ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-11885/18 от 27.02.2019 АС Кировской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

610017  г. Киров,  ул. К. Либкнехта,  102

http://kirov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А28-11885/2018

г. Киров

04 марта 2019 года

Резолютивная часть решения оглашена 27 февраля 2019 года

Решение изготовлено в полном объеме марта 2019 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Агалаковой Н.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Особенко М.Р.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Лидер» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, юридический адрес: 613440, Россия, <...>)

к Нижегородской Таможне (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, юридический адрес: 603093, Россия, <...>)

об отмене и о признании незаконным постановления от 03.09.2018 № 10408000-1337/2018

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – ФИО1, по доверенности от 13.12.2018,

Нижегородской таможни – ФИО2, по доверенности от 10.01.2019,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Лидер» (далее – заявитель, общество, ООО «Лидер») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления заместителя руководителя Нижегородской Таможни (далее - Таможня) от 03.09.2018 № 10408000-1337/2018, которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в сумме 50000 рублей. Заявитель полагает, что своевременно исполнил обязанность по предоставлению в Таможню статистической формы учета перемещения товаров за отчетный период – апрель 2018 года, заполнив статистическую форму на официальном сайте ФТС России в сети Интернет customs.ru с присвоением системного номера 1300180425-12383983. Не оспаривая отсутствие у должностных лиц общества возможности подписания статистической формы в виде электронного документа электронно-цифровой подписью, а также направление в Таможню статистической формы учета перемещения товаров за апрель 2018 года на бумажном носителе 11.07.2018, заявитель указывает, что в данном случае Таможней необоснованно не рассмотрен вопрос о малозначительности совершенного административного правонарушения (статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), а также обстоятельства, позволяющие в соответствии с положениями статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях произвести замену административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение. Подробно доводы ООО «Лидер» изложены в заявлении и дополнениях к нему. Представитель общества в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме.

Таможней представлен мотивированный отзыв с дополнениями, в которых изложены обстоятельства, установленные при производстве по делу об административном правонарушении, и возражения относительно доводов заявителя. Представитель Таможни в судебном заседании поддержал доводы отзыва, возражает против удовлетворения требований заявителя.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд установил следующее.

Заявитель заключил контракт от 01.01.2018 №1/2018 с ИП ФИО3 (покупатель), предметом которого является поставка ООО «Лидер» товаров в Республику Казахстан.

Согласно товарной накладной от 18.04.2018 №7 обществом отгружено покупателю 13 наименований товаров (изделия столярные и плотницкие) весом 6000 кг на сумму 401417 рублей 78 копеек.

По утверждению заявителя статистическая форма учета перемещения товаров, предусмотренная пунктом 7 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 №1329 (далее – Правила №1329), заполнена ответственным лицом общества ФИО4 25.04.2018 с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с присвоением системного номера 1300180425-12383983.

Представитель заявителя в судебном заседании подтвердила, что электронно-цифровая подпись у должностных лиц ООО «Лидер» отсутствует, подписание статистической формы учета перемещения товаров №1300180425-12383983 электронно-цифровой подписью не произведено.

11.07.2018 статистическая форма учета перемещения товаров за апрель 2018 №1300180425-12383983 направлена в Таможню почтовым отправлением, зарегистрирована Таможней 13.07.2018.

13.08.2018 государственный таможенный инспектор ФИО5 составила протокол об административном правонарушении №10408000-1337/2018, которым нарушение ООО «Лидер» срока представления статистической формы учета перемещения товаров за апрель 2018 года квалифицировано по части 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом привлечения ООО «Лидер» к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлением от 18.04.2017, которое вступило в законную силу 24.06.2017. Протокол об административном правонарушении составлен без участия законного представителя ООО «Лидер», извещенного о времени и месте составления протокола надлежащим образом.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, 03.09.2018 заместитель начальника Таможни вынес постановление №10408000-1337/2018, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в сумме 50000 рублей. Дело об административном правонарушении рассмотрено без участия законного представителя, извещенного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении надлежащим образом.

Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Изложенные обстоятельства дела позволяют суду прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу положений части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что повторное непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объективную сторону данного правонарушения образуют действия (бездействие), нарушающие требования постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза», устанавливающие обязанности российских лиц, заключивших сделку, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - лиц, имеющих на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), по своевременному и безвозмездному представлению таможенным органам статистических форм, содержащих достоверные сведения.

Субъектом данного административного правонарушения в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон №104-ФЗ) является юридическое лицо с местом нахождения в Российской Федерации, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, и (или) физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя и постоянно проживающее в Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил №1329 ведение статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза обеспечивается Федеральной таможенной службой в соответствии с Единой методологией ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 года №525, и включает в себя сбор статистических форм учета перемещения товаров, обработку содержащихся в них сведений, формирование, публикацию и предоставление заинтересованным пользователям официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.

Пункт 5 Правил №1329 предусматривает, что формирование официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза осуществляется на основании сведений, указанных в статистической форме и иных источниках информации.

Российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.

