ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-10713/13 от 12.11.2013 АС Кировской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102

http://kirov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А28-10713/2013

327/25

город  Киров

14 ноября 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 12.11.2013

Решение изготовлено в полном объеме 14.11.2013

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Малышевой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Зыкиной К.Г.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: <...>

дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Эскорт-авто М» (ИНН <***>, ОГРН <***>, <...>)

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации,

к субъекту Российской Федерации «Кировская область» в лице Департамента финансов Кировской области,

третьи лица – Департамент дорожного хозяйства и транспорта Кировской области, Администрация г. Кирова, общество с ограниченной ответственностью «Электронный проездной»

о взыскании  11 278 186 рублей 88 копеек

при участии в судебном заседании представителей:

от истца – ФИО1 (доверенность от 29.12.2012 № 024),

от ответчиков:

от Российской Федерации в лице Минфина РФ (представляет УФК по Кировской области) – ФИО2 (доверенность от 11.01.2013),

от Субъекта Российской Федерации «Кировская область» в лице Департамента финансов Кировской области – ФИО3 (доверенность от 09.01.2013 № 4)

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Эскорт-авто М» (далее – истец) обратилось в суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) и субъекту Российской Федерации «Кировская область» в лице Департамента финансов Кировской области (далее – Департамент финансов) о взыскании 11 278 186 рублей 88 копеек убытков, возникших в результате предоставления отдельным категориям граждан в период с 01.10.2012 по 30.06.2013 года льготного проезда в транспорте общего пользования, из них: 1 974 422 рубля 73 копейки просит взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, 9 303 764 рубля 15 копеек - с субъекта Российской Федерации «Кировская область» в лице Департамента финансов Кировской области за счет казны субъекта Российской Федерации «Кировская область».

Ответчик (Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Кировской области) исковые требования не признает, ссылаясь на то, что ни Федеральными законами, ни иными нормативными правовыми актами федерального уровня не предусмотрены льготы в виде льготного (бесплатного) проезда на общественном транспорте, а также обязанность публично-правового образования по возмещению транспортным организациям выпадающих доходов в связи с перевозкой отдельных категорий граждан на льготных условиях.

Данный ответчик считает, что истец при расчете убытков необоснованно исходил из стоимости полного тарифа на проезд в городском автомобильном транспорте с 01.09.2012 в размере 15 рублей. В решении правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 31.07.2012 № 31/1 тариф в размере 15 руб. не определяется как полный тариф для проезда в автомобильном транспорте общего пользования, базовыми тарифами являются при отсутствии автоматизированной системы учета и оплаты проезда 13 рублей, при её наличии - 12 рублей. Тариф в размере 12 рублей является базовым в условиях наличия автоматизированной системы учета и оплаты проезда, поскольку именно по данному тарифу осуществляется оплата одной поездки с использованием электронной транспортной карты, которые и являются инструментом (средством реализации) действия указанной автоматизированной системы.

В приложении № 1 к постановлению Правительства Кировской области от 21.07.2008 № 140/286 указано, что стоимость льготного проезда устанавливается в абсолютном выражении с округлением из расчета 70% от тарифа. Установлена такая стоимость в размере 8,50 рублей, соответственно полный тариф составляет 12 рублей.
     Выпадающие доходы ООО «Эскорт-авто М» в пересчете на действительную разницу в стоимости проезда и установленного тарифа полностью возмещены из бюджета Кировской области.

Ответчик считает, что бесплатный проезд инвалидов по зрению 1 группы субсидировался за счет прочих категорий граждан, осуществляющих проезд по установленным тарифам. Количество перевезенных пассажиров, содержащихся в отчетах транспортных организаций, не включало количество перевезенных граждан, имеющих право бесплатного проезда (инвалиды по зрению I группы), поскольку проезд последних кондуктором не фиксировался. Убытки транспортных организаций фактически компенсировались установлением более высокого тарифа.

Также данный ответчик считает, что истцом необоснованно осуществлен расчет убытков по транспортным картам серии 51, по которым осуществлялась перевозка участников и инвалидов Великой Отечественной войны, и по транспортным картам серии 52, по которым осуществлялась перевозка таких категорий граждан как «инвалиды I группы по зрению» и «бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей».

По расчетам данного ответчика (с учетом необходимости применения в качестве базового тарифа стоимости проезда в размере 12 рублей) по категории граждан, осуществляющих проезд по транспортным картам серии 52, 63, 73, убытки возмещены в полном объеме; по категории граждан, осуществляющих проезд по транспортным картам серии 51, убытки должны составлять 29 274 рубля.

