ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-9791/2022 от 20.07.2022 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

http://www.kemerovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Кемерово Дело № А27-9791/2022

27 июля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 июля 2022 года

Полный текст решения изготовлен 27 июля 2022 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Власова В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Минаковой В.Л. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнергетик», г. Белово (ОГРН 1074202000597, ИНН 4202030492)

к Инспекции государственного строительного надзора Кузбасса, город Кемерово (ОГРН 1064205113620, ИНН 4205109976)

об оспаривании постановления № 05-31-21-01 от 12.05.2022

при участии:

от заявителя: Спиричева Любовь Сергеевна, представитель, доверенность от 30.07.2021, диплом о высшем юридическом образовании, паспорт;

от административного органа: Чиченин Антон Анатольевич, представитель, доверенность от 10.01.2022, диплом о высшем юридическом образовании, удостоверение;

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Теплоэнергетик» (далее – заявитель, ООО «Теплоэнергетик», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановленияинспекции государственного строительного надзора Кемеровской области (далее – инспекция, административный орган) № 05-31-21-01 от 12.05.2022, которым общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4, ч. 1 ст. 9.5, ч. 2 ст. 9.5 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 000 руб.

Представитель заявителя в судебном заседании просил снизить размер назначенного административного штрафа ниже низшего предела. Более подробно доводы изложены в заявлении.

Представитель инспекции пояснил, что считает вынесенное постановление законным и обоснованным, по вопросу о снижении административного штрафа не возражал.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы и пояснения представителей сторон, суд установил следующее.

В период с 22.12.2021 до 27.12.2021 главным консультантом - главным государственным инспектором отдела строительного надзора №5 Чесноковой Н.А., на основании приказа от 15.12.2021 №442/05-ОС проведена программная выездная проверка при строительстве объекта капитального строительства «Реконструкция системы теплоснабжения Беловского городского округа с реконструкцией (переносом) магистрального трубопровода диаметром 500мм от котельной №10 до 3 микрорайона в 2020¬2022г. Строительство ПНС 1», расположенного по адресу: Кемеровская область-Кузбасс, Беловский городской округ, город Белово восточнее земельного участка с кадастровым номером 42:21:0103006:16.

Выявлены следующие нарушения:

1) строительство объекта капитального строительства в отсутствии разрешения на строительство;

2) нарушение сроков направления в уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства;

3) нарушение требований технических регламентов при строительстве объекта капитального строительства.

По результатам проверки административным органом в отношении ООО «Теплоэнергетик» оформлены протоколы от 21.01.2022 №05-31-21-01,№05-31-21-02, №05-31-21-03 об административном правонарушении.

Постановлением от 12.05.2022 ООО «Теплоэнергетик» привлечено к административной ответственности почасти 1 статьи 9.4; части 1, части 2 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено наказание в виде штрафа в размере 500 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением в части назначения наказания, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Часть 1 статьи 9.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий).

В соответствии с частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с частью 2 статьи 9.5 КоАП РФ нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверкевлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Таким образом, объективной стороной правонарушения, предусмотренного приведенной нормой КоАП РФ, является осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство.

Частью 1 статьи 52 ГрК РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (статья 1 ГрК РФ).

В соответствии с пунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкции и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Таким образом, объект капитального строительства представляет собой единый
комплекс, состоящий из фундамента, несущих или ограждающих конструкций, крыш и
рассматривается, как единый объект гражданского оборота, а после монтажа всех
конструкций объекта их надлежит рассматривать во взаимосвязи, как конструкций
составляющих единый объект, который несёт определённое функциональное назначение, и нельзя рассматривать в отрыве друг от друга.

Как следует из материалов в ходе проведения проверки установлено:

В соответствии с разрешением на строительство №42 RU 42302000-1083-2021 от 10.11.2021, сроком действия до 10.04.2022, выданного администрацией Беловского городского округа застройщиком при строительстве объекта является - ООО «Теплоэнергетик» (ОГРН 1074202000597 ИНН 4202030492).

Лицом, осуществляющим строительство объекта, на основании договора подряда №ТЕПЛ-21/36 от 18.06.2021, заключенного застройщиком является – АО «Сибирьэнергоремонт» (ОГРН 1032402115019 ИНН 2462028886).

Лицом, выполняющим работы, подлежащие освидетельствованию (субподрядчик) на основании договоров субподряда №СИБЭР/09-21/3294 от 16.06.2021, №СибЭР/09-21/3915 от 23.07.2021 является - ООО «Синтез» (ИНН 4253011353, ОГРН 1124253008241).

