ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-13145/20 от 31.03.2021 АС Кировской области


.АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

http://kirov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А28-13145/2020

Город ФИО1

09 апреля 2021 года

Резолютивная часть решения оглашена 31 марта 2021 года.

В полном объеме решение изготовлено 09 апреля 2021 года.

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Прозоровой Е.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровой А.В.,

рассмотрев дело по исковому заявлению

муниципального унитарного предприятия «Городская управляющая жилищно-эксплуатационная компания № 6» города Кирово-Чепецка Кировской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 613050, <...>)

к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 610017, ФИО1ская область, ФИО1, ул. Герцена, д. 49, помещ. 500-512)

об обязании выполнить работы по ремонту кровли,

при участии в судебном заседании представителей:

истца-Козловой Н.В., по доверенности от 14.01.2021,

ответчика-Злобина С.Е., по доверенности от 11.01.2021 №7,

установил: муниципальное унитарное предприятие «Городская управляющая жилищно-эксплуатационная компания № 6» города Кирово-Чепецка Кировской области (далее-истец, МУП «ГУЖЭК № 6») обратилось в суд с иском к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» (далее-ответчик, Фонд капитального ремонта), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об обязании ответчика выполнить работы по ремонту кровли многоквартирного дома не позднее второго квартала 2021 года.

Исковые требования основаны на положениях статей 168, 170 Жилищного кодекса Российской Федерации и мотивированы неисполнением ответчиком, возложенных на него жилищным законодательством обязательств.

В обоснование иска истец указывает, что является обслуживающей организацией многоквартирного дома по адресу: г.Кирово-Чепецк Кировской области, ул.Калинина, дом 19. Собственники формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, многоквартирный дом 1950 года постройки, кровля находится в аварийном состоянии по результатам мониторинга ее технического состояния специалистами истца. В соответствии с программой капитального ремонта данный дом включен для проведения капитальных работ по ремонту кровли на 2023-2025 г.г.. Первоначально ремонт кровли был запланирован на 2016-2018г.г, затем перенесен на период 2020-2022г.г.. Состояние кровли ухудшается, истец получает жалобы от жильцов дома на постоянные протечки кровли. На заседании комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества МКД при администрации г.Кирово-Чепецка принято решение, оформленное протоколом № 9 от 01.08.2016 о необходимости проведения работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома по ул.Калинина, д.19 в 2018 году. Данное решение Фондом капитального ремонта не выполнено, ремонт не произведен. Актуализация региональной программы относится к компетенции администрации МО «Город Кирово-Чепецк», отдел ЖКХ администрации пояснил, что вышеуказанный протокол был своевременно направлен ответчику. Собственники МКД решение о проведении ремонта кровли за дополнительные средства не принимают, жалуются на истца в государственную жилищную инспекцию Кировской области, которая в адрес истца выдвигает требования о принятии соответствующих мер. При планировании заключения договора с собственниками МКД истец знакомился с планами работ проведения капитального ремонта, ремонт кровли по срокам должен быть проведен не позднее 2016 года. Однако, до настоящего времени такой ремонт не проведен, истец вынужден для поддержания кровли в работоспособном состоянии необоснованно расходовать денежные средства.

Ответчик иск не признает, представил отзыв, указывает, что ответчик в силу норм жилищного законодательства является специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области. В соответствии с действующей редакцией областной программы «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» (далее-Программа) ремонт крыши многоквартирного дома по адресу: <...> будет осуществляться в период 2023-2025 г.г., в указанный период Фонд исполнит свои обязательства, предусмотренные частью 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации. Разделом 8 Программы предусмотрен порядок внесения изменений, в том числе о переносе срока проведения капитального ремонта. Для решения вопроса о переносе установленного срока проведения ремонта представляется решение общего собрания собственников МКД и решения комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта, оформленного в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 09.07.2015 № 48/380 «Об утверждении Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме». 05.08.2020 в Фонд поступили документы, требуемые для переноса срока проведения капитального ремонта и соответствующего внесения изменений в Программу. Данные документы будут рассмотрены Фондом в соответствии с разделом 8 Программы. Также считает, что истцом не указано, какие его права нарушены Фондом, не содержится в иске и правового обоснования требований.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.

В соответствии с договором № 59/21 от 26.10.2020 перед собственниками многоквартирного дома по адресу: <...>, принял обязательства по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома при непосредственном способе управления.

