ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-13683/16 от 06.03.2017 АС Кировской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102

http://kirov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А28-13683/2016

г. Киров                   

15 марта 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 06 марта 2017 года

В полном объеме решение изготовлено 15 марта 2017 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Шмырина С.Ю.

при ведении протокола судебного заседания c использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Пикозовым А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Октябрьского района г. Кирова» (ОГРН 1074345051186, ИНН 4345207469, юридический адрес: 610017, Кировская область, г. Киров, ул. Красноармейская, 61; 610027, г. Киров, ул. Дерендяева, 80/2)

к государственной жилищной инспекции Кировской области (ОГРН 1024301334089, ИНН 4345049124, юридический адрес: Кировская область,                          г. Киров, ул. Дерендяева, д. 23)

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Паритет» (ИНН 4345380329, ОГРН 1144345004902, юридический адрес: 610000, Кировская область, г. Киров, ул. Ленина, д. 85; 610001, Россия, Кировская область, г. Киров, пр. Октябрьский, д.120, оф.214)

о признании недействительным предписания от 09.08.2016 № 18/128/16

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – Ждановой М.П. по доверенности от 11.05.2016,

от ответчика – Герб М.В. по доверенности от 02.12.2016,

от третьего лица – Меркушевой Т.Е. по доверенности от 03.10.2016,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Октябрьского района г. Кирова» (далее – заявитель, Общество, ООО «УК Октябрьского района г. Кирова») обратилось в арбитражный суд с заявлением к  государственной жилищной инспекции Кировской области (далее – ответчик, административный орган, Инспекция, ГЖИ), уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным предписания от 09.08.2016 № 18/128/16.

Заявитель указывает, что собственниками помещений многоквартирного жилого дома № 41 по ул. Лепсе, г. Кирова (далее – МКД) 15.02.2015 проведено общее собрание по вопросу расторжения договора управления с управляющей компанией ООО «УК Октябрьского района г.Кирова» и заключения договора управления с обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Паритет». 24.03.2015 состоялось внеочередное собрание собственников помещений МКД, на котором принято решение о признании решения собственников помещений в МКД, принятого на общем собрании 15.02.2015, ничтожным. Сведений о том, что кем-либо из собственников помещений в МКД решение общего собрания от 24.03.2015 оспорено в суде, не имеется. В марте 2016 года ООО «УК Октябрьского района г. Кирова» было получено заявление председателя совета МКД Прокашевой Г.А. с приложенным к заявлению протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД от 06.02.2016. Из протокола следует, что собственники провели собрание, в повестку дня которого входил, в том числе вопрос о подтверждении решения, принятого на общем собрании собственников помещений в МКД, состоявшегося 15.02.2015, а также подтверждение согласия собственников на расторжение договора управления с ООО «УК Октябрьского района г. Кирова» и на переход во вновь избранную управляющую организацию ООО «УК Паритет». По мнению Общества, договор с ООО «УК Октябрьского района г. Кирова» продолжал свое действие до момента принятия решения  оформленного указанным протоколом. Совет дома, как инициатор собрания, оформленного протоколом от 09.02.2016, был обязан предоставить протокол и решения общего собрания собственников  помещений в МКД, проведенного в очно-заочной форме в период с 19 декабря 2015 года по 31 января 2016 года  в ООО «УК Октябрьского района г. Кирова». Однако  решения собственников помещений в МКД по протоколу собрания, проведенного в очно-заочной форме в период с 19 декабря 2015 года по 31 января 2016 года  к уведомлению приложены не были.

ГЖИ  возражает  против заявленного требования по основаниям, изложенным в отзыве.  Инспекция поясняет, что  решения, принятые на общем собрании собственников помещений в МКД  24.03.2015, ничтожны, в виду того что не было кворума. Следовательно, общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Паритет» правомочно осуществлять функции управления МКД. Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Паритет» приступило к управлению МКД с 01.06.2015 на основании заключенного договора управления многоквартирным домом. У общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Паритет» имеются заключенные договоры на предоставление коммунальных услуг. ООО «УК Октябрьского района г. Кирова» передало техническую документацию обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Паритет», следовательно, ООО «УК «Октябрьского района г. Кирова» не могло осуществлять функции управления МУД в отсутствии технической документации.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Паритет» (далее – третье лицо, ООО «УК «Паритет»).

ООО «УК «Паритет» возражают против заявления ООО «УК «Октябрьского района г. Кирова» по основаниям, изложенным в отзыве. Третье лицо указывает, что ООО «УК «Паритет» управляет МКД с 01.06.2015. МКД может управляться только одной управляющей компанией. Договорные отношения  заявителя с ресурсоснабжающими организациями отсутствуют.

