ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-819/18 от 08.08.2018 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

тел. (384-2) 58-43-26; факс 58-37-05

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru; http://www.kemerovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово Дело № А27-819/2018

15 августа 2018 года

Резолютивная часть решения оглашена 08 августа 2018 года, полный текст решения изготовлен 15 августа 2018 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи С.В. Вульферт,

при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем И.А.Шабалиной,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), г. Анжеро-Судженск

к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Москва

Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Кемерово;

об обязании снять с кадастрового учета и исключить из Единого государственного реестра недвижимости информацию о железнодорожном пути необщего пользования,

третьи лица:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», г. Москва;

ФИО2, г.Кемерово,

при участии:

истец – ФИО1, от истца: ФИО3., представитель, доверенность от 02.04.2018;

от ОАО «РЖД»: ФИО4, заместитель начальника Кемеровского отдела правового обеспечения юридической службы Западно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», доверенность от 22.05.2018 № З-Сиб-166/Д;

от Управления Россреестра: ФИО5, главный специалист-эксперт отдела правового обеспечения, доверенность от 22.12.2017 № 225-Д; ФИО6 , юрисконсульт юридического отдела филиала ФГБУ «ФКП Россреестра», доверенность от 27.12.2017 № 232-Д;

от ФГБУ «ФКП Россреестра»: ФИО6 ,юрисконсульт, доверенность от 07.09.2016 № 66;

у с т а н о в и л:

индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании снять с кадастрового учета и исключить из Единого государственного реестра недвижимости информацию о железнодорожном пути необщего пользования ст. Анжерская - № 20 б (ООО ПК «АгроСиб»), от знака граница подъездного пути через СП № 77 СС до упора, протяженностью 598 м., 1962 года постройки, кадастровый номер 42:20:0103003:366, расположенного по адресу: Российская Федерация, Кемеровская область, Анжеро-Судженский городской округ, город Анжеро-Судженск на земельном участке с кадастровым номером 42:20:0103003:19 (т.1, л.д.13-18).

Определением от 23.01.2018 по ходатайству истца судом приняты обеспечительные меры в виде запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области совершать регистрационные действия в отношении спорного железнодорожного пути (т.3, л.д.51-54).

Определением от 14.03.2018 судом принято уточнение предмета иска и привлечен второй ответчик Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра по Кемеровской области), которое исключено из состава третьих лиц (т.5, л.д.24-26,39-43).

Определением от 03.04.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков, привлечена ФИО2 (кадастровый инженер) (т.5, л.д.80-84).

Определением от 08.08.2018 (изложено в протоколе) из числа третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, исключено ЗАО «Сибирский колос» в связи с ликвидацией 28.05.2018 (т.8, л.д.96-108).

Истцом неоднократно уточнялись исковые требования в судебных заседаниях 18.04.2018 (т.5, л.д.90-91, т.6, л.д.19-20), 04.06.2018 (т.8, л.д.2-7, 27-34), 25.07.2018 (т.8, л.д.37-39, 78-79), 03.08.2018 (т.8, л.д.83-87,109), которые были приняты судом с учетом задач судопроизводства, разъяснений, изложенных в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Пленум № 25), пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее – Пленум № 10/22), принимая во внимание необходимость соблюдения принципов эффективности судебной защиты и правовой определенности, а также то, что,основанием иска являются факты и обстоятельства, а не нормы права.

Судом рассмотрены по существу требования ИП ФИО1 к ответчикам в последней редакции:

-истребовать из незаконного владения ответчика ОАО «РЖД» 1-й приемо-сдаточный ходовой путь, кадастровый номер: 42:20:0103003:363, расположенный по адресу: Кемеровская область, Анжеро-Судженский городской округ, <...>, протяженностью 501 м, право собственности на который зарегистрировано за ФИО1 (регистрационная запись №42:20:0103003:363-42/010/2017-1 от 24.03.2017), который ответчик использует как железнодорожный путь необщего пользования ст. Анжерская - №20Б (ООО ПК «АгроСиб»), от знака граница подъездного пути через СП 77 СС до упора, кадастровый номер 42:20:0103003:366, расположенный по адресу: Кемеровская область, Анжеро-Судженский городской округ, г. Анжеро-Судженск, протяженностью 598 м, образованный в результате раздела исходного сооружения путь подъездной заготзерно ст. Анжерская, протяженностью 1389 м, входящего в состав сооружений, право собственности на которые зарегистрировано за ОАО «РЖД» как на сооружение, состоящее из 36-зданий и 341-сооружения, кадастровый номер 42:00:0000000:401, адрес: Кемеровская область. Анжерская дистанция пути (регистрационная запись №42-01/00-108/2003-788 от 17.03.2004 г.), в границах от остряков стрелки 102 через стрелку 110 до упора;

-обязать ответчика Управление Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области снять с государственного кадастрового учета объект недвижимости с кадастровым номером 42:20:0103003:366, железнодорожный путь необщего пользования ст. Анжерская - № 20 б (ООО ПК «АгроСиб»), от знака граница подъездного пути через СП №77 СС до упора, адрес: Российская Федерация, Кемеровская область, Анжеро-Судженский городской округ, г. Анжеро-Судженск, протяженностью 598 м.

