Контракта в уполномоченном банке не распространяются на экспортные контракты, сумма обязательств по которым не превышает 6 млн.рублей. На основании вышеизложенного, постановка Контракта на учет в уполномоченном банке не осуществлялась.
Согласно разделу 5 Контракта «Условия платежа» оплата за поставленный товар осуществляется в рублях РФ, а также в долларах США по курсу ЦБ РФ на день поступления платежа на расчётный счёт Продавца. Оплата за товар производится в течение 360 дней с момента отправки, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Продавцу или внесением наличных денежных средств в кассу Продавца. Допускается оплата товара третьими лицами. Покупатель вправе произвести авансовый платёж. Датой поставки товара является дата отправления груза, которая определяется по штампу на ж/д накладной на товар, поставленный Продавцом Покупателю.
Однако дополнительные соглашения б/н от 25.02.2016, №1 от 15.02.2017, № 2 от 20.03.2017, № 3 от 19.03.2018 к Контракту изменяют срок оплаты товара: «Оплата за товар переносится на 360 дней с момента подписания дополнительного соглашения». Дата подписания последнего дополнительного соглашения от 19.03.2018 № 3 - 19.03.2018.
В ходе исполнения условий Контракта в марте-апреле 2015 года ООО «Транслес» поставило в адрес нерезидента товар на общую сумму 1 389 115,00 рублей, который был вывезен с территории Российской Федерации по декларациям на товары №№ 10611010/300315/0000695, 10611010/070415/0000762, 10611010/130415/0000823.
В счёт оплаты поставленного товара Обществом от нерезидента 07.07.2017 были получены денежные средства в размере 50 000,00 рублей в наличной денежной форме. В качестве документа, подтверждающего поступление экспортной выручки от продажи товара по ДТ № 10611010/300315/0000695 ООО «Транслес» был представлен; приходный кассовый ордер № 016 от 07.07.2017 на сумму 50 000,00 рублей, подтверждающий принятие наличных денежных средств от нерезидента - ООО «Хунцзиньтай Леспром». В строке «основание» приходного кассового ордера № 016 от 07.07.2017 указано: оплата по договору № 4-К от 25.03.2015.
Согласно выписке по лицевому счету № 40702810829070009116, принадлежащему ООО «Транслес», 07.07.2017 денежные средства в сумме 50 000,00 рублей были зачислены на счёт Общества в качестве «поступления торговой выручки от продажи потребительских товаров 50 000,00 рублей по контракту 4-К» (номер записи 15488120 от 07.07.2017). Как следует из письма Филиала № 5440 Банка ВТБ (ПАО) от 22.10.2018 № 23325/775113, указанные денежные средства поступили со счёта № 20202810629070000000, являющегося внутренним счётом уполномоченного банка, а не со счёта нерезидента.
Таким образом, оплата за товар, поставленный по ДТ № 10611010/300315/0000695, в соответствии с условиями Контракта была произведена наличными денежными средствами.
В соответствии с п.п. В п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ) резидентами являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях». ООО «Транслес» создано 05.12.2014 в соответствии с законодательством Российской Федерации, поставлено на учёт в налоговом органе по месту нахождения организации, Обществу присвоен ИНН 4250009726 и КПП 425001001.
В соответствии с п.п. 7 п.1; ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ, нерезидентами являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ, а также иные лица, не являющиеся резидентами.
В соответствии с договором от 25.03.2015 № 4-К Покупателем выступает фирма ООО «Хунцзиньтай Леспром», которая находится в Китае. В Контракте указаны реквизиты нерезидента-покупателя, а именно: «Китай, г. Суйфэньхэ, на западной стороне ул. Наньсуй (во дворе «Цзюйсинь Леспром»)».
Ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ определены права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций. Ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ установлено, чтр расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
В силу п.п. Б п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ к валютным операциям, относится, приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Согласно п.1 ч.1 ст.1 Федерального закона № 173-ФЗ валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации. :
Исчерпывающий перечень валютных операций юридических лиц - резидентов, осуществляемых минуя счета в уполномоченном банке, установлен ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ, оплата товара наличной валютой РФ не включена в указанный перечень валютных операций юридических лиц - резидентов.
Следовательно, ООО «Транслес» в нарушение ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ осуществлена незаконная валютная операция, выразившаяся в получении 07.07.2017 от нерезидента денежных средств в сумме 50 000,00 рублей, минуя счета в уполномоченном банке, в счет передачи последнему товара.
