ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-8720/14 от 12.01.2015 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д.8, Кемерово, 650000; информационно-справочная служба (3842) 58-43-26; факс (3842) 58-37-05;

www.kemerovo.arbitr.ru; info@kemerovo.arbitr.ru

именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово                                                                                 Дело № А27-8720/2014

«12» января 2015г.                                                                                                         

Резолютивная часть решения объявлена: «12» января 2015г. 

Полный текст решения изготовлен: «12» января 2015г.                                                                                                                       

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Мраморной Т.А.,

при ведении протокола судебного заседания и аудиопротоколирования помощником судьи Голубевой А.О.,

рассмотрев в открытом  судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества  "Шахтостроитель", Таштагольский район, п.Каз (ОГРН 1024201961563, ИНН 4228001129)

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации  (государственному учреждению) в г.Таштаголе Кемеровской области, г.Таштагол (ОГРН 1024201963356, ИНН 4228007480) 

о признании недействительным решения от 28.02.2014 № 19

при участии:

от ОАО "Шахтостроитель" - Скрылева Наталья Анатольевна, представитель, доверенность от 10.01.2014г., паспорт;

от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Таштаголе Кемеровской области – не явился;

у с т а н о в и л:

Открытое акционерное общество  "Шахтостроитель", Таштагольский район, п.Каз,  обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения от 28.02.2014г. № 19 Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Таштаголе Кемеровской области.

Представитель заявителя, настаивая на требованиях, указал, что бесплатная выдача работникам молока не поставлена в зависимость от аттестации рабочих мест, поскольку основанием для выдачи молока является фактическая занятость работников на работах, связанных с вредными производственными факторами, предусмотренными в перечне, указанном в приложении № 3 к приказу Минсоцразвития РФ от 16.02.2009 № 45н, выдача молока закреплена в трудовых договорах работников, перечень профессий с вредными условиями труда и форма учета выдачи молока закреплены в Приказе по учетной политике от 31.12.2008г. № 14, а также в соглашении с первичной профсоюзной организацией от 01.03.2009г., поскольку аттестация рабочих мест на предприятии не была проведена, в условиях отсутствия буфета и столовой предприятие обоснованно произвело замену молока на молоко сгущенное (концентрированное) в соответствии с нормами пункта 13 Приказа № 45н и Постановления Минтруда РФ № 13 от 31.03.2003г. (порядок действовал до вступления в силу приказа № 45-н), пособия по больничным листам были выплачены в соответствии с законодательством РФ, страховые взносы в данной части были начислены в связи с непринятием к зачету сумм по больничным листам Филиалом № 14 КРОФСС, однако решение КРОФСС, явившееся основанием для начисления взносов в связи с непринятием к зачету сумм заявителем обжаловано в судебном порядке.

Представитель пенсионного фонда, против заявленных требований возражает, в отзыве возражения мотивирует положениями статей 7, 8, 9 Федерального закона № 212-ФЗ, статьями 164, 219, 222, 212, 209 Трудового кодекса Российской Федерации, Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007г. № 569, указывает на то, что наличие вредных факторов необходимо подтвердить аттестацией рабочего места по условиям труда, Постановлением Минтруда РФ от 31.03.2003г. № 13 и Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009г. № 45н замена молока на концентрированное молоко и молоко цельное сгущенное с сахаром и без не допускается, установить, какой вид молока выдавался конкретным работникам невозможно, поскольку не приняты к зачету расходы на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, произведенные страхователем-плательщиком страховых взносов с нарушением требований законодательства, суммы, не принятые к зачету, обоснованно признаны объектом обложения страховыми взносами. Следовательно, решение пенсионного фонда законно и обоснованно. Более подробно возражения изложены в отзыве.

Заслушаны представители сторон, изучены материалы дела.

Судом установлено следующее.

Управлением пенсионного фонда проведена выездная проверка ОАО «Шахтостроитель» по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФОМС и ТФОМС. В рамках этой проверки Фонд установил нарушения Обществом положений Закона N 212-ФЗ, выразившееся в невключении в базу для исчисления страховых взносов за2010-2012 годы суммстоимости бесплатно выдаваемого работникам, занятым на работах с вредными производственными факторами, молока, в связи с отсутствием аттестации рабочих мест на предприятии, а также в связи с заменой молока на молоко сухое цельное, либо на молоко сгущенное стерилизованное с сахаром или без, также установлено занижение базы для начисления страховых взносов в связи с непринятием к зачету расходов по излишне начисленным и выплаченным суммам пособий по временной нетрудоспособности в сумме 4254,46 руб.

Эти нарушения повлекли, по мнению пенсионного фонда, занижение базы для исчисления страховых взносов и неуплату взносов.

Результаты проверки отражены Фондом в акте от 31.01.2014г. N 19.