В судебном заседании представители сторон и третьего лица поддерживают свои позиции.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

15.02.2015 в многоквартирном доме по адресу: г. Киров, ул. Лепсе, 41 состоялось общее собрание собственников помещений дома, результаты которого оформлены протоколом общего собрания собственников помещений дома от 20.02.2015. На указанном собрании собственниками принято решение о расторжении договора с ООО «УК Октябрьского района г. Кирова» и заключении договора управления с ООО «УК «Паритет».

26.02.2015 и 03.03.2015 ООО «УК Октябрьского района г. Кирова» получены уведомления инициаторов проведения указанного собрания о решения об отказе от договора управления с ООО «УК Октябрьского района г. Кирова» с 15.05.2015.

24.03.2015 было проведено повторное собрание собственников помещений в МКД , на котором принято решение о продолжении договорных отношений с ООО «УК Октябрьского района г. Кирова».

28.04.2015 в Инспекцию поступило обращение собственника жилого помещения в названном многоквартирном доме с просьбой привлечь Общество к административной ответственности по статье 7.23.2 КоАП РФ за уклонение от передачи технической документации новой управляющей компании, выбранной по решению общего собрания собственников от 15.02.2015.

 В период с 18.05.2015 по 15.06.2015 сотрудниками административного органа на основании приказа исполняющего обязанности начальника Инспекции от 15.05.2015 № 1830/15 в отношении ООО «УК Октябрьского района г. Кирова» проведена внеплановая документарная проверка с целью реализации полномочий по лицензионному контролю за предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами и установления соблюдения лицензиатом лицензионных требований.

В ходе проверки установлен факт неисполнения Обществом требований части 10 статьи 162 Жилищного кодекса  Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по передаче в срок до 26.04.2015 технической документации на многоквартирный дом новой управляющей компании - ООО «УК «Паритет», выбранной по решению общего собрания собственников помещений в МКД от 15.02.2015. При этом проверяющими был сделан вывод о том, что оформленное протоколом от 24.03.2015 решение общего собрания собственников помещений о ничтожности ранее принятого решения от 15.02.2015 является ничтожным в силу отсутствия предусмотренного частью 3 статьи 45 ЖК РФ кворума.

Результаты проверки и выявленные нарушения отражены в акте проверки от 15.06.2015 № 15/276/15.

Постановление заместителя начальника ГЖИ от 26.06.2015 № 494 ООО «УК Октябрьского района г. Кирова» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ.

01.06.2016 ООО «УК «Паритет» заключило договор управления МКД. (далее – договор управления от 01.06.2016). В соответствии с пунктом 3.1.2 договора управления от 01.06.2016 ООО «УК «Паритет» обязано приступить к выполнению данного договора с 01.06.2015.

В июле – августе 2015 года  ООО «УК Октябрьского района г. Кирова» передало ООО «УК «Паритет» техническую документацию по МКД.

09.02.2016 составлен протокол общего собрания собственников помещений в МКД, проведенного в форме очно-заочного голосования. Голосование проходило с 19.12.2015 по 31.01.2016. Решением данного собрания подтверждены решения общего собрания собственников помещений в МКД, состоявшегося 15.02.2015, в том числе подтверждено согласие на расторжение договора управления с ООО «УК Октябрьского района г. Кирова» и на переход к вновь избранной управляющей организации ООО «УК «Паритет»; подтвержден договор управления от 01.06.2015, заключенный с ООО «УК «Паритет»..

В марте 2016 ООО «УК Октябрьского района г. Кирова» получило уведомление председателя совета МКД Прокашевой Г.А. о проведении указанного общего собрания собственников помещений в МКД. К уведомлению приложен протокол общего собрания от 09.02.2016.

15.03.2016 - 06.04.2016 на основании приказа и.о. начальника ГЖИ от 11.03.2016 № 670/16 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «УК «Паритет» с целью проверки информации, указанной в обращении гражданина, проживающего по адресу: г. Киров, ул. Лепсе, д. 41, содержащего информацию о ненадлежащем начислении платы за жилищно-коммунальные услуги, что свидетельствует о фактах нарушений проверяемым лицом лицензионных требований, влекущих нарушение прав потребителя. В ходе проведения документарной проверки нарушений, допущенных ООО «УК «Паритет» по многоквартирному дому по адресу: г. Киров, ул. Лепсе, д.41, не выявлено.

