АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102
http://kirov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А28-10291/2020
г. ФИО3
18 января 2021 года
Резолютивная часть решения оглашена 15 января 2021 года
Решение изготовлено в полном объеме 18 января 2021 года
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Андриянова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Гурдиной О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
акционерного общества «Газпром газораспределение ФИО3» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610035, Россия, <...>, Россия, <...>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
(ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610020, Россия, <...>)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1 (адрес: Россия, ФИО3ская область, г. ФИО3,)
о признании незаконным и отмене постановления от 29.07.2020 № 043/04/9.21-661/2019
при участии в судебном заседании представителей:
от Ответчика – ФИО2, по доверенности от 11.01.2021 № 12 (сроком действия полномочий по 31.12.2021), диплом о ВЮО,
от Заявителя, Третьего лица – не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
акционерное общество «Газпром газораспределение ФИО3» (далее – заявитель, общество, АО «Газпром газораспределение ФИО3») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее – ответчик, Управление, антимонопольный орган) от 29.07.2020 № 043/04/9.21-661/2019, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В обоснование заявленного требования общество указывает, что заявитель имеет право испрашивать исполнительно-техническую документацию в связи с необходимостью проверить соответствие построенного газопровода техническим требованиям. Полагает, что производство скрытых работ должно производиться в присутствии представителя общества, поскольку эти работы не могут быть проверены при проведении мониторинга выполнения ТУ. Ссылка на необходимость заключения договора на пусконаладочные работы и договора о техническом обслуживании и ремонте газового оборудования направлена на достижение цели получения газоснабжения в кратчайшие сроки. Полагает, что в действиях заявителя состава и события административного правонарушения не имеется.
Управлением представлен письменный отзыв и дополнения к нему, в которых указаны возражения относительно заявленных требований, полагает оспариваемое постановление законным и обоснованным. Просит в удовлетворении требования заявителя отказать.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО1(далее – ФИО1, третье лицо).
Представитель заявителя и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Руководствуясь положениями части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело без участия указанных лиц.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям отзыва.
Выслушав представителя Управления, изучив представленные доказательства, суд установил следующее.
Акционерное общество «Газпром газораспределение ФИО3» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***>.
18.09.2019 и 25.10.2019 в Управление поступили заявления ФИО1 о нарушении АО «Газпром газораспределение ФИО3» Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила № 1314).
В ходе рассмотрения данного заявления Управлением установлено, что между АО «Газпром газораспределение ФИО3» и ФИО1 подписан договор от 04.10.2017 № КГФ/ЛИ/17/00100 о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения.
Строительство сетей газопотребления в пределах границ земельного участка ФИО1 завершено 15.02.2019, что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы.
27.03.2019 и 10.09.2019 ФИО1 обращался в АО «Газпром газораспределение ФИО3» с заявлениями об осуществлении мониторинга выполнения технических условий.
Из письма общества от 06.11.2019 №КГ-ВЛ-26/5712 следует, что в рамках мониторинга выполнения заявителем технических условий на его объект направлен специалист АО «Газпром газораспределение».
Вместе с тем, по итогам мониторинга выполнения заявителем технических условий от 02.04.2019 и от 11.09.2019 акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению составлен не был.
12.09.2019 ФИО1 в адрес общества направлено письмо с указанием, что при строительстве газопровода во исполнение обязательств заявителя, установленных договором о подключении, была привлечена организации ООО «АС-Принт», строительство сетей завершено 15.02.2019, одновременно с письмом направлена исполнительная документация: акт приемки законченного строительством объекта сети газопотребления, акт пневматических испытаний, паспорта газового оборудования, акт проверки дымовых и вентиляционных каналов.
Письмом от 17.09.2019 АО «Газпром газораспределение ФИО3» направило перечень исполнительно-технической документации в отношении индивидуального жилого дома, необходимого для предоставления в адрес газораспределительной организации. В составе необходимой документации указаны ссылки на нормативные документы (СП 62.13330.2011 «Газораспределительные системы», СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы», ГОСТ 51872-2002 «Документация исполнительная геодезическая. Правила выполнения», СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», ГОСТ Р 58095.0-2018 «Системы газораспределительные. Требования к сетям газопотребления. Часть 0. Общие положения», СП 42-101-2003 «Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем их металлических и полиэтиленовых труб», ГОСТ Р 54961-2012 «Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация»).
Вышеуказанные документы, кроме СП 62.13330.2011 не содержатся в Перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденному Постановлением Правительства от 26.12.2014 №1521, следовательно не должны применяться на обязательной основе.
