ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-9108/09 от 19.10.2009 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  650000, г. Кемерово, ул. Красная, 8

www.kemerovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Кемерово Дело № А27-9108/2009

26 октября 2009 года

Резолютивная часть решения оглашена 19.10.2009, решение изготовлено в полном объеме 26.10.2009

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи С.В.Вульферт

при ведении протокола помощником судьи Ю.С.Камышовой

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Кемеровской области, г. Кемерово

к федеральному государственному унитарному предприятию «Профдезинфекция», г. Белово

третье лицо: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, г. Москва

о взыскании 49800 руб.

При участии:

от истца: ФИО1 – представителя по доверенности от 25.05.2009 № 7-2-05/823 (со спец. полн.);

от ответчика: ФИО2 – представителя по доверенности от 31.08.2009 (со спец. полн.);

от третьего лица присутствует ФИО3

у с т а н о в и л:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Кемеровской области (далее - ТУ Росимущества по Кемеровской области) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к федеральному государственному унитарному предприятию «Профдезинфекция» (далее – ФГУП «Профдезинфекция») о взыскании неосновательного обогащения в виде части прибыли предприятия за 2007 подлежащей уплате в федеральный бюджет в сумме 49800 руб.

Исковые требования мотивированы тем, что ответчиком в полном объеме не перечислена в федеральный бюджет прибыль, полученная за 2007 на основании статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Размер прибыли, подлежащий перечислению в бюджет, был установлен ТУ Росимущества по Кемеровской области в размере 25% на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 № 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий» (с изменениями от 23.04.2006).

Представитель истца требования поддержал.

Представитель ответчика иск не признал, поскольку исходя из смысла Постановления Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 № 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий» (с изменениями от 23.04.2006), Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества Федерального государственного унитарного предприятия», Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, ТУ Росимущества по Кемеровской области не обладает полномочиями по утверждению программ деятельности государственных унитарных предприятий и контролю за перечислением части прибыли. Такими полномочиями в отношении ответчика обладает федеральный орган исполнительной власти, которому данное предприятие подведомственно. В соответствии с распоряжением Правительства от 17.01.2005 № 32-р ФГУП «Профдезинфекция» подведомственно Роспотребнадзору, которое осуществляет полномочия собственника. В соответствии с приказом № 27 от 15.02.2007 за ТУ Росимущества закреплены полномочия администратора доходов федерального бюджета, которые в соответствии с частью 2 статьи 160.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации включают в себя начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов и т.д.

Определением суда от 04.09.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Роспотребнадзор) в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебное заседание от третьего лица явился представитель ФИО3, представив копию доверенности № 50 от 16.10.2009.

Как установлено частью 4 статьи 61 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочия представителей на ведение дела в арбитражном суде должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом, а в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, в ином документе.

Поскольку подлинная доверенность на представление интересов в суде Роспотребнадзора не представлена, ФИО3 не был допущен к участию в рассмотрении дела в качестве представителя третьего лица.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с отчетом о прибылях и убытках за 2007 год сумма чистой прибыли ФГУП «Профдезинфекция» составила 332000 руб. (л.д. 42).

ФГУП «Профдезинфекция» перечислило в федеральный бюджет часть чистой прибыли за использование государственного имущества в размере 10%, что составляет 33200 руб.

Во исполнения поручения Росимущества от 16.11.2007 № ЮМ-11/30556 «Об утверждении программ деятельности на 2008» ТУ Росимущества по Кемеровской области в адрес ФГУП «Профдезинфекция» направлены распоряжения от 25.12.2007 № 3-2/589 «Об утверждении программы деятельности ФГУП «Профдезинфекция» г.Белово Кемеровской области на 2008» (л.д.9) и от 23.04.2008 № 3-2/265 «Об уточнении показателей экономической эффективности деятельности ФГУП» (л.д.10).

Из содержания распоряжений следует, что норматив отчислений от чистой прибыли, полученной ФГУП по итогам работы за 2007, подлежащей перечислению в федеральный бюджет составляет 25%, что для ФГУП «Профдезинфекция» составляет 83000 руб.

Полагая, что ответчиком не исполнена обязанность по перечислению части чистой прибыли в размере 49800 руб., ТУ Росимущества по Кемеровской области обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим иском.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии с пунктом 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Пунктами 1, 2 статьи 17 Федерального закона № 161-ФЗ от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предусмотрено, что собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.

Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Согласно пункту 2 действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений постановления Правительства Российской Федерации № 691 от 27.11.2004 «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом» Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.

В данной норме предусмотрено исключение из общего правила в отношении случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти.

Указанные положения также содержатся в Положении о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации N 432 от 05.06.2008.