Объект представляет собой строительство каркасного здания, опирающегося на свайные фундаменты с ограждающими конструкциями: цоколь - кирпич, стены и покрытие-сандвич панели, подкачивающей насосной станции 12,0x47,0 м высотой 8,0 м (ПНС1), предназначенной для технического учета параметров теплоносителя и обеспечения стабильного давления теплоносителя в трубопроводе тепловой сети на земельном участке, расположенном в кадастровом квартале 42:21:0103006; обратного и подающего трубопроводов сетевой воды (фундаменты под опоры монолитные свайные, конструкции опор металлические); двух баков - аккумуляторов горячей воды (БАГВ); (под баки свайный фундамент с монолитным ростверком; опоры из блоков ФБС с металлическими конструкциями, дренажный ж/б канал и ДК); двух пожарных резервуара по 50 м.куб каждый (подземные стальные); резервуара для хранения нефтепродуктов; сетей производственной канализации с дренажными колодцами из сборных ж/б элементов.

На момент проведения проверки выполнены свайные фундаменты, монтаж металлокаркаса (кроме металлоконструкций бытовых помещений и горизонтальных связей по кровле ПНС) с временным монтажным креплением нижних поясов ферм к колоннам, монтаж стеновых и кровельных ограждающих конструкций, монтажом оконных и дверных блоков, частично монтаж трубопроводов в здании с их обвязкой и пробными испытаниями на герметичность, ж/б плита под опоры, монтаж временных металлических конструкций (труб) опор для обратного и подающего трубопроводов сетевой воды, каналы из лотковых элементов; свайный фундамент с монолитными ростверками под баки аккумуляторов горячей воды, монтаж опор из блоков ФБС с металлическими конструкциями, монтаж металлоконструкций БАГВ№1; котлован для 2-х подземных пожарных резервуаров.

На момент проведения проверки выполнялись обвязка трубопроводов в здании ПНС; прокладка кабеля в ж/б лотках в полу здания ПНС.

1. Разрешение на строительство объекта капитального строительства №42 RU 42302000-1083-2021, было выдано администрацией Беловского городского округа застройщику 10.11.2021.

Согласно записям в общем журнале работ № 1, начало работ - 25.05.2021 - разработка грунта под котлован ПНС и БАГВ (стр.21-22 журнала).

Таким образом, строительство объекта в период с 25.05.2021г до 10.11.2021 осуществлялось в нарушение установленного ст.51 ГрК РФ порядка строительства объекта капитального строительства, а именно: в отсутствии разрешения на строительство.

Все перечисленные работы в соответствии с п.13 ст.1 ГрК РФ, определяются как строительство - создание зданий, строений, сооружений.

В соответствии со ст. 130 ГК РФ, п.10 ст.1 ГрК РФ строящийся объект является объектом капитального строительства, объектом недвижимости, поскольку согласно его конструктивным характеристикам данный объект имеет прочную неразрывную связь с землей путём устройства фундамента, заглубленного в землю и перемещение его без несоразмерного ущерба назначению невозможно.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч.2 ст. 51 ГрК РФ).

Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ч.1 ст. 51 ГрК РФ).

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.

Строительство объекта в отсутствие подтверждающего документа на соответствие проектной документации, требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство (разрешение на строительство) не обеспечивает безопасные условия для проживания и пребывания человека в указанном объекте (ч.2 ст. 10 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).

Также, осуществление строительства в отсутствие данного документа не обеспечивает отсутствие негативного воздействия на окружающую среду и угрозы для жизни и здоровья граждан, порчи имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, угрозы жизни и здоровья животных и растений (ст.35 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»),

2. В нарушение обязательных требований ч. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации нарушен срок (не позднее, чем за семь рабочих дней до начала строительства) направления в уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства объектов капитального строительства.

Так, извещение о начале строительства объекта направлено ООО «ТЕПЛОЭНЕРГЕТИК» в инспекцию государственного строительного надзора Кузбасса 10.12.2021 (вх. №5281/21). Вместе с тем установлено, что работы по строительству объекта начаты - 25.05.2021. Таким образом, извещение о начале строительства, должно было быть направлено не позднее 15.05.2021.

3. Кроме того, выявлены нарушения требований проекта шифр 3355.19-4,5, а именно:

- при забивке свай: вместо статического испытания свай, предусмотренного проектом выполнено динамическое испытание свай; применены не проектные сваи С 120-30-9.1; С120.30-9у-7 в которых марка бетона свай по морозостойкости не соответствует F200 (для резервуара хранения нефтепродуктов по проекту ш. 3355.19-4.5-КЖ2 л.19 свая С110.30-9 должна быть из бетона В20, F200,W6).