Исковые требования мотивированы со ссылкой на статью 301 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), тем, что железнодорожный путь с кадастровым номером 42:20:0103003:366, принадлежащий ОАО «РЖД» и образованный в результате раздела исходного сооружения с кадастровым номером 42:00:0000000:401 и железнодорожный путь 42:20:0103003:363, принадлежащий ИП ФИО1, фактически являются одним и тем же объектом, расположенном на земельном участке, принадлежащем ИП ФИО1 и эксплуатируемым ОАО «РЖД» как собственное имущество. Поскольку фактически железнодорожный путь с кадастровым номером 42:20:0103003:366 не существует, он должен быть снят с кадастрового учета, так как запись о данном объекте является недостоверной. Нахождение спорного железнодорожного пути в границах принадлежащего ИП ФИО1 земельного участка нарушает ее права, так как после регистрации права собственности на спорный железнодорожный путь ОАО «РЖД» имеет право претендовать как на доступ на закрытую территорию, где расположены опасные производственные объекты (здания мельницы, элеватора, котельной и т.д.), так и на часть земельного участка под спорным путем.

Представитель ответчика ОАО «РЖД» иск не признал, так как истец не обосновал свою позицию и не представил доказательства нарушения его прав постановкой на кадастровый учет объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 42:20:0103003:366;

- ОАО «РЖД» не обладает полномочиями по снятию с кадастрового учета объектов недвижимого имущества и исключению их из Единого государственного реестра недвижимости, следовательно, является ненадлежащим ответчиком;

- Согласно Постановлению Правительства от 18.09.2003 № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» 23.09.2003 было создано и зарегистрировано ОАО «РЖД». Оплата акций осуществлялась путем внесения в уставный капитал общества имущества и имущественных комплексов организаций федерального железнодорожного транспорта, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2003 г., утвержденной Правительством РФ 20.08.2002 № 1155-р с изменениями от 11.08.2003 № 1111-р.

В соответствии с указанной программой приватизации, в целях реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте и в соответствии с Федеральным законом от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» имущество и имущественные комплексы организаций федерального железнодорожного транспорта, которые включены в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.06.2003 № 882-р, приватизируются на основании решений Правительства РФ путем изъятия их у указанных организаций и внесения в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте. В данный перечень организаций было включено ФГУП «Западно-Сибирская железная дорога» (пункт 12 Перечня).

Имущество, закрепленное ранее за ФГУП «Западно-Сибирская железная дорога» на праве хозяйственного ведения, было изъято собственником – РФ и внесено в уставный капитал ОАО «РЖД» в соответствии со сводным передаточным актом на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО «РЖД», утвержденный распоряжением Министерства имущественных отношений РФ, Федеральной энергетической комиссией РФ, Министерством путей сообщения РФ от 30.09.2003 № 4557-р/6-р/884р.

На основании сводного передаточного акта был передан подъездной железнодорожный путь на ст. Анжерская (заготзерно), протяженностью 1389 м. (свидетельство о государственной регистрации от 17.03.2004 № 42-01/00-108/2003-788), который впоследствии был разделен на 2 пути. ОАО «РЖД» как собственник несет бремя содержания спорного имущества (т.5, л.д.27-29, т.8, л.д.49-52).

Ответчик Управления Росреестра по Кемеровской области иск в части заявленных к нему требований полагает необоснованным, так как истцом избран ненадлежащий способ защиты права. Полагает, что не является надлежащим ответчиком по делу, так как не оспаривает право собственности и не может его оспаривать в силу своего правового статуса и возложенных задач. Полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета Управление Росреестра по Кемеровской области наделено с 01.01.2017 в связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости). Ранее, органом кадастрового учета сведения в ГКН вносились на основании поступивших в этот орган документов, если иное не было установлено законом (часть 5 статьи 4 Закона о кадастре).

В соответствии с частью 3 статьи 4Закона о регистрации недвижимости снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости. Поддерживает доводы ФГБУ «ФКП Росреестра» (т.5, л.д.1-5, л.д.46-50, т.8, л.д.11-14).

Третье лицо ФГБУ «ФКП Росреестра» в отзыве на иск указало, что земельный участок с кадастровым номером 42:20:0103003:19 является ранее учтенным, поставлен на кадастровый учет 30.01.2006; объект 1-й приемо-сдаточный ходовой путь (кадастровый номер: 42:20:0103003:363) является учтенным и поставлен на кадастровый учет 22.07.2016. Спорный объект недвижимости с кадастровым номером 42:20:0103003:366 является учтенным, поставлен на кадастровый учет 10.01.2017 кадастровым инженером ФИО2.

ИП ФИО7 было отказано в снятии спорного объекта с кадастрового учета на основании пункта 2 части 2 статьи 15 Закона о регистрации недвижимости. В случае удовлетворения требований истца, вступившее в законную силу решение суда об исключении из ЕГРН сведений об объекте недвижимости с кадастровым номером 42:20:0103003:366, будет являться основанием для совершения указанных действий органом, осуществляющим функции по ведению государственного кадастрового учета (т.3, л.д.69-74).