С 2005 года федеральными законами или иными нормативными правовыми актами федерального уровня не предусмотрена льгота в виде льготного (бесплатного) проезда на общественном транспорте, а также обязанность публично-правового образования по возмещению транспортным организациям выпадающих доходов в связи с перевозкой отдельных категорий граждан на льготных условиях.
Согласно постановлению Правительства Кировской области от 25.01.2012 № 136/24 в 2012 году органы государственной власти Кировской области обязаны возмещать все недополученные доходы (в случае отсутствия персонифицированного учета - с применением коэффициента 0,5) по всем проданным льготным билетам всех категорий граждан, имеющих право льготного проезда, независимо от отнесения данных граждан в федеральному либо областному регистрам.

Ответчик (субъект Российской Федерации «Кировская область» в лице Департамента финансов Кировской области) исковые требования не признает, считая, что каких-либо незаконных действий или бездействия государственные органы субъекта Российской Федерации «Кировская область» не совершали и не бездействовали; данный ответчик также считает, что истцом неверно произведены расчеты убытков – без применения коэффициента 0,5 для городских перевозок, предусмотренного Порядком предоставления из областного бюджета денежных средств юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров автомобильным и электрофицированным транспортом общего пользования городского и пригородного сообщения, на возмещение им недополученных доходов в связи с установлением льгот по провозной плате для отдельных категорий граждан, проживающих на территории Кировской области, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 25.01.2012 № 136/24, данное постановление является действующим, никем не оспорено и обязательно к исполнению всеми юридическими и физическими лицами на территории Кировской области. Ответчик считает, что субъектом Российской Федерации «Кировская область» истцу возмещение все убытки от перевозки льготных категорий населения по областному регистру, предусмотренных постановлением Правительства Кировской области от 21.07.2008 № 140/286.

Третье лицо – общество с ограниченной ответственностью «Электронный проездной» представило отзыв на исковое заявление, в котором указало, что между ним и истцом заключен договор присоединения перевозчика к транспортной системе № 7 от 24.07.2012, является оператором автоматизированной системы учета и оплаты проезда на транспорте общего пользования городского сообщения в г. Кирове, при введении вышеуказанной системы разработало серии транспортных карт в соответствии с постановлением Правительства Кировской области № 124/524 от 24.10.2011 и Решением Правления Региональной службы по тарифам Кировской области № 31/1 от 31.07.2012.

Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились.

Информация о назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте ВАС РФ, что подтверждается отчетом о публикации судебного акта.

Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие третьих лиц по имеющимся в деле доказательствам.

          Суд, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела в полном объеме, установил следующее.

07.12.2009 между муниципальным образованием «Город Киров» (заказчик) и истцом (исполнитель) был заключен договор об осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования на территории города Кирова № 04-1236 по городским маршрутам №№ 17, 50, 54, 70, 84, 88, 90. Состав транспортных средств, используемых исполнителем для осуществления данных перевозок, указан в приложении к договору.

В пункте 4.2. договора указано, что исполнитель осуществляет обслуживание данных городских маршрутов с 01.01.2010 по 31.12.2014.

Пунктом 2.1.3. договора установлена обязанность исполнителя взимать с пассажиров провозную плату по тарифам, установленным Правительством Кировской области либо уполномоченным им органом, в том числе предоставлять меры социальной поддержки отдельным категориям граждан.

Во исполнение постановления Администрации города Кирова от 07.08.2012 № 3079-П для граждан, проживающих на территории города Кирова, в том числе имеющих право льготного и бесплатного проезда на основании постановления Правительства Кировской области от 21.07.20008 № 140/286 «О льготном проезде отдельных категорий граждан, проживающих на территории Кировской области», с 01.09.2012 введена автоматизированная (электронная) система учета и оплаты проезда на транспорте общего пользования по регулярным городским маршрутам города Кирова.

24.07.2012 между обществом с ограниченной ответственностью «Электронный проездной» (оператор автоматизированной системы учета и оплаты проезда на транспорте общего пользования городского сообщения в г. Кирове) и истцом был заключен договор № 7 присоединения перевозчика к транспортной системе.

Решением Правления Региональной службы по тарифам Кировской области «Об установлении тарифов на перевозку пассажиров, ручной клади и багажа в автомобильном и электрифицированным транспорте городского, пригородного и международного сообщения на территории Кировской области» от 31.07.2012 № 31/1 установлены тарифы на проезд в городском и пригородном автомобильном транспорте для граждан, имеющих право на льготный проезд по перечню, утвержденному постановлением Правительства Кировской области от 21.07.2008 № 140/286 «О льготном проезде отдельных категорий граждан, проживающих на территории Кировской области» с изменениями перечня, утвержденного постановлениями Правительства Кировской области от 24.10.2011 № 124/524, от 07.08.2012 № 165/470, от 23.08.2012 № 167/493.

