ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-9073/2021 от 24.09.2021 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000; Тел. 8 (384-2) 45-10-16

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru; http://www.kemerovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово Дело № А27-9073/2021

«01» октября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена «24» сентября 2021 года

Решение в полном объеме изготовлено «01» октября 2021 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Аникиной К.Е.,

при ведении протокола судебного заседания с применением средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Сампаевой О.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации Правительства Кузбасса, город Кемерово, Кемеровская область – Кузбасс (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Управлению Федерального казначейства по Кемеровской области – Кузбассу, город Кемерово, Кемеровская область - Кузбасс (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным представления от 09.02.2021 №24 ДСП,

при участии:

от заявителя: ФИО1, доверенность от 20.01.2020, паспорт, диплом;

от УФК по КО - Кузбассу: до перерыва - ФИО2, доверенность от 28.06.2021, сл. удостоверение; ФИО3, доверенность от 15.06.2020 №39-16-20/10-5710, сл. удостоверение, диплом; после перерыва - ФИО3, доверенность от 15.06.2020 №39-16-20/10-5710, сл. удостоверение, диплом;

у с т а н о в и л:

Администрация Правительства Кузбасса (далее – Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области к Управлению Федерального казначейства по Кемеровской области – Кузбассу (далее - Управление) с заявлением о признании недействительным представления от 09.02.2021.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что выданное представление не соответствует закону и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы Администрации Правительства Кузбасса. Принятие решения о поощрении за счет средств иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета муниципальных служащих не может повлечь за собой нарушение статьи 132.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Считает, что решение о поощрении членов муниципальных управленческих команд, указанных в таблице №3 акта проверки, принималось на законных основаниях в соответствии с п. 3 Порядка поощрения в 2019 году региональных и муниципальныхуправленческих команд, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 17 декабря 2019 года №719.

Полагает, что акты субъекта Российской Федерации, устанавливающие порядок поощрения региональных и муниципальных управленческих команд, а также правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на цели поощрения муниципальных управленческих команд, могут быть представлены в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации при их наличии, то есть носят разрешительный характер. Поскольку пункт 1 Правил допускает вариантность «и (или)», пункт 19 Правил не может быть нарушен в связи с отсутствием механизма распределения иного межбюджетного трансферта, поскольку предоставление иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам на поощрение муниципальных управленческих команд в субъекте не предусмотрено.

Возражая против заявленных требований, УФК по Кемеровской области - Кузбассу указывает, что перечень должностей муниципальных служащих, имеющих право на получение поощрения, является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит. Полагает, что для поощрения муниципальных управленческих команд должны быть разработаны правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, представители Управления возражали против их удовлетворения.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующее.

В период с 21.09.2020 по 14.12.2020 на основании приказов Управления от 04.09.2020 №491, от 13.10.2020 №558, от 08.12.2020 №660 в Администрации проведена плановая камеральная проверка предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за период с 01.01.2019 по 31.12.2019.

По результатам проверки Управлением составлен Акт камеральной проверки от 14.12.2020, в котором отражены выявленные нарушения требований законодательства. На указанный акт Администрацией 15.12.2020 были представлены возражения.

По результатам рассмотрения материалов проверки возражения Администрации признаны необоснованными, и в адрес заявителя внесено представление №24ДСП от 09.02.2021.

Согласно представлению, Администрации вменены два нарушения:

1)Администрацией в 2019 году принято решение о поощрении за счет средств иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 31 муниципального служащего, не входящего в перечень лиц, имеющих право на получение поощрения, и произведена оплата на сумму 1 084 800 руб. 00 коп. (960 000 руб. 00 коп. (сумма, полученная поощренными) плюс 124 800 руб. 00 коп. (налог на доходы физических лиц)), что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 132.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3 Порядка поощрения в 2019 году региональных и муниципальныхуправленческих команд, утвержденного Постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 17 декабря 2019 года №719; с требованием – устранить нарушение путем возврата средств в сумме 1 084 800,00 руб. в установленном порядке в доход федерального бюджета, а также принять меры по устранению причин и условий нарушения в срок до 10.02.2022;

2)Администрацией в проверяемом периоде нарушен механизм распределения иного межбюджетного трансферта, а именно: не разработан (не издан) акт субъекта Российской Федерации, устанавливающий правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на цели поощрения муниципальных управленческих команд, в связи с чем иной межбюджетный трансферт из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации муниципальным образованиям Кемеровской области - Кузбасса не предоставлялся, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 132.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 19 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.12.2019 № 1614, с требованием – принять меры по устранению причин и условий нарушения в срок до 10.02.2022.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 132.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в случае софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, не урегулированных федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Указом Президента Российской Федерации от 25.04.2019 № 193 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Указ №193) утвержден перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение Указа № 193 постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 года №1614 утверждены Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов российской федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - Правила №1614).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2019 года №2960-р распределены иные межбюджетные трансферты в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В 2019 году бюджету Кемеровской области-Кузбасса предоставлен иной межбюджетный трансферт из федерального бюджета за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в размере 40 000 000 рублей: бюджетные средства были доведены Минфином России на лицевой ГФУ Кемеровской области по факту расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации платежными поручениями от 26.12.2019 и от 27.12.2019.