В соответствии с пунктом 3.2.7 договора истец имеет право в интересах собственников самостоятельно (без оформления доверенности и решения общего собрания собственников) обращаться в суды всех инстанций для защиты интересов собственников в вопросах обслуживания общего имущества, текущего и капитального ремонта дома: требования проведения ремонтных работ, возмещения убытков собственникам (нанимателям).

Согласно Приложению № 2 к договору- Состав и техническое состояние общего имущества МКД, техническое состояние кровли отражено как удовлетворительное, капитальный ремонт проводился в 2013 году.

Ответчик является региональным оператором капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Кировской области на основании распоряжения Правительства Кировской области от 26.08.2013 № 263.

Собственниками определен способ формирования фонда капитального ремонта- на счете регионального оператора, что сторонами не оспаривается.

На заседании комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в целях актуализации областной программы «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» принято решение об установлении необходимости проведения работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома по адресу: <...> году, оформленное протоколом № 9 от 01.08.2016.

Программой капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области на 2014-2016 годы ремонт кровли спорного многоквартирного дома запланирован на 2020-2022 годы.

В подтверждение необходимости проведения капитального ремонта кровли истцом представлены: акт осмотра здания спорного многоквартирного дома специалистами истца от 30.04.2020 с установлением неудовлетворительного состояния крыши дома, наличия протечек по лестничной клетке 2 этажа, протечки квартиры № 4, № 5, № 6 по периметру кровли; акт осмотра квартир МКД от 23.04.2020 мастерами МУП «ГУЖЭК №6» совместно с представителями подрядной организации с установлением неудовлетворительного состояния кровли и проведения срочного ее ремонта; обращение собственника ФИО2 с просьбой об устранении протечек кровли от 16.03.2020, 20.07.2020, ответ истца от 31.07.2020 о готовности возместить ущерб от затопления кровли; ответ собственникам дома от 12.03.2020 № 210 на их жалобу о принятии мер для поддержания дома в технически исправном состоянии; письмо истца в администрацию г.Кирово-Чепецка о разногласиях по видам работ по капитальному ремонту от 19.03.2015 № 137.

Письмом от 31.08.2020 № 8253 ответчик на обращение истца сообщил, что согласно областной программы капитальный ремонт крыши запланирован в период 2023-2025г.г.. 05.08.2020 в адрес Фонда поступили решение заседания комиссии № 9 от 31.07.2020 по установлению необходимости проведения капитального ремонта крыши в 2021 году и соответствующее решение общего собрания от 23.07.2020 № 1 с принятием решения о переносе срока капитального ремонта крыши на более ранний период (2021) за счет средств Фонда с учетом сложившейся экономии. Решения о переносе срока капитального ремонта на более ранний период, поступившие, начиная с 01.07.2020, будут рассматриваться по итогам первого полугодия 2021 года, дома, на которые будет распределяться экономия Фонда будут включены в план на 2022 год.

В судебном заседании на доводы истца о не проведении капитального ремонта в более ранние запланированные Программой периоды ответчик пояснил, что по другим многоквартирным домам работы по ремонту лифтового оборудования были перенесены на более ранние сроки.

Наличие, по мнению истца, неудовлетворительного состояния кровли спорного многоквартирного дома и не проведение капитального ремонта кровли послужило основанием для обращения в суд с данным иском.

Суд, исследовав в полном объеме материалы дела, выслушав мнение сторон, приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;3) ремонт крыши;4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;5) ремонт фасада;6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

В соответствии с частью 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации функциями регионального оператора являются:

1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;

2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;

3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;

5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

6) иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.

В соответствии с частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

На основании Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П деятельность регионального оператора обусловлена возложенными на него публично значимыми функциями по реализации многостадийного процесса осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых избрали в качестве способа формирования фонда капитального ремонта перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора. Данный способ, по смыслу положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе пункта 4 части 1 его статьи 180 и части 1 статьи 182, предполагает наличие у собственников помещений в многоквартирных домах права требовать от регионального оператора проведения капитального ремонта общего имущества в этих домах в объеме и в сроки, предусмотренные региональной программой капитального ремонта.

Областной программой «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области», утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 21.03.2014 № 254/210 ремонт кровли спорного многоквартирного дома запланирован на период 2023-2025 г.г.. На момент рассмотрения настоящего спора ремонт кровли в более ранние сроки Программой не предусмотрен, изменения в названную программу не вносились. Соответственно, необходимость выполнения ответчиком обязанностей, предусмотренных положениями Жилищного кодекса Российской Федерации по обеспечению проведения капитального ремонта не наступила, права собственников многоквартирного дома не нарушены, в иске следует отказать.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьями 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Кировской области.

Судья Е.Ю.Прозорова.