Одним из таких органов является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 322 от 30.06.2004 Роспотребнадзор является федеральным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Роспотребнадзор в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности осуществляет контроль за деятельностью территориальных органов службы и подведомственных организаций (п. 6.6.).

Перечень подведомственных Роспотребнадзору учреждений установлен распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.01.2005 № 32-р.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества Федерального государственного унитарного предприятия» установлено, что федеральные органы исполнительной власти в отношении находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащих сохранению в федеральной собственности или включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, в случае, если акции созданных посредством их преобразования акционерных обществ предполагается внести в уставный капитал других акционерных обществ или сохранить в федеральной собственности, осуществляют: утверждение устава предприятия, назначение на должность руководителя предприятия, утверждение программы деятельности предприятия, определение подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли предприятия, согласование совершения крупных сделок, утверждение бухгалтерской отчетности и отчетов руководителя предприятия и пр.

В отношении иных предприятий указанные полномочия осуществляются Федеральным агентством по управлению государственным имуществом с учетом предложений, поступивших от федеральных органов исполнительной власти.

Как следует из пункта 4 Устава, утвержденного приказом Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.03.2005 № 292, ФГУП «Профдезинфекция» в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.01.2005 № 32-р передано в подведомственность Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (л.д. 64-73).

Уставом ФГУП «Профдезинфекция» закреплено, что полномочия собственника в отношении предприятия осуществляет Роспотребнадзор, а именно утверждает Устав, назначает на должность руководителя предприятия, утверждает программу производственной деятельности, определяет процент прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет и т.д. (пункты 21. – 21.11.) (л.д.70).

Как установлено пунктом 26 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Кемеровской области ТУ Росимущества по Кемеровской области принимает меры для обеспечения и несет ответственность за поступление в федеральный бюджет дивидендов по находящимся в федеральной собственности акциям акционерных обществ, средств от приватизации и доходов от использования иного федерального имущества (за исключением части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных иным федеральным органам исполнительной власти).

Таким образом, полномочия собственника в отношении имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ответчиком, осуществляет Роспотребнадзор.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10.01.2002 № 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий» установлено, что федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими права собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия, ежегодно утверждаются программы деятельности подведомственных им федеральных государственных унитарных предприятий.

Пунктом 1, 2 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 228 от 10.04.2002 предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти до 1 ноября утверждает программы деятельности предприятий на основании проекта программы деятельности предприятий, который руководитель федерального государственного унитарного предприятия ежегодно составляет и представляет федеральному органу исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 5 Правил руководитель предприятия ежегодно, до 1 апреля, вместе с отчетом о деятельности предприятия за прошедший год представляет в федеральный орган исполнительной власти годовую бухгалтерскую отчетность.

Согласно абзацу первому пункта 6 Правил часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, рассчитывается путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, осуществляемых за счет чистой прибыли.

При отсутствии утвержденной программы деятельности предприятия на текущий год (за исключением 2002 года) часть прибыли предприятия, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму обязательных отчислений в фонды предприятия, образованные в соответствии с законодательством и уставом предприятия.

В соответствии с пунктом 7 Правил решение федерального органа исполнительной власти, предусмотренное пунктом 6 названных Правил, представляется в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в течение 7 дней с даты принятия.

Таким образом, из системного толкования пунктов 6, 7 Правил следует, что для перечисления части прибыли предприятия в бюджет в соответствии с абзацем первым пункта 6 федеральному органу исполнительной власти необходимо принять решение.

Истцом в материалы дела представлена программа деятельности ФГУП «Профдезинфекция» на 2007, из которой следует, что часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в 2007 году, составляет 83000 руб., что составляет 25% от чистой прибыли. Указанная программа деятельности подписана директором ФГУП «Профдезинфекция» ФИО4 В программе отсутствуют сведения о ее утверждении уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении имущества ФГУП «Профдезинфекция».

Приказом Роспотребнадзора от 31.12.2008 № 1124 «Об утверждении отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятии», изданного во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 № 228 утверждены отчеты руководителей ФГУП за 2007, в том числе ФГУП «Профдезинфекция», размер чистой прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, установлен в размере 10 % (л.д. 63).

Кроме того, представителем ответчика в материалы дела представлены утвержденные Роспотребнадзором программы деятельности ФГУП «Профдезинфекция» на 2008, 2009 г.г.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что ответчиком обоснованно перечислено в федеральный бюджет 10% части чистой прибыли предприятия в соответствии с решением Роспотребнадзора (л.д. 63).

При таких обстоятельствах, исковые требования истца удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167 – 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Кемеровской области в удовлетворении исковых требований отказать.

  Решение в месячный срок после его принятия может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд, а также в двухмесячный срок после вступления решения в законную силу – в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Судья С.В.Вульферт