В судебное заседание 08.08.2018 не явилась ФИО2, в материалах дела имеется ходатайство о дальнейшем рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее в судебных заседаниях поясняла, что кадастровые работы осуществлялись ею на основании представленных ОАО «РЖД» документов. На момент проведения работ, доступ к спорному пути был ограничен в связи с проведением плановых работ, в связи с чем осмотр проведен картометрическим способом. (т.6, л.д.1-2, т.8, л.д.81).

Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, в порядке, предусмотренном частями 2, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что по сведениям государственного кадастрового учета на принадлежащем ИП ФИО1 земельном участке, расположенном по адресу: <...> с кадастровым номером 42:20:0103003:19 числятся:

- 1-ый приемо-сдаточный ходовой путь с кадастровым номером 42:20:0103003:363, поставлен на кадастровый учет 22.07.2016, принадлежит на праве собственности ИП ФИО1;

- железнодорожный путь необщего пользования с кадастровым номером 42:20:0103003:366, поставлен на кадастровый учет 10.01.2017, сведения о собственнике отсутствуют. Данный объект образован в результате раздела сооружения с кадастровым номером 42:00:0000000:401, который является ранее учтенным, поставлен на кадастровый учет 13.12.2013, право собственности на исходное сооружение зарегистрировано за ОАО «РЖД».

Указывая на фактическое отсутствие железнодорожного пути с кадастровым номером 42:20:0103003:366 (598 м.) и его наложение согласно кадастровому учету на железнодорожный путь 42:20:0103003:363, принадлежащий ИП ФИО1, истец обратился к ответчикам с настоящим иском.

Заслушав представителей сторон и исследовав представленные доказательства в совокупности, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд пришел к выводу об обоснованности требований истца по следующим основаниям:

Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная, в том числе судебная, защита его прав и свобод (часть 1 статьи 45, часть 1 статьи 46). Право на судебную защиту является непосредственно действующим, оно признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 17, статья 18).

Суд не может отказать лицу в судебной защите, сославшись на отсутствие правовых средств для восстановления его нарушенного права.

Исходя из принципа диспозитивности гражданского судопроизводства, заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом. В силу положений части 1 статьи 3 и части 1 статьи 4 АПК РФ условием реализации этих прав является указание в исковом заявлении на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца.

В статье 12 ГК РФ содержится перечень общих гражданско-правовых способов защиты прав субъектов гражданских правоотношений. Выбор способа защиты, в конечном счете, предопределяется спецификой охраняемого права и характером его нарушения.

В ходе рассмотрения дела истец указывал различные способы защиты права, целью которых было создание правовой определенности относительно принадлежности объекта железнодорожного пути необщего пользования, расположенного на земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности и возможность в дальнейшем им владеть фактически.

Поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что истец фактически не владеет спорным имуществом, то он обоснованно избрал такой вещно-правовой способ защиты права как виндикационный иск (то есть требование не владеющего вещью собственника к владеющему несобственнику о возврате ему вещи). О приоритете такого требования над требованием о признании права отсутствующим как исключительного способа защиты права для владеющего собственника (негаторный иск) следует из разъяснений, изложенных в пункте 52 постановления Пленума № 10/22, пункте 12 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2013 N 153 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения", а также нашло отражение в судебной практике (пункт 6 раздела 3 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 2 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016 и др.).

Как разъяснено в пункте 34 постановления Пленума № 10/22, если собственник требует возврата своего имущества из владения лица, которое незаконно им завладело, такое исковое требование подлежит рассмотрению по правилам статей 301, 302 ГК РФ.

В соответствии со статьей 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Как разъяснено в пунктах 32, 36 Постановления Пленума № 10/22, применяя статью 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.

Лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.

С помощью виндикационного иска может быть истребовано индивидуально определенное имущество (вещь), имеющееся у незаконного владельца в натуре. Следовательно, одним из условий истребования имущества из чужого незаконного владения является возможность его индивидуализации и идентификации.

Право собственности ИП ФИО1 на 1-ый приемо-сдаточный ходовой путь с кадастровым номером 42:20:0103003:363 протяженностью 501 м., 1973 года постройки возникло в результате его приобретения на торгах, проводимых в рамках дела о банкротстве ЗАО «Сибирский колос» по договору купли-продажи №5 от 16.03.2017, который одновременно является актом приема-передачи имущества и зарегистрировано в установленном порядке 24.03.2017 (т.1, л.д.22, 23; т.1, л.д.53-55).

Объект был постановлен на кадастровый учет 22.07.2016, то есть до приобретения его истцом.

Адрес объекта определен по местоположению земельного участка – <...>.

По данным публичной кадастровой карты на земельном участке с кадастровым номером: 42:20:0103003:19, принадлежащем истцу на основании договора дарения от 11.02.2014 (т.1, л.д.24-29), на кадастровый учет так же поставлен железнодорожный путь необщего пользования ст.Анжерская - № 20 б (ООО ПК «АгроСиб»), от знака граница подъездного пути через СП № 77 СС до упора 1962 года постройки, протяженностью 598 м. с кадастровым номером: 42:20:0103003:366, расположенный по адресу: Кемеровская область, Анжеро-Судженский городской округ, г. Анжеро-Судженск (т.1, л.д.56-58).

На публичной кадастровой карте (т.3, л.д.46, 47, 48) и схеме расположения земельных участков (т.5, л.д.149) видно, что сооружение с кадастровым номером 42:20:0103003:366 фактически идентично (имеются наложения) сооружению с кадастровым номером 42:20:0103003:363.

