АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102
http://kirov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А28-13714/2020
г. Киров
23 марта 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 16 марта 2021 года
В полном объеме решение изготовлено марта 2021 года
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Погудина С.А.
при ведении протокола судебного заседания c использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Зыкиной К.Г.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
акционерного общества "Куприт" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 610014, Россия, <...>, эт/пом 3/2-11)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН: <***>, ОГРНИП: <***>, адрес: 612140, Россия, Кировская область)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительного предмета спора, Министерство охраны окружающей среды Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании 16 146 рублей 27 копеек,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: ФИО2, по доверенности от 11.01.2021,
от ответчика: ФИО3, по доверенности от 20.11.2020,
от третьего лица: ФИО4, по доверенности от 07.10.2020,
установил:
акционерное общество "Куприт" (далее – истец, АО "Куприт") обратилось в суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ответчик, ИП ФИО5) о взыскании 50 065 рублей 89 копеек задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 30.11.2019, а также судебных расходов по уплате государственной пошлины 2 003 рубля.
Исковые требования основаны на нормах статей 309, 310, 720, 781, 783, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и мотивированы неисполнением ответчиком обязанности по оплате оказанных истцом услуг.
Исковое заявление было принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Определением от 28.12.2020 арбитражный суд, руководствуясь частью 5 статьи 227 АПК РФ, перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Заявлением от 05.03.2021 истец уменьшил размер требований, просил взыскать с ответчика 16 146 рублей 27 копеек задолженности по договору №9544-2019/ТКО от 19.12.2019 за период с января 2019 года по ноябрь 2019 года. При расчете задолженности за спорный период истец применил норматив, утвержденный распоряжением министерства охраны окружающей среды Кировской области от 10.12.2020 №28, для предприятий торговли категории "павильоны" в размере 0,6450 куб.м в год за 1 кв.м общей площади (пункт 2.4).
На основании статьи 49 АПК РФ уменьшение исковых требований принято к рассмотрению судом по настоящему делу, поскольку оно не противоречит закону и нарушает права других лиц.
Определением от 04.02.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство охраны окружающей среды Кировской области (далее также – третье лицо, Министерство).
ИП ФИО1 в отзыве на исковое заявление требования не признала, указав, что в приложении №1 к спорному договору определено место накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) - <...>, объем принимаемых ТКО 59,8 куб.м в год, количество контейнеров – 2, общая площадь 29,9 кв.м, сторонами определен способ складирования ТКО – в контейнеры. По мнению ответчика, истец в нарушение пункта 11 договора не принимал от ответчика ТКО в оговоренном в приложении №1 к договору месте и объеме, не обеспечивал их транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение. Данное обстоятельство ответчик подтверждает тем, что по адресу <...> контейнерная площадка была введена в эксплуатацию только с октября 2019 года, таким образом, в период с января по октябрь 2019 года ответчик не имел возможности складировать ТКО в определенном договором месте. Также ответчик указал, что в период октябрь-ноябрь 2019 года ТКО не складировались в контейнеры на указанной площадке по причине отсутствия соответствующего уведомления со стороны истца. Приведенные обстоятельства, по мнению ответчика, исключают основания для взыскания платы за услуги по обращению с ТКО. Ответчик также не согласился с расчетом задолженности, ввиду применения истцом норматива, установленного для объекта "торговые лотки, павильоны" и составляющего 2 куб.м в год с 1 кв.м общей площади помещения. ИП ФИО1 полагала, что принадлежащий ей на праве собственности торговый павильон, исходя из технических характеристик, является стационарным объектом, в связи с чем подлежит отнесению к категории "промтоварный магазин". Ответчик опроверг довод истца об отсутствии со стороны потребителя актов, фиксирующих нарушения по договору, поскольку фактически договор подписан 19.12.2019, то есть по окончании спорного периода. Ответчик указал, что 19.12.2019 направлял истцу заявление о том, что до момента заключения договора истец никакие услуги ответчику не оказывал, просил исключить из договора условие о том, что дата оказания услуг установлена с 01.01.2019, на которое ответа не последовало.