В силу пункта 7 Правил №1329 статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.

Статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», независимо от наличия или отсутствия у заявителя усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной для представления сведений в таможенные органы (далее - электронная подпись).

При наличии у заявителя электронной подписи статистическая форма представляется только в виде электронного документа, заверенного электронной подписью. Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа (статистической формы) посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В случае отсутствия у заявителя электронной подписи статистическая форма, заверенная подписью и печатью заявителя (при ее наличии), представляется в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом). Датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.

Статистическая форма заполняется на русском языке по форме согласно приложению №1 к Правилам №1329 и в соответствии с Правилами заполнения статистической формы учета перемещения товаров, предусмотренными приложением №2.

Из представленных в материалы дела доказательств следует и участвующими в деле лицами не оспаривается, что статистическая форма учета перемещения товаров за апрель 2018 №1300180425-12383983 в виде электронного документа, заверенного электронной подписью должностного лица ООО «Лидер», в Таможню не представлена. Указанное обстоятельство заявителем не опровергается.

Заполнение статистической формы учета перемещения товаров с присвоением системного номера на официальном сайте Федеральной таможенной службы в сети «Интернет» не является исполнением публично установленной обязанности по представлению статистической формы учета перемещения товаров, поскольку в данном случае отсутствует необходимый элемент электронного документа – электронно-цифровая подпись должностного лица, подтверждающего достоверность сведений.

Почтовое отправление, содержащее статистическую форму учета перемещения товаров за апрель 2018 №1300180425-12383983, поступило в Таможню 11.07.2018, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 7 Правил №1329.

Заявитель по существу не оспаривает нарушение срока представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

Доказательств, подтверждающих, что ООО «Лидер» предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения суду не представлено.

Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, при рассмотрении дела судом не установлено.

Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд приходит к выводу, что все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в деянии заявителя Таможней доказаны.

Доводы общества о том, что имеются основания для прекращения производства по делу ввиду малозначительности совершенного деяния, отклоняются судом в силу следующего.

Статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Из статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматриваемой с учетом смысла, придаваемого ей сложившейся правоприменительной практикой, следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного суды должны исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности противоправного деяния заявителя, суд не усматривает оснований для квалификации допущенного обществом административного правонарушения в качестве малозначительного.

Состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, следовательно, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям законодательства.

Таможенным органом установлено, что у заявителя имелась возможность соблюдения правил представления статистических форм, вместе с тем, обществом не соблюдены требования пункта 7 Постановления и в установленный срок не представлена форма статистической отчетности; при этом доказательства того, что неисполнение указанной обязанности произошло ввиду чрезвычайных, объективно непредотвратимых препятствий, находящихся вне контроля заявителя, последним не представлены.

Более того, полученная Таможней объяснительная записка ООО «Лидер» на письмо Таможни от 17.07.2018 относительно обстоятельств нарушения требований представления статистических форм свидетельствует о том, что рассматриваемое правонарушение допущено обществом по причине пренебрежительного отношения к исполнению возложенных на него обязанностей: сотрудник, в должностные обязанности которого входит своевременное представление статистических форм, не имеющая электронно-цифровой подписи, не направила статистическую форму на бумажном носителе в Таможню в срок до 16.05.2018.

С учетом указанного, суд считает, что доводы заявителя не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку обстоятельства совершения обществом рассматриваемого административного правонарушения не обладают свойством исключительности.

Повторное совершение административного правонарушения является квалифицирующим признаком состава, предусмотренного статьей 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответственно не должно учитываться в качестве отягчающего административную ответственность обстоятельства.

Оценив довод заявителя о возможности замены административного наказания на предупреждение, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения назначенного обществу в соответствии с оспариваемым постановлением наказания в виде административного штрафа на такой вид наказания, как предупреждение, поскольку условия, определенные частью 2 статьи 3.4 и статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в данном случае отсутствуют.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлением Таможни от 18.04.2017 (вступило в законную силу 24.06.2018), которым в качестве административного наказания за аналогичное нарушение обществу назначено предупреждение.

Ввиду того, что указанное административное правонарушение совершено заявителем повторно, основания для замены назначенного обществу административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в порядке, определенном статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствуют.

В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Учитывая изложенное, в удовлетворении требований заявителя следует отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Лидер» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, юридический адрес: 613440, Россия, <...>) о признании незаконным и отмене постановления заместителя начальника Нижегородской Таможнеот 03.09.2018 № 10408000-1337/2018о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в сумме 50000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек отказать.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение, совершенное юридическим лицом не превышает сто тысяч рублей, и если такое решение явилось предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, а также постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Вступившие в законную силу решения арбитражных судов по делу об административном правонарушении, решения, принятые ими по результатам рассмотрения жалоб, протестов (представлений), пересматриваются Верховным Судом Российской Федерации, если были исчерпаны все предусмотренные арбитражным процессуальным законодательством способы их обжалования в арбитражных судах. Указанные решения пересматриваются в Верховном Суде Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья                                                                                               Н.В. Агалакова