АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д.8, г. Кемерово, 650000.
www. kemerovo.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Кемерово Дело № А27- 7485/2011
19 сентября 2011 года
Резолютивная часть решения оглашена
14 сентября 2011 года
Полный текст решения изготовлен
19 сентября 2011 года
Арбитражный суд Кемеровской области
в составе: судьи Дворовенко И.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудио записи секретарём судебного заседания Шуткариной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Открытого акционерного общества « Кузнецкпогрузтранс», г. Новокузнецк
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по крупнейшим налогоплательщикам № 2 по Кемеровской области, г. Новокузнецк
о признании недействительным решения № 42 от 29.03.2011,
в заседании приняли участие:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 25.07.2011 № 24Д-11, паспорт,
от налогового органа: ФИО2 – государственный налоговый инспектор юридического отдела по доверенности от 11.05.2011 № 03-08/02652, удостоверение,
у с т а н о в и л:
открытое акционерное общество « Кузнецкпогрузтранс» ( далее ОАО « Кузнецкпогрузтранс» либо Общество, либо заявитель) оспорило в судебном порядке решение № 42 от 29.03.2011, принятое Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 2 по Кемеровской области ( далее Межрайонная инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 2 по Кемеровской области либо Межрайонная инспекция либо налоговый орган).
Заявление обосновано тем, что налоговым органом нарушен пункт 7 статьи 101.4 Налогового кодекса РФ, а именно, при принятии решения № 42 от 29.03.2011, не рассмотрены доводы Общества о наличии смягчающих ответственность обстоятельств.
Кроме этого, заявитель полагает, что сумма штрафных санкций, рассчитанных за несвоевременное представление в налоговый орган сведений о полученных физическими лицами доходов, должна быть уменьшена судом, но при этом, ненормативный акт налогового органа оспаривается в полном объёме.
Межрайонная инспекция заявленные требования не признала, указывая на рассмотрение, при принятии решения № 42 от 29.03.2011, доводов Общества об отсутствии смягчающих ответственность обстоятельств.
Контролирующий орган так же отметил о привлечении ранее ОАО « Кузнецкпогрузтранс» к ответственности за аналогичное правонарушение, представив в материалы дела судебные акты.
Изучив материалы дела, дополнительно представленные доказательства, и выслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
14.02.2011 ОАО « Кузнецкпогрузтранс» по телекоммуникационным каналам связи передало в Межрайонную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 2 по Кемеровской области сведения о невозможности удержания НДФЛ за 2010 год с доходов, выплаченных физическим лицам, бывшим работникам Общества.
Контролирующий орган, установив нарушение срока представления налоговым агентом данной информации ( вместо 31.01.2011, представлены 14.02.2011), оформил 28.02.2011 Акт № 25 об обнаружении фактов правонарушения, который передан представителю Общества. Не оспаривая наличие состава налогового правонарушения, а именно, позднего представления сведения о выплаченных доходах, налоговый агент 14.03.2011 оформил в налоговый орган ходатайство об установлении четырёх обстоятельств смягчающих ответственность.
Рассмотрев материалы проверки и ходатайство Общество ( протокол № 28 от 17.03.2011), Межрайонная инспекция, в соответствии со статьёй 101.4 Налогового кодекса РФ, 29.03.2011 приняла решение № 42 о привлечении налогового агента - ОАО « Кузнецкпогрузтранс» к налоговой ответственности за представление в установленный законодательством срок сведений в соответствии со статьёй 126 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 22 000 руб. ( 200 руб. х 110 документов), в редакции, действующей в момент проведения проверки ( с учётом редакции Федерального Закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ).
Не согласившись с мнением контролирующего органа о том, что штрафные санкции применены без смягчающий ответственность обстоятельств, Общество обжаловало решение № 42 от 29.03.2011 в вышестоящий налоговый орган.
Управление ФНС России по Кемеровской области , решением № 299 от 06.05.2011, оставило жалобу без удовлетворения, а решение № 42 без изменения.
Полагая, что не установление Межрайонной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 2 по Кемеровской области смягчающих ответственность обстоятельств, нарушает права и законные интересы, ОАО « Кузнецкпогрузтранс» обратилось в арбитражный суд.
Оспаривая решение № 42 от 29.03.2011 в связи с нарушением налогового органа пункта 7 статьи 101.4 Налогового кодекса РФ, заявитель одновременно просил суд установить наличие смягчающих ответственность обстоятельств и уменьшить размер штрафных санкций не менее чем в два раза.
Суд считает заявленные требования правомерными частично по следующим основаниям.