15.03.2016 - 06.04.2016 на основании приказа и.о. начальника ГЖИ от 11.03.2016 № 671/16  проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «УК Октябрьского района г. Кирова»  с целью проверки информации, указанной в обращении гражданина, проживающего по адресу: г. Киров, ул. Лепсе, д. 41, содержащего информацию о ненадлежащем начислении платы за жилищно-коммунальные услуги, что свидетельствует о фактах нарушений проверяемым лицом лицензионных требований, влекущих нарушение прав потребителя. В ходе проверки Инспекция установила, что 15.02.2015 состоялось общее собрание собственников помещений в МКД путем совместного присутствия. На указанном собрании, в частности, принято решение о расторжении договора управления с ООО «УК Октябрьского района г. Кирова» и заключении договора управления с ООО «УК «Паритет». 24.03.2015 состоялось общее собрания собственников помещений в МКД. На этом собрании принято решение признать ранее вынесенный протокол о расторжении договора с ООО «УК Октябрьского района г. Кирова» и выборе новой управляющей компании ничтожным с 01.04.2015. По результатам ранее проведенной проверки ГЖИ установлено, что решения, принятые на указанном собрании, ничтожны. ООО «УК «Паритет» правомочно осуществлять функции управления МКД. ООО «УК «Паритет» приступило к управлению МКД с 01.06.2015на основании договора управления многоквартирным домом. ООО «УК «Паритет» правомерно произведено начисление платы за жилищно-коммунальные услуги за декабрь 2015.

Результаты проверки отражены в акте проверки от 06.04.2016 № 28/110/2016.

06.04.2016 Инспекция выдала Обществу предписание № 28/59/2016, которым возложила на ООО «УК Октябрьского района г. Кирова» обязанность прекратить неправомерные действия по взиманию платы за коммунальные услуги, содержание и ремонт жилого помещения на основании платежных документов, направленных собственникам и нанимателям помещений многоквартирного дома по адресу                   г. Киров, ул. Лепсе, дом 41, с декабря 2015 года.Произвести возврат оплаченных собственниками и нанимателями помещений многоквартирного дома по адресу:                   г.Киров, ул. Лепсе, дом 41 денежных средств, полученных в счет оплаты коммунальных услуг, платы за содержание и ремонт жилого помещения с декабря 2015 года.

20.07.2016 - 09.08.2016 на основании приказа и.о. начальника  ГЖИ от 08.07.2016 № 1983/16 административным органом проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «УК Октябрьского района г. Кирова»  с целью проверки исполнения предписания Инспекции  от 06.04.2016 № 28/59/2016. В ходе проверки ГЖИ выявила, что Общество не исполнило предписание от 06.04.2016 № 28/59/2016.

Результаты проверки отражены в акте проверки от 09.08.2016                                № 28/199/2016.

09.08.2016 Инспекция выдала заявителю предписание  № 28/128/16, которым возложила на Общество обязанность в целях устранения нарушений, указанных в акте проверки от 09.08.2016 № 28/199/16, необходимо выполнить следующие мероприятия: прекратить неправомерные действия по взиманию платы за коммунальные услуги, содержание и ремонт жилого помещения на основании платежных документов, направленных собственникам и нанимателям помещений многоквартирного дома по адресу г. Киров, ул. Лепсе, дом 41, с декабря 2015 года. Произвести возврат оплаченных собственниками и нанимателями помещений многоквартирного дома по адресу:    г.Киров, ул. Лепсе, дом 41 денежных средств, полученных в счет оплаты коммунальных услуг, платы за содержание и ремонт жилого помещения с декабря 2015 года.

Не согласившись с предписанием ГЖИ от 09.08.2016 №  28/128/16, заявитель обжаловал его в арбитражный суд.

Изложенные обстоятельства дела позволяют суду прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на заявителя каких-либо обязанностей, создание иных препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  следует, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

В силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с положениями пунктов 2, 8, 9 статьи 18 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) при применении к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер государственного принуждения, направленных на устранение выявленных нарушений обязательных требований, должностные лица органов государственного контроля (надзора) обязаны соблюдать права и законные интересы проверенного лица, не допускать их необоснованного ограничения и обосновывать свои действия.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона № 294-ФЗ  в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Из названных норм следует, что предписание инспекции об устранении выявленных нарушений представляет собой ненормативный правовой акт должностного лица административного органа, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Предписание должно выдаваться в пределах полномочий выдавшего его должностного лица. Предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. Предписание должно быть обоснованным как с юридической, так и с фактической стороны. Предписание должно быть исполнимым, поскольку предписание носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает ответственность. Необоснованное возложение предписанием определенных обязанностей на юридическое лицо, а также возложение неисполнимых обязанностей, по сути, влекут нарушение его законных прав и интересов.

