ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-7975/13 от 19.11.2013 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

http://www.kemerovo.arbitr.ru

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

тел. (384-2) 58-43-26, тел./факс (384-2) 58-37-05

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Кемерово Дело № А27-7975/2013

22 ноября 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 19 ноября 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 22 ноября 2013 года.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Ходяковой О.С.

при ведении протокола судебного заседания секретарём Мартыненко М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Промышленные ресурсы» (г.Кемерово, ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Администрации города Кемерово (г.Кемерово, ОГРН <***>, ИНН <***>)

третье лицо: Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области, г. Кемерово;  Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области, г. Кемерово

о признании незаконными действий

при участии:

от заявителя - ФИО1, доверенность от 03.06.2013;

от заинтересованного лица - ФИО2, заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства, доверенность от 22.02.2013 № 01-32/288,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Промышленные ресурсы» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Кемерово (далее – администрация) в назначении публичных слушаний, выраженного в письме администрации города Кемерово в лице управления городского развития от 16.04.2013 № 06-02-05-02/791, о признании незаконным отказа в утверждении градостроительного плана, выраженного в письме администрации города Кемерово в лице управления городского развития от 07.05.2013 № 2-06-03/914, обязании администрации назначить и провести публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501002:979, площадью 830 кв.м, расположенного по адресу: <...> северо-восточнее строения № 15, и разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого использования в части сокращения нормативной удаленности объекта капитального строительства от границы участка с 3 метров до 0, утвердить и выдать градостроительный план указанного земельного участка.

Определением от 06.08.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области.

Определением от 21.10.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области.

Заявленные требования мотивированы тем, что общество на основании договора аренды от 22.04.2010 № 51-04-с/10 является арендатором земельного участка с разрешенным использованием для строительства кафе. Спорный земельный участок был предоставлен обществу с предварительным согласованием места размещения объекта. В случае обращения пользователя земельного участка с заявлением о выдаче градостроительного плана администрация только обязана подготовить и выдать такой план, не имея право отказать в его выдаче. Общество считает неправомерным отказ в проведении публичных слушаний ввиду нахождения земельного участка в охранной зоне объектов культурного наследия, поскольку постановление коллегии Администрации Кемеровской области от 23.01.2013 №13, которым утверждены границы охранных зон, не может применяться к правоотношениям по использованию земельного участка, разрешенное использование которого было установлено ранее.

Администрация требования не признает, ссылается на отсутствие правовых оснований для проведения публичных слушаний ввиду нахождения спорного земельного участка частично в зоне охраны объектов культурного наследия и зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности, утвержденной постановлением коллегии Администрации Кемеровской области от 23.01.2013 №13, в которых запрещается изменение параметров открытых городских пространств (площадей, бульваров, набережной), в зоне охраны - строительство объектов.

Использование земельного участка для строительства кафе на набережной в связи с утверждением границ охранных зон невозможно.

Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области направил пояснения, в которых указал на то, рассмотрение заявления общества интересы комитета не затрагивает, решение суда не повлияет на его права и охраняемые законом интересы.

Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области представил пояснения, сославшись на то, что согласование разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка, расположенного в границах зоны охраны объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, как и утверждение границ зон охраны и режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон, относится к компетенции коллегии Администрации Кемеровской области. Предоставление иных согласований органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации  в отношении земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия, действующим законодательством не предусмотрено.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей заявителя, заинтересованного лица, третьего лица - Департамента культуры и национальной политики Кемеровской области, суд установил следующее.

Распоряжением администрации города Кемерово от 08.04.2009 № 1237 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории площадью 830 кв.м с условиями землепользования и градостроительными ограничениями, из земель населенных пунктов, расположенного северо-восточнее строения № 15 по ул. Притомская Набережная Центрального района, для строительства кафе (на 75 мест).

Решением Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 17.08.2009 № 10-2/2748 обществу предварительно согласовано место размещения кафе (на 75 мест) на земельном участке из земель населённых пунктов, площадью 830 кв.м, расположенном по адресу: г. Кемерово, Центральный район, северо-восточнее строения № 15 по ул. Притомская Набережная, утвержден акт о выборе земельного участка для строительства указанного объекта.

