ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-7466/15 от 21.07.2015 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

http://www.kemerovo.arbitr.ru

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

Тел. (384-2) 58-43-26, тел./факс (384-2) 58-37-05

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Кемерово                                                                                    Дело № А27-7466/2015

27 июля 2015 года

Резолютивная часть решения оглашена 21 июля 2015 года

Полный текст решения изготовлен 27 июля 2015 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи  Филатова А.А.

при ведении протокола, с использованием средств аудиозаписи, секретарем судебного заседания Подчасовой Е.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области», город Кемерово, Кемеровская область (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Юрги, город Юрга, Кемеровская область (ОГРН <***>, ИНН <***>)

Администрации города Юрги, ОГРН <***>, ИНН <***> (город Юрга, Кемеровская область, проспект Победы, 13)

Юргинскому городскому Совету народных депутатов, ОГРН <***>, ИНН <***> (город Юрга, Кемеровская область, проспект Победы, 13)

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области, город Кемерово, Кемеровская область (ОГРН <***>, ИНН <***>)

об обязании передать объекты недвижимости в федеральную собственность

при участии:

от истца: ФИО1  – представитель (доверенность от 13.04.2015, паспорт), ФИО2 – представитель (доверенность от 14.01.2015 № 13/2-45, паспорт);

от ответчиков:  ФИО3 – председатель комитета (распоряжение от 16.01.2012 № 11-рл, служебное удостоверение); ФИО4 – представитель (доверенность от 20.02.2015 № 0314/798,паспорт);

от третьего лица: ФИО5 – представитель (доверенность от 23.06.2015 № 7-2-06/530, служебное удостоверение);

у с т а н о в и л:

Федеральное государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области» обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Юрги:

1) об обязании передать в федеральную собственность нежилые помещения:

- общей площадью 170,2 кв. м. по адресу: <...>;

- общей площадью 44,5 кв. м. по адресу: <...>;

- общей площадью 105 кв. м. по адресу: <...>.

2) об обязании, до оформления права федеральной собственности на указанные помещения, предоставить истцу данные помещения в безвозмездное пользование.

Исковые требования обоснованы частями 9 и 10 статьи 54 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и мотивированы отказом органа местного самоуправления от передачи в собственность Российской Федерации спорных помещений, необходимых полиции для осуществления ее функций и находящихся в муниципальной собственности.

Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора,  привлечено Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области.

По ходатайству истца соответчиками по делу привлечены Администрация города Юрги, и Юргинскому городскому Совету народных депутатов.

Ответчики иск оспорили, полагая, что отсутствуют основания для передачи спорного имущества в федеральную собственность, поскольку отсутствовали обстоятельства перераспределения функций отдела вневедомственной охраны от муниципалитета к федеральному органу исполнительной власти, в результате перераспределения полномочий, и отсутствует волеизъявление муниципалитета города Юрги на данные действия.

Третье лицо поддержало доводы истца.

Из пояснений представителей сторон в судебном заседании и письменных документов следует, что здания, в который расположены спорные помещения построены в 1965 году (улица Павлова дом 16) и в 1956 году (улица строительная, дом 16).

Информация об источниках финансировании строительства зданий отсутствует.

Не представлена также информация об организация, владевших спорным имуществом до вступления во владения им Отдела вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел города Юрги.

Из представленных документов (наиболее ранний представленный в материалы дела договор) следует, что Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Юрги по договору от 10.03.1994 № 117 переданы в арендное пользование Отделу вневедомственной охраны нежилые помещения, расположенные на первом этаже зданий по адресу: улица Павлова, 16 и улица Строительная, 16.

С указанного времени истец владел спорным имуществом по договорам аренды, с некоторым изменением арендуемых площадей до 2009 года. (договор аренды от 31.01.2007 № 1481, дополнительное соглашение от 20.01.2008 к договору аренды).

По договору от 03.02.2009 Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Юрги спорное имущество передано Отделу вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел города Юрги в безвозмездное пользование.

С указанного периода времени, имущество, являющееся предметом настоящего иска, находится во владении истца.

Здания по адресу: <...> являются собственностью Муниципального образования «Юргинский городской округ», что подтверждено Свидетельствами о государственной регистрации права от 21.09.2007 серия 42 АВ № 515985 и от 16.02.2007 серия 42 АВ №450328 (листы дела 569 и 70 том.1).

Юргинским городским Советом народных депутатов 08.02.2012 принято решение не предавать спорное имущество в федеральную собственность.