Осуществление валютной операции с нарушением валютного законодательства Российской Федерации образует состав административного правонарушения, установленный ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ООО «Транслес» дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, являются юридические лица, на которых валютным законодательством возложена обязанность по соблюдению требований валютного законодательства РФ при совершении валютных операций, в данном случае таким лицом является юридическое лицо ООО «Транслес».
Дата (время) совершения административного правонарушения - 07.07.2017.
Поскольку валютная операция - была совершена Обществом с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, а именно: оплата товара была произведена в наличной денежной форме, минуя счета в уполномоченном банке, то местом совершения указанного административного правонарушения следует адрес регистрации Общества, в котором совершена данная валютная операция.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 30.01.2019, ООО «Транслес» зарегистрировано по адресу: 652421, Кемеровская область, г. Березовский, ул. Черняховского, д. 41. !
ООО «Транслес» является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, т.е. резидентом (пп. в п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ). Осуществляя внешнеэкономическую деятельность, Общество обязано было знать законодательство Российской Федерации, регулирующее соответствующую отрасль, и неукоснительно соблюдать все требования соответствующих нормативных актов. Таким образом, заключив внешнеторговый контракт с инопартнером, и осуществив поставку товара по данному контракту, Общество приняло на себя обязанность выполнить требования, установленные Федеральным законом № 173-ФЗ и обеспечить получение от нерезидента на свой банковский счет в уполномоченном банке валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями данного договора за переданные нерезиденту товары.
В нарушение требований валютного законодательства денежные средства от нерезидента были получены в наличной форме, минуя счета в уполномоченном банке.
В соответствии со статьей 25 федерального закона № 173-ФЗ, резиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Административная ответственность за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, выразившееся в осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены минуя счета в уполномоченных банках, установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Согласно с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения установленных законом правил и норм, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ООО «Транслес» выражается в следующем. У Общества имелась правовая и реальная возможность для соблюдения установленного порядка осуществления валютных операций, в части осуществления расчётов за товар через счет, открытый в уполномоченном банке в соответствии с условиями Контракта.
ООО «Транслес» обязано знать о требованиях валютного законодательство, а именно о том, что расчеты в наличной форме между юридическими лицами - резидентами и нерезидентами запрещены и, имея расчётный счёт в уполномоченном банке - Филиале № 5440 ВТБ 24 (ПАО) в г. Новосибирск, могло предотвратить совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, путем осуществления расчётов с нерезидентом - ООО «Хунцзиньтай Леспром» в безналичной форме, однако не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению валютного законодательства.
Довод заявителя о том, что работники ООО «Транслес» добросовестно заблуждались в оценке своих действий как правомерных при осуществлении операции по принятию оплаты товара наличной валютой РФ, признается судом несостоятельным ввиду следующего.
Статьей 15 Конституции РФ закреплен общеправовой принцип, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Лицо, вступая в какие-либо отношения, должно знать о наличии обязанностей, возложенных на него государством. Кроме этого, лицо должно обеспечить их выполнение в точном соответствии с законом, что подразумевает под собой соблюдение той степени заботливости и осмотрительности, которая необходима для исполнения правил и норм, установленных законом.
При принятии обязательств по Контракту ООО «Транслес» не только должно было знать о существовании обязанностей, установленных валютным законодательством РФ, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения закона. Заключив внешнеторговый контракт № 4-К от 25.03.2015 с нерезидентом - ООО «Хунцзиньтай Леспром» (Китай), и осуществив поставку товара по данному контракту, Общество приняло на себя обязанность выполнить требования, установленные Федеральным законом № 173-ФЗ и обеспечить получение от нерезидента на свой банковский счет в уполномоченном банке валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями данного договора за переданные нерезиденту товары.