Согласно пункту 1 Правил №1614 данные правила устанавливают порядок предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с поощрением региональных управленческих командза достижение субъектами Российской Федерации значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2019 года №193 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", и (или) предоставлением иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам на поощрение муниципальных управленческих команд.

В силу пункта 19 Правил №1614 высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации до 15 января 2020 года представляет в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации:

- отчет о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляется иной межбюджетный трансферт;

- акты субъекта Российской Федерации, устанавливающие порядок поощрения региональных и муниципальных управленческих команд, а также правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на цели поощрения муниципальных управленческих команд.

Оспаривая пункт 2 представления, заявитель полагает, что необходимости в принятии акта Кемеровской области-Кузбасса, устанавливающего правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на цели поощрения муниципальных управленческих команд, при этом считает, что данное требование носит рекомендательный характер.

Вместе с тем указанная правовая норма содержит обязательный (а не «при наличии») перечень документов, необходимых для представления в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации.

Правилами №1614 установлен порядок:

1)предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета на цели поощрения региональных управленческих команд;

2)предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам на цели поощрения муниципальных управленческих команд.

Таким образом, осуществление данных расходных обязательств средств федерального бюджета предполагает:

- поощрение региональных управленческих команд непосредственно из бюджета субъекта Российской Федерации;

- поощрение муниципальных управленческих команд путем предоставления иного межбюджетного трансферта местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации.

Из изложенного следует, что поощрение муниципальных управленческих команд в любом случае осуществляется только путем предоставления местным бюджетам иного межбюджетного трансферта, для чего в соответствии с п. 19 Правил №1614 субъектом РФ должны быть разработаны правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на цели поощрения муниципальных управленческих команд.

Из обстоятельств дела видно, и не оспаривается заявителем, что в нарушение указанных требований администраций соответствующие правила составлены не были, и межбюджетный трансферт местным бюджетам предоставлен не был, на что обоснованно указано в пункте 2 представления.

Довод заявителя о том, что согласно Правил №1614 предоставление иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам на поощрение муниципальных управленческих команд носит разрешительный, а не обязательный характер, является несостоятельным, основанным на неправильном толковании положений Правил №1614.

Указанные обстоятельства подтверждают вывод Управления о нарушении Администрацией механизма распределения иного межбюджетного трансферта, поскольку фактически муниципальные команды в субъекте были созданы, однако их поощрение производилось напрямую из бюджета субъекта без перечисления денежных средств в местные бюджеты, что противоречит Правилам №1614.

В целях поощрения региональной и муниципальной управленческих команд в 2019 году постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 17.12.2019 №719 утвержден Порядок поощрения в 2019 году региональных и муниципальных управленческих команд (далее - Порядок №719).

В соответствии с пунктом 6 Правил №1614 под региональными и муниципальными управленческими командами понимается группа должностных лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации или должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, замещающих муниципальные должности или должности муниципальной службы, деятельность которых в соответствии с решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) способствовала достижению субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей эффективности деятельности.

Таким образом, участниками региональных и муниципальных управленческих команд в соответствии с Правилами №1614 могут быть:

-должностные лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации;

-должностные лица, замещающие должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации;

-должностные лица, замещающие муниципальные должности;

-должностные лица, замещающие должности муниципальной службы.

В силу абз. 4 п. 3 Порядка №719 в 2019 году право на получение поощрения имеют в том числе главы городских округов (муниципальных районов) Кемеровской области, заместители глав городских округов (муниципальных районов) Кемеровской области, руководители пресс-служб органов местного самоуправления городских округов (муниципальных районов) Кемеровской области, деятельность которых способствовала достижению значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности.

Задачей проверочной группы Управления в ходе контрольного мероприятия было в том числе осуществление проверки предоставления поощрения в соответствии с перечнем, установленным Порядком №719.

Распоряжением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 20.12.2019 №2-р-дсп «О поощрении» постановлено поощрить членов региональных и муниципальных управленческих команд Кузбасса денежной премией согласно спискам, утвержденным данным распоряжением, в числе которых значится 31 муниципальный служащий (таблица №3 акта проверки). При этом проверкой установлено, что указанные лица не перечислены в абз. 4 п. 3 Порядка №719, т.е. не являются главами городских округов (муниципальных районов) Кемеровской области, заместителями глав городских округов (муниципальных районов) Кемеровской области, руководителями пресс-служб органов местного самоуправления городских округов (муниципальных районов), а именно: заместитель начальника территориального управления Рудничного района администрации города Кемерово, заместитель начальника по социальным вопросам территориального управления поселка городского типа Бачатский Администрации Беловского городского округа, руководитель аппарата администрации Заводского района города Новокузнецка, Управляющий делами – руководитель аппарата Администрации Калтанского городского округа и другие (полный перечень представлен на стр. 30 - 37 Акта проверки; т. 1 л.д. 46-53).