ФИО1 обращалась в Заводский районный суд г.Кемерово с административным иском к ФГБУ «ФКП Россреестра»о признании незаконными действий по постановке на учет спорного объекта и исключении его из Единого государственного реестра недвижимости. Решением Заводского районного суда от 04.10.2017 (в окончательной форме принято 14.10.2017) по делу № 2а-857-17 установлено, что поскольку при осуществлении кадастрового учета сведения об объекте недвижимости вносились в ГКН на основании документов, предоставляемых правообладателями, реестровая ошибка (до 01.01.2017 кадастровая ошибка) возникает не по вине органа, осуществляющего кадастровый учет. Объекты с кадастровыми номерами 42:20:0103003:366 и 42:20:0103003:363 имеют пересечения, но при этом различную протяженность. С точки зрения кадастра недвижимости, порядка ведения кадастра недвижимости эти объекты являются неидентичными, так как контуры разных объектов могут пересекаться. Суд, установив наличие спора о праве между ФИО1 и ОАО «РЖД», отказал в удовлетворении административного иска (т.1, л.д.84-91).

Предыдущий собственник ТОО «Хлебопродукты» (ЗАО «Сибирский колос») приобрёл данное имущество (1-ый приемо-сдаточный ходовой путь) по договору №12 купли-продажи государственного арендного предприятия Анжеро-Судженский комбинат хлебопродуктов по конкурсу от 07.09.1992 г., в составе которого, согласно акту оценки стоимости зданий и сооружений на 01.04.1992 имелись железнодорожные подъездные пути 1976 г. постройки и железнодорожные пути 1973 г. постройки, о чем было выдано свидетельство о собственности № 34 от 12.10.1992 (т.6, л.д. 24-53).

Согласно инвентарной карточке №6 от 1992 г., отчету №11 160(88) (1988 года) о расчёте нормы (срока) оборота вагонов на подъездной пути Анжеро-Судженского комбината хлебопродуктов, примыкающем к станции Анжерская Кемеровской железной дороги, следует, что 1-й приемо-сдаточный ходовой путь имеет границы от остряков стрелочного перевода 102, через стрелочный перевод №110 до упора, протяженность пути 5000 пог.метров, схема подъездного пути приведена на рисунке 1 (т.6, л.д.54-55,64-125). В схеме подъездного пути Анжеро-Судженского комбината хлебопродуктов (рисунок 1) описан как приемосдаточный, ходовой от стр.77 через стр.102, 110, 2 до упора (т.6, л.д.68). Указанный расчет оборота вагонов был составлен для использования при разработке договора на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути Анжеро-Судженского комбината хлебопродуктов (т.6, л.д.119). К расчету был приложен договор № 22 на эксплуатацию подъездного пути с Кемеровской железной дорогой (дорога) и ветвевладельцем (Анжеро-Судженским комбинатом хлебопродуктов), в котором имеется указание, что эксплуатация принадлежащего ветвевладельцу пути осуществляется дорогой на условиях настоящего договора, путь примыкает к пути фруктохранилища станции Анжерская Кемеровской железной дороги через стрелку 77, границей подъездного пути, является знак «граница подъездного пути», установленный железной дорогой напротив остряков стр.102. Развернутая длина подъездного пути 5000 п. м. (т.6, л.д.122-125).

Как следует из технического паспорта железнодорожного пути необщего пользования ЗАО «Сибирский колос» (по состоянию на 05.01.2005), согласованного с начальником Анжерской дистанции пути (т.8, л.д.57-69) подъездной путь ЗАО «Сибирский колос» примыкает стрелочным переводом № 77 к 20 вытяжному пути станции Анжерская. Границей подъездного пути (ГПП) ЗАО «Сибирский колос» со станцией Анжерская является знак «Граница подъездного пути», установленный у остряков стрелки № 102. Подача и уборка вагонов производится маневровым порядком локомотивом станции Анжерская серии ТЭМ-2 (других примыканий железнодорожных путей к железнодорожным путям предприятия нет).

Таким образом, в данном документе определена специализация пути, его длина, начало и окончание линейного объекта (от стр.110 до упора – выставочный погрузочный-выставочный, по длине- от стр.110 до упора полная длина 520, 5 м., полезная - 458, 5 м.). Имеется схема (т.8, л.д.70).

Между ЗАО «Сибирский колос» (владелец) и ОАО «РЖД» (перевозчик) заключались договоры на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования № 4/22 от 28.12.2010 (т.8, л.д.89-95) и № 4/22 от 30.09.2011, в соответствии с которым осуществлялась эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего стрелочным переводом № 77 к 20 пути станции Анжерская, локомотивов «владельца». Границей железнодорожного пути необщего пользования владельца является знак «ГПП», установленный напротив остряков стр.№ 77. развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 3538, 85 м., в том числе принадлежащих перевозчику (владельцу инфраструктуры железнодорожного пути общего пользования)-598, 85 м.

