ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-12013/13 от 26.11.2013 АС Кировской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта, 102

http://kirov.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело №А28-12013/2013

362/34

г. Киров

29 ноября 2013 года

Резолютивная часть решения оглашена 26 ноября 2013 года

Решение изготовлено в полном объеме 29 ноября 2013 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Агалаковой Н.В.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Замятиной Т.Г.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

открытого акционерного общества «Кировские коммунальные системы» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 610002, <...>)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кировской области (место нахождения: 610035, <...>)

о признании незаконным решения, изложенного в письме от 16.08.2013 № 02-03/3747,

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – ФИО1, по доверенности от 11.04.2013 № 57,

Росприроднадзора – ФИО2, по доверенности от 26.01.2012,

установил:

открытое акционерное общество «Кировские коммунальные системы» (далее – заявитель, общество, ОАО «ККС») обралось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кировской области (далее - Управление), изложенного в письме от 16.08.2013 № 02-03/3747, об отказе в проведении корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Заявитель полагает, что обжалуемый отказ Управления вынесен в нарушение положений пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ), пункта 2 статьи 16.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2, подпункта «а» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 №632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (далее – Постановление №632), приказа Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее – Приказ №204), пункта 6.13 Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Минприроды РФ от 26.01.1993 (далее - Указания), а также нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку ОАО «ККС» обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в связи с осуществляемым видом деятельности, выполняя природоохранные мероприятия, вправе реализовать свое право на корректировку такой платы в сторону ее снижения с учетом суммы освоенных средств на выполнение охранных мероприятий. Представитель общества в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме.

Управлением представлен письменный отзыв, в котором содержатся возражения против удовлетворения требований ОАО «ККС» по мотивам отсутствия у Управления полномочий на определение объема корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду, отсутствия в законодательстве норм прямого действия, допускающих уменьшение размера платежей на сумму затрат на природоохранные мероприятия, несоответствия заявления ОАО «ККС» и представленных с ним документов о корректировке платежей требованиям постановления Правительства РФ от 17.04.2013 № 347 «Об утверждении Правил уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае проведения организациями, осуществляющими водоотведение, абонентами таких организаций природоохранных мероприятий» (далее – Правила №347). Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы отзыва.

Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив представленные в материалы дела документы, суд установил следующее.

Письмом от 04.02.2013 №04-171 в адрес Управления ОАО «ККС» направлен перечень природоохранных мероприятий на 2013 год.

Письмом от 13.03.2013 №01-09/1115 Управление сообщило о возможности отнесения перечня мероприятий ОАО «ККС» на 2013 год к природоохранным, от согласования перечня отказалось по причине отсутствия полномочий.

ОАО «ККС» обратилось в Управление с заявлением от 17.07.2013 №04-1363 о корректировке платы за негативное воздействие на окружающую среду за первое полугодие 2013 года, приложив к заявлению отчет о фактическом освоении средств на выполнение природоохранных мероприятий за I и II кварталы 2013 года.

В письме от 16.08.2012 № 02-03/3747 Управление указало, что в условиях отсутствия в действующем природоохранном и бюджетном федеральном законодательстве прямых норм, допускающих уменьшение фактического размера вносимых экологических платежей посредством зачета затрат, понесенных природопользователями на проведение природоохранных мероприятий, Управление не имеет полномочий и оснований для определения объема корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Не согласившись с решением Управления, изложенном в письме от 16.08.2013 №02-03/3747, ОАО «ККС» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изложенные обстоятельства дела позволяют суду прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно пункту 3 статьи 16 Федерального закона №7-ФЗ порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации Постановлением № 632 утвердило Порядок определения платы.

С 28 апреля 2013 года Правительством РФ введены в действие Правила №347, которыми регламентируется порядок уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади) в случае проведения организациями, занимающимися водоотведением, и абонентами таких организаций мероприятий по охране природы, в том числе по строительству, реконструкции и модернизации очистных сооружений.

При проведении организациями (абонентами) вышеуказанных мероприятий плата за негативное воздействие на окружающую среду уменьшается на величину фактически произведенных затрат на природоохранные мероприятия.

Затратами на реализацию природоохранных мероприятий признаются расходы организаций (абонентов) на капитальные вложения, предусмотренные согласованным в установленном порядке планом снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади и подтвержденные в отчете о ходе исполнения плана, представляемом в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (пункт 3 Правил №347).

Положение о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади утверждено постановлением Правительства РФ от 10.04.2013 № 317 (далее – Положение №317), вступило в действие с 23.04.2013.

В случае планирования природоохранных мероприятий в силу пункта 8 Положения №317 организации и абоненты до 1 июля года, предшествующего началу периода реализации плана, представляют в уполномоченные органы по месту расположения водного объекта, куда осуществляется сброс сточных вод соответствующие документы.

С учетом изложенных норм Правил №347 и Положения №317 и дат начала срока действия Правил №347 и Положения №317 довод заявителя о применении положений названных нормативных документов к правоотношениям по корректировке размеров платежей за негативное воздействие на окружающую среду по истечении 2014 года суд признает обоснованным.