Утвержденный перечень содержит категории граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится, как к ведению Российской Федерации (федеральный регистр), так и к ведению Кировской области (областной регистр).
07.08.2012 постановлением Правительства Кировской области № 165/470 внесены изменения в постановление Правительства Кировской области от 21.07.2008 № 140/286. В связи с указанными изменениями из постановления исключены пункты с 3 по 9, которые давали право льготного проезда для таких категорий пассажиров, как инвалиды по зрению, ученики начальных классов (с 1 по 4 класс), учащиеся школ и студенты.

Постановлениями Правительства Кировской области от 07.08.2012 № 165/470 и от 23.08.2012 № 167/493 вновь предусмотрена стоимость льготного проезда для отдельных категорий граждан, имеющих право на льготный проезд, в том числе для инвалидов по зрению, учащихся 5 - 11 классов, студентов очной формы обучения.

Согласно пункту 1.1. приложения № 1 к решению Правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 31.07.2012 № 31/1 с 01.09.2012 при наличии в муниципальном образовании автоматизированной системы учета и оплаты проезда за одну поездку независимо от расстояния установлен тариф в размере 15 рублей.

Согласно расчету истца общая сумма выпадающих доходов по городским перевозкам за период с 01.10.2012 по 30.06.2013 составила 1 974 422 рубля 73 копейки (по федеральному регистру) и 9 303 764 рубля 15 копеек (по областному регистру).
За указанный период автобусами истца перевезено 3 754 999 пассажиров по тарифу ниже стоимости полного тарифа (ниже 15 рублей), из них льготники, относящиеся к ведению Российской Федерации, составляют 280 722 пассажира, а к ведению субъекта РФ – 3 474 277 пассажира.

Из бюджета Российской Федерации на компенсацию понесенных расходов на перевозку льготных пассажиров в данный период времени выплаты не производились, а из бюджета субъекта Российской Федерации Кировская область выплачено 10 384 290 рублей 55 копеек.

В связи с неполным возмещением расходов от предоставления льгот истец обратился в суд с настоящим иском о взыскании убытков от реализации льгот.

Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные суду письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договора. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора (пункт 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

В силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета. 

В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный законно от 22.08.2004 № 122-ФЗ) с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Одновременно субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям предписано при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

В силу статьей 44 и 63 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ меры социальной защиты инвалидов и социальной поддержки ветеранов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу Федерального закона Российской Федерации «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ оказание мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в ней, производится как за счет средств субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов и региональных программ субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации. При этом обязанность по учету граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации путем составления областного и федерального регистров.

Постановлением Правительства Кировской области от 25.01.2012 № 136/24 утвержден Порядок предоставления из областного бюджета денежных средств предприятиям транспорта и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров автомобильным и электрифицированным транспортом городского и пригородного сообщения, на возмещение им недополученных доходов в связи с установлением льгот по провозной плате для отдельных категорий граждан, проживающих на территории Кировской области.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 16 - 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» установлено, что положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совестном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, неполученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Право истца на получение доходов от перевозки населения без предоставления указанных льгот было ограниченно в силу закона, объем переданных из федерального и областного бюджетов средств не в полном объеме покрыл фактические расходы транспортной организации, которые она понесла при перевозке льготных категорий пассажиров, финансирование которых отнесено к полномочиям Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

Доказательства того, что в спорный период из федерального бюджета Кировской области выделялись средства в виде финансовой помощи на реализацию указанных льгот в полном объеме, суду не представлены.

Следовательно, возмещение расходов, образовавшихся в результате предоставления льгот по оплате оказанных услуг по перевозке льготных категорий граждан, должно производиться из средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового органа.

Бездействие ответчиков выразилось в неисполнении обязанностей по компенсации истцу указанных затрат, поэтому истец в силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе требовать полного возмещения этих расходов как вреда, причиненного неправомерным бездействием государственных органов.

Убытки (неполученные доходы) транспортной организации за период с 01.10.2012 по 30.06.2013 в общей сумме составили 11 278 186 рублей 88 копеек, в том числе недофинансировано по федеральным льготникам – 1 974 422 рубля, по областным – 9 303 764 рубля. Данные суммы согласно статьям 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются реальным ущербом и подлежат взысканию с ответчиков в пользу истца.

Ответчиками не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин, воспрепятствовавших выделению бюджетных средств для компенсации произведенных затрат в полном объеме.

