АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Кемерово Дело № А27-9411/2022
23 сентября 2022 года
Резолютивная часть решения оглашена 16 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи М. А. Сарафанниковой, при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем М. С. Бухтояровой,
при участии представителей заявителя: ФИО1 по доверенности от 08.12.2021, ФИО2 по доверенности от 18.07.2022, представителей Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (до перерыва): ФИО3 по доверенности от 26.08.2022, ФИО4 по доверенности от 20.04.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Кузнецкие ферросплавы» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Кемеровская область – Кузбасс, город Новокузнецк
к Верхне-Обскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Новосибирск, в лице Отдела водных ресурсов по Кемеровской области, город Кемерово
о признании незаконным и отмене решения об отказе в утверждении нормативов допустимого сброса, изложенного в письме № 10-31/279-н от 03.03.2022,
обязании устранить допущенные нарушения,
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора: Южно-Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Кемерово,
у с т а н о в и л:
в Арбитражный суд Кемеровской области 26.05.2022 поступило заявление акционерного общества «Кузнецкие ферросплавы» (АО «Кузнецкие ферросплавы», АО «КФ», заявитель) о признании незаконным и отмене решения Отдела водных ресурсов по Кемеровской области (заинтересованное лицо) об отказе в утверждении нормативов допустимого сброса, изложенного в письме № 10-31/279-н от 03.03.2022, обязании отдела водных ресурсов по Кемеровской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества «Кузнецкие ферросплавы».
Определением суда от 02.06.2022 заявление принято к производству.
С учетом привлечения к участию в деле третьего лица, подготовка дела к судебному разбирательству откладывалась до 17.08.2022, судебное разбирательство назначено на 12.09.2022, в котором был объявлен перерыв до 16.09.2022.
В судебном заседании представители заявителя требования поддержали. Представители заинтересованного лица против удовлетворения заявления возражали согласно письменному отзыву, дополнительным возражениям.
В судебное заседание третье лицо явку не обеспечило, ранее представило письменный мотивированный отзыв на заявление с возражениями против требований.
В соответствии с положениями статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие третьего лица.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы участников процесса, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, для АО «Кузнецкие ферросплавы» 11.10.2018 приказом № 209-пр утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов (далее – НДС) по выпуску № 1 с количественными показателями загрязняющих веществ, рассчитанными на годовой расход сточных вод в размере 328,043 тыс. м3/год (т. д. № 1, л. д. 39-41), действующие по 11.10.2023.
В 2020 году с учётом изменения технологических потребностей, а также в связи с участием Общества в «Федеральном проекте «Чистый воздух» по строительству сухой газоочистки, у предприятия возникла необходимость увеличения разрешенного объема сброса, в связи с чем АО «КФ» получено в установленном порядке Решение о предоставлении водного объекта в пользование от 05.11.2020 № 1209/РРТ/Сс - 11.2020 (т. д. № 1, л. д. 50-52), зарегистрировано в государственном водном реестре 18.11.2020 за № 42-13.01.03.002-Р-РСБХ-С-2020-02947/00, с целью сброса сточных вод в объеме 548,643 тыс.м3/год.
23.12.2021 АО «КФ» обратилось в Отдел водных ресурсов по Кемеровской области Верхне- Оского БВУ с заявлением об утверждении измененных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в составе сточных вод, сбрасываемых по выпуску №1 в р. Кульяновка.
Рассмотрев указанное заявление, Отдел водных ресурсов по Кемеровской области в утверждении НДС отказано письмом от 03.03.2022 за исх. № 10-31/279-н (т. д. № 1, л. д. 27). В качестве о оснований к отказу указано на несоответствие представленных документов требованиям пунктов 18, 19 и подпункту А пункта 13 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденных приказом МПР от 29.12.2020 № 1118.
Не согласившись с принятым решением от 03.03.2022, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта, действия (бездействия) по закону возлагается на орган, принявший акт, совершивший действие; обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за признанием акта недействительным, действия (бездействия) незаконным.
Статьей 19 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) установлено, что нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (пункт 1) и заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также федеральных норм и правил и нормативных документов в области охраны окружающей среды (пункт 2).