Подпунктом «а» пункта 4 Постановления № 632 Правительство Российской Федерации возложило на органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований с участием территориальных органов Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации обязанность по осуществлению корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисление этих средств в счет указанных платежей.

На основании Постановления № 632 Министерством охраны окружающей природной среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 утверждены Указания.

Разделом 6 Указаний установлен порядок корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий, согласно которому предложения по корректировке разрабатываются конкретными природопользователями на основе планируемых природоохранных мероприятий, которые согласовываются с территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.

Корректировке подлежат 90 процентов платежей за загрязнение, поступающих на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов (пункт 6.1 Указаний).

Работу по корректировке размеров платежей конкретных природопользователей с учетом освоения ими в отчетном периоде средств на выполнение природоохранных мероприятий организуют территориальные органы Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации в республиках, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономных образованиях (пункт 6.2 Указаний).

Пунктом 6.4 Указаний установлено, что конкретные природоохранные мероприятия, затраты на выполнение которых могут засчитываться в общих платежах природопользователя, определяются в соответствии с перечнем природоохранных мероприятий, указанных в приложении № 2 к данным Указаниям.

В соответствии с пунктом 6.12 Указаний объем корректировки размеров платежей за загрязнение окружающей природной среды конкретного природопользователя определяется территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и в соответствии с законодательством утверждается исполнительными органами власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований или, в случае передачи этих функций, территориальными органами Минприроды России. Величина корректировки уточняется после окончания планового периода (год, квартал) как в сторону снижения, так и в сторону увеличения в зависимости от фактического освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий.

Из статей 51, 71, 75, 76 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 114, 115 следует, что Правительство Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями может посредством издания нормативных правовых актов участвовать в регулировании обязательных публично-правовых платежей путем определения порядка их исчисления, если эти платежи не носят налогового характера и допускаются по смыслу федерального закона, возлагающего регулирование исполнения закрепляемых им обязанностей на Правительство Российской Федерации.

Такого рода нормативное правовое регулирование признано Конституционным Судом Российской Федерации не противоречащим Конституции Российской Федерации с точки зрения разграничения компетенции между Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-О, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.02.2006 № 2-П).

При таких обстоятельствах заявление Управления об отсутствии норм прямого действия, регулирующих спорные правоотношения, суд находит несостоятельным.

Оформление корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий осуществляется территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (пункт 6.13 Указаний).

В соответствии с пунктом 2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 года № 370, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Согласно приложению № 4 к Федеральному закону от 30.11.2011 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является главным администратором доходов федерального бюджета по плате за негативное воздействие на окружающую среду. Аналогичное положение содержал Федеральный закон от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».

В соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства; предоставляет информацию, необходимую для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в соответствии с порядком, установленным Федеральном законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Таким образом, Управлению как территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, наделенному функциями администрирования поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в части платы за негативное воздействие на окружающую среду на территории Кировской области, представлено право осуществлять корректировку платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисление этих средств в счет указанных платежей в порядке, определенном разделом 6 Указаний, с выполнением функций, ранее относившихся к компетенции территориальных органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.

Следовательно, Управление уполномочено рассмотреть заявление ОАО «ККС» и приложенные к нему документы по существу и принять соответствующее решение по определению объема корректировки размеров платежей за загрязнение окружающей природной среды данного природопользователя. Доводы Управления об обратном отклоняются судом как необоснованные.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что решение Управления об отказе в проведении корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий за I полугодие 2013 года, изложенное в письме от 16.08.2013 № 02-03/3747, противоречит положениям пункта 3 статьи 16 Федерального закона № 7-ФЗ, пункту 2 статьи 16.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункту 2, подпункту «а» пункта 4 Постановления № 632, Приказу №204, пункту 6.13 Указаний, а также нарушает права и законные интересы заявителя, что является основанием для признания названного решения незаконным.

Требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 200, 201, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

требования открытого акционерного общества «Кировские коммунальные системы» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 610002, <...>) удовлетворить.

Решение Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кировской области (место нахождения: 610035, <...>) об отказе в оформлении корректировки платежей за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий за I полугодие 2013 года, изложенное в письме от 16.08.2013 № 02-03/3747, признать незаконным.

Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кировской области в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу рассмотреть направленные открытым акционерным обществом «Кировские коммунальные системы» сопроводительным письмом от 17.07.2013 №04-1363 документы для оформлении корректировки платежей за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий за I полугодие 2013 года и принять решение по вопросу определения объема корректировки платежей открытого акционерного общества «Кировские коммунальные системы» за негативное воздействие на окружающую среду за I полугодие 2013 года с учетом освоения открытым акционерным обществом «Кировские коммунальные системы» средств на выполнение природоохранных мероприятий в I полугодии 2013 года в соответствии с порядком, определенным разделом 6 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Минприроды РФ 26.01.1993.

Решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия в соответствии со статьями 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Судья Н.В. Агалакова