ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-11524/20 от 01.07.2021 АС Кировской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102

http://kirov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А28-11524/2020

г. Киров

12 июля 2021 года

Резолютивная часть решения оглашена 01 июля 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме июля 2021 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Агалаковой Н.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мизевым Д.В.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>, место жительства: 612961, Россия, Кировская область, г. Вятские Поляны)

к Министерству охраны окружающей среды Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610002, Россия, <...>)

о признании незаконным решения от 16.06.2020 № 184

при участии в судебном заседании представителя

заявителя - ФИО2 по доверенности от 16.09.2020,

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель, ИП ФИО1) обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству охраны окружающей среды Кировской области (далее – Министерство) о признании незаконным решения от 16.06.2020 № 184 «Об отказе в удовлетворении заявки на признание факта открытия месторождения песка строительного «Русловое» ИП ФИО1, проводившего работы по геологическому изучению участка недр местного значения за счет собственных средств на территории Вятскополянского района Кировской области». Требование заявителя обосновано нарушением Министерством при принятии оспариваемого решения положений пунктов 2.6, 2.10.2, 3.3.3.3 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по приему и рассмотрению заявки на признание факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участка недр местного значения за счет собственных средств, на территории Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 15.01.2013 № 191/8. Заявитель указывает, что оспариваемое решение в период его действия препятствовало в реализации ИП ФИО1 предусмотренной законом процедуры по получению права пользования участком недр «Русловое» в особом порядке без проведения торгов, и как следствие, в реализации законного права на осуществление предпринимательской деятельности. В судебном заседании представитель заявителя настаивает на удовлетворении заявленного требования.

Министерством представлен отзыв на заявление и дополнения к нему, в которых указано, что решением Министерства от 11.02.2021 № 21 оспариваемое решение отменено, заявка ИП ФИО1 от 06.04.2020 отправлена на повторное рассмотрение. 05.03.2021 Министерством принято решение № 35 «Об удовлетворении заявки на признание факта открытия месторождения песка строительного «Русловое» ИП ФИО1, проводившего работы по геологическому изучению участка недр местного значения за счет собственных средств на территории Вятскополянского района Кировской области», ИП ФИО1 выдано свидетельство № 01-21 об установлении факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых пользователем недр, проводившим в соответствии с лицензией на пользование участком недр местного значения, включенным в перечень участков местного значения, геологическое изучение такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространённых полезных ископаемых за счет собственных средств, на территории Кировской области (далее – Свидетельство № 01-21). На основании изложенного считает, что права заявителя восстановлены, оснований для удовлетворения требования заявителя не имеется. Министерство извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Руководствуясь положениями статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя Министерства.

Выслушав представителя заявителя, изучив представленные доказательства, суд установил следующее.

30.05.2018 Министерством охраны окружающей среды Кировской области ИП ФИО1 выдана лицензия на пользование недрами КИР 90503 ТП с целевым назначением и видами работ – геологическое изучение в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых – песок строительный и песчано-гравийные породы на участке недр «Русловое». Участок недр расположен в Вятскополянском районе Кировской области, имеет статус геологического отвода. Дата окончания действия лицензии – 29.05.2023 (далее – Лицензия № 90503 ТП).

Работы по геологическому изучению в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых – песок строительный и песчано-гравийные породы на участке недр «Русловое» выполнены ИП ФИО3 с привлечением подрядных организаций ООО «Землемер», лаборатории ООО ОС «Вятсертификация», ООО «Центр аналитических исследований и экологического мониторинга» г. Пермь, специализированной лабораторией ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии № 52 Федерального медико-биологического агентства» за счет средств ИП ФИО1 в соответствии с Лицензией № 90503 ТП.

08.11.2018 Средне-Волжское территориальное отделение ФГКУ «Росгеолэкспертиза» выдало положительное экспертное заключение № 142-02-17/2018 по «Проекту на геологическое изучение в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых – песок строительный и песчано-гравийные породы на участке недр «Русловое» в Вятскополянском районе Кировской области».