Между Комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области и обществом был заключен договор аренды от 22 апреля 2010 года № 51-04-с/10 земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501002:979 площадью 830 кв.м, расположенного по адресу: г. Кемерово, Центральный район, ул.Притомская Набережная, северо-восточнее строения № 15, для строительства кафе.

Поскольку застройщик обязан передать лицу, осуществляющему разработку проектной документации, градостроительный план земельного участка (часть 6 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации), общество обратилось в специализированную организацию (муниципальное предприятие «Городской центр градостроительства и землеустройства») в целях подготовки чертежа градостроительного плана.

В ходе подготовки чертежа градостроительного плана выяснилось, что спорный земельный участок в соответствии с картой градостроительного зонирования города расположен в территориальной зоне О1 - общественно-деловая зона. В соответствии с градостроительным регламентом территориальной зоны О1 размещение отдельно стоящих предприятий общественного питания (в том числе кафе) относится к условно разрешённым видам использования земельных участков.

Согласно пункту 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется путем проведения по данному вопросу публичных слушаний.

В ходе проектных работ также выяснилось, что использование земельного участка возможно при его максимальной застройке. Градостроительным регламентом территориальной зоны 01 установлен предельный параметр использования земельного участка – минимальный отступ от границ земельного участка до объекта 3 метра.

Статьёй 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства.

12 марта 2013 года общество обратилось в управление городского развития администрации города Кемерово с заявлением о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка под строительство кафе и на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части сокращения нормативной удаленности с 3 м до 0 м для земельного участка по ул.Притомская Набережная, северо-восточнее строения № 15 в Центральном районе г.Кемерово.

Общество также обратилось в управление городского развития администрации города Кемерово с заявлением от 12.03.2013 об утверждении градостроительного плана земельного участка.

Письмом от 16.04.2013 № 06-02-05-02/791 управление городского развития администрации города Кемерово сообщило обществу о том, что земельный участок расположен в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности и частично в зоне охраны объектов культурного наследия, утвержденных постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 23.01.2013 № 13, где установлен особый правовой режим использования. В границах охранных зон объектов культурного наследия ОЗ 1 в том числе запрещается строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия, строительные и ремонтные работы, опасные для физической сохранности объекта культурного наследия. В границах зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ 5 разрешается проектирование и строительство зданий, строений, сооружений с учётом сложившихся стилевых особенностей окружающей исторической застройки. При этом запрещено изменение параметров открытых городских пространств (площадей, бульваров, набережной), включая объемно-пространственное решение, систему озеленения и благоустройства, соотношение территории озеленения и твердого покрытия.

Ввиду нахождения спорного земельного участка в указанных зонах администрация сослалась на отсутствие правовых оснований для проведения публичных слушаний.

Письмом от 7.05.2013 № 06-02-06-03/914 администрация сообщила об отсутствии правовых оснований для утверждения градостроительного плана земельного участка по аналогичным основаниям.

Общество, считая, что действия администрации не соответствуют требованиям закона и нарушают ее права, обратилась в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий относятся охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации к землям историко-культурного назначения относятся земли: объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия; достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел; военных и гражданских захоронений.

В пункте 4 данной статьи предусмотрено, что в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с пунктом 2 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 №315, на сопряженной с объектом культурного наследия территории может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется соответствующим проектом.

Пунктом 10 названного Положения предусмотрено, что особый режим использования земель и градостроительный регламент в границах охранной зоны устанавливаются, в том числе с учётом запрета строительства, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Постановлением коллегии Администрации Кемеровской области от 23.01.2013 №13 «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, расположенных на территории г. Кемерово, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон» утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, расположенных на территории г.Кемерово, и утверждены режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах таких зон.

Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области 1 февраля 2013 года вручил указанный нормативный правовой акт, включающий карты (планы) зон охраны объектов культурного наследия, филиалу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области.

Спорный земельный участок частично вошёл в зону охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения ОЗ 1-26, частично в зону регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ 5.

Согласно названному постановлению охранные зоны состоят из: охранной зоны 1 (далее ОЗ 1), включающей 45 участков, в том числе ОЗ 1-26.

Зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности состоят из зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности 1, 2, 3, 4, 5 (ЗРЗ 1- ЗРЗ 5).

