ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-9793/2010 от 24.08.2010 АС Кемеровской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  650000, г. Кемерово, ул. Красная, 8

www.kemerovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Кемерово Дело № А27-9793/2010

27 августа 2010 г.

Резолютивная часть решения объявлена 24 августа 2010 г. Полный текст решения изготовлен 27 августа 2010 г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе: судьи В.Я. Драпезо, при ведении протокола судебного заседания судьей В.Я. Драпезо,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора, г. Новосибирск

к обществу с ограниченной ответственностью совместному предприятию «Барзасское товарищество», г. Березовский

о привлечении к административной ответственности,

при участии:

от заявителя – не явились,

от предприятия – ФИО1 – представитель по доверенности от 16.07.2010,

у с т а н о в и л :

Сибирское Управление государственного железнодорожного надзора (далее «Управление») обратилось с заявлением о привлечении совместного предприятия общества с ограниченной ответственностью «Барзасское товарищество» (далее «Общество») к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее «КоАП РФ»).

Определением от 29.07.2010 судебное разбирательство в соответствии с пунктом 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее «АПК РФ») откладывалось до 14.00 часов 19 августа.

В судебном заседании 19.08.2010 объявлялся перерыв до 15.00 часов 24.08.2010.

24.08.2010 Управление, извещенное о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, представителя в суд не направило, возражений на отзыв не представило.

Представитель Общества возражала против заявленных Управлением требований, приобщила дополнительные доказательства.

На основании статьи 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя Управления.

Управление в заявлении указывает, что в ходе проведенной Управлением проверки железнодорожного пути необщего пользования, находящегося в собственности Общества и расположенного по адресу: 652421, <...> - был выявлен факт осуществления Обществом погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами на железнодорожном транспорте без лицензии, что образует состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ и является основанием для привлечения Общества к административной ответственности.

Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании указывают, что, во-первых, требование статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006 №134, о необходимости иметь лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте распространяется на тех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, для которых такая деятельность является основной. Исходя из статьи 3.2 Устава и кодов ОКВЭД, присвоенных Обществу, оно не осуществляет в качестве основного или фактически осуществляемого вида экономической деятельности погрузочно-разгрузочную деятельность опасных грузов на железнодорожном транспорте.

Во-вторых, Управлением нарушены сроки составления протокола об административном правонарушении, установленные КоАП РФ,

В-третьих, Обществом принимаются все зависящие от него меры для соблюдения законодательства о лицензировании, что выражается в деятельности, направленной на получение лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами на железнодорожном транспорте, а именно: Обществом заключены договоры с подразделениями пожарной охраны по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, издан приказ о назначении ответственного лица, разработан и утвержден план действий по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций. Единственным условием, которое не было выполнено Обществом для получения лицензии, является отсутствие у него на права собственности на здание, необходимое для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами. Причиной подобной ситуации является то обстоятельство, что разработка проектной документации на здание склада горюче-смазочных материалов на территории технологического комплекса погрузки угля разреза «Барзасский» по договору на выполнение проектных и изыскательских работ от 25.02.2009 №957-131-08 до настоящего момента не завершена. Проект направлен на доработку исполнителю, ввиду чего у Общества отсутствует возможность представить в лицензирующий орган полный пакет документов, необходимый для получения лицензии, что свидетельствует об отсутствии вины Общества.

Рассмотрев имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующее.

05.05.2010 временно исполняющим обязанности начальника Управления – главным государственным инспектором государственного железнодорожного надзора издано распоряжение №304-р о проведении в отношении Общества проверки по вопросам обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (далее «Распоряжение №304-р»).

01.06.2010 с копией распоряжения №304-р ознакомлен генеральный директор Общества ФИО2

В период с 10.00 часов 03.06.2010 по 14.00 часов 04.06.2010 Управлением в присутствии начальника отдела топливно-энергетических ресурсов ФИО3 и мастера по текущему содержанию пути ПМС-239 Кемерово ФИО4 проведена проверка, в ходе которой было установлено, что Обществом осуществляется погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте в отсутствие соответствующей лицензии.