Согласно письму Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу от 30.11.2018 № ПФО-01-01-09/2404 работы по объекту «Геологическое изучение в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых – песок строительный и песчано-гравийные породы на участке недр «Русловое» в Вятскополянском районе Кировской области» зарегистрированы в Государственном реестре работ по геологическому изучению недр за номером 33-18-618.

08.04.2020 в Министерство поступило заявление ИП ФИО1 от 06.04.2020 о признании факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых «Русловое», песок строительный.

Решением Министерства от 16.06.2020 № 184 предпринимателю отказано в удовлетворении заявки на признание факта открытия месторождения песка строительного «Русловое».

Не согласившись с данным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Решением Министерства от 11.02.2021 № 21 оспариваемое решение отменено, заявление ИП ФИО1 от 06.04.2020 отправлено на повторное рассмотрение.

05.03.2021 Министерством принято решение № 35 «Об удовлетворении заявки на признание факта открытия месторождения песка строительного «Русловое» ИП ФИО1, проводившего работы по геологическому изучению участка недр местного значения за счет собственных средств на территории Вятскополянского района Кировской области», ИП ФИО1 выдано Свидетельство № 01-21.

Вышеуказанные обстоятельства дела позволяют суду прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Согласно пункту 6 статьи 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) основанием возникновения права пользования участками недр является факт месторождения общераспространённых полезных ископаемых открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом.

В силу статьи 33.1 Закона о недрах установление факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых осуществляется комиссией, которая создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и в состав которой включаются представители федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных органов.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения о министерстве охраны окружающей среды Кировской области, утверждённого постановлением Правительства Кировской области от 01.04.2019 № 124-П, Министерство выполняет государственную функцию по регулированию отношений недропользования.

Постановлением Правительства Кировской области от 15.01.2013 № 191/8 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по приему и рассмотрению заявки на признание факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участка недр местного значения за счет собственных средств, на территории Кировской области (далее – Административный регламент).

Согласно пункту 2.1.1 Административного регламента для установления факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ) министерством создается постоянно действующая комиссия по рассмотрению заявок на признание факта открытия месторождений ОПИ пользователями недр, проводившими работы по геологическому изучению участков недр местного значения за счет собственных средств (далее - комиссия).

В соответствии с пунктом 2.3 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю свидетельства об установлении факта открытия месторождения ОПИ пользователем недр, проводившим в соответствии с лицензией на пользование участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, геологическое изучение такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений ОПИ за счет собственных средств, на территории Кировской области по прилагаемой форме № 2 или решения министерства об отказе в удовлетворении заявки заявителя о признании факта открытия им месторождения ОПИ.

Общий срок предоставления государственной услуги не должен превышать 55 рабочих дней со дня поступления в министерство заявки (пункт 2.4.1 Административного регламента).

Пунктом 2.6 Административного регламента установлено, что заявка о предоставлении государственной услуги должна быть подана заявителем не позднее 60 дней со дня утверждения заключения постоянно действующей комиссии по государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения, подтверждающего промышленную значимость выявленного месторождения ОПИ.

Заявка должна содержать:

- заявление по прилагаемой форме № 1 (п. 2.6.1).

- заключение государственной экспертизы, предусмотренное пунктом 2.3 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения на территории Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 12.02.2013 N 195/67 (п. 2.6.2);

- краткую справку об истории выявления месторождения ОПИ и его основных геологических и экономических параметрах (характеристиках) (п. 2.6.3).

- топографический план с координатной сеткой, контурами и координатами поворотных точек выявленного месторождения ОПИ в масштабе топографической съемки, выполненной в составе геолого-разведочных работ в целях поисков и оценки соответствующего месторождения (п. 2.6.4).

- графический чертеж «План подсчета запасов» (п. 2.6.5)

- копию лицензии на пользование соответствующим участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, выданной заявителю для геолого-разведочных работ (п. 2.6.6).