Вместе с тем, заключая внешнеторговый контракт, ООО «Транслес» установило такие условия оплаты: путем перечисления денежных средств на расчетный счет Продавцу или внесением наличных денежных средств в кассу Продавца, - которые противоречат нормам и требованиям валютного законодательства.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 27.04.2001 №7-П, исполнение резидентом своих публично-правовых обязанностей не должно обеспечиваться в меньшей степени, чем выполнение обязательств в имущественных отношениях: на нем лежит забота о выборе контрагента и обеспечении выполнения последним принятых обязательств любыми законными способами, резидент отвечает за неисполнение публичных обязанностей, связанных в том числе с действием (бездействием) контрагентов. I
Довод Заявителя о том, что «не имеется оснований квалифицировать совершенное Обществом правонарушение как правонарушение, из-за которого возникла угроза безопасности государству», является также необоснованным в виду следующего.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в области валютного контроля заключается в игнорировании участником валютных правоотношений установленных законодательством требований, предъявляемых к совершению валютных операций: с нерезидентами. Учитывая, что состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, является формальным, для привлечения к административной ответственности по данной норме не требуется доказывать наступление неблагоприятных последствий, в том числе в виде причинения ущерба гражданам, юридическим лицам, обществу, государству. При этом выручка от продажи экспортируемых товаров, поступающая резиденту от нерезидента в наличной форме, не может учитываться при осуществлении валютного контроля, в связи с чем данный способ поступления денежных средств в Российскую Федерацию не может подменить поступление денежных средств на счета в уполномоченные банки, через которые должны осуществляться валютные операции с нерезидентами.
Довод Заявителя о том, что ООО «Транслес» действовало в условиях чрезвычайных обстоятельств — фактически возникла угроза неисполнения обязанности зачисления денежных средств в валюте РФ от продажи товара по контракту нерезиденту, признан судом необоснованным по следующей причине.
Согласно первоначальным условиям контракта, оплата за товар производится в течение 360 дней с момента отправки товара. Дата отправления груза определяется по штампу на ж/д накладной на товар, поставленный Продавцом Покупателю. В последующем дополнительными соглашениями к контракту срок оплаты товара неоднократно продлевался.
Таким образом, ООО «Транслес», заключив контракт на условиях значительной отсрочки платежа за товар (в 360 дней), тем самым изначально создало условия для возникновения угрозы неоплаты товара нерезидентом.
Кроме того, пунктом 5.1 контракта установлено, что денежные средства перечисляются на расчетный счёт № 40702810829070009116 Филиала № 5440 ВТБ24 (ПАО) г. Новосибирск. Данные реквизиты банковского счёта указаны также в разделе 4 контракта «Юридические и банковские реквизиты».
Обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии возможности осуществить с нерезидентом безналичный расчёт через счёт, открытый в уполномоченном банке, в материалы дела не представлено.
В соответствии с письменными пояснениями директора ООО «Транслес» от 25.01.2019 № 2501/3, в связи со сложившейся трудной финансовой ситуацией, а также со спадом реализации на рынке, нерезидент обратился к ООО «Транслес» с просьбой продлить срок оплаты товара. Информация об отсутствии у ООО «Хунцзиньтай Леспром» возможности исполнить обязанность по оплате товара в безналичной форме нерезидентом не сообщалась.
Таким образом, у ООО «Транслес» объективно имелись все возможности, используя свои права и реализуя свои обязанности, соблюсти требования, установленные валютным законодательством РФ.
В нарушение требований валютного законодательства денежные средства от нерезидента были получены в наличной форме, минуя счета в уполномоченном банке.
В силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства!, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Таким образом, с учетом фактических обстоятельств и доказательств, имеющихся в материалах дела признать, что ООО «Транслес» действовало в чрезвычайных обстоятельствах не представляется возможным.
Довод Заявителя о том, что отношения в области валютного регулирования и валютного контроля достаточно не урегулированы, безоснователен по следующим причинам.
С целью обеспечения реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества 10.12.2003 Принят Федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Федеральный закон № 173-ФЗ устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
Вносимые в Федеральный закон № 173-ФЗ поправки, указанные в жалобе Общества, не изменяют нормы и положения данного Закона в части осуществления расчетов при совершении валютных операций юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках.
Инструкция Банка России № 19, ГТК РФ № 01-20/10283 от 12.10.1993 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров», действовавшая, по мнению Общества, на момент совершения АП, утратила силу 01.01.2000, т.е. задолго до даты (03.07.2017) совершения АП.
Зачисление на банковский счет Общества денежных средств в качестве «поступления торговой выручки от продажи потребительских товаров по контракту 4-К», поступивших с банковского счета, являющегося внутренним счетом уполномоченного банка, а не со счета нерезидента, не свидетельствует о соблюдении порядка, установленного частью 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ.