- согласно положительного заключения экспертизы проектной документации, при бетонировании фундаментов под баки аккумулятора горячей воды (БАГВ) бетон в ростверках должен быть В25, F150,W4 (Положительное заключение, подраздел 2). В соответствии с проектной документацией ш. 3355.19-4.5-КЖ2 л.8 - бетон В15, F100,W4.

В акте освидетельствования скрытых работ №9.1 КЖ2 от 30.07.2021 указано, что применен бетон В25, однако, данные о подтверждении соответствия материала проектным характеристикам по водопоглощению и морозостойкости в предоставленных к акту паспортах отсутствуют, Согласно протоколам определения прочности бетона в конструкции в возрасте 28 суток - класс бетона В15.

- при выполнении работ по устройству песчаной подушки под баки БАГВ, в акте освидетельствования скрытых работ №4.1 КЖ2 от 23.07.2021 отсутствуют реквизиты документа по испытаниям выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля, предусмотренных проектной документацией по плотности грунта после уплотнения;

- при бетонировании базы колонн, согласно акта освидетельствования скрытых работ №13 КМ1 от 04.10.2021 применен бетон В15 (документы о качестве не приложены к акту, но указаны в акте - №100301 от 03.10.2021, №100401 от 04.10.2021) по проекту ш.3355.19-4.5- КЖ.1 л.1 п.11 должен быть бетон не ниже В20. Протокол испытания бетона в конструкции отсутствует.

При выполнении работ по бетонированию фундаментов не освидетельствованы работы по их армированию, после бетонирования фундаментов не освидетельствованы работы для последующего вида работ - монтаж металлоконструкций, и т.д. Исполнительная документация при строительстве объекта с 25.05.2021 оформляется не своевременно (не подписывается всеми участниками строительства), что подтверждается предоставленными реестрами исполнительной документации №2, КМ-1, в которых заполненные акты с июля 2021, подписанные только представителем подрядчика, передаются на освидетельствование (проверку) застройщику в ноябре 2021 года.

Акты освидетельствования скрытых работ, с приложением исполнительных съемок (схем) и документов, подтверждающих качество использованных материалов, акты испытания конструкций на работы, выполненные по проектной документации не подписаны ответственными лицами застройщика и лица, осуществляющего строительство.

Кроме того установлено, что представитель застройщика по вопросам строительного контроля (специалист по организации строительства) - зам. главного инженера ООО «Теплоэнергетик» ООО «СГК» Рогозин И.Ю. (должностное лицо, ответственное по приказу №ТЭ/92 от 21.06.2021 за выполнение строительного контроля), подписавший исполнительную документацию в нарушение требования ч.1 ст.55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации не состоит в национальном реестре специалистов в области строительства.

Согласно ч.2 ст.53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

В соответствии с ч.4 ст.53 ГрК РФ по результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

Согласно ч.7 ст.53 ГрК РФ замечания застройщика или технического заказчика, привлекаемых застройщиком или техническим заказчиком для проведения строительного контроля лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, о недостатках выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства должны быть оформлены в письменной форме. Об устранении указанных недостатков составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом, осуществляющим строительство. Указанные выше нарушения проектной документации не выявлены, записи в общем журнале работ разделе 4 (сведения о строительном контроле застройщика, в процессе строительства) и 5 (сведения о строительном контроле лица, осуществляющего строительство, в процессе строительства) отсутствуют.

В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» (далее - закон № 384-ФЗ), безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующим требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства.

В соответствии с требованиями ч.3 п.1 ст.39 Закона № 384-ФЗ обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) осуществляется в форме строительного контроля.

Под строительным контролем понимается контроль за выполнением работ, строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, оказывающих влияние на безопасность объекта, и контроль за которыми не может быть проведен после выполнения других работ или устранение недостатков которых не можетбыть проведено без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения. При осуществлении строительного контроля для лиц, его осуществляющих, устанавливается обязанность письменного оформления актов, составляемых по результатам строительного контроля, а также замечаний застройщика (заказчика), привлекаемых им для осуществления строительного контроля лиц.

В процессе строительства, объекта капитального строительства должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций.

Положением «О проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468 предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.

Согласно ст. 58 ГрК РФ лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Юридическое лицо ООО «ТЕПЛОЭНЕРГЕТИК» нарушило установленный ст. 51, 52 ГрК РФ порядок строительства объекта капитального строительства - осуществило работы по строительству в отсутствии разрешения на строительство, нарушило установленный законом срок извещения о начале строительных работ, а также нарушило соответствие выполняемых в процессе строительства работ требованиям технических регламентов которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций.