- опись документов, представленных заявителем в составе заявки, с указанием количества листов. Опись подписывается заявителем и скрепляется печатью (при наличии печати) (п. 2.6.7).

Согласно пункту 2.10.2 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является:

несоответствие заявки требованиям настоящего Административного регламента;

представление заявителем фактических данных, не позволяющих квалифицировать их как открытие месторождения ОПИ;

умышленное представление заявителем неверных сведений о себе;

изменение законодательства Российской Федерации или Кировской области о недрах в период предоставления государственной услуги, повлекшее изменение порядка предоставления этой государственной услуги.

Пунктом 3.3.3 Административного регламента установлен порядок рассмотрения заявки, проведения заседания комиссии и подготовка ее решения.

В соответствии с пунктом 3.3.3.1 Административного регламента секретарь комиссии обеспечивает ознакомление членов комиссии с заявкой в течение двадцати рабочих дней со дня поступления заявки в комиссию.

Согласно пункту 3.3.3.3 Административного регламента председатель (заместитель председателя) комиссии проводит заседание комиссии в течение пяти рабочих дней со дня окончания ознакомления членов комиссии с заявкой.

При рассмотрении заявки на заседании комиссии учитывается, что открытие месторождения ОПИ является документально подтвержденным фактом выявления нового объекта, запасы которого в недрах квалифицированы по категориям C1 и C2, и имеет промышленное значение в соответствии с заключением государственной экспертизы.

Установление факта открытия месторождения ОПИ возможно в отношении только тех объектов, запасы которых не поставлены на территориальный баланс запасов полезных ископаемых Кировской области в установленном порядке.

Секретарь комиссии обеспечивает подготовку проекта решения комиссии об удовлетворении (или об отказе в удовлетворении) заявки в форме протокола заседания комиссии и его подписание всеми членами комиссии, участвовавшими в заседании комиссии, в течение десяти рабочих дней со дня завершения рассмотрения заявки на заседании комиссии (пункт 3.3.3.4 Административного регламента).

В соответствии с пунктом 3.3.4.1 Административного регламента ответственное должностное лицо министерства в течение пяти рабочих дней со дня получения заявки и протокола заседания комиссии обеспечивает подготовку проекта решения министерства об удовлетворении (или об отказе в удовлетворении) заявки и проекта свидетельства об установлении факта открытия месторождения ОПИ по прилагаемой форме № 2, подписание их министром (лицом, исполняющим обязанности министра), регистрацию решения в книге регистрации решений по выполнению полномочий в сфере регулирования отношений недропользования и регистрацию свидетельства в журнале регистрации выданных свидетельств.

Факт открытия месторождения ОПИ устанавливается со дня регистрации в министерстве свидетельства об установлении факта открытия месторождения ОПИ в журнале регистрации выданных свидетельств.

Ответственное должностное лицо министерства обеспечивает письменное уведомление заявителя о принятом решении министерства об отказе в удовлетворении заявки с обоснованием причин отказа и приложением соответствующего решения министерства в течение трех рабочих дней со дня регистрации его в книге регистрации решений по выполнению полномочий в сфере регулирования отношений недропользования (пункт 3.3.4.2 Административного регламента).

Ответственное должностное лицо министерства в течение трех рабочих дней со дня регистрации свидетельства об установлении факта открытия месторождения ОПИ в журнале регистрации выданных свидетельств обеспечивает письменное уведомление заявителя о принятом решении министерства об удовлетворении заявки с приложением соответствующего решения министерства и необходимости его обращения в министерство для получения свидетельства об установлении факта открытия месторождения ОПИ (3.3.4.3 Административного регламента)

Как следует из представленных в материалы дела доказательств, 08.04.2020 в Министерство поступило заявление ИП ФИО1 от 06.04.2020 о признании факта открытия месторождения ОПИ «Русловое», песок строительный, с приложением документов, установленных пунктом 2.6 Административного регламента.