В примечании к Перечню национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденному Постановлением Правительства от 26.12.2014 №1521 (действовавший в спорный период времени), указано, что нормативные документы (их части), на которые имеются ссылки в национальных стандартах и сводах правил (их частях), включенных в настоящий перечень, применяются на обязательной основе в случае, если нормативные документы (их части) содержатся в перечне.
Информация на соответствие каким пунктам технических условий, выданных ФИО1, запрашивается документация Обществом не представлена, однако ФИО1 11.10.2019 была направлена документация на объект газоснабжения по адресу: г. ФИО3, <...>.
Исследовав указанные обстоятельства, Управление пришло к выводу, что АО «Газпром газораспределение ФИО3» допущено нарушение требований пункта 72, пункта 85, подпункта «д» пункта 98, пункта 104 Правил № 1314, выразившееся в действиях по требованию от заявителя документов (исполнительно – технической документации на сеть газопотребления), не предусмотренных Правилами подключения.
17.10.2019 Управлением вынесено определение о возбуждении в отношении АО «Газпром газораспределение ФИО3» дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по факту нарушения требований пункта 85 Правил № 1314.
В связи с выявлением в действиях общества признаки состава административного правонарушения, 12.12.2019 главным специалистом-экспертом отдела товарных рынков и естественных монополий Управления составлен в отношении общества протокол № 043/04/9.21-661/2019 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол составлен в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом.
29.07.2020 заместитель руководителя Управления, рассмотрев дело об административном правонарушении, вынес постановление № 043/04/9.21-661/2019, которым АО «Газпром газораспределение ФИО3» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Изложенные обстоятельства дела позволяют суду прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения или подключения к газораспределительным сетям.
Объективная сторона правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к газораспределительным сетям требований соответствующих нормативных актов.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства определяется Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314.
В соответствии с пунктом 2 Правил № 1314 заявителем является юридическое или физическое лицо, намеренное осуществить или осуществляющее строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения, а также в случае присоединения объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения - юридическое лицо, осуществляющее строительство объекта сети газораспределения или реконструкцию объекта существующей сети газораспределения, принадлежащего ему на праве собственности. Под исполнителем понимается газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей, а в случае, если подключение возможно к существующим сетям газораспределения или газопотребления основных абонентов при выполнении условий пункта 34 Правил № 1314, - газораспределительная организация, с сетями которой технологически связаны сети газораспределения или газопотребления, к которым планируется подключение объектов капитального строительства заявителей, в том числе через сети других основных абонентов.
Пунктом 3 Правил № 1314 предусмотрено, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке:
а) направление заявителем исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения или заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения;
б) выдача технических условий в случае направления заявителем запроса о предоставлении технических условий;
в) заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения с приложением технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору о подключении;
г) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;
д) составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению);
е) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении), содержащего информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
Пунктом 59 Правил 1314 установлено, что подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
Согласно пункту 62 Правил № 1314 договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами.
В силу пункта 72 Правил № 1314 исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами.
Подпункт «н» 83 Правил №1314 предусматривает, что договор о подключении содержит существенные условия, в частности порядок осуществления исполнителем мониторинга исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения и порядок выдачи исполнителем необходимых рекомендаций в связи с осуществлением такого мониторинга.
Подпункт «б» пункта 98 Правил № 1314 предусматривает, что исполнитель обязан проверить выполнение заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 № 713 «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения».
Подпунктом «а» пункта 99 Правил №1314 установлено, что исполнитель имеет право участвовать в приемке скрытых работ при строительстве заявителем газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения в рамках осуществления мониторинга выполнения заявителем технических условий о присоединении в случаях, предусмотренных договором о подключении.
Подпунктами «б, г» пункта 100 Правил №1314 предусмотрено, что заявитель обязан при мониторинге исполнителем выполнения заявителем технических условий о присоединении в соответствии с подпунктом "б" пункта 98 настоящих Правил представить исполнителю раздел утвержденной в установленном порядке проектной документации (1 экземпляр), включающий в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации); обеспечить доступ к объектам капитального строительства исполнителя для мониторинга выполнения заявителем технических условий.
Газораспределительная организация обязана осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий, который производится на объекте капитального строительства после обеспечения заявителем доступа к данному объекту (а не путем требования о направлении заявителем в адрес газораспределительной организации исполнительной документации и последующей проверки данной документации) и заканчивается составлением акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению). Акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) должен быть составлен по типовой форме, утвержденной Постановлением Правительства от 15.06.2017 №713. Данная типовая форма содержит заключение о том, что проектная и техническая документация соответствует техническим условиям на подключение (технологическое присоединение) к сети газорапределения объекта капитального строительства.