В дополнении к отзыву на исковое заявление ответчик также указал, что техническим паспортом на здание, расположенное по адресу <...>, подтверждается, что спорный объект является объектом недвижимости, согласно свидетельству о государственной регистрации права здание имеет назначение для размещения магазина, кадастровая выписка на земельный участок №43:08:310407:203 свидетельствует о разрешенном использовании земельного участка для размещения магазина, кроме того представленная ответчиком отчетность в налоговый орган также свидетельствует об осуществлении ответчиком в 2019 году розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы не более 150 кв.м. В отношении примененных при расчете задолженности нормативов ответчик полагал обоснованным применение действующих в настоящее время нормативов, согласно которым для объектов категории "промтоварный магазин" установлен норматив 0,1090 куб.м/год. Согласно контррасчету ответчика задолженность за спорный период составляет 2 728 рублей 59 копеек.
Министерство представило отзыв на исковое заявление и дополнение к нему, в которых поддержало позицию истца по делу. По мнению третьего лица, довод ИП ФИО1 об отнесении принадлежащего ей объекта к категории "промтоварные магазины" является несостоятельным, поскольку согласно техническому паспорту спорный объект является торговым павильоном. Ссылаясь на пункт 38 ГОСТ Р51303-2013, третье лицо указало, что магазином является стационарный торговый объект, в составе которого имеется торговый зал, подсобные, административно-бытовые и складские помещения, тогда как торговый павильон отнесен названным ГОСТ к нестационарным объектам. Поскольку помимо прочной связи с землей характерным признаком "магазина" является наличие административно-бытовых, складских помещений, а объект ответчика таковых в своем составе не имеет, спорный объект следует относить к категории "павильон".
Министерство также указало, что с 01.01.2021 на территории Кировской области действуют новые нормативы накопления ТКО, утвержденные распоряжением Министерства от 10.12.2020 №28. Принятие данного распоряжения обусловлено, в том числе, признанием недействующими решением Кировского областного суда от 09.10.2020 по делу №3а-99/2020 нормативов накопления ТКО, утвержденных распоряжением от 26.05.2020 №12. По мнению третьего лица, в спорный период с 01.01.2019 по 30.11.2019 подлежат применению нормативы, утвержденные распоряжениями министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 12.01.2021 №1, от 20.06.2019 №41 и министерства охраны окружающей среды Кировской области от 26.05.2020 №12, поскольку данные распоряжения признаны недействующими не с момента принятия указанного решения Кировским областным судом, а с момента вступления данного решения в законную силу.
Истец представил возражения на отзыв ответчика, указав, что услуги фактически были оказаны ответчику в спорный период, в подтверждение чего представил договор с ООО "КДУ-3" №76/18 от 07.11.2018, маршрутные журналы, в которых указывается информация о движении мусоровоза и загрузке ТКО, акты сдачи-приемки оказанных услуг между АО "Куприт" и ООО "КДУ-3". В период с 01.01.2019 и до подписания с ответчиком договора от 19.12.2019, между сторонами действовали условия договора в соответствии с утвержденной типовой формой, само по себе подписание договора позднее фактической даты начала оказания услуг не свидетельствует о незаключенности договора на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора. Вопреки доводам ответчика, истец не обязан информировать потребителя о нахождении мест накопления и сбора ТКО, реестр мест накопления ТКО содержится в открытом доступе на официальном сайте органа местного самоуправления. Доступ ответчика к муниципальным контейнерным площадкам не ограничен. По состоянию на 01.01.2019 собственный контейнер для складирования ТКО у ответчика отсутствовал, следовательно, до момента установки собственного контейнера ответчик был обязан осуществлять складирование ТКО на действующих площадках накопления ТКО. По мнению истца, факт владения ответчиком объектом торговый павильон подтверждается свидетельством о государственной регистрации права; ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что торговый объект располагается в нежилом здании, строении, в состав которого входят подсобные административно-бытовые и складские помещения и данный объект имеет наименование "магазин".