Из положений статьи 44 ЖК РФ следует, что органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом.

Обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по определению способа управления своим домом установлена в статье 161 ЖК РФ. Способ управления выбирается и может быть изменен в любое время на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 3 статьи 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.

Решение о выборе способа управления принимается большинством голосов присутствующих на общем собрании домовладельцев или их представителей и оформляется протоколом (статья 46 ЖК РФ).

Договор управления многоквартирным домом в соответствии с частью                   1 статьи 162 ЖК РФ при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме заключается с каждым собственником помещения в таком доме.

В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

На основании части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Частью 5 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет, а в случае, указанном в части 5 статьи 161 Кодекса, на срок не менее чем один год и не более чем три года. Изменение и (или) расторжение договора, осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Часть 8 статьи 162 ЖК РФ указывает на возможность изменения или расторжения договора управления многоквартирным домом в порядке, установленном гражданским законодательством.

Частью 8.2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

Согласно позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 № 7677/11, пункт 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса, измененный Федеральным законом от 04.06.2011 № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в новой редакции позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.

Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами или договором (статья 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При одностороннем расторжении домовладельцами договора управления домом с управляющей организацией обязательства сторон прекращаются (пункт 2 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 10 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

Из части 6.2 статьи 155 ЖК РФ следует, что управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила № 354) предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

В силу пункта 14Правила № 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

Пунктом 15 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124, установлено, что договор ресурсоснабжения вступает в силу со дня его подписания последней из сторон договора, при этом стороны вправе установить, что условия договора ресурсоснабжения применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса.

Материалы дела свидетельствуют, что 15.02.2015 в МКД состоялось общее собрание собственников помещений дома, результаты которого оформлены протоколом общего собрания собственников помещений дома от 20.02.2015. На указанном собрании собственниками принято решение о расторжении договора с ООО «УК Октябрьского района г. Кирова» и заключении договора управления с ООО «УК «Паритет».  01.06.2015  «УК «Паритет» заключило договор управления МКД. В соответствии с пунктом 3.1.2 договора управления от 01.06.2015 ООО «УК «Паритет» обязано приступить к выполнению данного договора с 01.06.2015. В июле – августе 2015 года  ООО «УК Октябрьского района г. Кирова» передало ООО «УК «Паритет» техническую документацию по МКД. В отношении МКД ООО «УК «Паритет» заключило договоры с ресурсоснабжающими и  обслуживающими организациями.

Таким образом, с 01.06.2015 управляющей организацией в отношении МКД является ООО «УК «Паритет». С июня 2015 года ООО «УК «Паритет» взимает плату за коммунальные услуги и содержание общего имущества, что подтверждается копиями платежных документов за июнь – декабрь 2015.

Между тем в декабре 2015 года ООО «УК Октябрьского района г. Кирова» осуществило действия по взиманию с собственников и нанимателей помещений в МКД платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также за коммунальные услуги, что подтверждается копиями соответствующих платежных документов, представленных в материалы дела.

Взимание платы с собственников и нанимателей помещений многоквартирного жилого дома за  содержание и ремонт жилого помещения, а также за коммунальные услуги организацией, которая не является управляющей, противоречит вышеназванным правовым норма.

При таких обстоятельствах предписание ГЖИ от 09.08.2016 №  28/128/16 является обоснованным, правомерным и исполнимым.

Арбитражный суд не находи оснований полагать, что оспариваемое предписание нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на Общество вышеназванные обязанности, создает какие-либо  препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.

Доводы заявителя о том, что 24.03.2015 состоялось внеочередное собрание собственников помещений МКД, на котором принято решение о признании решения собственников помещений в МКД, принятого на общем собрании 15.02.2015, ничтожным; сведений о том, что кем-либо из собственников помещений в МКД решение общего собрания от 24.03.2015 оспорено в суде, не имеется, арбитражным судом отклоняются.

Как ранее уже сказано, в период с 18.05.2015 по 15.06.2015 сотрудниками административного органа в отношении ООО «УК Октябрьского района г. Кирова» проведена внеплановая документарная проверка. В ходе проверки сотрудниками административного органа сделан вывод о том, что оформленное протоколом от 24.03.2015 решение общего собрания собственников помещений в МКД о ничтожности ранее принятого решения от 15.02.2015 является ничтожным в силу отсутствия предусмотренного частью 3 статьи 45 ЖК РФ кворума. Данный вывод административного органа соответствует позиции Арбитражного суда Волго-Вятского округа, отраженной в постановлении от 04.02.2016 по делу                         № А28-8760/2015.