16.06.2020 Министерством принято решение № 184, согласно которому в удовлетворении заявки на признание факта открытия месторождения песка строительного «Русловое» ИП ФИО1, проводившего работы по геологическому изучению участка недр местного значения за счет собственных средств на территории Вятскополянского района Кировской области отказано. Основанием для отказа в удовлетворении заявки в соответствии с абзацем третьим пункта 2.10.2 Административного регламента послужило предоставление заявителем фактических данных, не позволяющих квалифицировать их как открытие месторождения ОПИ, а именно: участок недр «Русловое» расположен на песчаной косе правого берега реки Вятки, в границах водного объекта р. Вятка, в северо-западной части косы к участку недр «Русловое» примыкает участок недр «Вятскополянское-2», в юго-западной части – участок недр «Вятскополянское-3», таким образом, геологическое строение участка недр «Русловое» не уникально, в сходных литолого-фациальных условиях в долине Вятки ожидается наличие аналогичных геологических образований, пригодных по кондициям к разработке в качестве песка строительного и песчано-гравийных смесей – полезных ископаемых. Ранее были утверждены запасы полезных ископаемых в границах лицензионных участков недр месторождения «Вятскополянское-2» и «Вятскополянское-3»; геолого-поисковые работы на участке недр «Русловое» следует рассматривать как приращение запасов месторождений «Вятскополянское-2» и «Вятскополянское-3» в пределах единой голоценовой аллювиальной фации, выполненное по отдельной лицензии.

В период рассмотрения арбитражным судом настоящего дела Министерством принято решение от 05.03.2021 № 35, которым заявка на признание факта открытия месторождения песка строительного «Русловое» ИП ФИО1 удовлетворена, предпринимателю выдано Свидетельство № 01-21.

Доказательств, что при принятии Министерством решения от 05.03.2021 № 35 рассматривались и исследовались иные документы, помимо представленных ИП ФИО1 вместе с заявкой от 06.04.2020, суду при рассмотрении настоящего дела не представлено.

Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела документы, арбитражный суд приходит к выводу о том, что при вынесении оспариваемое решение Министерства принято с нарушением требований пунктов 2.4.1, 2.10.2 Административного регламента и без учета представленных заявителем доказательств.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Отмена оспариваемого ненормативного акта не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.

Установив, что оспариваемый ненормативный акт (отмененный) не нарушал законные права и интересы заявителя, арбитражный суд прекращает производство по делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В случае же нарушения оспариваемым актом законных прав и интересов суд принимает решение по существу спора.

Нарушение прав и законных интересов заявителя в данном случае заключается в невозможности получения ИП ФИО1 до 05.03.2021 разрешительных документов на осуществление предпринимательской деятельности на участке недр «Русловое».

Довод Министерства о том, что предпринимателем не освоен разрешённый объем добычи на месторождении «Вятскополянское-3», что указывает на отсутствие фактической потребности в сырье, отклоняется арбитражным судом как не имеющий правого значения для настоящего дела.

Оспариваемое решение отменено Министерством только после обращения заявителя в арбитражный суд с требованием признать его незаконным, Министерством при рассмотрении заявки предпринимателя от 06.04.2020 нарушен предусмотренный пунктом 2.4.1 Административного регламента срок предоставления государственной услуги по рассмотрению заявки на признание факта открытия месторождения ОПИ пользователем недр, что повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя.

Поскольку по настоящему спору судом установлены обстоятельства, предусмотренные в части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, требования заявителя о признании незаконным решения Министерства от 16.06.2020 № 184, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

признать незаконным решение Министерства охраны окружающей среды Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610002, Россия, <...>) от 16.06.2020 № 184 «Об отказе в удовлетворении заявки на признание факта открытия месторождения песка строительного «Русловое» ИП ФИО1, проводившим работы по геологическому изучению участка недр местного значения за счет собственных средств на территории Вятскополянского района Кировской области.

Решение по делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба в этом случае подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья                                                                                               Н.В. Агалакова