В дополнительных пояснениях истец также указал на то, что технические характеристики объекта ответчика не соответствуют техническим характеристикам магазина, установленных пунктом 38 ГОСТ Р51303-2013. По мнению истца, налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход за 2019 год не могут служить доказательством отнесения объекта ответчика к категории "магазин", поскольку индивидуальные предприниматели добровольно переходят на уплату единого налога. Истец также указал, что отсутствие платежных документов у потребителя не освобождает последнего от исполнения обязанности по оплате услуг. Ответчик к истцу с заявлениями о получении информации до 19.12.2019 не обращался, на заявление от 19.12.2019 истец направил ответ, в котором изложил порядок заключения договора и оплаты услуг.
Заслушав представителей сторон, третьего лица, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства.
АО "Куприт" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальным отходами (далее – региональный оператор) на территории Кировской области с 01.01.2019.
Между истцом (региональный оператор) и ответчиком (потребитель) подписан договор №9544-2019/ТКО от 19.12.2019 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – договор), согласно которому региональный оператор взял на себя обязанность принимать твердые коммунальные отходы (далее – ТКО) в объеме и в месте, которые определены в договоре, обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, а потребитель - оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1 договора).
Согласно пункту 2 договора объем ТКО, места их накопления, периодичность вывоза, информация о размещении мест накопления и подъездных путей к ним определяются согласно приложению №1 к договору.
В приложении №1 к договору определены наименование объекта потребителя – ИП ФИО1, <...>, площадь объекта 29,9 кв.м, место накопления ТКО - Кировская область, Даровской район, пгт. Даровской, ул.Советская, д.8, способ учета объема ТКО – в соответствии с действующим законодательством РФ.
В соответствии с пунктом 4 договора дата начала оказания услуг по обращению с ТКО определяется датой начала действия утвержденного Региональной службой по тарифам Кировской области единого тарифа на услугу регионального оператора, но не позднее 01.01.2019.
Срок действия договора с 01.01.2019 по 31.12.2019. Договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях (пункты 26, 27 договора).
Согласно пункту 5 договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного Региональной службой по тарифам Кировской области единого тарифа на услуги регионального оператора. Информирование потребителя о едином тарифе на услугу осуществляется региональным оператором путем публикации в средствах массовой информации и размещения информации на официальном сайте регионального оператора.
Потребитель на основании полученного платежного документа (счета) обязан оплатить коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. В случае неполучения по каким-либо причинам до 10 числа месяца, следующего за расчетным, платежного документа потребитель обязан для надлежащего исполнения обязательства по оплате получить дубликат платежного документа путем обращения в адрес регионального оператора. В случае отсутствия обращения потребителя, платежный документ считается полученным им в необходимый для оплаты в соответствии с условиями договора срок (пункт 6 договора).
Подпунктом б) пункта 13 договора к обязанностям потребителя отнесено обеспечение учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 №505.
Решениями Правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 11.12.2018 № 44/78-ТКО-2019, от 20.12.2019 № 46/3-тко-2020 установлен единый тариф для категории потребителей - прочие потребители на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для АО "Куприт" на территории Кировской области: - 791,35 руб. за куб. метр - с 01.01.2019 по 30.06.2019; - 800,57 руб. за куб. метр - с 01.07.2019 по 31.08.2019; - 674,33 руб. за куб. метр – с 01.09.2019 по 31.12.2019.
Оказание услуг по договору истец подтверждает односторонними актами о приемке выполненных работ по договору за период с 01.01.2019 по 30.11.2019, копиями маршрутных журналов о движении мусоровозов, актами сдачи-приемки оказанных услуг ООО "КДУ-3" на территории п.Даровской Кировской области за спорный период.
В материалы дела представлена справка администрации Даровского городского поселения от 20.11.2020, согласно которой контейнерная площадка, расположенная по адресу Кировская область, пгтДаровской, ул.Советская, у дома №8 была введена в эксплуатацию с октября 2019 года на основании акта о приемке выполненных работ от 16.09.2019 №1.