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов, устанавливаются в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности (статья 21 Закона об охране окружающей среды).
Как указано в статье 1 Закона об охране окружающей среды, нормативы допустимых сбросов - нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс) использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Статьей 35 Водного кодекса установлено, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты (часть 1). Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 3).
В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" (далее - Постановление N 469) нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов (Росводресурс) по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Федеральным агентством по рыболовству (Росрыболовство) и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты".
Сроки и последовательность административных процедур (действий) Федерального агентства водных ресурсов и (или) его территориальных органов, порядок взаимодействия между структурными подразделениями Федерального агентства водных ресурсов, а также взаимодействия территориальных органов Росводресурсов с юридическими и физическими лицами, в том числе, индивидуальными предпринимателями, территориальными органами Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федерального агентства по рыболовству, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования при предоставлении государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты утверждены Административным регламентом Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, для водопользователей по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, утвержденным приказом Минприроды Российской Федерации от 02.06.2014 N 246 (далее - Административный регламент).
Пунктом 9 Административного регламента установлено, что для утверждения НДС заявитель представляет в территориальный орган Росводресурсов письменное заявление либо заявление в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" с приложением перечня документов, указанных в данном пункте.
Нормативы допустимых сбросов рассчитываются в разрабатываемом организацией-водопользователем (по его поручению проектной или научно-исследовательской организацией) в проекте НДС и утверждаются приказом Росводресурсов (его территориальными органами) (п. 11 Приказа Минприроды России от 29.12.2020 № 1118 "Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей».
В соответствии с пунктом 6 Административного регламента результатами предоставления государственной услуги являются:
- утверждение нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты приказом территориального органа Росводресурсов и выдача заверенной копии приказа территориального органа Росводресурсов об их утверждении заявителю либо предоставление заявителю мотивированного отказа в утверждении нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты;
- внесение изменений в приказ территориального органа Росводресурсов об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты и выдача заявителю соответствующей копии приказа либо предоставление мотивированного отказа во внесении изменений в приказ об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты.
Из пункта 22 Административного регламента следует, что административная процедура по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты включает в себя ряд административных действий, в том числе согласование нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты с соответствующими территориальными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Судом установлено и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что АО «КФ», обращаясь с заявлением об утверждении измененных НДС, приложило к нему в соответствии с указанными нормами соответствующий перечень документов, в том числе, проект нормативов предельно допустимых сбросов веществ и микроорганизмов со сточными водами выпуска № 1 в р. Кульяновка для АО «КФ» (т. д. № 1, л. д. 123-150, т. д. № 2, л. д. 1-137), в котором отражены обоснование и расчет НДС с учетом требований Методики № 1118 от 29.12.2020.
Исходя из письма от 25.02.2022 № 10-26/250-э (т. д. № 1, л. д. 65), усматривается, что от уполномоченных органов были получены соответствующие заключения о согласовании НДС. Заключением ответственного исполнителя (т. д. № 1, л. д. 65-67) предложено утвердить НДС сроком на 5 лет.
Судом не установлено, а заинтересованными лицами не доказано отсутствие в составе заявления на утверждение измененных НДС информации и документов, указанных в пункте 9 Административного регламента либо несоответствие этих информации и документов установленным требованиям.
Согласно пункту 22.6 Административного регламента основанием для начала административного действия по оформлению мотивированного отказа в утверждении НДС является заключение ответственного исполнителя о несоответствии проекта НДС положениям Методики и (или) наличие одного или более мотивированного отказа в согласовании НДС от согласующих уполномоченных органов исполнительной власти.
Ответственный исполнитель подготавливает мотивированный отказ в утверждении НДС с перечислением несоответствий Методике, дополняя его сведениями о рассмотрении документов Заявителя, согласующими уполномоченными органами исполнительной власти; подписывает указанный мотивированный отказ у руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Росводресурсов; вносит информацию о направлении мотивированного отказа в Журнал учета принятых решений об утверждении НДС (внесении изменений в приказ об утверждении НДС, признании утвержденных НДС недействительными).