Таким образом, в июне 2015 года Общество было уведомлено о том, что решение, принятое собственниками помещений в МКД на общем собрании 24.03.2015, является ничтожным в силу отсутствия кворума.

В июле – августе 2015 года  ООО «УК Октябрьского района г. Кирова» передало ООО «УК «Паритет» техническую документацию по МКД.

При названных обстоятельствах заявитель не имел оснований для взимания в декабре 2015 года с собственников и нанимателей помещений в МКД плату за коммунальные услуги и содержание жилого помещения.

Кроме того, с 19.12.2015 по 31.01.2016 проведено общее собрание собственников помещений в МКД в форме очно-заочного голосования. Решением данного собрания подтверждено согласие на расторжение договора управления с ООО «УК Октябрьского района г. Кирова», а также подтвержден  договор управления от 01.06.2015, заключенный с ООО «УК «Паритет». Указанное решение оформлено протоколом от 06.02.2016.

Утверждение Общества о том, что договор управления, заключенный с  ООО «УК Октябрьского района г. Кирова», продолжал свое действие до момента принятия решения, оформленного протоколом от 06.02.2016, арбитражным судом отклоняется, как не соответствующее обстоятельствам дела.

Ссылка ООО «УК Октябрьского района г. Кирова» на то, что Арбитражным судом Кировской области в решении от 06.05.2016 по делу № А28-8760/2015 дана оценка правомочности общего собрания собственников помещений в МКД 24.03.2015, арбитражным судом не принимается.

В решении от 06.05.2016 по делу № А28-8760/2015  арбитражный суд  признал незаконным постановление заместителя начальника ГЖИ от 26.06.2015                  № 494 о привлечении ООО «УК Октябрьского района г. Кирова» к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ в связи с тем, что Инспекция не доказала вину Общества в совершении административного правонарушения, а не в связи с тем, что на общем собрании собственников помещений в МКД  24.03.2015 принято решение о признании ничтожным решения собственников помещений в МКД, принятого на общем собрании 15.02.2015, и договор управления, заключенный с ООО «УК Октябрьского района г. Кирова», является действующим.

Доводы заявителя о том, что совет дома, как инициатор собрания, оформленного протоколом от 09.02.2016, обязан предоставить в ООО «УК Октябрьского района г. Кирова» протокол и решения общего собрания собственников  помещений МКД, проведенного в очно-заочной форме в период с 19 декабря 2015 года по 31 января 2016 года; решения собственников помещений в МКД по протоколу собрания, проведенного в очно-заочной форме в период с                  19 декабря 2015 года по 31 января 2016 года,  к уведомлению приложены не были, арбитражным судом отклоняются.

В соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно пункту 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее - Правила № 416) в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения. Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес, а в случае непосредственного управления собственниками помещений в таком доме - сведения об одном из собственников, указанном в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом.

Из вышеназванных положений следует, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о расторжении договора управления оформляется протоколом. Следовательно, о надлежащем уведомлении управляющей организации о расторжении договора управления будет свидетельствовать направление ей уведомления о расторжении договора управления и протокола общего собрания, содержащего сведения о принятии общим собранием решения о расторжении договора управления. Направление управляющей организации решений собственников помещений (помимо уведомления о расторжении договора управления и протокола общего собрания) ни ЖК РФ, ни Правилами № 416 не предусмотрено.

Учитывая изложенное, арбитражный суд полагает, что в удовлетворении требования Общества о признании недействительным предписания ГЖИ  от 09.08.2016 № 18/128/16 должно быть отказано.

В соответствии со статьей 110 судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Определением от 21.11.2016 по делу  № А28-13683/2016 арбитражный суд предоставил ООО «УК Октябрьского района г. Кирова» отсрочку по уплате государственной пошлины до принятия арбитражным судом судебного акта по настоящему делу.

При названных обстоятельствах с заявителя в пользу федерального бюджета должна быть взыскана государственная пошлина в сумме 3 000 рублей 00 копеек.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Октябрьского района г. Кирова» (ОГРН 1074345051186, ИНН 4345207469, юридический адрес: 610017, Кировская область, г. Киров, ул. Красноармейская, 61; 610027, г. Киров, ул. Дерендяева, 80/2) о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Кировской области (ОГРН 1024301334089, ИНН 4345049124, юридический адрес: Кировская область, г. Киров, ул. Дерендяева, д. 23) от 09.08.2016 № 18/128/16.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Октябрьского района г. Кирова» в пользу федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 (три тысячи) рублей 00 копеек.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба в этом случае подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья                                                                                                        С.Ю. Шмырин