ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-8781/15 от 12.10.2015 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Красная ул., д.8, Кемерово, 650000; информационно-справочная служба (3842) 58-43-26; факс (3842) 58-37-05

www.kemerovo.arbitr.ru; info@kemerovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово                                                                                 Дело № А27-8781/2015

«13» октября 2015 года

Резолютивная часть решения  оглашена «12» октября 2015 года

Решение изготовлено в полном объеме   «13» октября 2015 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Потапова А.Л., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Бахаевой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению товарищества собственников жилья «АПРЕЛЬ-М» (г. Междуреченск, ОГРН 1074200004020, ИНН 4214027624)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Кемеровской области (г. Междуреченск, ОГРН 1044214009861, ИНН 4214005003)

о признании недействительным решения № 722 от 25.07.2014

при участии:

от заявителя – Пырьев Ю.М. (паспорт, доверенность от 01.09.2014)

от налогового органа – ГНИ МРИ ФНС №8 по КО Терехова В.А. (удостоверение, доверенность от 07.10.2015 №27)

установил:

товарищество собственников жилья «АПРЕЛЬ-М» (далее по тексту – заявитель, товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения заместителя начальника ИФНС России №8 по Кемеровской области (далее по тексту – налоговый орган, налоговая инспекция) №722 от 25.07.2014 г. о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушения в виде: доначисления не исчисленного налога в сумме 18806,00 руб.; привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по п.1 ст.122 НК РФ, начисления пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога на 25.07.2014 г. в сумме 599,91 руб., а также просил суд возместить расходы на представителя, оплату государственной пошлины.

В ходе судебного заседания представитель заявителя поддержал заявленные требования, изложил доводы в обоснование своей позиции по спору. Представитель налогового органа с требованиями заявителя не согласился, изложил доводы в обоснование своих возражений, просил суд отказать в удовлетворении заявления.

Суд, исследовав обстоятельства и материалы дела,  заслушав позиции сторон, установил следующее.

Как следует из материалов дела, ТСЖ «АПРЕЛЬ-М» представило уточненную налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2013 год. Инспекцией была проведена камеральная проверка налоговой декларации, по итогам которой был составлен акт, в последующем принято решение № 722 от 25.07.2014 «о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения». Указанным решением товарищество привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового  правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 3761,20 рублей, налог по УСНО в размере 18 806 рублей, начислены пени по УСНО в размере 599,91 рублей.

Не согласившись с правомерностью данного решения, ТСЖ «АПРЕЛЬ-М» обжаловало его в Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области. По итогам рассмотрения жалобы УФНС России по Кемеровской области принято решение №695 от 08.12.2014, которым решение налогового органа оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения, решение нижестоящего налогового органа утверждено.

В последующем товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным оспариваемое решение. По мнению заявителя, средства, поступившие от членов ТСЖ в оплату стоимости содержания, обслуживания жилого фонда, а также в оплату коммунальных услуг, являются целевыми поступлениями, которые в соответствии с п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ не учитываются в составе доходов при определении налоговой базы по УСНО. В обоснование своих доводов, товарищество ссылается на положения Устава  ТСЖ «АПРЕЛЬ-М» и нормы ст.ст. 39, 135, 155 Жилищного кодекса РФ.

Налоговый орган не согласен с позицией заявителя, считает оспариваемое решение законным и обоснованным.  С учетом норм налогового и жилищного законодательства, а также представленных товариществом документов и свидетельских показаний, инспекция пришла к выводу, что поступившие в кассу ТСЖ «АПРЕЛЬ-М» платежи от членов товарищества на содержание жилья являются доходами ТСЖ от реализации товаров (работ, услуг) и, как следствие, признаются объектом налогообложения. При этом инспекция указывает, что спорные платежи не являются целевыми поступлениями, которые не учитываются для целей налогообложения в доходах, поскольку не являются вступительными, членскими, паевыми взносами, пожертвованиями, отчислениями на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые поступают в адрес ТСЖ от их членов. В связи с чем, по мнению налогового органа, доначисления налога по УСНО, начисление соответствующих сумм пени и штрафных санкций произведенны правомерно.

Более подробно позиции сторон изложены в заявлении, отзыве налогового органа, дополнении к нему и возражениях на отзыв.

Изучив доводы сторон, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суд признает требования заявителя подлежащими удовлетворению по нижеследующим основаниям.

Согласно статье 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом). Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.