Мотивированный отказ в утверждении НДС передается лично в руки Заявителю или его представителю (по доверенности) либо отправляется по почте в адрес Заявителя в течение 45 рабочих дней с момента регистрации в уполномоченном территориальном органе Росводресурсов документов Заявителя.
Следовательно, отказ в утверждении нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты может быть оформлен при наличии мотивированного отказа в согласовании со стороны согласующих уполномоченных органов исполнительной власти, при этом сам по себе такой отказ как результат предоставления государственной услуги также должен быть мотивированным.
При вынесении решения от 03.03.2022 Отдел водных ресурсов по Кемеровской области, отказывая в утверждении НДС, ограничился лишь указанием на несоответствие представленных документов требованиям пунктов 18, 19 и подпункту А пункта 13 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденных приказом МПР от 29.12.2020 № 1118. В чем конкретно, представленные обществом документы не соответствуют требованиям названного Приказа, заинтересованным лицом не указано.
При этом, под мотивированностью следует понимать внешнее выражение обоснованности, представляющее собой совокупность мотивов (доводов), которые объясняют, как фактические обстоятельства конкретной ситуации (конкретного проекта) взаимодействуют с нормами права. Мотивировка решения публичного уполномоченного органа (должностного лица) призвана объяснить, почему им принято то или иное решение, и обосновать выводы конкретными обстоятельствами со ссылкой на имеющиеся в представленном заявителем проекте нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты недостатки и положения закона, которым такие недостатки не соответствуют или противоречат, или на мотивированный отказ согласующих уполномоченных органов исполнительной власти, в которых имеется надлежащая мотивировка рассматриваемого вопроса.
Учитывая, что мотивированность представляет собой обращенное к субъекту, уполномоченному на принятие решения, требование приводить письменно в решении умозаключения, объяснения о наличии или об отсутствии фактов, являющихся основанием окончательного вывода, такой субъект не должен ограничиваться в своем решении ссылкой на наличие тех или иных признаков.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание объективное неравенство участников возникших правоотношений, обусловленное наделением одного из них (Верхне-Обское БВУ в лице Отдела водных ресурсов) специальным статусом публичного органа, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг, в том числе, по рассмотрению и утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, суд считает, что в своем ответе на заявление АО «КФ» об утверждении нормативов допустимых сбросов заинтересованное лицо не вправе было ограничиваться общим указанием на отклонение от утверждения нормативов ввиду несоответствия представленных документов пунктам 18, 19, подпункту А пункта 13 Методики.
Каких-либо иных оснований для отказа в предоставлении государственной услуги в письме Отдела водных ресурсов не приведено.
Оспариваемый отказ не содержит конкретных причин принятого решения, устранение которых находилось бы в пределах возможностей заявителя, чем созданы препятствия к устранению соответствующих обстоятельств.
Только в после подачи соответствующей жалобы от 11.03.2022 на действия Отдела водных ресурсов письмом от 07.04.2022 Верхне-Обское БВУ указало на то, что причиной отказа послужили следующие факты: годовой фактический объем сточных вод с 2018 по 2020 год, представленный на стр. 25 проекта нормативов предельно допустимых сбросов веществ и микроорганизмов со сточными водами выпуска №1 в р. Кульяновка для АО «Кузнецкие ферросплавы» составил:
2018г - 213,158 тыс.м3/год;
2019г - 207,370 тыс.м3/год;
2020г - 242,157 тыс.м3/год.
Утвержденный Приказом Верхне-Обского БВУ №209 годовой расход сточных вод составляет 328,043 тыс. м3/год.
Фактический годовой объем за 2020 год меньше утвержденного годового объема сточных вод на 26,2%, что указывает на несоответствие пп. а) п.13 Методики.
Кроме того, указано, что по имеющимся у Верхне-Обского БВУ данным об утвержденных НДС водопользователям на данном водохозяйственном участке по ряду веществ (железо, нефтепродукты, нитрит, медь, цинк, хлорид-анион) исчерпаны лимиты для сброса в составе сточных вод. Таким образом, отсутствие информации для расчета по п. 19 Методики не может свидетельствовать о наличии нераспределённого объема загрязняющих веществ в составе сточных вод для водопользователей.