Выше указанные обстоятельства сторонами не оспорены.

Действия ответчиков прекратить безвозмездное пользование истцом спорными нежилыми помещениями и по понуждению истца оформить владение данным имуществом на праве аренды, послужили основанием для подачи настоящего иска.

Приказом начальника Управления вневедомственной охраны при ГУВД по Кемеровской области от 12.04.2007 № 111, обязательства, имущественные и неимущественные права Отдела вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по городу Юрге в полном объёме сохранены за Отделом внутренних дел при Межмуниципальном отделе внутренних дел «Юргинский».

Согласно пункту 10 Устава ФГКУ УВО ГУ МВД России по Кемеровской области, утверждённого приказом МВД РФ от 05.05.2012 № 451, учреждение является правопреемником Отдела вневедомственной охраны Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Юргинский».

В Едином государственном реестре юридических лиц 10.09.2012 внесены записи « 212420519448 о прекращении деятельности юридического лица Отдела вневедомстенной охраны Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Юргинский» путём реорганизации в форме слияния и создании юридического лица путём реорганизации, в форме слияния – Федерального государственного казённого учреждения «Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области».

Приказом ФГКУ УВО ГУ МВД России по Кемеровской области от 11.09.2012 № 130 утверждено положение об Юргинском отделе вневедомственной охраны - филиале федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области».

 Частью 11 статьи 154  Федерального закона № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрены критерии, определяющие отнесение имущества к соответствующему уровню собственности в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Так, согласно абзацам двенадцатому, четырнадцатому части 11 статьи 154 названного Закона муниципальное имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность, если оно используется федеральными органами государственной власти.

Согласно частям 9, 10 статьи 54 Федерального закона №3-ФЗ «О полиции», используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

До возникновения права федеральной собственности на передаваемое имущество, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество.

Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции; МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел и органы управления внутренними войсками (пункты 1, 6 Положения об МВД России, утвержденного настоящим Указом); управления, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям являются территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне. В структуру Центрального аппарата МВД России включено Главное управление вневедомственной охраны.

ФГКУ УВО ГУ МВД России по Кемеровской области входит в состав полиции и является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел (пункт 1 Устава ФГКУ УВО ГУ МВД России по Кемеровской области, утвержденного Приказом МВД России от 05.05.2012 №451), находится в подчинении Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области (пункт 5 Устава ФГКУ УВО ГУ МВД России по Кемеровской области, утвержденного Приказом МВД России от 05.05.2012 №451).

В соответствии с Уставом ФГКУ УВО ГУ МВД России по Кемеровской области, утвержденным приказом МВД России от 05.05.2012 № 45, ФГКУ У ВО ГУ МВД России по Кемеровской области входит в состав полиции и является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел (пункт 1 Устава). Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного ФГКУ УВО ГУ МВД России по Кемеровской области на праве оперативного управления, осуществляют МВД России и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в пределах полномочий, установленных нормативными актами, определяющими компетенцию указанных органов (пункт 4 Устава). ФГКУ УВО ГУ МВД России по Кемеровской области находится в подчинении Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области (пункт 5 Устава). К полномочиям ГУ МВД России по Кемеровской области относится осуществление материально-технического обеспечения Главного управления, подчиненных органов и организаций; обеспечение рационального и эффективного использования бюджетных ассигнований, а также материальных ресурсов, находящихся в оперативном управлении Главного управления.

Таким образом, ФГКУ УВО ГУ МВД России по Кемеровской области входит в структуру Министерства внутренних дел Российской Федерации на территориальном уровне.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 № 8-П, при осуществлении нормативного регулирования в области разграничения государственной собственности федеральный законодатель правомочен отнести объекты государственной собственности к соответствующему уровню (виду) - федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, а также установить порядок передачи имущества, в том числе на безвозмездной основе, от одного субъекта публичной власти к другому; находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случаях, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями для целей, установленных в соответствии с данным Федеральным законом.

В данном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 № 8-П также указано, что безвозмездная передача государственной собственности предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В настоящее случае, спорное имущество используется истцом в целях обеспечения интересов Российской Федерации в области охраны внутренней безопасности государства, а также защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации, и подлежит безвозмездной передаче субъектом Российской Федерации в федеральную собственность в силу прямого указания закона. Отсутствие волеизъявления (согласия) собственника на передачу имущества в федеральную собственность не может стать единственным непреодолимым препятствием, если необходимость и законность такой передачи, в соответствии с установленными разграничениями государственной собственности подтверждены материалами дела.