По результатам проведенной проверки 11.06.2010 составлен Акт проверки №ОГ-27/17, в пункте 1.1.1 которого отражены выявленные нарушения.

Генеральный директор Общества ознакомлен с Актом проверки №ОГ-27/17, копия акта со всеми приложениями получена им 11.06.2010.

Также 11.06.2010 Управлением Обществу вынесено предписание №ОГ-27/17, в соответствии с пунктом 1 которого руководителю Общества предложено не осуществлять погрузочно-разгрузочную деятельность с опасными грузами в отсутствие соответствующей лицензии.

15.06.2010 Управлением составлен протокол №237/ЮЛ об административном правонарушении (далее «Протокол №237/ЮЛ»), предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в присутствии законного представителя Общества – генерального директора ФИО2, которому были разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьями 25.1-25.6 КоАП РФ и статьей 51 Конституции Российской Федерации.

В протоколе отражены объяснения законного представителя Общества по факту выявленных нарушений, имеется отметка о вручении указанному лицу копии протокола.

Поскольку в соответствии с абзацем 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, рассматривают судьи арбитражных судов, 15.06.2010 Управлением составлено заявление о привлечении Общества к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ и 05.07.2010 направлено в Арбитражный суд Кемеровской области.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, проанализировав соответствующие нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с лицензированием деятельности в сфере осуществления железнодорожных перевозок, работы с опасными грузами, суд считает доказанным состав и событие административного правонарушения, а также соблюдение порядка привлечения к административной ответственности.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ образует осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). Материалами дела подтверждается осуществление Обществом погрузочно-разгрузочной деятельности в отношении дизельного топлива, поступившего в адрес Общества и являющегося опасным грузом.

Так, согласно приобщенных к материалам административного производства железнодорожных накладных в адрес Общества прибыли следующие грузы: 11.03.2010 согласно накладной №ЭЖ 247108 в адрес Общества прибыли вагоны №50137744, №51086452, №51087013 с опасным грузом - дизельное топливо (аварийная карточка № 315); 14.03.2010 согласно накладной ЭЖ 673588 – вагоны №51084341, №51607331 с опасным грузом - дизельное топливо (аварийная карточка № 315); 15.03.2010 согласно накладной ЭЖ 689671 – вагоны №50111327, №51171080 с опасным грузом - дизельное топливо (аварийная карточка № 315); 14.03.2010 согласно накладной ЭЖ 672808 – вагоны №50105535, №51237774, №51589182 с опасным грузом - дизельное топливо (аварийная карточка № 315); 13.03.2010 согласно накладной ЭЖ 826682 – вагоны №50962026-20, №51696219-20, №51773729-20, №51471977-20 с опасным грузом - дизельное топливо (аварийная карточка № 315); 04.04.2010 согласно накладной ЭЗ 555441 – вагоны №51339208-20, №51831881-20, №51560464, №51110674, №54099775-20, №54099411-20, №54099809 с опасным грузом - дизельное топливо (аварийная карточка № 315), 10.02.2010 согласно накладной ЭБ 732228 – вагон №54056675-20 с опасным грузом - дизельное топливо (аварийная карточка № 315); 21.03.2010 согласно накладной ЭЕ 986412 – вагоны №50105535, №50593060, №51237774, №51589182 с опасным грузом - дизельное топливо (аварийная карточка № 315); 16.03.2010 согласно накладной ЭЖ 758143 – вагоны №51453397-20, №53879979-20, №57230187-20, №58702549-20, №58702101-20, №50592484-20, №56787799-20 с опасным грузом - дизельное топливо (аварийная карточка № 315); 24.03.2010 согласно накладной ЭЕ 062253 – вагон №57784678-20 с опасным грузом -дизельное топливо (аварийная карточка № 315); 28.01.2010 согласно накладной ЭЕ 260354 – вагоны №51965846, №72206071 с опасным грузом -дизельное топливо (аварийная карточка № 315); 10.02.2010 согласно накладной ЭЕ 660423 – вагоны №72112295, №74152760, №74202912 с опасным грузом - дизельное топливо (аварийная карточка № 315); 28.05.2010 согласно накладной ЭЙ 442015 – вагоны №73040578, №51371219-20, №51101186-20, №73439853-20, №70583687, №58701624-20, №53891644-20, №51479327-20 с опасным грузом - дизельное топливо (аварийная карточка № 315); 05.05.2010 согласно накладной ЭЧ 644126 – вагоны №51538247-20, №51433589-20, №50782622-20, №51724904-20, №51081545-20, №51038651-20, №57376386-20, №53891750-20 с опасным грузом - дизельное топливо (аварийная карточка № 315); 03.05.2010 согласно накладной ЭИ 575317 – вагоны №57230740-20, №58299215-20, №58709445-20, №54252853-20, №50280130-20, №51545176-20, №54252549-20 с опасным грузом - дизельное топливо (аварийная карточка № 315); 03.05.2010 согласно накладной ЭИ 575317 – вагон №53258763-20 с опасным грузом - дизельное топливо (аварийная карточка № 315).