В свою очередь, вынесение названного письма от 07.04.2022 в ответ на жалобу заявителя не свидетельствует о законности письма от 03.03.2022 Отдела водных ресурсов.
Стоит отметить, что самим Верхне-Обским БВУ констатировано в письме от 07.04.2022 то, что ответственным исполнителем не представлен мотивированный отказ заявителю в соответствии с пунктом 22.6 Административного регламента.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку решение от 03.03.2022 заинтересованного лица не соответствует положениям действующего законодательства, а также нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, требования общества подлежат удовлетворению.
В части указанных заинтересованным лицом замечаний, послуживших основанием для фактического отказа в утверждении измененных НДС, суд считает возможным отметить следующее:
Согласно пункту 13 Методики № 1118 срок актуальности расчетов НДС не превышает 7 лет с момента получения комплексного экологического разрешения, в заявке на получение которого они содержались (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13 статьи 31.1 Федерального закона от 10.01.2022 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2014, N 30, ст. 4220), или данный срок исчисляется с момента предоставления декларации о воздействии на окружающую среду, приложением к которой они являлись, или с момента расчета нормативов допустимых сбросов (для объектов III категории). В случаях, предусмотренных частью 1.1 статьи 11 Федерального закона N 219-ФЗ, НДС утверждаются на 5 лет в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4088; 2011, N 9, ст. 1246) (далее - постановление N 469).
Согласно подпункту а) пункта 13 Методики № 1118 расчет новых НДС или разработка и утверждение новых НДС в установленном постановлением N 469 порядке до истечения сроков, указанных в пункте 13 настоящей Методики, осуществляется при изменении на 30 и более процентов годового объема сточных вод.
Согласно пунктам 18, 19 Методики № 1118 (в редакции, действующей на момент вынесения оспариваемого решения) НДС разрабатываются в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты (далее - НДВ).
В соответствии со статьей 35 Водного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2381, 2013, N 43, ст. 5452) количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод в водные объекты, не должно превышать установленные НДВ.
При расчете НДС по веществам для водопользователей, расположенных в пределах водохозяйственного участка, необходимо соблюдение следующего условия:
где: 0,8 НДВхимупр - 80% норматива допустимого воздействия по привносу химического вещества для водопользователей, имеющих управляемые и потенциально управляемые источники загрязнения, в пределах водохозяйственного участка (гидрографической единицы, если НДВ утверждено в целом на гидрографическую единицу), т/год;
- сумма нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ рассчитанная на основании НДС, утвержденных в составе комплексных экологических разрешений для объектов I, II категории; в соответствии с разрешениями на сбросы для объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий (объекты I категории), расчетами НДС, прилагаемыми к декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории и расчетами НДС, указанными в программе производственного экологического контроля, разработанной в соответствии с требованиями к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденными приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74, (зарегистрирован Минюстом России 03.04.2018, регистрационный N 50598) для объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду (объекты III категории) по водному объекту или его участку в соответствии с гидрографическим и (или) водохозяйственным районированием (нормативы допустимых сбросов учитываются, если они соблюдаются водопользователем и для указанных выпусков сточных вод не установлены лимиты сбросов или временно разрешенные сбросы);
- сумма утвержденных лимитов на сбросы или временно разрешенных сбросов по выпускам сточных вод, расположенных в пределах водохозяйственного участка (гидрографической единицы, если НДВ утверждено в целом на гидрографическую единицу) т/год;
- сумма утвержденных комплексным экологическим разрешением технологических нормативов по выпускам сточных вод, расположенных в пределах водохозяйственного участка (гидрографической единицы, если НДВ утверждено в целом на гидрографическую единицу) т/год (технологические нормативы учитываются, если они соблюдаются водопользователем и для указанных выпусков сточных вод не установлены лимиты сбросов или временно разрешенные сбросы);
- сумма массы сброса загрязняющих веществ по выпускам сточных вод, расположенных в пределах водохозяйственного участка (гидрографической единицы, если НДВ утверждено в целом на гидрографическую единицу), объектов III категории, т/год.