В целях заключения договора на эксплуатацию пути необщего пользования по требованию ОАО «РЖД» (Приказ МПС от 18.06.2003 № 26, пункт 2.8.) был представлен договор аренды от 01.10.2010 железнодорожного пути необщего пользования 1973, составленный между ЗАО «Сибирский колос» и ИП ФИО8 (пункт 31.1. договора № 4/22 от 28.12.2010). Данный документ подтверждает, что ОАО «РЖД» знало, что данный путь ему не принадлежит.

Кроме того, ЗАО «Сибирский колос» железной дорогой предписывалось устранить недостатки на своем пути, что следует из акта от 25.09.2008 проверки ж.д. пути необщего пользования ЗАО «Сибирский колос» (т.8, л.д.54), акта проверки от 12.08.2013 (т.8, л.д.55). Актом планового осмотра технического состояния пути необщего пользования ЗАО «Сибирский колос» комиссией было установлено, что на 2013 ЗАО «Сибирский колос» были проведены работы с 1 по 10 пути качественно и в срок для обеспечения безопасности маневров подвижного состава на пути необщего пользования (т.8, л.д.56).

ИП ФИО1 также планировался ремонт спорного пути в 2017 и осуществлялась охрана (т.8, л.д.53, 72-77).

При анализе Плана станции Анжерская и схемы подъездного пути Анжеро-Судженского комбината хлебопродуктов, можно определить, что железнодорожные пути, принадлежащие ОАО «РЖД» заканчивались стрелочным переводом №77, а железнодорожные подъездные пути необщего пользования предприятия, существовавшего на тот момент времени, начинались от стрелочного перевода №77.

Указанные выше документы подтверждают, что ИП ФИО9 является собственником объекта недвижимости: 1-ый приемо-сдаточный ходовой путь с кадастровым номером 42:20:0103003:363, расположенном на земельном участке с кадастровым номером: 42:20:0103003:19.

Документами, представленными ответчиком - ОАО «РЖД», не подтверждается, что железнодорожный путь с кадастровым номером 42:20:0103003:366, расположенный на земельном участке по адресу <...> является его собственностью.

Объект недвижимости с кадастровым номером 42:20:0103003:366 был образован в результате раздела сооружения с кадастровым номером 42:00:0000000:401 (42:00:0000000:0000:32:000:001:005900910) (т.4, л.д.1-165), который является ранее учтенным и на которое было зарегистрировано право собственности ОАО «РЖД» как на сооружение, состоящее из 36 зданий и 341 сооружения по адресу: Кемеровская область, Анжерская дистанция пути (регистрационная запись №42-01/00-108/2003-788 от 17.03.2004 г.) (т.6, л.д.3).

Указанный путь значится в ведомостях путей дорожной станции Анжерская на 01.01.2018 как путь необщего пользования 20б ООО ПК «Агросиб», от ГПП до к.пути, 598 м. (т.6, л.д.137-138).

Как следует из кадастрового дела, объект с кадастровым номером 42:20:0103003:366 расположен на земельном участке 42:20:0103003:19 (т.7, л.д.159).

ОАО «РЖД» указывает, что владеет спорным имуществом (в границах установленных кадастровым инженером) на основании Сводного передаточного акта на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД", утвержденным совместным распоряжением Минимущества России, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации, МПС России от 30 сентября 2003 г. N 4557-р/6-р/884р (т.1, л.д.62-64) с соответствующими приложениями к нему, определяющими перечень имущества передаваемого от Западно-Сибирской железной дороги в качестве вклада в ОАО «РЖД» (Анжерская дистанция пути) (т.1, л.д.65-83).

Организационно-правовые особенности приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта, а также управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта устанавливает Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Закон N 29-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 3, пунктами 2 и 4 статьи 4 Закона N 29-ФЗ приватизация имущества федерального железнодорожного транспорта осуществляется путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал ОАО "РЖД".

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги", имущество и имущественные комплексы организаций федерального железнодорожного транспорта, включенные в прогнозный план приватизации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 1111-р, подлежат внесению в уставный капитал ОАО "РЖД" (в том числе имущественный комплекс ФГУП Западно-Сибирской железной дороги МПС РФ).

За ФГУП «Западно-Сибирская железная дорога» на основании распоряжения МПС России от 28.12.2001 было закреплено имущество - «Путь 20 Заготзерно» ст. Анжерская в полосе отвода без указания о его протяженности (т.6, л.д.57, 58-59).

Следует отметить, что на схеме подъездного пути Анжеро-Судженского комбината хлебопродуктов (т.6, л.д.63-125) отсутствует «путь подъездной Заготзерно», несмотря на то, что год его ввода в эксплуатацию 1962, а схема, содержащаяся в отчете, датирована 1988 годом.

Порядок подготовки технической документации на объекты недвижимости железнодорожного транспорта, вносимые в уставный капитал ОАО "РЖД", установлен приказом Госстроя России от 19 сентября 2003 № 356 "Об утверждении особого порядка подготовки технической документации на объекты недвижимости железнодорожного транспорта, вносимые в уставный капитал ОАО "РЖД". Государственная регистрация прав ОАО "РЖД" производилась в соответствии с Методическими рекомендациями по порядку проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества железнодорожного транспорта, утвержденными приказом Минюста России от 22 января 2004 №12.

