АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102
http://kirov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А28-10576/2020
город Киров
23 января 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 18 января 2021 года.
В полном объеме решение изготовлено 23 января 2021 года.
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Татаренковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шулятевой Т.Л.,
рассмотрел в судебном заседании исковое заявление
Кировского областного государственного унитарного предприятия по обеспечению субъектов агропромышленного комплекса области сельскохозяйственными машинами, оборудованием и племенными животными «Вятское поле» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 610020, Россия, <...>)
к Администрации муниципального образования Даровской муниципальный район Кировской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 612140, Россия, Кировская область, пгт. Даровской, ул. Набережная, д.8),
Министерству сельского хозяйства и продовольствия Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>; 610000, <...>)
о взыскании 99 000 рублей 00 копеек,
без участия в судебном заседании представителей,
установил:
Кировское областное государственное унитарное предприятие по обеспечению субъектов агропромышленного комплекса области сельскохозяйственными машинами, оборудованием и племенными животными «Вятское поле» (далее – истец, КОГУП «Вятское поле») обратилось в Арбитражный суд Кировской области с исковым заявлением к Администрации муниципального образования Даровской муниципальный район Кировской области (далее – ответчик 1, Администрация) о взыскании 99 000 рублей 00 копеек долга по муниципальному контракту от 08.06.2020 № 03402000033200056500001 на оказание юридических услуг по выделению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в счет невостребованных земельных долей и (или) земельных долей, от права собственности на которые граждане отказались, а также расходов по уплате государственной пошлины.
Определением от 04.09.2020 дело принято к производству.
Определением от 20.10.2020 по ходатайству истца к участию в деле привлечен соответчик - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Кировской области (далее – ответчик 2, Министерство).
В ходе рассмотрения дела, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), истец уточнил исковые требования, просит взыскать с ответчиков – Администрации и Министерства 99 000 рублей 00 копеек долга по муниципальному контракту от 08.06.2020 № 03402000033200056500001.
Уточнение исковых требований не противоречит закону, не нарушает права других лиц и при данных обстоятельствах на основании части 1 статьи 49 АПК РФ принято судом к рассмотрению протокольным определением от 20.11.2020. Дело рассматривается с учетом принятого уточнения исковых требований.
Исковые требования основаны на положениях статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и мотивированы неисполнением Администрацией обязательств по оплате оказанных услуг по муниципальному контракту, неисполнением Министерством обязательств по предоставлению субсидий в размере 95% от расчетного объема расходного обязательства муниципального образования.
Администрация в материалы дела представила отзыв на исковое заявление, просит в удовлетворении исковых требований отказать, указывает на то, что сведения, содержащиеся в представленных истцом документах, противоречат пункту 1.3 контракта (проведение общего собрания собственников инициировано 19.11.2019, список невостребованных земельных долей утвержден 25.11.2019, заявление в суд подано в декабре 2019, решение Котельничского районного суда Кировской области от 23.03.2020 по делу №2-2/8/2020 выступило в законную силу 28.04.2020, право собственности Даровского муниципального района Кировской области на невостребованные земельные доли зарегистрировано 22.05.2020), перечисление на основании соглашения суммы субсидии Министерством за фактически оказанные услуги не представляется возможным.
Министерство в отзыве на иск просит отказать в удовлетворении заявленных требований к нему, полагает, что спор должен быть разрешен между истцом и Администрацией по первоначальным (до уточнения) требованиям, указывает на то, что истец выполнял предусмотренные контрактом работы до его заключения, более того, до осуществления закупки; субсидия может быть предоставлена местному бюджету только при осуществлении процедуры закупки уполномоченным учреждением; полагает Администрацию не исполнившей требования о централизации закупок; представленные Администрацией в целях получения субсидии документы, возвращены в виду противоречий между сведениями, в том числе пункту 1.3. контракта.
Истец, ответчики явку представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон, по имеющимся в деле доказательствам.
Суд, исследовав в полном объеме представленные в материалы дела доказательства, установил следующие фактические обстоятельства.
Между КОГУП «Вятское поле» (исполнитель) и Администрацией (заказчик) подписан муниципальный контракт от 08.06.2020 № 03402000033200056500001 (далее - контракт) по условиям которого исполнитель обязуется по заданию заказчика оказывать для муниципальных нужд Даровского района Кировской области юридические услуги по выделению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в счет невостребованных земельных долей и (или) земельных долей, от права собственности на которые граждане отказались (далее – услуги) в соответствии с заданием (приложение №1), являющимся неотъемлемой частью контракта, а заказчик обязуется принимать и оплачивать оказываемые услуги (пункт 1.1 контракта).
Срок оказания услуг: со дня заключения контракта, по 10.10.2020 включительно (пункт 1.3 контракта).
Исполнитель оказывает услуги в соответствии с прилагаемым заданием и требованиями законодательства Российской Федерации, предъявляемым к ним (пункт 2.1.1 контракта); передает заказчику следующие документы в двух экземплярах: отчет об оказании услуг – не позднее 10.10.2020, проект акта приема-сдачи услуг, составленный на основании отчёта об оказании услуг – не позднее 10.10.2020 (пункт 2.1.3 контракта); устраняет несоответствия, обнаруженные в соответствии с подпунктом 2.2.3 контракта, в срок, установленный заказчиком (пункт 2.1.4 контракта).