Охранная зона 1-26 назначена на территорию, на которой расположены объекты культурного наследия, построенные в один период, представляющие единую жилую группу, формирующие объемно-пространственную структуру жилого квартала и прилегающей территории.

Постановлением коллегии Администрации Кемеровской области от 23.01.2013 №13 установлены общие требования к ОЗ 1: запрещается строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия, строительные и ремонтные работы, опасные для физической сохранности объекта культурного наследия.

Особые требования в ОЗ 1-26: запрещается изменение параметров открытых городских пространств (площадей, бульваров, набережной) и дворовых пространств, включая объемно-пространственное решение, систему озеленения и благоустройства, соотношение территории озеленения и твердого покрытия.

В границах зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ 5 разрешается проектирование и строительство зданий, строений, сооружений с учётом сложившихся стилевых особенностей окружающей исторической застройки. При этом запрещено изменение параметров открытых городских пространств (площадей, бульваров, набережной), включая объемно-пространственное решение, систему озеленения и благоустройства, соотношение территории озеленения и твердого покрытия.

Из части 3 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что проведение публичных слушаний предусмотрено с целью рассмотрения вопроса о возможности предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

Поскольку введен особый режим использования в отношении территории, на которой планируется строительство кафе, влекущее нарушение запрета на строительство, изменение параметров открытого пространства (набережной), использование земельного участка для целей строительства объекта невозможно.

В рассматриваемой ситуации результат публичных слушаний никакого значения иметь не будет, поскольку разрешения на испрашиваемый заявителем условно разрешенный вид использования земельного участка и разрешение на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства не могут быть получены независимо от соблюдения процедуры.

При указанных обстоятельствах, суд признает правомерным отказ администрации в проведении публичный слушаний по спорным вопросам ввиду невозможности использования земельного участка для строительства кафе.

Ссылка заявителя на наличие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, принятого до издания постановления коллегии Администрации Кемеровской области от 23.01.2013 № 13, судом не принимается.

Охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Поскольку муниципалитет обязан принимать меры, направленные на сохранение объектов культурного наследия, суд не усматривает оснований понуждать его к совершению действий исходя из коммерческих интересов заявителя без учета интересов населения города Кемерово.

В противном случае может возникнуть ситуация, что будет реализован проект строительства на территории охранной зоны, что противоречит действующему законодательству.

Статьёй 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (части 1 и 2 данной статьи).

Согласно части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, не требуется проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 данной статьи (регламентируют последовательность действий органов местного самоуправления в связи с подготовкой документации и вопросы проведения публичных слушаний). Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.

При указанных обстоятельствах, суд признает незаконным отказ администрации в выдаче градостроительного плана земельного участка.

Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области привлечён к участию в деле в качестве третьего лица как арендодатель земельного участка.

В результате издания коллегией Администрации Кемеровской области постановления от 23.01.2013 № 13 исполнение обязательства по договору аренды земельного участка от 22.04.2010 № 51-04-с/10 становится невозможным (статья 417 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Следовательно, обстоятельства, установленные судом по настоящему делу, повлияют на обязательственные отношения с Комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области, как органом уполномоченным распоряжаться земельными участками, собственность на которые не разграничена, на территории города Кемерово.

Обществом уплачена государственная пошлина по платежным поручениям от 30.05.2013 № 23 и 21.06.2013 № 36 на сумму 6000 руб.

В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации сумма государственной пошлины по заявлению общества, содержащему два требования неимущественного характера, составляет 4000 руб..

В части отказа в удовлетворении одного из требований судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Заявителю подлежат возмещению за счёт администрации судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб. на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Обществу подлежит возврату из средств федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2000 руб.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 181 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Требования общества с ограниченной ответственностью «Промышленные ресурсы» удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ в утверждении градостроительного плана, выраженный в письме Администрации города Кемерово в лице управления городского развития от 07.05.2013 № 2-06-03/914.

Обязать Администрацию города Кемерово выдать обществу с ограниченной ответственностью «Промышленные ресурсы» градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501002:979, площадью 830 кв.м, расположенного по адресу: <...> северо-восточнее строения № 15.

В остальной части в удовлетворении требований отказать.

Взыскать с Администрации города Кемерово в пользу общества с ограниченной ответственностью «Промышленные ресурсы» 2000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Промышленные ресурсы» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья О.С. Ходякова