В 2010 году ОАО « Кузнецкпогрузтранс» предоставляло бесплатный льготный уголь своим бывшим работникам – пенсионерам, инвалидам, вдовам ( вдовцам), ветеранам войны и труда.
При этом, Общество не является организацией по добыче ( переработке) угля.
Как следует из пояснений представителя заявителя, бесплатный пайковой уголь отгружался и доставлялся бывшим работникам ОАО « Кузнецкпогрузтранс» другим юридическим лицом – ОАО « ОУК «Южкузбассуголь».
Выплачивая доход своим бывшим работникам в натуральной форме, Общество являлось налоговым агентом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Налогового кодекса РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьёй 224 Налогового кодекса РФ, с учетом особенностей, предусмотренных статьёй 226 Налогового кодекса РФ.
В пункте 5 статьи 226 Налогового кодекса РФ определено, что при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.
С учётом данной нормы ОАО « Кузнецкпогрузтранс», выплатив доход своим бывшим работникам, обязано сообщить в налоговый орган о невозможности удержать сумму НДФЛ.
С учётом статьи 216 Налогового кодекса РФ ( налоговый период календарный год), а так же утверждённой формы сведений о доходах физических лиц, ОАО « Кузнецкпогрузтранс» в срок до 31.12.2010 должно было сообщить в Межрайонную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 2 по Кемеровской области о выплаченных в натуральной форме доходах своим бывшим работникам.
Однако, данные сведения переданы 14.02.2011, то есть с нарушением установленного законодательством срока.
Оспаривая решение № 42 от 29.03.2011 ОАО « Кузнецкпогрузтранс» ссылается на не рассмотрение ходатайства налогового агента и не установление наличия смягчающих ответственность обстоятельств, которые явились бы основанием для уменьшения размера штрафных санкций. По мнению заявителя, нарушен пункт 7 статьи 101.4 Налогового кодекса РФ.
Суд не может с этим согласиться.
Оценив ходатайство Общества ( лист дела 16-18 ), протокол ( лист дела 19-20) и решение № 42 от 29.03.2011 ( лист дела 21-24) суд пришёл к выводу о том, что Межрайонная инспекция рассмотрев ходатайство налогового агента не установила и не выявила обстоятельства смягчающие ответственность. То есть пункт 7 статьи 101.4 Налогового кодекса РФ не нарушен.
При рассмотрении материалов проверки участвовали представители налогового агента.
Суд отмечает, что ОАО « Кузнецкпогрузтранс» каких-либо существенных нарушений условий процедуры рассмотрения акта проверки, и материалов мероприятий налогового контроля, не указало, в связи с чем, решение № 42 от 29.03.2011 не может быть признано недействительным.
В пункте 12 статьи 101.4 Налогового кодекса РФ определены основания для отмены решения налогового органа, однако, указанный довод ОАО « Кузнецпогрузтранс» не является основанием для признания решения № 42 от 29.03.2011 недействительным, так как нарушения процедуры рассмотрения акта проверки не установлено.
Кроме того, суд отмечает, что ОАО « Кузнецкпогрузтранс» не отрицает факт совершения правонарушения ( нарушение срока представления сведений), в связи с чем, заявитель так же соглашается с применением мер ответственности.
Таким образом, Межрайонная инспекция приняла правильное решение о взыскании штрафных санкций.
В соответствии с пунктом 4 статьи 112 Налогового кодекса РФ обстоятельства смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом.
С учётом данной нормы заявитель, при оспаривании в судебном порядке ненормативного акта контролирующего органа, заявил ходатайство об установлении четырёх смягчающих ответственность ( штраф 22 000 руб.) обстоятельств.
По мнению налогового агента, осуществление Обществом социально-значимой деятельности по предоставлению отдельным категориям граждан; отсутствие у Общества, на день выполнения обязанности налогового агента, информации о получении физическим лицами дохода; изменение сроков выполнения обязанности налогового агента; отсутствие негативного последствия несвоевременным сообщением о доходах, являются смягчающими обстоятельствами.
Оценив данные обстоятельства, суд частично соглашается с заявителем.
По мнению суда предоставление бывшим работникам бесплатного угля ( осуществление социально-значимой деятельности) не может являться смягчающим ответственность обстоятельством.
Факт отсутствия умысла в совершении правонарушения, поскольку налоговый агент не располагал информацией о полученном бывшими работниками дохода документально Обществом не доказан. Зная о выполнении обязанности налогового агента, ОАО « Кузнецкпогрузтранс» обязано было при оформлении хозяйственной операции с непосредственным отправителем угля ( ОАО « ОУК « Южкузбассуголь») оговорить условия оформления всех документов и сроков передачи сведений налоговому агенту для своевременного исполнения обязанности по сообщению информации в налоговый орган.