Заказчик принимает результат оказанных услуг, оценивает их качество избранным им способом и соответствие объема фактически оказанных услуг объему услуг, предусмотренному заданием заказчика (пункт 2.2.3 контракта); сообщает исполнителю о возражениях к отчёту об оказании услуг и акту приема-сдачи услуг в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего документа, в противном случае указанные документы считаются принятыми (пункт 2.2.4 контракта); направляет исполнителю в течение трех рабочих дней со дня получения проекта акта приема-сдачи услуг указанный акт подписанным или мотивированный письменный отказ от подписания акта приема-сдачи услуг с указанием недостатков оказания услуг в случае их обнаружения (пункт 2.2.5 контракта).
Согласно пункту 3.1 контракта, в редакции дополнительного соглашения от 08.06.2020, цена контракта составляет 99 000 рублей 00 копеек, источник финансирования: средства областного бюджета в размере 94 050 рублей, средства местного бюджета в размере 4 950 рублей.
Расчет за оказанные услуг производится заказчиком в безналичном порядке путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя платежным поручением в течение 30 дней со дня подписания обеими сторонами акта приема-сдачи услуг при условии получения от исполнителя счета (счет-фактуры) на оплату оказанных услуг (пункт 3.5 контракта).
В соответствии с пунктом 6 задания (приложение № 1 к контракту) содержанием работы исполнителя является:
взаимодействие с лицами, считающими, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей; изменение списка невостребованных земельных долей с учетом возражений указанных лиц;
представление списка невостребованных земельных долей на утверждение общему собранию участников долевой собственности; организация созыва и проведения (при наличии кворума) общего собрания участников долевой собственности для решения вопроса об утверждении списка невостребованных земельных долей, в том числе подготовка и представление периодическим печатным изданиям для опубликования информации о проведении общего собрания участников долевой собственности; оплата опубликования указанной информации, контроль за ее опубликованием; в случае если не представляется возможным в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка утвердить указанный список решением общего собрания участников долевой собственности, обеспечение утверждения указанного списка органом местного самоуправления поселения или городского округа;
подготовка и подача в суд заявления о признании права собственности поселения или городского округа на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными, и других документов, совершение иных действий, необходимых для такого признания; получение копий судебных решений о признании права муниципальной собственности поселения или городского округа на невостребованные земельные доли с отметками о вступлении решений в законную силу;
подготовка и подача в установленном порядке заявления о государственной регистрации и других документов, необходимых для государственной регистрации возникшего на основании судебных решений права общей долевой собственности поселения или городского округа на подлежащий преобразованию земельный участок; получение выписки из Единого государственного реестра недвижимости;
подготовка и представление периодическим печатным изданиям для опубликования информации о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных пунктом 4 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», оплата опубликования указанной информации, контроль за ее опубликованием; размещение указанной информации на официальном сайте органа местного самоуправления поселения или городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии такого сайта); размещение указанной информации на информационных щитах, расположенных на территории указанного муниципального образования.
Контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31.12.2020, а в части расчетов до полного исполнения сторонами своих обязательств (пункт 9.2 контракта).
В подтверждение факта оказания услуг по контракту истцом представлен подписанный обеими сторонами акт приема-сдачи услуг от 11.06.2020 № зо/13 на сумму 99 000 рублей 00 копеек. Кроме того, в материалы дела представлены документы, подтверждающие выполнение действий исполнителя по контракту, датированные числами - до даты заключения контракта.
Для оплаты оказанных услуг по контракту исполнителем выставлен счет на оплату от 11.06.2020 №30 на сумму 99 000 рублей 00 копеек.
В целях досудебного урегулирования спора истец направил в адрес ответчика претензию от 13.07.2020 № зо/48 с требованием оплатить задолженность, сообщил о возможном обращении в суд. Письмом от 31.07.2020 № 2432-01-17 Администрация отказала КОГУП «Вятское поле» в оплате по контракту.
Поскольку требования исполнены Администрацией не были, истец обратился с настоящим иском в суд.
Между Администрацией и Министерством подписано соглашение от 17.01.2020 № 53 предметом которого является представление из областного бюджета в 2020 года бюджету Даровского муниципального района субсидии на выделение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в счет невостребованных земельных долей и (или) земельных долей, от права собственности на которые граждане отказались, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации:
код ГРБС: 855, раздел: 04, подраздел: 12, целевая статья: 19100145110, вид расходов областного бюджета: 500 (пункт 1.1 соглашения).
Субсидия предоставляется в отношении подлежащего преобразованию земельного участка, указанного в приложении к соглашению, в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении действий по выделению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в счет невостребованных земельных долей и (или) земельных долей, от права собственности на которые граждане отказались, и оформлению их в муниципальную собственность для обеспечения реализации отдельного мероприятия «Обеспечение общих условий функционирования отраслей агропромышленного комплекса» подпрограммы государственной программы (пункт 1.2 соглашения).