Вагоны подавались на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий Обществу и расположенный по адресу: 654000, <...>, где согласно справки Общества от 01.06.2010; объяснения лица, ответственного за выгрузку опасных грузов (прилагается), производилась выгрузка опасного груза силами и средствами Общества.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что за период с 01.01.2010 по 01.06.2010 Общество разгрузило своими силами и средствами 63 железнодорожных вагона-цистерны с опасными грузами (дизельное топливо).

В соответствии с пунктом 70 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее закон №128-ФЗ) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию.

Согласно приложений №4.1, №4.2 Правил безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при их перевозке по железным дорогам, утвержденных совместным приказом МЧС России от 31.10.1996 №9/733/3-2 и МПС России от 25.11.1996 №ЦМ-407, дизельное топливо является опасным грузом.

Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006 №134. Пунктами 4 и 5 указанного Положения установлены лицензионные требования, предъявляемые к лицензиату при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами, и лицензионные условия осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами. Лицензиатом могут являться как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами. Лицензирующим органом является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

Указанные выше нормативные правовые акты не разграничивают понятия «основные» и «не основные» виды деятельности применительно к необходимости ее лицензирования. Для осуществления любого, из указанных в статье 70 Закона №128-ФЗ видов деятельности, необходимо наличие лицензии вне зависимости от значимости данной деятельности для лицензиата. В связи с чем, судом отклоняется довод Общества об отсутствии необходимости получения Обществом лицензии на указанный вид деятельности, не являющийся для Общества основным.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно, влечет административное наказание в виде штрафа. Согласно абзацу 3 части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В соответствии с пунктом 3.1 Устава, целями деятельности Общества являются осуществление предпринимательской деятельности и извлечение прибыли. В соответствии с пунктом 3.2 Общество осуществляет, в том числе, такие виды деятельности, как производство всего комплекса работ, связанных с добычей каменного угля открытым и подземным способом, эксплуатацией опасных производственных объектов, транспортными услугами и др. Согласно информации, содержащейся в отзыве, здание склада горюче-смазочных материалов является необходимым элементом технологического комплекса погрузки угля разреза «Барзасский», следовательно, деятельность по погрузке-разгрузке горюче-смазочных материалов образует один из элементов технологического цикла и является для Общества предпринимательской, а отсутствие лицензии на ее осуществление образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Вина Общества в совершении административного правонарушения в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ состоит в том, что оно имело возможность для получения соответствующей лицензии, но, тем не менее, не приняло все зависящие от него меры для ее получения.