У юридического лица ООО «ТЕПЛОЭНЕРГЕТИК» имелась возможность для соблюдения установленного порядка строительства объекта капитального строительства, за нарушение которого ч.1 ст. 9.4, ч.1 ст. 9.5, ч.2 ст.9.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но все зависящие от него меры по их соблюдению не были приняты.

Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют об отсутствии со стороны лица надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей. В данном случае лицо при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло зависящие от него исчерпывающие меры для соблюдения требований закона. Исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное должностным лицом правонарушение как малозначительное, из имеющихся материалов дела не усматривается.

Таким образом, ООО «Теплоэнергетик» своими действиями совершено административное правонарушение, предусмотренные ч. 1 ст. 9.4; ч. 1, ч. 2 ст. 9.5 КоАП РФ.

Доказательствами административного правонарушения являются материалы дела
акт проверки №05-31-21-01 от 27.12.2021, протоколами об административном правонарушении от 21.01.2022 №05-31-21-01, №05-31-21-02, №05-31-21-03 и другие материалы дела.

Таким образом, осуществление строительных работ на объекте капитального строительства до получения разрешения на строительство свидетельствуют о наличии в действиях ООО «Теплоэнергетик» объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4; частями 1, 2 статьи 9.5 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 ГрК РФ на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.

ООО «Теплоэнергетик» является субъектом ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.

В силу статьи 58 ГрК РФ лица, виновные в нарушении законодательства о
градостроительной деятельности, несут, в том числе, административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств объективной невозможности соблюдения заявителем требований строительных норм в материалах дела не имеется.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что материалами дела подтверждается наличие в действиях общества состава административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 9.4; частями 1, 2 статьи 9.5 КоАП РФ.

Совершение правонарушения ООО «Теплоэнергетик» не оспорено и документально не опровергнуто.

Процессуальных нарушений, имеющих существенный характер и являющихся основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления в полном объеме, судом не установлено.

Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ суд не усматривает.

Возможности замены назначенного обществу административного наказания в виде штрафа на предупреждение судом также не усматривается ввиду отсутствия в материалах дела доказательств наличия совокупности условий, предусмотренных статьями 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Осуществление работ по строительству объекта капитального строительства в отсутствие надлежащего разрешения на строительство не позволяет дать оценку его соответствия требованиям безопасности строительства, что представляет собой возможность угрозы для жизни, здоровья неопределенного круга лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу пункта 3 данной статьи, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Инспекцией применено наказание обществу в виде штрафа в размере 500 000 руб. предусмотренного частью 1 статьи 9.4; частями 1, 2 статьи 9.5 КоАП РФ.

Оценив представленные документы и доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о возможности снижения размера административного штрафа, исходя из следующего.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности, причем по отношению как к физическим, так и к юридическим лицам.

Принцип целесообразности юридической ответственности предполагает обязательный для правоприменителя индивидуальный подход к правонарушителю.

В качестве исключительных обстоятельств, подлежащих учету при определении размера административного наказания, суд учитывает, что ООО «Теплоэнергетик» полностью признало факт совершения административного правонарушения; правонарушение совершено впервые; общество выполняет строительство социально-значимого объекта (котельная); выявленные нарушения обществом устранены с целью соблюдения контроля за соблюдением законодательства при производстве строительных работ 27.12.2021 принят специалист на должность инженера 1 категории в отдел инвестпроектов; отсутствие угрозы охраняемым законом отношениям, а также отсутствие возражений со стороны административного органа.

С учетом изложенного, суд, исходя из обстоятельств дела, характера правонарушения считает возможным изменить постановление административного органа в части меры ответственности, снизив размер административного штрафа до 250 000 руб., который согласуется с целями административного наказания (статья 3.1 КоАП РФ), с принципами юридической ответственности и соразмерен совершенному обществом правонарушению.

Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривается, поскольку на основании статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 168-170, 180, 181, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Заявленные требования удовлетворить.

Изменить постановление от 12.05.2022 по делу об административном правонарушении №05-31-21-01 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнергетик», г. Белово (ОГРН 1074202000597, ИНН 4202030492) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4, частями 1 и 2 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части определения меры административной ответственности в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.

Назначить обществу с ограниченной ответственностью «Теплоэнергетик», г. Белово (ОГРН 1074202000597, ИНН 4202030492) административное наказание, предусмотренное частью 1 статьи 9.4, частями 1 и 2 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей, установленное постановлением от 12.05,2022 по делу об административном правонарушении №05-31-21-01.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней с даты принятия.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.

Судья В.В. Власов