Общий размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета бюджету Даровского муниципального района в соответствии с соглашением составляет в 2020 году – 95 400 рублей 00 копеек, исходя из уровня софинансирования – 95% от расчетного объема расходного обязательства муниципального образования (пункт 2.2 соглашения).
Письмом от 03.07.2020 № 1329-44-01-09 Министерство, рассмотрев представленные Администрацией в целях получения субсидии документы, подтверждающие оказание услуг по контракту, возвратило их заявителю по причине противоречий пункту 1.3 контракта.
Исследовав представленные материалы и установленные обстоятельства, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Статьей 65 АПК РФ установлена обязанность лиц, участвующих в деле, доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему (подпункт 1 пункта 1 статьи 8 ГК РФ).
В статьях 309 и 310 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Сложившиеся правоотношения сторон регулируются нормами главы 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг, Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», общими положениями гражданского законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Обязанность заказчика оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг, предусмотрена пунктом 1 статьи 781 ГК РФ.
Материалами дела подтверждается подписание КОГУП «Вятское поле», Администрацией муниципального образования Даровской муниципальный район Кировской области муниципального контракта от 08.06.2020 № 03402000033200056500001. Контракт не признан недействительным, незаключенным в установленном законом порядке.
Заключая контракт, Администрация добровольно приняла на себя обязательства по исполнению всех его условий, в том числе в части своевременной оплаты оказанных услуг по контракту в соответствии с пунктом 3.5 контракта (статья 307 ГК РФ). Лицо, добровольно приняв на себя соответствующие обязательства, несет риск их неисполнения в соответствии с условиями обязательства.
Факт оказания истцом в пользу Администрации предусмотренных контрактом услуг подтверждается актом приема-сдачи услуг от 11.06.2020 № зо/13, подписанным ответчиком 1 без замечаний, Администрацией по существу не оспаривается, результат работ по контракту ответчиком 1 используется.
Ссылка Администрации на невозможность их оплаты в связи с непредоставлением субсидии из областного бюджета бюджету Даровского муниципального района согласно соглашению от 17.01.2020 № 53 само по себе не исключает обязанность ответчика (заказчика) как стороны по контракту оплатить выполненные работы (оказанные услуги) и переданный заказчику надлежащий результат работ.
Отсутствие софинансирования областного бюджета не может служить основанием для освобождения ответчика 1 от исполнения денежного обязательства по контракту и лишить истца права на получение денежного эквивалента оказанных услуг. По условиям контракта обязанность Администрации оплатить услуги не зависит от предоставления ответчику 1 субсидии. Согласно пункту 3.5 контракта расчёт производится в течение 30 дней со дня подписания обеими сторонами акта приема-сдачи услуг при условии получения от исполнителя счёта (счет-фактуры) на оплату оказанных услуг.
Гражданское законодательство основывается на принципе равенства участников регулируемых им отношений (пункт 1 статьи 1 ГК РФ). Нормы, регламентирующие бюджетное финансирование, не освобождают должника от исполнения обязательств, возникающих из гражданских правоотношений. Поэтому отсутствие бюджетного финансирования в достаточном объеме при наличии фактически оказанных услуг (выполненных работ) не может являться правовым основанием для неисполнения обязанности по их оплате.
Учитывая, что отношения по спорному контракту сложились между КОГУП «Вятское поле» и Администрацией муниципального образования Даровской муниципальный район Кировской области, обязанным лицом по оплате оказанных услуг является ответчик 1, суд приходит к выводу о том, что обоснованным и подлежащим удовлетворению является требование к Администрации о взыскании 99 000 рублей 00 копеек долга по муниципальному контракту от 08.06.2020 №03402000033200056500001. В удовлетворении требований к Министерству суд отказывает.
При обращении с иском истец уплатил государственную пошлину в размере 3 960 рублей 00 копеек по платежному поручению от 24.08.2020 №445.
На основании статьи 110 АПК РФ с учетом удовлетворения исковых требований в полном объеме судебные расходы истца по уплате государственной пошлины в размере 23 628 рублей 00 копеек относятся на ответчика 1 и подлежат возмещению ответчиком 1 в пользу истца.
Руководствуясь статьями 49, 110, 112, 156, 167-170, 176, 180, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
взыскать с Администрации муниципального образования Даровской муниципальный район Кировской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 612140, Россия, Кировская область, пгт.Даровской, ул.Набережная, д.8) в пользу Кировского областного государственного унитарного предприятия по обеспечению субъектов агропромышленного комплекса области сельскохозяйственными машинами, оборудованием и племенными животными «Вятское поле» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 610020, Россия, <...>) 99 000 (девяносто девять тысяч) рублей 00 копеек долга, 3 960 (три тысячи девятьсот шестьдесят) рублей 00 копеек в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении исковых требований к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>; 610000, <...>) отказать.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.
Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба в этом случае подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья Е.А. Татаренкова