По итогам рассмотрения материалов проверки и представленных заявителем письменных возражений Фонд 28.02.2014г. вынес решение N 19  о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009  "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), а также абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Решением от 28.02.2014г. № 19 Обществу также доначислены  подлежащие уплате страховые взносы и пени за их несвоевременную уплату.

Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд руководствуется нижеследующими положениями.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ) определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

При этом статьей 9 Закона № 212-ФЗ установлен исчерпывающий перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Согласно подпункту «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.

В статье 163 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлена обязанность работодателя по обеспечению нормальных условий работы для выполнения норм выработки, в том числе по обеспечению условий труда, которые должны соответствовать требованиям охраны труда и безопасности производства.

Статьей 164 ТК РФ определено понятие гарантий и компенсаций, согласно которой под гарантиями понимаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений; под компенсациями - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Согласно статье 219 Трудового кодекса Российской Федерации каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

В соответствии со статьей 222 Трудового кодекса Российской Федерации нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания, порядок осуществления компенсационной выплаты, предусмотренной данной статьей, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 N 168 "О порядке определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов и осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов" (далее - Постановление N 168), предусмотрено, что работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов осуществляется в соответствии с перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, нормами и условиями бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов; работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, выдача по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов может быть заменена по их письменным заявлениям компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.

Порядок выдачи работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов может быть заменена по письменным заявлениям работников компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором (далее - Порядок), утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н (далее - Приказ N 45н, Приложение N 2).

Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов (далее - Перечень), утвержден Приказом N 45н (Приложение N 3).

Нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока, утверждены Приказом N 45н (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 19.04.2010 N 245н, Приложение N 1).

Согласно пункту 2 Приложения № 1 к Приказу № 45н бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, уровни которых превышают установленные нормативы.

Из положений приведенных нормативных актов следует, что бесплатная выдача работникам молока не поставлена в зависимость от аттестации рабочих мест. Основанием для выдачи молока является его фактическая занятость на работах, связанных с вредными производственными факторами, предусмотренными в Перечне.

Согласно пункту 13 Норм в случае обеспечения безопасных (допустимых) условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест и заключением государственной экспертизы условий труда, работодатель принимает решение о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Из указанного положения не следует необходимость аттестации рабочих мест для принятия решения  о выдаче молока.

Как следует из материалов дела, ООО «Новокузнецкое гигиеническое агентство» осуществлен производственный контроль ОАО «Шахтостроитель», составлены протоколы измерений и оценки условий труда по химическим факторам, которыми подтверждено наличие вредных химических факторов (листы дела 98-105, том 1). Учетной политикой организации, утвержденной приказом № 14 от 31.12.2008г., установлена выдача бесплатного питания в пределах нормативов в отношении работников, рабочие места которых связаны с вредными условиями труда.

Согласно трудовых договоров с работниками (листы дела 30-33, том 2) работникам установлена бесплатная выдача молока в связи с работой во вредных условиях. Согласно должностных инструкций работников (листы дела 34-36, 67-84, том 2), получающих бесплатную выдачу молока, они обязаны выполнять работу во вредных условиях, связанных с применением химических веществ.

Факт работы лиц с химическими веществами, при контакте с которыми  рекомендовано употребление молока, материалами дела подтвержден и пенсионным фондом не оспаривается.

При этом в нарушение части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ УПФР не представлено нормативное обоснование обязательности проведения аттестации рабочих мест как условия для выдачи бесплатного молока или других равноценных пищевых продуктов по установленным нормам.

На работодателя действующим законодательством возложена обязанность обеспечивать работников, занятых на работах с вредными условиями труда, молоком по установленным нормам предусмотрена в коллективном договоре Общества.

В Постановлении N 6341/11 от 01.11.2011 Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выражена позиция о том, что в силу положений статей 2, 23, 27 Трудового кодекса одним из основных принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений является принцип социального партнерства - принцип, направленный на обеспечение согласования интересов работников и работодателей и реализуемый в форме проведения коллективных переговоров и заключения коллективных договоров и соглашений. Этот принцип отражен в статье 5 Трудового кодекса, согласно которой регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется наряду с указанными в данной норме нормативными правовыми актами также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

В статье 41 ТК РФ содержится указание на то, что в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

С учетом названных норм, определяющих принципы и источники правового регулирования трудовых отношений, обеспечение Обществом работников, занятых на работах с вредными условиями труда, молоком по установленным нормам, обязанность по выдаче которого предусмотрена в коллективном договоре, является компенсационной выплатой, осуществляемой в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Непосредственная связь работника при выполнении своих трудовых функций с химическими веществами, включенных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 45н в Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела: должностными инструкциями работников, трудовые договоры, подтверждающие выполнение работ в рамках основной деятельности, связанной с использованием вредных факторов; результатом производственного контроля, проведенного Новокузнецким гигиеническим агентством, коллективным договором (пункт 6.8. коллективного договора).