Данная позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.12.2013 № 10278/13.

Обязанность по передаче используемого полицией имущества, необходимого для обеспечения деятельности полиции, из муниципальной собственности в федеральную собственность установлена Законом о полиции с соблюдением порядка, определенного Законом № 122-ФЗ.

Из пункта 3 части 8 статьи 85 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что органы местного самоуправления до 1 января 2008 года обеспечивают безвозмездную передачу в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации находящегося на день вступления в силу настоящей главы в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий, установленным с 1 января 2008 года настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами. Со дня вступления в силу решения о передаче указанного имущества в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации, до возникновения права собственности на передаваемое имущество федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также находящиеся в их ведении государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, за которыми подлежит закреплению указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для исполнения полномочий по предметам ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

В указанной норме права законодателем прямо указаны действия, которые органами местного самоуправления должны быть совершены в определённые сроки и право Учреждений владеть данным имуществом на безвозмездной основе, до момента передаче.

Обязанность Муниципального органа передачи спорного имущества в федеральную собственность прямо предусмотрена, выше указанными императивными нормами права, в этой связи, доводы ответчиков не приняты во внимание.

Отдел вневедомственной охраны не входил в юрисдикцию исполнительных органов Муниципалитета города Юрги, в связи с чем, в настоящем случае, отсутствуют обстоятельства перераспределения функций отдела вневедомственной охраны от муниципалитета к федеральному органу исполнительной власти, в результате перераспределения полномочий, и, соответственно, отсутствуют основания для исследования вопроса относительно принадлежности нежилых помещений, которые следовали бы судьбе данных учреждений.

Требование о передачи спорных нежилых помещений из муниципальной собственности в федеральную, подлежит удовлетворению.

Надлежащим ответчиком по настоящему иску, исходя из представленных в материалы дела Устава Юргинского городского округа, Положения об Администрации городского округа и Положения о Комитете по управлению муниципальным имущество города Юрги, является Администрация города Юрги, в чьей юрисдикции находятся вопросы по распоряжению объектами недвижимого имущества муниципалитета (пункт 2 статьи 50 Устава Юргинского городского округа, пункт 1 статьи 5 и  пункт 1.7 стать 10 Положения об Администрации городского округа, пункт 5 статьи 4 Положения о Комитете по управлению муниципальным имущество города Юрги).

У суда отсутствуют основания для удовлетворения второго требования: об обязании, до оформления права федеральной собственности на указанные помещения, предоставить истцу данные помещения в безвозмездное пользование.

В выше указанных нормах права содержится право безвозмездно использовать подлежащее передаче в федеральную собственность имущество для исполнения полномочий по предметам ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, до момента такой передачи.

В законе отсутствует обязанность по такой передаче в безвозмездное пользование, не указан порядок такой передаче и форма закрепления данного безвозмездного пользования до момента фактической передачи имущества.

Данное право закреплено в законе с целью понудить передающую сторону в более кратчайшие сроки исполнить требование закона о передаче имущества в надлежащую форму собственности, с целью снятия с себя бремя его содержания.

Спорное имущество находится во владении истца, право безвозмездного пользования данным имуществом до момента его передачи надлежащему собственнику, закреплено в законе, в связи с чем, у суда отсутствуют основания для понуждения ответчика на совершения действий, которые он, в принципе, не может каким-либо образом совершить.

Иск подлежит удовлетворению в части.

Расходы по государственной пошлине, в части удовлетворённого требования, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на ответчика - Администрацию города Юрги

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

            Иск удовлетворить в части.

Обязать Администрацию города Юрги, ОГРН <***>, ИНН <***>) передать в федеральную собственность занимаемые Отделом вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по городу Юрге нежилые помещения:

- общей площадью 170,2 кв. м. по адресу: <...>;

- общей площадью 44,5 кв. м. по адресу: <...>;

- общей площадью 105 кв. м. по адресу: <...>.

            В остальной части иска отказать.

Взыскать с Администрации города Юрги, ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области», город Кемерово, Кемеровская область (ОГРН <***>, ИНН <***>) 6 000 руб. расходов по государственной пошлине.

Выдать исполнительный лист.

Решение в месячный срок со дня его принятия  может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

                      Судья                                                                                             А. А. Филатов