Допрошенная по ходатайству Администрации в качестве свидетеля начальник Управления кадров и государственной службы Администрации правительства Кузбасса ФИО4 в судебном заседании 23.09.2021 пояснила, что Порядок №719 не предусматривает занятие лицами, имеющими право на получение поощрения, конкретных должностей муниципальной службы. Поощрение производилось не в связи с занятием муниципальным служащим определенной должности, а в связи с выполнением им деятельности, способствовавшей достижению значений показателей эффективности.

Однако суд считает данные доводы необоснованными.

Из буквального толкования абз. 4 п. 3 Порядка №719 следует, что указанное положение Порядка №719 содержит исчерпывающий перечень должностей,замещение которых в случае эффективной деятельности предоставляет право на получение поощрения, и речь в нем идет не о функционале в соответствии с должностным регламентом поощряемого, а именно о занимаемой должности.

При этом перечень должностей в Порядке №719 установлен Правительством Кемеровской области-Кузбасса самостоятельно,следовательно,имелась возможность при необходимости учесть все особенности утверждения наименований должностей в муниципалитетах Кемеровской области - Кузбасса при формировании данного перечня (в том числе факт отсутствия должности «руководитель пресс-службы органа местного самоуправления городских округов (муниципальных районов) Кемеровской области» в Реестре должностей муниципальной службы, утвержденном Законом Кемеровской области от 30.06.2007 №103-ОЗ «О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы»).

По мнению заявителя, поскольку должностными инструкциями начальникам территориальных управлений администрации Беловского городского округапоручена конкретная работа, то они являются заместителями Главы Беловского городского округа по решению вопросов местного значения. Но данная позиция несостоятельна.

Так, приложением №1 к Решению Совета народных депутатов Беловского городского округа от 31.10.2019 №15/72 утверждена структура Администрации Беловского городского округа, в соответствии с которой Глава Беловского городского округа имеет следующих заместителей:

-Первый заместитель Главы Беловского городского округа;

-Заместитель Главы Беловского городского округа по промышленности, развитию потребительского рынка и услуг;

-Заместитель Главы Беловского городского округа по ЖКХ;

-Заместитель Главы Беловского городского округа - руководитель аппарата;

-Заместитель Главы Беловского городского округа по строительству;

-Заместитель Главы Беловского городского округа по экономике, финансам, налогам и собственности - начальник управления экономики;

-Заместитель Главы Беловского городского округа по координации работы правоохранительных органов и органов военного управления.

Также в соответствии со структурой Администрации Беловского городского округа, утвержденной приложением №1 к Решению Совета народных депутатов Беловского городского округа от 31.10.2019 №15/72, территориальные управления Беловского городского округа находятся в подчинении Заместителя Главы Беловского городского округа – руководителя аппарата.

Таким образом, вопреки доводам заявителя, начальники территориальных управлений Администрации Беловского городского округа не являются заместителями Главы Беловского городского округа, а, следовательно, в соответствии с Порядком №719, не имели права на получение поощрения.

Иные муниципальные служащие, которым было выплачено поощрение (также поименованные в таблице №3 акта проверки, т. 1 л.д. 46-53), также не имели права на его получение, так как занимаемые ими должности не соответствуют должностям, указанным в абз. 4 п. 3 Порядка №719.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что для предоставления поощрения имеет значение не факт поручения (делегирования) каких-либо полномочий или функций, а именно замещения определенной должности.

При таких данных суд полагает, что факт выявленного в ходе проверки нарушения нашел свое подтверждение при рассмотрении дела.

В ходе проверки Управлением установлено, что акта Кемеровской области-Кузбасса, устанавливающего Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на цели поощрения муниципальных управленческих команд в проверяемом периоде Администрацией не принималось (не издавалось), соответственно, иной межбюджетный трансферт из бюджета Кемеровской области-Кузбасса за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации муниципальным образованиям Кемеровской области – Кузбасса не предоставлялся.

Таким образом, оспариваемое представление вынесено в соответствии с требованиями закона, при наличии к тому законных оснований и законных прав заявителя не нарушает.

В силу части 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При указанных обстоятельствах заявленные требования о признании незаконным и отмене оспариваемого представления удовлетворению не подлежат.

В соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина не подлежит взысканию в доход федерального бюджета с Администрации Правительства Кузбасса.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

заявленные требования оставить без удовлетворения.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.

Судья Аникина К.Е.