Оставшиеся 20% НДВхимупр используются с учетом перспективы развития территории и появления новых выпусков сточных вод.
Управление приводит данные годового фактического объема сточных вод с 2018 по 2020 годы НДС осуществляемых Обществом:
2018- 213,158 тыс.м3/год;
2019- 207,370 тыс.м3/год;
2020 - 242,157 тыс.м3/год.
Данные показатели отражают фактический годовой объем сточных вод за прошедшие периоды. Ранее действующим Решением (рег.№ 42-13.01.03.002-Р-РСБХ-С-2013-00520/00) объем сточных вод, разрешенных АО «КФ» к сбросу составлял 328,043 тыс.м3/год. В соответствии с данным объемом, основываясь на разрешенных показателях, Общество осуществляет свою деятельность.
Подпункт а) пункта 13 не содержит требования о необходимости фактического увеличения объема сточных вод на 30 и более процентов, говорится о перспективном изменении объема сточных вод.
При этом, фактическое увеличение объема сточных вод на 30 % без соответствующего утверждения НДС приведет к превышению нормативов (г/час, т/мес., т/год) со стороны заявителя, обусловленное увеличением расхода сточных вод, за что предусмотрена как административная ответственность (п.п.8.13, 8.14 КоАП РФ), так и в виде возмещения ущерба водному объекту. Также Общество понесет квартальные и годовые сверхлимитные платежи за негативное воздействие на окружающую среду при сбросе сточных вод по действующему Решению без утвержденных нормативов допустимого сброса.
АО «КФ» получено в установленном порядке Решение о предоставлении водного объекта в пользование от 05.11.2020 с целью сброса сточных вод в объеме 548,643 тыс.м3/год на срок действия Решения (выдается на 10 лет). Действующим Решением (рег.№ 42-13.01.03.002-Р-РСБХ-С-2013-00520/00) объем сточных вод разрешенных к сбросу составлял 328,043 тыс.м3/год. Таким образом, увеличение объема сброса сточных вод составляет более 33%, что соответствует подпункту а) пункта 13 Методики.
Необходимое увеличение объема сточных вод объясняется технической невозможностью работы оборотной системы водоснабжения и направлению производственных сточных вод через выпуск №1 в р. Кульяновка.
Учитывая, что Общество не вправе нарушать установленные нормативы сброса загрязняющих веществ, в настоящее время часть объема воды используется внутри предприятия в оборотной системе шламоудаления газоочистных установок закрытых печей (исключается при строительстве сухой газоочистки), а также для подпитки оборотной системы производственного водоснабжения открытых печей. В подтверждение чего представлен журнал учета расхода поступающей на очистные сооружения воды внутри предприятия с ежедневной фиксацией данных о расходе. По предоставленным данным расход воды за период с января по июль 2022 года составил 320, 877 тыс.м3. В связи, с этим и возникла необходимость увеличения разрешенного объема сточных вод. Таким образом, годовой объем сброса сточных вод увеличится более 30% по отношению к объему утвержденному в действующих НДС (328,043 тыс.м3/год), что соответствует подпункту А пункта 13 Методики. Предполагаемый расчет сброса сточных вод подробно представлен в проекте НДС, который по регламенту прошел согласование с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Потребность в увеличении объема сточных вод подтверждена представленными Обществом доказательствами (т. д. № 1, л. д. 94-102, приложения к возражениям на отзыв от 09.09.2022 в электронном виде).
Так, из представленных доказательств следует, что в августе 2014 г. на предприятии был введен в эксплуатацию трубопровод подпитки оборотной системы производственной системы водоснабжения печей цехов №№2,3 (акт оборотный цикл). Подпитка оборотного цикла осуществляется промливневыми сточными водами с очистных сооружений для охлаждения систем печей цехов. Мощность трубопровода до 50м3/час, что свидетельствует о возможности подачи воды до 2/3 общего объема сточных вод (75м3/час) в случае необходимости.