Довод Заявителя о том, что вина ООО «Транслес» не установлена, является несостоятельным ввиду следующего.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Правовая обязанность юридического лица ООО «Транслес» по соблюдению требований, установленных Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ), и обеспечению получения от нерезидента на свой банковский счет в уполномоченном банке валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями внешнеторгового договора за переданные нерезиденту товары, вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного статьей 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно соблюдать Конституцию РФ и законы, а соответственно и установленные законодательством обязанности, то есть не только знать об их существовании, но и обеспечить исполнение, тем самым соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для надлежащего исполнения административно-таможенных обязанностей, которые, являясь по характеру публично-правовыми, не должны обеспечиваться в меньшей степени, чем выполнение обязательств в гражданско-обязательственных частноправовых отношениях. Указанное согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации (постановление от 27.04.2001 № 7-П).
Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для ее выполнения, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 № 7-П подобные обстоятельства квалифицируются как чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля обязанных лиц.
В ходе производства по делам чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля ООО «Транслес» и препятствующих выполнению им своих обязанностей не установлено.
При этом в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 27.04.2001 № 7-П, исполнение резидентом своих публично-правовых обязанностей не должно обеспечиваться в меньшей степени, чем выполнение обязательств в имущественных отношениях: на нем лежит забота о выборе контрагента и обеспечении выполнения последним принятых обязательств любыми законными способами, резидент отвечает за неисполнение публичных обязанностей, связанных в том числе с действием (бездействием) контрагентов.
При принятии обязательств по Контракту ООО «Транслес» не только должно было знать о существовании обязанностей, установленных валютным законодательством РФ, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения закона. Заключив внешнеторговый контракт № 4-К от 25.03.2015 с нерезидентом - ООО «Хунцзиньтай Леспром» (Китай), и осуществив поставку товара по данному контракту, Общество приняло на себя обязанность выполнить требования, установленные Федеральным законом № 173-ФЗ и обеспечить получение от нерезидента на свой банковский счет в уполномоченном банке валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями данного договора за переданные нерезиденту товары.
Вместе с тем, заключая внешнеторговый контракт, ООО «Транслес» установило такие условия оплаты: путем перечисления денежных средств на расчетный счет Продавцу или внесением наличных денежных средств в кассу Продавца, - которые противоречат нормам и требованиям валютного законодательства.
В рассматриваемом случае Обществом не представлено доказательств невозможности соблюдения требований валютного законодательства и принятия достаточных мер, направленных на соблюдение норм действующего валютного законодательства.
Суд рассмотрел довод Заявителя о возможности замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение и пришел к следующему.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное АП, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации) об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Санкцией части 1 статьи 15.25 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения не предусмотрено.
Согласно части 1 и части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные АП при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении было установлено, что, согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы в Сети Интернет (https://rmsp.nalog.ru), 000 «Транслес» принадлежит к субъектам малого предпринимательства в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». ООО «Транслес» 01.08.2016 включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и отнесено к категории «Микропредприятие», что подтверждается выпиской из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 12.02.2019 № ЮЭ9965-19-5206202.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ для замены административного наказания на предупреждение необходимо соблюдение условий, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ. Одним из таких условий является отсутствие возникновения угрозы безопасности государства.
Пунктом 55, 58, 59, 62 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 №683, установлено, что валютная политика является частью мер национальной безопасности, направленных на обеспечение экономической безопасности государства и граждан, одним из направлений которой является преодоление оттока капитала, борьба с коррупцией, теневой и криминальной экономикой.
Кроме того, существенная угроза охраняемым правоотношениям в данном случае выражается в пренебрежительном отношении Общества к выполнению требований, установленных законодательством о валютном регулировании.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, административный штраф размер был назначен ООО «Транслес» в пределах санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в минимальном размере, что соответствует критериям справедливости и соразмерности наказания.
Довод Заявителя о том, что отнесение ООО «Транслес» к субъектам малого предпринимательства не нашло надлежащей оценки при вынесении оспариваемых постановлений при рассмотрении жалобы и вынесении решений Сибирской оперативной таможни, также судом отклоняется.
Данное обстоятельство в полной мере было исследовано при вынесении обжалуемых актов.
Вместе с тем, наличие у лица, привлекаемого к административной ответственности, одного лишь статуса субъекта малого или среднего предпринимательства без учета характера совершенного правонарушения не является основанием применения статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Одним из условий назначения наказания в виде предупреждения применительно к части 2 статьи 3.4 КоАП РВ является отсутствие причинения вреда безопасности государства (либо угрозы его причинения) в результате совершения правонарушения.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление и решение являются законными и обоснованными, оснований для признания их незаконным не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в десятидневный срок с даты принятия решения в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья И.В. Конкина