Статья 346.15 Налогового кодекса РФ устанавливает, что налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 настоящего Кодекса. При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 настоящего Кодекса.

Заявитель ссылается на п.2 ст.251 Налогового кодекса РФ, согласно которого при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления. К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 настоящего Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.

Согласно решения налогового органа, налоговой базой для ТСЖ является доход, полученный им от собственников жилья в виде оплаты содержания жилья, поскольку данная сумма не подпадает под целевое финансирование, не является вступительными или членскими взносами некоммерческой организации.

Как следует из представленных в материалы дела реестров начисленных сумм, подлежащих оплате собственниками жилья, ежемесячно в состав платежей включены следующие оплаты: за отопление, за подогрев воды, за ОДН горячей воды, за теплоноситель, за ОДН теплоносителя, за холодную воду, за ОДН холодной воды, за канализацию, за ОДН канализации, за вывод мусора, за лифт, за содержание жилья, за электричество. Иные платежи с собственников жилья не взымались.

Доводы налогового органа в данной части судом признаны не обоснованными.

Статья 135 Жилищного кодекса РФ закрепляет, что товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Согласно Устава ТСЖ (л.д 51) предметом и целями деятельности ТСЖ является организация совместного управления и обеспечение эксплуатации недвижимого имущества в доме, реализация собственниками жилья прав по владению, пользованию и распоряжению общим долевым имуществом, обеспечение коммунальными услугами, организация и осуществление деятельности по содержанию, ремонту, эксплуатации, управлению и реконструкции недвижимого имущества, обеспечение надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния жилых и нежилых помещений (раздел 2 Устава). Согласно раздела 5 Устава обязанностью члена ТСЖ является несение расходов на содержание и ремонт общего имущества, пропорционально их доле в общем имуществе. Раздел 7 Устава закрепляет, что средства ТСЖ состоят из обязательных платежей членов товарищества.

В представленных реестрах начисленных сумм, подлежащих оплате собственниками жилья, средства на содержание и обслуживание общего имущества собственников жилья (уборка территорий, ремонтные работы, другие виды работ и услуг) отдельной строй не значатся. Взимание указанной платы в составе иных платежей по реестру налоговым органом не установлено. Наоборот, согласно полученных налоговым органом показаний главного бухгалтера ТСЖ Краснослободцевой С.В. данные средства расходуются ТСЖ на выдачу заработной платы работникам ТСЖ, на оплату налогов, госпошлин, страховых отчислений, покупку хозтоваров, материалов для текущего ремонта, оплату общедомовых нужд за электроэнергию, чистку канализаций, очистку крыш и дворов, на капитальный ремонт.

Как следствие, денежные средства, вносимые собственниками жилья за содержание жилья фактически являются целевыми поступлениями на содержание ТСЖ и ведение ей уставной деятельности, которые в силу пп.1 п.2 ст.251 Налогового кодекса РФ не учитываются при определении налоговой базы.

Кроме того, налоговым органом не учтены положения пп.14 п.1 ст. 251 Налогового кодекса РФ, согласно которых при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению. К целевому финансированию относятся средства собственников помещений в многоквартирных домах, поступающих на счета осуществляющих управление многоквартирными домами товариществ собственников жилья, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Как было отмечено ранее, согласно представленных реестров начисленных сумм, оплачиваемых собственниками жилья, в состав платы на содержание жилья входили суммы на проведение капитального ремонта.

Как следствие, оспариваемое решение налоговым органом не соответствует положениям ст.346.15, пп.14 п.1 ст.251, п.п.1 п.2 ст. 251 Налогового кодекса РФ и подлежит признанию судом незаконным.

Удовлетворяя требования заявителя, судебные расходы по оплате государственной пошлины при обращении в суд в порядке ст.110 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежат взысканию с налогового органа.

Распределение иных судебных расходов, в том числе расходы на представителя, производится судом по письменному заявлению стороны в порядке ст. 112 Арбитражного процессуального кодекса РФ при предоставлении подтверждающих данные расходы документы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 101, 110, 167–170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным, как не соответствующее нормам Налогового кодекса Российской Федерации, решение №722 от 25.07.2014 г. «о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», принятое Межрайонной ИФНС России №8 по Кемеровской области.

Взыскать с  Межрайонной ИФНС России №8 по Кемеровской области в пользу товарищества собственников жилья «Апрель-М» (ОГРН 1074200004020) 3000 (три тысячи) рублей в качестве понесенных расходов по оплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента его принятия.

Судья                                                                                                         А.Л. Потапов