ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-7415/10 от 10.08.2010 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

650000, г. Кемерово, ул. Красная, 8

www.kemerovo.arbitr.ru

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово                                                                                  Дело № А27-7415/2010

Резолютивная часть решения объявлена 10 августа 2010г.

Решение в полном объеме изготовлено 10 августа 2010г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Тимошенко Л.С., при ведении протокола судебного заседания судьей Тимошенко Л.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Кемеровской области», г. Кемерово

к Управлению государственного пожарного надзора  Главного Управления МЧС России по Кемеровской области, г. Кемерово,

о признании недействительным предписания №41/41/1-1 от 28.04.2010

при участии:

от заявителя: ФИО1., представитель по доверенности от 04.08.2009 №437, паспорт;

от УГПН: ФИО2, начальник отдела, доверенность от 24.03.2010, удостоверение,

у с т а н о в и л:

Федеральное государственное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Кемеровской области», г. Кемерово (далее – ФГУ «Управление Кемеровомелиоводхоз», Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным предписания №41/41/1-1 от 28.04.2010 об устранении нарушений требований по гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

        По мнению заявителя, гидротехническое сооружение (далее – ГТС) (водохранилище на р. Исток СХА «Новый путь» с. Журавлево,
Промышленновский район) не является потенциально опасным объектом, так как не

относится к гидротехническим сооружениям 1 и 2 классов.

            Представитель Управления государственного пожарного надзора  Главного Управления МЧС России по Кемеровской области, г. Кемерово (далее – УГПН  ГУ МЧС России по Кемеровской области) требование признал незаконным, указав, что Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 01.03.1993г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» не обусловливает требование по установке зоны действия локальной системы оповещения в районе размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) - на расстоянии до 6 км от объектов какими либо дополнительными требованиями о наличии класса опасности гидротехнического сооружения.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что с 07  по 28 апреля 2010г. была проведена внеплановая документарная проверка ФГУ «Управление Кемеровомелиоводхоз», в  ходе  которой  выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно: не создана локальная система оповещения на гидротехническом сооружении - водохранилище на р. Исток СХА «Новый путь» с. Журавлево, Промышленновского района). Данное ГТС закреплено на праве оперативного управления  за ФГУ «Управление Кемеровомелиоводхоз» и находится на его балансе.

В целях устранения выявленного нарушения Учреждению 28.04.2010 выдано предписание № 41/41/1-1, которое необходимо исполнить в срок до 20.08.2010.

Суд признал данное предписание законным.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) действие закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения (статья 1 Федерального закона N 68-ФЗ).

Создание локальной системы оповещения - составная часть комплекса мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Обязанность создания и поддержки в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях возложена на организации Федеральным законом N 68-ФЗ (статья 14); каких-либо исключений закон не содержит.

Согласно пункту 1 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 01.03.1993г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» органам исполнительной власти, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения), обеспечивать начиная с 1993 года:

включение в проекты на строительство потенциально опасных объектов разделов, предусматривающих создание локальных систем оповещения; проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах. Финансирование работ по созданию локальных систем оповещения осуществлять на действующих потенциально опасных объектах, находящихся на бюджетном финансировании - за счет средств соответствующих бюджетов.

Кроме того, в пункте 2 Постановления. № 178 изложено требование по установке зоны действия локальной системы оповещения в районе размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) - на расстоянии до 6 км от объектов.

Таким образом, данный нормативный акт перечисляет, какие объекты являются потенциально опасными, при этом требование, касающееся гидросооружений, не ограничено наличием какого-либо класса опасности, а также наличием или отсутствием гидротехнического сооружения в перечне потенциально опасных объектов. Оснащению локальной системой оповещения подлежат все гидротехнические объекты, где создается угроза жизни и здоровью людей, последствия аварий на которых могут выходить за пределы этих объектов.

Пунктом 2 Распоряжения Правительства РФ от 25 октября 2003 г. № 1544-р предписано Федеральным органам исполнительной власти и организациям, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, завершить до 2010 года работы по созданию локальных систем оповещения населения в порядке, предусмотренном постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 178.

Из пояснений представителя в судебном заседании, материалов дела судом установлено, что в результате аварии ГТС могут быть нарушены условия жизнедеятельности постоянно проживающих в районе расположения ГТС людей, размер возможного материального ущерба без учета убытков владельца гидротехнических сооружений  может составить менее 1 млн. МРОТ; территория распространения чрезвычайной ситуации, которая может возникнуть в результате аварии ГТС - в пределах территории одного муниципального образования с.
Журавлево.  Отсутствие локальной системы оповещения на водохранилище на р. Исток СХА «Новый путь» с. Журавлево, в случае прорыва дамбы, может привести к гибели людей, постоянно проживающих в районе размещения данного гидротехнического объекта, так как население не будет предупреждено о возникновении чрезвычайной ситуации и не будут выполнены мероприятия, позволяющие эвакуировать людей в безопасную зону.

   В связи с этим, доводы заявителя о том, что в соответствии с Письмом Минстроя РФ от 20 апреля 1995г. № БЕ-19-9/24 «О перечне потенциально опасных и технически особо сложных объектов» к потенциально опасным объектам относятся гидротехнические сооружения 1 и 2 классов, суд признает необоснованными. Ссылка на данное письмо неправомерна, поскольку перечень потенциально опасных объектов, являющийся приложением к письму, содержит только те потенциально опасные объекты, проекты строительства которых независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности этих объектов подлежат рассмотрению Главгосэкспертизой России с участием экспертных подразделений указанных министерств и органов государственного надзора. Данный перечень установлен в целях обеспечения государственного контроля за качеством проектов строительства потенциально опасных объектов, аварии на которых могут иметь катастрофические последствия, выходящие за пределы района их размещения, а также отдельных технически особо сложных объектов.

Ссылка заявителя на Декларацию безопасности, которая не утверждена и находится на государственной экспертизе, т.е. на ненадлежащее доказательство, также несостоятельна, суду не представлена, не является нормативным документом, обосновывающим отсутствие необходимости устанавливать локальную систему оповещения на ГТС, противоречит требованию Закона №68-ФЗ, постановлению  Совета Министров - Правительства РФ от 01.03.1993г. № 178. Аналогично несостоятельна ссылка заявителя и на Строительные нормы и правила РФ СНиП 33-01-2003 «Гидротехнические сооружения. Основные положения» от 30 июня 2003 г.

Доводы заявителя о том, что Учреждение является бюджетной организацией и средства на локальные системы оповещения не выделялись, судом не приняты, поскольку не представлены доказательства принятия организацией мер по получению средств.

           Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требования отказать.

Решение в течение месяца с момента его вынесения может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд, а также в двухмесячный срок – в арбитражный суд кассационной инстанции.

Судья                                                                                                       Л.С.Тимошенко