В соответствии с пунктом 3 Порядка формирование объектов и сооружений для проведения государственного технического учета, ведения Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности и составления технической документации для целей государственной регистрации прав производится организациями на основании выписки из перечня сооружений-комплексов и отдельных объектов недвижимого имущества, вносимых в уставный капитал ОАО "РЖД", права на которые подлежат государственной регистрации, являющегося приложением к передаточному акту организации. Указанная выписка подписывается руководителем и главным бухгалтером организации и скрепляется печатью организации.

В соответствии с указанными документами, а также Сводным передаточным актом, более 400 тысяч объектов недвижимого имущества были зарегистрированы в составе более 8 тысяч сооружений - производственно-технологических комплексов (далее - ПТК), в целях обеспечения формирования уставного капитала ОАО «РЖД» (Письмо Росреестра от 11.01.2018 № 14-00108-ГЕ/18).

В дальнейшем был осуществлен "выдел" отдельных объектов из состава ПТК
и исключения из ПТК с последующим осуществлением государственного кадастрового учета и регистрации прав на отдельные объекты недвижимости, входящие в состав ПТК, который производился на основании решения собственника (ОАО «РЖД») о разделе ПТК или выделе объектов из его состава.

В соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности № 32:000/2003-2091 от 17.11.2003 производственный объект с кадастровым номером 42:00:0000000:0000:32:000:001:005900910 состоял из 36 зданий, 341 сооружения, в том числе 184 -линейных (т.1, л.д.132).

Согласно делу правоустанавливающих документов на объект недвижимости с кадастровым номером 42:00:0000000:0000:32:000:001:005900910 (т.7, л.д.1-143) в Перечне объектов недвижимости железнодорожного транспорта на Анжерской дистанции пути числился «Путь подъездной заготзерно Кемеровская область, ст.Анжерская, 1389 м., Р-75, 1962 г.» (приложение №6) (т.1, л.д. 141, т.7, л.д.32 оборот).

Словесное описание границ данного объекта в Сводном передаточном акте отсутствует. В качестве местоположения (начальные и конечные точки учетных участков) (столбец №5 таблицы Перечня) указана станция Анжерская, тогда как спорный путь выходит за пределы станции.

В указанном Перечне имеются ссылки на номера Литер на плане (столбец № 2 таблицы Перечня), а именно объект обозначен под Литерами 97 (путь), 98 (земляное полотно). На схеме станции Анжерская указанные Литеры обозначены на 20 пути (непосредственно на пути Литер 97) и около него до остряков стрелочного перевода (СП) 77 (Литер 98) (т.7, л.д.59 оборот), а также на схеме полосы отвода объекты ОАО «РЖД» заканчиваются на СП77, не выходя за его границы, не переходя через него (т.7, л.д.95 оборот).

В таком виде данный объект был зарегистрирован за ОАО «РЖД» на праве собственности в составе объекта недвижимости Анжерской дистанции пути как «сооружение, состоящее из 36-зданий и 341-сооружения», о чем выдано свидетельство серии 42 АА 762441, регистрационная запись №42-01/00-108/2003-788 от 17.03.2004 г. (т.6, л.д.3).

При этом следует отметить, что сведения о начале и окончании «Пути подъездного заготзерно, 1389 м.» отсутствуют, а имеющиеся сведения в деле правоустанавливающих документов свидетельствуют о том, что данный путь не выходил за пределы СП 77.

По распоряжению заместителя начальника железной дороги по Кузбасскому территориальному управлению от 21.10.2016 № З-Сиб-1500/р в целях обеспечения соответствия наименований объектов недвижимого имущества, входящих в состав производственно-технологического комплекса Анжерской дистанции пути (свидетельство серии 42 АА 762441) с их фактическим назначением и использованием, уточнения их местоположения при проведении работ по пообъектной государственной регистрации прав, «Путь подъездной заготзерно» был переименован и разделен на 2 объекта: «железнодорожный путь ст.Анжерская-20 вытяжной, от СП № 67 до знака границы подъездного пути, 791 м.» и «железнодорожный путь необщего пользования ст. Анжерская - №20Б (ООО ПК «АгроСиб»), от знака граница подъездного пути через СП 77 СС до упора 598 м.» (порядковые номера в Перечне объектов 63, 65) (т.6, л.д.11, 12-13).

Таким образом, в данном документе появляются сведения о начале и окончании путей образованного из подъездного пути заготзерно. При этом один из путей расположен на земельном участке, принадлежащем ИП ФИО10, право собственности на который было зарегистрировано 17.02.2014.

Пути с кадастровыми номерами 42:20:0103003:366 (598 м.) и 42:20:0000000:875 (791 м.), образованные из подъездного пути заготзерно ст.Анжерская (1389 м.), поставлены на кадастровый учет, право собственности как на отдельные объекты на данные пути на момент рассмотрения дела не зарегистрировано.

Согласно схеме ст.Анжерской, имеющейся в деле правоустанавливающих документов объекта 42:00:0000000:0000:32:000:001:005900910, путь РЖД заканчивается в точке нахождения СП 77 (т.7, л.д.95 оборот).

Согласно схеме станции Анжерская на 01.01.2000 20 вытяжной путь на АО «Сибирский колос» («Подъездной путь Заготзерно») проходит СП 77 и не доходит до стр.102 и далее до стр. 110 (т.6, л.д.56).