Представленные доказательства, в том числе факт наличия работ с вредными производственными факторами, согласно Перечня, заинтересованным лицом не оспаривается, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что заявитель правомерно определял условия труда как вредные.

В связи с чем у пенсионного фонда отсутствовали основания доначислять страховые взносы на сумму стоимости бесплатно выданного работникам молока.

Суд не принимает довод пенсионного фонда о том, что Обществом неправомерно была произведена замена молока на молоко концентрированное с сахаром или без, исходя из следующего.

Согласно последнего абзаца пункта 13 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 № 45н (в редакции Приказа Минсоцразвития РФ от 19.04.2010г. № 245н) при отсутствии у работодателя данных о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда или невыполнении им вышеперечисленных требований сохраняется порядок бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, действовавший до вступления в силу данного приказа.

Согласно ранее действовавшего порядка, который был утвержден Постановлением Минтруда РФ от 31.03.2003г. № 13 «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда», имелись нормы бесплатной выдачи равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока (приложения к нормам и условиям, утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 31.03.2003г. № 13). В данном приложении пунктом 6 обозначено, что молоко может быть заменено на молоко сгущенное стерилизованное без сахара.

Пунктом 9 статьи 39Закона N 212-ФЗ установлено, что в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.

Между тем, решение Управления не содержит указания на исследование при  проведении проверки факта по каким конкретно работникам выдавалось молоко сгущенное концентрированное без сахара либо с сахаром, не устанавливалось, в какой период  выдавался тот или иной вид молока, данные обстоятельства ни в акте проверки, ни в решении не отражены.

Таким образом, оспариваемое решение по своему содержанию не соответствует  части 9 статьи 39 и статье 40 Закона № 212-ФЗ, так как констатирует лишь факт  привлечения предпринимателя к ответственности в виде взыскания штрафа в связи с неправомерной заменой молока другими продуктами, а также факт начисления недоимки и пени в связи с данным обстоятельством.

С учетом невозможности суду установить периоды, в которые было выдано молоко концентрированное сгущенное без сахара либо молоко сгущенное с сахаром, тогда как все неустранимые сомнения толкуются в пользу плательщика страховых взносов, суд приходит к выводу о правомерной замене молока другим равноценным продуктом с учетом положений пункта 13 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 № 45н (в редакции Приказа Минсоцразвития РФ от 19.04.2010г. № 245н) и Постановления Минтруда РФ от 31.03.2003г. № 13.

При этом ссылка пенсионного фонда на положения Федерального закона от 12.06.2008 №88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» судом не принимается, поскольку указанным нормативным актом не регулируются вопросы бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов.

В отношении довода о неправомерном доначислении страховых взносов в размере 4254,46 рублей на суммы пособий по обязательному социальному страхованию, оплаченных за счет Фонда социального страхования в связи с непринятием расходов на выплату указанных пособий к зачету по результатам выездной проверки ФСС

Суд принимает довод заявителя о незаконности решения Пенсионного фонда в части непринятия к зачету расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию в отношении выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, поскольку, как следует из оспариваемого решения, приложенных в материалы дела документов и пояснений представителей сторон, данные о непринятии к зачету в счет уплаты страховых взносов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных актов получены от Фонда социального страхования, при этом  в отношении решения Фонда социального страхования о начислении по указанным лицам имеется решение арбитражного суда по делу № А27-7913/2014, на основании которого решениеот 04.02.2014г. № 14000045 о.с.с. Филиала № 14 ГУ КРОФСС РФ «О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в части отказа в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 19657,12 рублей признано недействительным.

Поскольку данные о непринятии к зачету расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, послужившие основаниями для выводов Пенсионного фонда о занижении облагаемой базы и неуплате страховых взносов, признаны арбитражным  судом незаконными, оспариваемое решение пенсионного фонда в данной части также не может быть признано законным.  

Соответственно, начисление пени, а также привлечение  заявителя к ответственности также являются незаконными.

На основании вышеизложенного, требование подлежит удовлетворению.

Расходы в виде уплаченной заявителем госпошлины в размере 2000 рублей подлежат взысканию в пользу заявителя с пенсионного фонда.

Руководствуясь  статьями 101, 167-170, 180, 181, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Требование  Открытого акционерного общества"Шахтостроитель", Таштагольский район, п.Каз,  удовлетворить.

Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Таштаголе Кемеровской области от 28.02.2014г. № 19. 

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Таштаголе Кемеровской области, г.Таштагол, в пользу Открытого акционерного общества"Шахтостроитель", Таштагольский район, п.Каз,  2000 рублей (две тысячи рублей) государственной пошлины.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок с момента его принятия.         

Судья                                                                                                     Т.А.Мраморная