Суд отклоняет довод Общества о том, что вина Общества в совершении вменяемого ему правонарушения отсутствует, так как им были своевременно предприняты все необходимые меры для получения лицензии.

Как видно из материалов дела, Обществом действительно принимались меры для формирования пакета документов, необходимого для получения лицензии на осуществление указанной деятельности. В том числе, Обществом своевременно 25.02.2009 был заключен договор №957-131-08 на выполнение проектных и изыскательских работ (далее «договор №957-131-08») с Алтайским краевым государственным унитарным предприятием «Проектный институт «Алтайкоммунпроект» (далее «Проектная организация»).

В соответствии с пунктом 3.3 указанного договора срок выполнения работ проектной организацией был поставлен в зависимость от срока оплаты Обществом аванса за проектные работы и предоставления Технических условий. При этом пункт 2.3 договора №957-131-08 предусматривал два авансовых платежа: платеж в размере 30% от стоимости работ в сумме 320 356 рублей 90 копеек, который должен был быть произведен в течение 10 дней с даты подписания указанного договора, и платеж в размере 20% от стоимости работ в сумме 213 571 рубль 26 копеек, который должен был быть произведен в течение 120 дней со дня подписания указанного договора.

Представленные Обществом платежные документы подтверждают, что платеж в сумме 321 000 рублей был произведен Обществом своевременно 27.02.2009 (платежное поручение №1156), в то время как второй авансовый платеж в сумме 231 571 рубль 26 копеек был произведен только 13.11.2009 (платежное поручение №14524).

Подобные Обстоятельства, по мнению суда, свидетельствуют о несвоевременном выполнении Обществом взятых на себя обязательств по договору №957-131-08, а, следовательно, и о том, что Обществом не были приняты все необходимые меры для получения лицензии.

Таким образом, материалами дела подтверждается как объективная сторона вменяемого Обществу правонарушения, так и вина Общества в его совершении.

На основании изложенного суд считает, что допущенные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Суд соглашается с доводом Общества о несвоевременном составлении Управлением протокола об административном правонарушении.

Вместе с тем, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 10 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 (ред. от 20.11.2008) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», установив при рассмотрении дела несоответствие между датой составления протокола и моментом выявления правонарушения, суд оценивает это обстоятельство с учетом необходимости обеспечения административным органом лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, гарантий, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ. Поскольку нарушение административным органом срока составления протокола об административном правонарушении не повлекло за собой существенного нарушения прав Общества в процессе возбуждения дела об административном правонарушении, так как законный представитель Общества был извещен об осуществлении Управлением указанного процессуального действия и присутствовал при составлении протокола, получил копию протокола, имел возможность дать свои объяснения по факту выявленных Управлением нарушений, следовательно, оно не может являться основанием для отказа в привлечении Общества к административной ответственности.

Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности к моменту рассмотрения дела в суде не истек.

Оснований для признания рассматриваемого правонарушения малозначительным судом не усматривается.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Заявленные требования удовлетворить.

Привлечь Совместное предприятие общество с ограниченной ответственностью «Барзасское товарищество», место нахождения: ул. Нижний Барзас, 1 В, г. Березовский, Кемеровская область, 652421, запись в Единый государственный реестр юридических лиц внесена 27.12.2001, ОГРН <***>, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 40000 руб. (сорок тысяч руб.).

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в двухмесячный срок с момента вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

В соответствии со ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления решения в законную силу. Доказательства оплаты представить суду.

При отсутствии документов, свидетельствующих об уплате административного штрафа в указанный срок, заявителю будет выдан исполнительный лист для принудительного взыскания.

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:

Получатель: УФК по Новосибирской области (Сибирское Управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта)

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области г. Новосибирска

Расчетный счет <***>

ИНН <***> КПП 540701001 БИК 045004001

ОКАТО 50401000000

Код бюджетной классификации 10611690040040000140.

Судья В.Я. Драпезо