Газораспределительная организация вправе проверять документацию непосредственно в ходе мониторинга после обеспечения заявителем доступа к объекту капитального строительства и только на соответствие выданным техническим условиям. При этом газораспределительная организация в ходе осуществления мониторинга выполнения заявителем технических условий после обеспечения заявителем доступа к объекту капитального строительства вправе проверять не любую техническую документацию, а только ту, которая необходима для проверки выполнения заявителем конкретных пунктов технических условий.
Из материалов дела следует, что АО «Газпром газораспределение ФИО3» получило просил предоставить исполнительную документацию не в ходе мониторинга (после обеспечения третьим лицом доступа к объекту капитального строительства), а предъявило требование о направлении исполнительно-технической документации, при этом состав запрошенной документации содержит документы, которые не относятся к выданным техническим условиям (не связаны с проверкой требований, включенных в технические условия), и не являются обязательными для предоставления.
Таким образом, суд находит доказанным нарушение АО «Газпром газораспределение ФИО3» требований подпункта пункта 72 и пункта 104 Правил №1314, поскольку требование от ФИО1 исполнительно-технической документации на сеть газопотребления, проверка данной документации и выявление недостатков данной документации свидетельствуют о навязывании исполнителем услуги по проверке исполнительно-технической документации на сеть газопотребления, не предусмотренной Правилами подключения.
В силу подпункта «а» пункта 83 Правил № 1314 договор о подключении содержит, в том числе, перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению, выполняемых заявителем и исполнителем, а также обязательства сторон по выполнению этих мероприятий и возложением на заявителя обязательств, не предусмотренных Правилами подключения.
В соответствии с пунктом 104 Правил № 1314 запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены настоящими Правилами.
Из материалов дела следует, что между АО «Газпром газораспределение ФИО3» и ФИО1 подписан договор от 04.10.2017 № КГФ/ЛИ/17/00100 о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения, согласно условиям которого исполнитель принимает на себя обязательство по мониторингу выполнения заявителем технических условий и фактическому присоединению объекта капитального строительства строящегося индивидуального жилого дома к сети газораспределения, а принадлежащего заявителю на праве собственности или ином законном основании, с учетом максимальной нагрузки (часовым расходом газа) газоиспользующего оборудования. Заявитель принимает на себя обязательства по обеспечению готовности объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) в пределах границ принадлежащего ему земельного участка, расположенного по адресу: г. ФИО3, <...>, в соответствии с условиями договора, а также оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
В соответствии с пунктом 2 названного договора подключение осуществляется в соответствии с техническими условиями на подключение (технологическое присоединение), являющимися неотъемлемой частью Договора.
В силу пункта 3 договора срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства и пуску газа составляет 10 рабочих дней со дня подписания акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению).
Согласно пунктам 4 и 6 Договора исполнитель обязан осуществить мониторинг выполнения заявителем технических условий и составить акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению), а заявитель обязан обеспечить исполнителю доступ к объектам капитального строительства для проверки выполнения технических условий и готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению и пуску газа в согласованные с исполнителем сроки.
Пунктом 11 Договора предусмотрен порядок осуществления исполнителем мониторинга исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения и порядок выдачи исполнителем необходимых рекомендаций в связи с осуществлением такого мониторинга – не реже двух раз в период действия договора в согласованные сторонами дни заявитель обеспечивает исполнителю доступ к объектам капитального строительства заявителя в целях установленных данным пунктом Договора
Как следует из материалов дела, строительство сетей газопотребления в пределах границ земельного участка ФИО1 завершено 15.02.2019, что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы.
27.03.2019 и 10.09.2019 ФИО1 обращался в АО «Газпром газораспределение ФИО3» с заявлениями об осуществлении мониторинга выполнения технических условий.
Из письма общества от 06.11.2019 №КГ-ВЛ-26/5712 следует, что в рамках мониторинга выполнения заявителем технических условий на его объект направлен специалист АО «Газпром газораспределение».
Вместе с тем, по итогам мониторинга выполнения заявителем технических условий от 02.04.2019 и от 11.09.2019 акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению составлен не был.
12.09.2019 ФИО1 в адрес общества направлено письмо с указанием, что при строительстве газопровода во исполнение обязательств заявителя, установленных договором о подключении, была привлечена организации ООО «АС-Принт», строительство сетей завершено 15.02.2019, одновременно с письмом направлена исполнительная документация: акт приемки законченного строительством объекта сети газопотребления, акт пневматических испытаний, паспорта газового оборудования, акт проверки дымовых и вентиляционных каналов.