Истец не оспаривает зарегистрированное право ОАО «РЖД» на исходное сооружение «Подъездной путь Заготзерно», указывая только на то, что его границы в целях разделения объекта определены неверно, с нарушением его прав, поскольку железнодорожный путь необщего пользования ст. Анжерская - №20Б (ООО ПК «АгроСиб»), от знака граница подъездного пути через СП 77 СС до упора с кадастровым номером номерами 42:20:0103003:366 (598 м.) на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке отсутствует и не мог быть, учитывая содержание вышеизложенных документов.

Кроме того, в рамках дела, рассмотренного Заводским районным судом г.Кемерово № 2а-857-17 и в силу части 2 статьи 69 АПК РФ обязательного для настоящего спора по установленным обстоятельствам, была проведена судебная экспертиза, которая по настоящему делу суд оценивает как иное допустимое доказательство в соответствии со статьей 89 АПК РФ и пунктом 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 23 от 04.04.2014 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе».

Согласно заключению эксперта № 101/2017 Негосударственного экспертного учреждения ООО «Судебно-экспертная лаборатория ФИО11» местоположение железнодорожного пути с кадастровым номером 42:20:0103003:363 соответствует сведениям, представленным в ЕГРН, начало пути определено ошибочно со стр. 110, а не стр.№ 77 (указано 501, 2 м., фактически-567, 27 м.). Фактически на земельном участке расположен только один железнодорожный путь с кадастровым номером 42:20:0103003:363. Местоположение железнодорожного пути с кадастровым номером 42:20:0103003:366 по адресному описанию определить невозможно. По сведениям о координатах поворотных точек контура железнодорожного пути с кадастровым номером 42:20:0103003:366 его месторасположение определить также не возможно, так как его контур частично пересекает и местами смешается в сторону от фактически существующего пути с кадастровым номером 42:20:0103003:363 (т.1, л.д.29-52).

В ходе судебного разбирательства, а также путем проведения совместных осмотров, в том числе с кадастровым инженером ООО «КОКЦ» ФИО2, установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № 42:20:0103003:19 имеется только один железнодорожный путь, который в настоящее время использует ОАО «РЖД» (договор на эксплуатацию от 01.02.2015 № 3/22 с ООО ПК «АгроСиб» (т.5, л.д.59-62, 63-71).

Из «Масштабного плана ж/д путей необщего пользования ООО ПК «Агросиб» видно, что расположение ж/д пути № 20б относительно других ж/д путей совпадает с месторасположением ж/д пути истца (1-ый приемо-сдаточный ходовой) с кадастровым номером 42:20:0103003:363 (т.5, л.д.136). Это также отчетливо следует из схемы расположения земельных участков (т.5, л.д.149).

Как следует из письма Минэкономразвития России от 27.12.2017 N Д23и-7434, которым в том числе руководствовался кадастровый инженер, относительно осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты, входящие в состав сооружения ПТК ОАО "РЖД" в разделе "Заключение кадастрового инженера" технического плана, подготовленного кадастровым инженером в отношении выделяемого из состава или образуемого в результате раздела ПТК объекта, должна содержаться информация о соответствии параметров (характеристик) такого объекта параметрам этого же объекта, на который зарегистрировано право собственности в составе ПТК.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в рассматриваемом случае осуществляются одновременно в порядке, предусмотренном пунктом 2 части 3 статьи 14, пунктом 3 части 1 статьи 15, статьями 24, 41 Закона № 218-ФЗ.

В заключении кадастрового инженера (т.4, л.д.160-162) указано, что технический план подготовлен в связи с образованием сооружения, в результате раздела существующего сооружения-комплекс Анжерской дистанции пути состоящего из 36-зданий и 341-сооружения с кадастровым номером 42:00:0000000:401, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Выписки из Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности № 32:000/2003-2091 от 17.11.2003.Состав объекта уточнен согласно распоряжению от 21.10.2016 № З-Сиб-1500/р, образовано 145 сооружений и 30 зданий. Так же при проведении натурного обследования объектов было выявлено, что часть объектов, входящих в состав сооружения, прекратили свое существование в результате полного сноса, в частности, (11) путь подъездной фрукто-хранилище ст. Анжерская. Характеристика объектов уточнена на основании натурного обследования. Суммарная протяженность всех объектов, входящих в состав сооружения отличается от протяженности указанной в основной характеристике технического плана.

Таким образом, ни в заключении, ни при пояснениях в судебном заседании, кадастровый инженер не указал, каким образом (на основании каких технических документов) были соотнесены вновь созданные объекты (железнодорожные пути с кадастровыми номерами 42:20:0103003:366 (598 м) и 42:20:0000000:875 (791 м) и первоначальный объект ПТК Анжерская дистанция пути и его отдельные части, учитывая отсутствие сведений о протяженности подъездного пути Заготзерно станции Анжерская при его передаче на праве хозяйственного ведения в ФГУП ЗСО, указание в Сводном передаточном акте на протяженность Пути подъездного заготзерно 1389 м. без определения его начальных и конечных точек.

Таким образом, ОАО «РЖД» фактически владеет не принадлежащим ему железнодорожным путем необщего пользования (42:20:0103003:366), самостоятельно определив его границы, в том числе на земельном участке, принадлежащем другому лицу (истцу) без правоустанавливающих документов, фактически подменяя его существующим железнодорожным путем истца (1-ый приемо­сдаточный ходовой).