Суд отмечает, что заявитель представил в материалы дела только часть доказательств ( заявления, справки, накладные), которые не подтверждают отсутствие вины Общества в не своевременном сообщении информации о полученных физическими лицами доходах.
В отношении ссылки заявителя об изменении действующего законодательства в отношении сроков представления сведений в налоговый орган ( с 01 апреля на 31 января) суд указывает на то, что все изменения, на которые ссылается заявитель внесены Федеральным Законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ, в связи с чем, налоговый агент – ОАО « Кузнецкпогрузтранс» после вступления данного Закона ( с 01.01.2010) должен был изменить условия поставки угля ( с учётом отгрузки угля иным юридическим лицом) своим бывшим работникам и порядок, сроки оформления и получения всех необходимых документов, подтверждающих доход физических лиц.
Однако, доказательств изменения взаимоотношений с грузоотправителем угля ( ОАО « ОУК « Южкузбассуголь» ), с учётом изменения действующего законодательства ( сроков представления сведений о полученных доходов физическими лицами), заявитель не представил. Суд считает, что именно налоговый агент, на которого возложена обязанность представления вышеуказанных сведений, заинтересован ( должен проявлять инициативу) в изменении условия поставки, сроков составления и представления соответствующих документов.
На момент проведения проверки и принятия решения № 42, налоговый агент исполнил свою обязанность по представлению в налоговый орган сведений о полученных физическими лицами доход в натуральном виде.
Кроме этого, Межрайонная инспекция не доказала наличие негативных последствий для бюджета Российской Федерации поздним представлением налоговым агентом сведений о полученных доходах физическими лицами.
Суд считает, что данные обстоятельства, на которые ссылается заявитель, являются смягчающими ответственность обстоятельствами, и устанавливает наличие таковых.
За позднее представление сведений о полученных физическими лицами доходов и невозможности удержания НДФЛ с сумм данных доходов, налоговый агент должен нести налоговую ответственность.
Однако, при наличии смягчающих вышеуказанных обстоятельств ответственность ( сумма штрафа), рассчитанная Межрайонной инспекцией, должна быть уменьшена.
Суд оценивает размер штрафных санкций, при наличии смягчающих обстоятельств ( реальное представление сведений, отсутствие негативных последствий для бюджета) по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании всех представленных сторонами доказательств ( статья 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
По мнению суда, сумма штрафных санкций подлежит уменьшению, при наличии смягчающих ответственность обстоятельств, на 7 000 руб.
Довод налогового органа о привлечении ранее Общества к налоговой ответственности за аналогичное налоговое правонарушение, не принят судом, так как представленные в материалы дела копии судебных актов ( лист дела 122 – 135) не свидетельствуют о наличии отягчающих ответственность обстоятельств. В соответствии с пунктом 3 статьи 112 Налогового кодекса РФ лицо, , с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течении 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа. Поскольку, решение Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 2 по Кемеровской области от 09.09.2009 № 10 ( лист дела 119 – 121), на которое ссылается Межрайонная инспекция, оспорено в судебном порядке налогоплательщиком частично ( штрафные санкции, рассчитанные по статье 126 Налогового кодекса РФ не оспаривались в судебном порядке), то ненормативный акт Межрайонной инспекции вступил в законную силу после принятии решения Управлением ФНС России по Кемеровской области ( 23.11.2009 № 866). Таким образом, срок, который указан в пункте 3 статьи 112 Налогового кодекса РФ, оканчивается 23.11.2010, в то время как к налоговой ответственности Общество вторично привлечено 29.03.2011. Следовательно, отсутствуют отягчающие ответственность обстоятельства.
С учётом изложенного, суд полагает, что у налогового органа имелись основания для установления смягчающих ответственность обстоятельств, в связи с чем, оспоренный в судебном порядке ненормативный акт является недействительным в части применения штрафных санкций в размере 7 000 руб.
Остальная сумма штрафа применена правомерно, так как состав налогового правонарушения имеется в наличии и не оспаривается заявителем.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на налоговый орган.
Руководствуясь статьями 106, 110, 112, 167, 170, 180, 181 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Заявление Открытого акционерного общества « Кузнецкпогрузтранс» удовлетворить частично.
Признать недействительным решение № 42 от 29.03.2011 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 2 по Кемеровской области в части применения штрафных санкций, рассчитанных по статье 126 Налогового кодекса РФ в размере 7 000руб.
В остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 2 по Кемеровской области в пользу Открытого акционерного общества « Кузнецкпогрузтранс» судебные расходы в размере 2 000 руб.
После вступления решения в законную силу выдать исполнительный лист.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его изготовления в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья И.В. Дворовенко