Письмом от 17.09.2019 АО «Газпром газораспределение ФИО3» направило перечень исполнительно-технической документации в отношении индивидуального жилого дома, необходимого для предоставления в адрес газораспределительной организации. В составе необходимой документации указаны ссылки на нормативные документы (СП 62.13330.2011 «Газораспределительные системы», СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы», ГОСТ 51872-2002 «Документация исполнительная геодезическая. Правила выполнения», СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», ГОСТ Р 58095.0-2018 «Системы газораспределительные. Требования к сетям газопотребления. Часть 0. Общие положения», СП 42-101-2003 «Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем их металлических и полиэтиленовых труб», ГОСТ Р 54961-2012 «Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация»).
Вышеуказанные документы, кроме СП 62.13330.2011 не содержатся в Перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденному Постановлением Правительства от 26.12.2014 №1521, следовательно не должны применяться на обязательной основе.
В примечании к Перечню национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденному Постановлением Правительства от 26.12.2014 №1521 (действовавший в спорный период времени), указано, что нормативные документы (их части), на которые имеются ссылки в национальных стандартах и сводах правил (их частях), включенных в настоящий перечень, применяются на обязательной основе в случае, если нормативные документы (их части) содержатся в перечне.
Информация на соответствие каким пунктам технических условий, выданных ФИО1, запрашивается документация Обществом не представлена, однако ФИО1 11.10.2019 была направлена документация на объект газоснабжения по адресу: г. ФИО3, <...>.
Таким образом, требование от ФИО1 исполнительно-технической документации на сеть газопотребления, проверка данной документации и выявление недостатков данной документации свидетельствуют о навязывании исполнителем услуги по проверке исполнительно-технической документации на сеть газопотребления, не предусмотренной Правилами подключения.
Правилами № 1314 запрещено требовать от заявителя сведения и документы, не предусмотренные именно этими Правилами, а не какими-либо иными нормативными правовыми актами, на что имеется прямое указание в пункте 72 Правил № 1314 и подтверждается пунктом 104 Правил № 1314, регулирующих отношения при подключении (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
Изложенное позволяет сделать вывод, что требование общества у ФИО1 исполнительной документации на сеть газопотребления, а также проверка данной документации и выявление недостатков данной документации и (обязательств)направить в адрес АО «Газпром газораспределение ФИО3» в г. Кирове исполнительно-техническую документацию сети газопотребления противоречат пункту 104 Правил № 1314.
В соответствии с пунктом 72 Правил № 1314 исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно пункту 104 Правил 1314 запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены настоящими Правилами.
Учитывая изложенное, суд находит доказанным нарушение обществом пунктов 72 и 104 Правил № 1314 при осуществлении рассматриваемой деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
Доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения суду не представлено.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, при рассмотрении дела судом не установлено.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что в данном случае в деянии заявителя Управлением доказаны все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы заявителя, содержащиеся в заявлении, арбитражным судом отклоняются, как не свидетельствующие о правомерности требования общества исполнительной документации, а также не свидетельствующие о правомерности вышеназванных спорных требований технических условий.
Доводы общества об истечении срока данности привлечения к административной ответственности являются необоснованными, поскольку за нарушение Правил № 1314 применяется годичный срок давности привлечения к административной ответственности по статье 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и на момент вынесения оспариваемого постановления (29.07.2020) срок давности привлечения к административной ответственности за допущенные 17.09.2019 заявителем нарушения в виде требования от 17.09.2019 не истек.
При производстве по делу об административном правонарушении Управлением не нарушены требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, исключающих возможность привлечения заявителя к административной ответственности, не имеется.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить вопрос об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях» (далее – Постановление от 02.06.2004 № 10), при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 18.1 Постановления от 02.06.2004 № 10 при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Таким образом, административный орган обязан установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Являясь субъектом естественной монополии, профессиональным участником товарного рынка по транспортировке газа по трубопроводам и оказанию услуг по технологическому присоединению, общество должно было не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений, но и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований.
В силу вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии возможности признать совершенное заявителем правонарушение малозначительным, поскольку в данном конкретном случае освобождение лица от ответственности противоречило бы требованиям статей 1.2 и 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом всех обстоятельств дела.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Таким образом, требование заявителя о признании незаконным и отмене постановления Управления от 29.07.2020 № 043/04/9.21-661/2019 удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 167-170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении требований акционерного общества «Газпром газораспределение ФИО3» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 610035, Россия, <...>; почтовый адрес: 610020, Россия, <...>) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, юридический адрес: 610020, Россия, <...>) от 29.07.2020 № 043/04/9.21-661/2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым акционерное общество «Газпром газораспределение ФИО3» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей 00 копеек отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (с даты изготовления решения в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия в соответствии со статьями 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу в соответствии со статьями 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.
Вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть пересмотрено Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья А.А. Андриянов