ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-7776/2022 от 09.06.2022 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д.8,  г. Кемерово, 650000

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е 

город Кемерово                                                                                        Дело № А27-7776/2022

«17» июня 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена «09» июня 2022 года

Решение  в  полном объеме изготовлено «17» июня 2022 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Аникиной К.Е.,

при ведении протокола с применением средств аудиозаписи секретарем Сампаевой О.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокуратуры Кемеровской области – Кузбасса, г. Кемерово, Кемеровская область – Кузбасс (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа, г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область – Кузбасс (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению муниципального правового акта, регламентирующего выдачу письменных разъяснений налогоплательщику по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах,

при участии:

от заявителя: ФИО1, служебное удостоверение;

от Администрации: без участия,

у с т а н о в и л

Прокуратура Кемеровской области - Кузбасса обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению муниципального правового акта, регламентирующего выдачу письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренных статьями 21, 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Суд, изучив имеющиеся документы и признав представленные доказательства достаточными для рассмотрения дела, а дело подготовленным к судебному разбирательству, в отсутствие возражений Администрации с согласия заявителя завершил предварительное заседание и открыл судебное заседание по существу спора (ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О подготовке дела к судебному разбирательству" N 65 от 20.12.2006).

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.

Администрация, извещенная надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направила, ходатайств и заявлений не представила. 

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие Администрации.

Заслушав позицию представителя заявителя, исследовав представленные доказательства, суд установил следующее.

Прокуратурой Ленинск-Кузнецкого района проведен мониторинг действующих муниципальных правовых актов администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа, по результатам которого установлен факт бездействия администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению нормативного правового акта по вопросам дачи письменных разъяснений налогоплательщикам в сфере применения правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.

Полагая, что бездействие Администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа является незаконным, Прокуратура Кемеровской области - Кузбасса обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Нормами статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ определен круг вопросов местного значения муниципального городского округа.

Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона №131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Согласно п. 2 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Пунктом 3 ст. 34.2 НК РФ установлено, что Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В силу пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Таким образом, финансовые органы муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязаны предоставлять государственную услугу по даче письменных разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

В соответствии с п. 1 части 1 статьи 6 Федерального закона №210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Административный регламент является нормативным правовым актом, устанавливающим порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (п. 4 ст. 2 Федерального закона №210-ФЗ).

В силу положений статьи 36 Устава муниципального образования «Ленинск-Кузнецкий муниципальный округ», принятого решением Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого муниципального округа от 05.03.2020 №67, администрация Ленинск-Кузнецкого муниципального округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Ленинск-Кузнецкого муниципального округа, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения муниципального округа и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального округа федеральными законами и законами Кемеровской области - Кузбасса. Местной администрацией руководит глава Ленинск-Кузнецкого муниципального округа на принципах единоначалия.

На территории Ленинск-Кузнецкого муниципального округа действуют следующие нормативные правовые акты о местных налогах и сборах: решения Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого муниципального округа от 01.10.2020 №148 «Об установлении земельного налога на территории Ленинск-Кузнецкого муниципального округа», от 01.10.2020 №149 «Об установленииналога на имущество физических лиц на территории Ленинск-Кузнецкого муниципального округа».

При этом в целях расширения полномочий органов местного самоуправления по регулированию налоговой нагрузки на территории муниципального образования на федеральном уровне установлены лишь предельные значения налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц. Для индивидуальных предпринимателей, использующих принадлежащее им имущество в предпринимательской деятельности и применяющих специальные налоговые режимы, предусмотрены налоговые преференции. Обязанность предоставления муниципальной услуги в виде письменных разъяснений налогоплательщикам обусловлена сложностью применения налогового законодательства.

Прокурором Ленинск-Кузнецкого района по результатам мониторинга муниципальных правовых актов 14.02.2022 главе Ленинск-Кузнецкого муниципального округа внесено представление об устранении нарушений действующего федерального законодательства, которое рассмотрено.

Согласно письменной информации администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа от 28.02.2022 №01-09/467 о результатах рассмотрения представления муниципальный правовой акт, регламентирующий выдачу письменных разъяснений налогоплательщику по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, не принят, его разработка и принятие не требуется.

Однако, исходя из совокупности указанных норм действующего законодательства, бездействие администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа по факту непринятия мер по разработке и утверждению муниципального правового акта, регламентирующего выдачу письменных разъяснений налогоплательщику по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, является незаконным.

Отсутствие указанного правового акта влечет неопределенность в деятельности финансового органа по предоставлению данной муниципальной услуги, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности.

Учитывая изложенное, оценив представленные доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

заявленное требование удовлетворить. 

Признать незаконным бездействие Администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению муниципального правового акта, регламентирующего выдачу письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренных статьями 21, 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Обязать Администрацию Ленинск-Кузнецкого муниципального округа разработать и утвердить в течение трех месяцев с даты вступления настоящего решения в законную силу муниципальный правовой акт, регламентирующий выдачу письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренных статьями 21, 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.

Судья                                                                                                              Аникина К.Е.