В соответствии с положениями статей 209, 219 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат его собственнику. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В материалах дела отсутствуют сведения, что приемо-сдаточный ходовой путь, расположенный на бывшей территории Анжеро-Судженского комбината хлебопродуктов (<...>) отчуждался кому-либо ИП ФИО1 и /или предыдущими владельцами, а также был разобран.

Таким образом, следует вывод, что на земельном участке с кадастровым номером 42:20:0103003:19, по адресу: Кемеровская область, Анжеро-Судженский городской округ, <...> расположен 1-й приемо-сдаточный ходовой путь, кадастровый номер: 42:20:0103003:363, который на праве собственности принадлежит истцу.

Спорный железнодорожный путь (42:20:0103003:366) физически на данном земельном участке не существует и никогда не существовал (то есть не прекратил свое существование в результате разрушения, гибели и т.п.), но согласно кадастровому учету имеет координаты сходные 5ёс координатами железнодорожного пути с кадастровым номером 42:20:0103003:363, принадлежащего на праве собственности ИП ФИО1, был поставлен на кадастровый учет, а информация о нем была внесена в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Однако в связи с тем, что спорный железнодорожный путь физически не существует, не может быть использован по целевому назначению, не является объектом недвижимого имущества и объектом гражданских прав, следовательно, запись о постановке данного объекта на кадастровый учет, внесенная в ЕГРН, является недостоверной, нарушает права собственника фактически существующего объекта, вносит правовую неопределенность в правоотношения сторон и третьих лиц, позволит ответчику зарегистрировать право собственности на спорный объект и претендовать на земельный участок под ним. Соответственно, спорный объект подлежит снятию с государственного кадастрового учета.

При этом исковые требования к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области заявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат, поскольку требование ИП ФИО1 направлено на защиту права собственности, ответчиком по которому может быть только лицо, оспаривающее или не признающее право истца, лицо, которое считает себя собственником спорного имущества.

Как следует из пункта 28 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016) возникший спор о праве или межевой спор не могут быть разрешены лишь посредством удовлетворения требования, заявленного к органу кадастрового учета, о снятии земельного участка с учета.

В силу своих полномочий, орган, осуществляющий кадастровый учет, обязан исполнить решение суда (статья 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

Государственная пошлина, исходя из предмета иска и положений пункта 3 части 1 статьи 103 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определена исходя из стоимости истребуемого имущества, указанной в договоре купли-продажи № 5 от 16.03.2017 (3065288 руб.) и составляет 38326 руб.

При подаче иска истцом уплачена государственная пошлина в размере 9000 руб. (в том числе 6000 руб. за иск, 3000 руб. за заявление о принятии обеспечении иска).

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на ответчика.

Обеспечительные меры, принятые определением от 23.01.2018 (т.3,л.д.51-54) о запрете Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области совершать регистрационные действия в отношении железнодорожного пути необщего пользования ст. Анжерская - № 20 б (ООО ПК «АгроСиб»), от знака граница подъездного пути через СП № 77 СС до упора, с кадастровым номером 42:20:0103003:366, протяженностью 598 м., расположенного по адресу: Российская Федерация, Кемеровская область, город Анжеро-Судженск сохраняют свое действие до фактического исполнения судебного акта (часть 4 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 110, 170, 176, 180,181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Удовлетворить исковые требования индивидуального предпринимателя ФИО1 к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги».

Истребовать у открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 объект недвижимости 1-й приемо-сдаточный ходовой путь, кадастровый номер: 42:20:0103003:363, расположенный по адресу: Кемеровская область, Анжеро-Судженский городской округ, <...>, протяженностью 501 м, право собственности на который зарегистрировано за ФИО1 (регистрационная запись №42:20:0103003:363-42/010/2017-1 от 24.03.2017), используемый открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» как железнодорожный путь необщего пользования ст. Анжерская - №20Б (ООО ПК «АгроСиб»), от знака граница подъездного пути через СП 77 СС до упора, кадастровый номер 42:20:0103003:366, расположенный по адресу: Кемеровская область, Анжеро-Судженский городской округ, г. Анжеро-Судженск, протяженностью 598 м, образованный в результате раздела исходного сооружения путь подъездной заготзерно ст. Анжерская, протяженностью 1389 м, входящего в состав сооружений, право собственности на которые зарегистрировано за открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» как на сооружение, состоящее из 36-зданий и 341-сооружения, кадастровый номер 42:00:0000000:401, адрес: Кемеровская область. Анжерская дистанция пути (регистрационная запись №42-01/00-108/2003-788 от 17.03.2004 г.), в границах от остряков стрелки 102 через стрелку 110 до упора.

Снять с государственного кадастрового учета объект недвижимости с кадастровым номером 42:20:0103003:366, железнодорожный путь необщего пользования ст. Анжерская - №20б (ООО ПК «АгроСиб»), от знака граница подъездного пути через СП №77 СС до упора, адрес: Российская Федерация, Кемеровская область, Анжеро-Судженский городской округ, г.Анжеро-Судженск, протяженностью 598 м.

Отказать в иске к Управлению Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области.

Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 9000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход федерального бюджета 32 326 руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья С.В.Вульферт