За период с 2014 г. по 2019 г. выявлено, что происходит образование накипи (отложений) в системах охлаждения печей вследствие повышенной жесткости воды подаваемой с очистных сооружений промышленных и ливневых сточных вод. В связи с этим принято решение об уходе от оборотной системы подпитки (служебная записка от ОГЭн).
В настоящее время на предприятии при производстве ферросилиция используются печи закрытого и открытого типа. Отличие закрытой печи от открытой заключается в процессе удаления уловленной пыли. Вся уловленная пыль в виде шлама с газоочистки закрытого типа подается в систему гидротранспорта через трубопровод на гидротехническое сооружение шламонакопителя (производственная инструкция мокрой газоочистки закрытых печей). По правилам эксплуатации ГТС в карте шламонакопителя №2 необходимо поддерживать уровень воды, для обеспечения работы насосов под заливом. Потери воды в оборотной системе восполняются подпиткой промливневыми стоками с очистных сооружений (правила эксплуатации ГТС).
В 2019 году в рамках федерального проекта «Чистый воздух» АО «КФ» было подписано 4-х сторонне соглашение с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Коллегией Администрации Кемеровской области (4-х стороннее соглашение и комплексный план) о проведении мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в г. Новокузнецке. По итогу реализации проекта у Общества не будет возможности отведения промливневых сточных вод на ГТС. Перевооружение печей из закрытого типа в открытые подразумевает строительство сухой газоочистки без мокрого шламоудаления, и как следствие отсутствие необходимости в подпитке ГТС (производственная инструкция сухой газоочистки открытых печей).
По заключению было принято решение о необходимости получения разрешительной документации на объем рассчитанный с учетом замещения подпитки водой с очистных сооружений на свежетехническую для охлаждения системы печей цехов, а так же при отсутствии возможности подачи промливневых сточных вод с очистных сооружений на шламонакопитель после реализации программы «Чистый воздух».
В Решении о предоставлении водного объекта в пользование, выданном Министерством природных ресурсов и экологии Кузбасса 05.11.2020 согласован график сброса сточных вод на общий объем - 548,643 тыс.м3/год, 45 720,250м3/мес, 74,79 м3/час, что соответствует максимальной производительности очистных сооружений сточных вод - 75м3/час (пояснительная записка очистные сооружения).
Ввиду изложенного доводы заинтересованного лица в части необоснованности и недоказанности со стороны заявителя потребности в увеличении объема сточных вод не могут быть приняты, Методика № 1118 не содержит в целях возможности утверждения измененных НДС требования в виде обязательного наступления перспективных условий увеличения объема сточных вод.
Заинтересованным лицом не доказана недобросовестность общества, не приведено обстоятельств и соответствующих доказательств, свидетельствующих о том, что в данном случае АО «КФ» посредством увеличения объема сточных вод намерено использовать возможность увеличения утверждаемой массы загрязняющего вещества.
С целью соблюдения условий и выполнения требований пунктов 18, 19 Методики, АО «КФ» направлены запросы в Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, а также в Федеральное агентство водных ресурсов (запросы и ответы на них имеются в приложении). По результатам проведённого анализа полученных ответов от контрольных и надзорных органов установлено, что объём предоставленных данных не позволяет применить в расчётах условие, предусмотренное п.19 Методики.
В этой связи расчет нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов правомерно произведен АО «КФ» в соответствии с пунктом 21 Методики № 1118, согласно которому величины НДС определяются для всех категорий водопользователей как произведение максимального часового расхода сточных вод на допустимую концентрацию загрязняющего вещества.
Позиция Верхне-Обского БВУ, свидетельствующая о несогласии с заявленными требованиями заключается в превышении нормативов допустимого сброса (НДВ) веществ на водохозяйственном участке другими водопользователями. В качестве доказательств превышения на водохозяйственном участке (13.01.03.002 «Томь от истока до г. Новокузнецк без р. Кондома») НДВ представлены утвержденные Верхне-Обским БВУ приказы НДС с действующим сроком.