Доводы ответчиков о том, что истец неправомерно при исчислении убытков исходит от полной стоимости тарифа в размере 15 рублей, установленного за одну поездку, суд считает ошибочным, поскольку именно данный тариф является экономически обоснованным. Из представленного истцом в материалы дела экспертного заключения Региональной службы по тарифам Кировской области и сводной таблицы затрат и прибыли, включенных в расчет тарифа на перевозку пассажиров, следует, что себестоимость поездок по предложению службы по тарифам составила 14 рублей 26 копеек. В связи с изложенным доводы ответчиков о применении экономически обоснованного тарифа в размере 12 рублей за одну поездку суд считает необоснованными.

Доводы ответчика (Минфина Российской Федерации) о том, что бесплатный проезд инвалидов по зрению I группы субсидировался за счет прочих категорий граждан, осуществляющих проезд по установленным тарифам, также являются необоснованными, так как не подтверждены надлежащими и достоверными доказательствами, ответчиком не представлено доказательств за счет какой категории граждан осуществлялось субсидирование и в какой сумме.

Довод ответчика о том, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по установлению льгот инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны, бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, данным категориям граждан не предоставлено право бесплатного проезда в автомобильном транспорте общего пользования, в связи с чем граждане данной категории имеют право осуществлять проезд по льготной стоимости 8 рублей 50 копеек, является несостоятельным, так как Кировской городской думой были приняты решения от 27.08.2008 № 19/3, от 31.03.2010 № 39/6 о поддержке инициативы главы города Кирова ФИО4 о предложении предприятиям/организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку городским пассажирским транспортом, предоставлять с 01.09.2008 право бесплатного проезда на всех маршрутах городского общественного транспорта инвалидам и участникам Великой Отечественной войны и с 01.04.2010 предоставлять право бесплатного проезда бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей. При предоставлении права бесплатного проезда указанной категории граждан истец понес убытки, которые подлежат возмещению в установленном порядке.

Доводы ответчика (субъект Российской Федерации «Кировская область») о том, что при расчете выпадающих доходов истец должен был применить коэффициент 0,5, установленный для городских маршрутов постановлением Правительства Кировской области от 25.01.2012 № 136/24, поскольку данное постановление никем не оспорено, не признано незаконным, является действующим и обязательно к исполнению всеми юридическими лицами на территории Кировской области, судом не могут быть признаны правомерными, поскольку в данном случае подлежат применению нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 15, пункт 5 статьи 790, статьи 1069, 1071), которые устанавливают обязанность полного возмещения убытков (расходов).

В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение убытков в меньшем размере допускается в случае, если это предусмотрено законом или договором. В данном случае это не предусмотрено ни Законом, ни договором. Указанное ограничение, установленное субъектом Российской Федерации, влечет уменьшение суммы расходов в результате применения данного коэффициента, в результате чего нарушаются права истца на полное возмещение убытков (расходов).

Ответчиками в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, подтверждающих возмещение истцу понесенных убытков в полном размере.

При изложенных обстоятельствах в силу статей 15, 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме (в сумме 11 278 186 рублей 88 копеек), из них расходы истца в размере 1 974 422 рубля 73 копейки, понесенные в связи с перевозкой пассажиров, имеющих право на льготный проезд в соответствии с федеральным регистром, подлежат возмещению Российской Федерацией за счет казны Российской Федерации, а расходы истца в размере 9 303 764 рубля 15 копеек, понесенные в связи с перевозкой пассажиров, имеющих право на льготный проезд в соответствии с областным регистром, подлежат возмещению субъектом Российской Федерации «Кировская область» за счет средств казны субъекта.

Поскольку ответчики освобождены от уплаты госпошлины, истцу следует вернуть уплаченную при подаче иска в суд государственную пошлину.

Руководствуясь статьями 104, 167 – 170, 176, 177, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью «Эскорт-авто М» (ИНН <***>, ОГРН <***>, <...>) 1 974 422 (один миллион девятьсот семьдесят четыре тысячи четыреста двадцать два) рубля 73 копейки убытков.

Взыскать с субъекта Российской Федерации «Кировская область» за счет казны субъекта Российской Федерации «Кировская область» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Эскорт-авто М» (ИНН <***>, ОГРН <***>, <...>) 9 303 764 (девять миллионов триста три тысячи семьсот шестьдесят четыре) рубля 15 копеек убытков.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Обществу с ограниченной ответственностью «Эскорт-авто М» (ИНН <***>, ОГРН <***>, <...>) выдать справку на возврат из федерального бюджета госпошлину в сумме 79 390 (семьдесят девять тысяч триста девяносто) рублей 94 копейки, уплаченной по платежному поручению от 23.08.2013 № 229.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьями 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию (Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа) в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Судья                                                                            М.В.Малышева