Согласно пункту 7 статьи 3 Водного Кодекса РФ водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в частности, на принципе равного доступа физических лиц, юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами, за исключением случаев, предусмотренных водным законодательством. Согласно подпунктам 2, 6 пункта 3 статьи 11 Водного кодекса РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях сброса сточных вод, разведки и добычи полезных ископаемых.
Однако из представленных Верхне-Обским БВУ документов в материалы дела следует, что за период 2021 года вопреки п. 18 и п. 19 Методики вступившей в действие с 01.01.2021, Верхне-Обским БВУ были утверждены НДС превышающие НДВ на участке водопользования (данные по таблице), обоснования названных обстоятельств не указано.
Показатель | ед.изм. | железо | нефтепр. | нитри т-анио н | медь | цинк | хлорид-анион |
НДВ химупр | т/год | 195,80 | 97,89 | 78,31 | 1,96 | 19,60 | 293681,00 |
Утверждено водопользователям до 01.01.2021 | т/год | 23,20 | 12,51 | 43,31 | 0,24 | 3,29 | 23226,28 |
Утверждено водопользователям в 2021 | т/год | 727,33 | 69,44 | 50,96 | 2,96 | 14,84 | 297374,65 |
Превышения НДВ химупр | т/год | -554,73 | 15,94 | -15,96 | -1,24 | 1,47 | -26919,93 |
Кроме того, по части веществ (нефтепродукты, цинк) превышения лимитов отсутствуют, согласно сведениям заинтересованного лица, однако по данным веществам также не обоснована невозможность утверждения НДС.
Иные доводы, указанные заинтересованным лицом в дополнениях к отзыву, на момент вынесения оспариваемого решения не являлись предметом проверки и не указывались в качестве причин для отказа в утверждении НДС, ввиду чего не могут быть признаны обоснованными.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела.
При этом в силу статьи 2 АПК РФ о задачах судопроизводства, судебные акты арбитражных судов не могут подменять собой решения этих органов по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.
Таким образом, из анализа положений статьи 2 и пункта 3 части 4 статьи 201 Кодекса следует, что признавая незаконным решение органа, осуществляющего публичные полномочия, суд вправе обязать этот орган совершить какое-либо из предусмотренных законом действий, не ограничивая при этом право органа, чье бездействие оспаривается, на совершение того или иного действия.
При выборе способа восстановления нарушенного права арбитражный суд самостоятельно определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
При этом суд должен учитывать, что избранный способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.
Вопрос об утверждении НДС разрешается уполномоченным государственным органом в рассматриваемом случае в соответствии с Административным регламентом № 246, с учетом представленных заявителем документов, а также требований действующего законодательства. При этом суд не вправе подменять государственные органы при отправлении правосудия, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что заявленный Обществом способ восстановления нарушенного права в обязании заинтересованного лица утвердить НДС заявителю, учитывая существо оспариваемого ненормативного правового акта, должным образом не мотивированного - является несоразмерным нарушению и выходит за пределы, необходимые для его применения.
С учетом изложенного суд в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ обязывает Отдел водных ресурсов повторно рассмотреть вопрос об утверждении измененных НДС для АО «КФ» с учетом содержания настоящего судебного акта в сроки, установленные Методикой № 1118, с даты вступления настоящего решения в законную силу. При этом, заявитель не органичен в праве и возможности обращения с новым заявлением об утверждении НДС с учетом действующей редакции Методики № 1118 и внесенных в неё изменений согласно Приказу Минприроды России от 18.05.2022 N 343, которым пункты 18, 19 были признаны утратившими силу.
В связи с удовлетворением заявленных требований расходы заявителя по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб. подлежат взысканию с Администрации города Кемерово в пользу заявителя в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 65, 110, 167-170, 176, 180, 181, 199-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным решение об отказе акционерному обществу «Кузнецкие ферросплавы» в утверждении нормативов допустимого сброса, вынесенное Верхне-Обским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Кемеровской области, изложенное в письме № 10-31/279-н от 03.03.2022.
Обязать Верхне-Обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Кемеровской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Новосибирск в пользу акционерного общества «Кузнецкие ферросплавы» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Кемеровская область – Кузбасс, город Новокузнецк 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья М. А. Сарафанникова