Согласно акту о приемке выполненных работ №1 от 16.09.2019 по заказу администрации Даровского городского поселения Даровского района Кировской области подрядной организацией выполнены работы по устройству контейнерных площадок на территории Даровского городского поселения.
В обоснование позиции по делу ответчик в материалы дела представил:
- копию свидетельства о государственной регистрации права от 24.04.2008 №43АВ 027208, согласно которому ответчик является собственником торгового павильона площадью 29,9 кв.м., этажность: 1, по адресу: <...>;
- копию свидетельства о государственной регистрации права от 13.10.2008 №43-АВ 124758, согласно которому ответчик является собственником земельного участка, кадастровый номер 43:08:310407:203 с разрешенным использованием: для размещения магазина, общей площадью 40 кв.м., адрес объекта: Кировская область, Даровской район, ориентир – здание, почтовый адрес ориентира: Кировская область, р.Даровской, <...>;
- копию технического паспорта на здание торгового павильона по состоянию на 30.05.2005, из содержания которого следует, что спорный объект 2000 года постройки, состоит из основного строения и тамбура.
Исковое заявление подано в суд после отмены по заявлению должника судебного приказа по делу №А28-10209/2020 от 26.08.2020.
Как разъяснено в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 №62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве" правила соблюдения обязательного претензионного порядка урегулирования спора, предусмотренные частью 5 статьи 4 АПК РФ, не применяются при обращении в арбитражный суд с исковым заявлением после отмены судебного приказа арбитражным судом.
Отмена по заявлению должника судебного приказа и неисполнение в добровольном порядке обязательств по оплате услуг в спорной сумме послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Оценив установленные по делу обстоятельства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Порядок оплаты оказанных услуг по договору возмездного оказания услуг установлен статьей 781 ГК РФ, в соответствии с которой заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Анализ вышеназванных норм права показывает, что заказчик обязан оплатить исполнителю стоимость фактически оказанных услуг при условии доказанности факта их оказания.
Правоотношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 (далее - Правила обращения с ТКО, Правила №1156), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 (далее - Правила коммерческого учета, Правила №505).
В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Закона сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно части 3 статьи 24.6 Закона присвоение статуса регионального оператора и определение зоны его деятельности осуществляется на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно пункту 5 названной нормы договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с Типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена Постановлением №1156 и предусматривает, что объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению к настоящему договору (пункт 2 Типового договора).
На территории Кировской области истец наделен статусом регионального оператора с 01.01.2019.
В соответствии с положениями статьи 24.7 Закона региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Как следует из содержания пункта 9 Правил №1156, потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 10 Правил №1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
При этом в силу абзаца первого пункта 15 Правил №1156 потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
Таким образом, договоры на оказание услуг по обращению с ТКО заключаются между региональным оператором и потребителем на условиях, не противоречащих типовому договору, форма которого утверждена Постановлением №1156, с отражением конкретных адресов мест накопления (контейнерных площадок), а также иных условий, в частности, объема контейнера(-ов) потребителя, периодичности и графика вывоза ТКО.
Из материалов дела следует, что между истцом и ответчиком был заключен договор от 19.12.2019, предусматривающий в приложении №1 место накопления ТКО: <...>.
Довод ИП ФИО1 о том, что обязанность по оплате услуг истца в спорный период у нее не возникла по мотиву незаключенности договора на период, предшествовавший дате подписания договора, не обоснован.
В соответствии с пунктом 8 (17) Правил №1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Пунктом 8(18) тех же Правил предусмотрено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156.
Таким образом, возникновение между региональным оператором и потребителем услуги по обращению с ТКО соответствующих правоотношений в рассматриваемой сфере не обусловлено заключением договора на обращение с ТКО в письменной форме, но поставлено в зависимость от наличия статуса регионального оператора и осуществлением деятельности, предполагающей образование ТКО. Заключение договора в письменной форме является основанием для перерасчета платы за обращение с ТКО в соответствии с согласованными условиями.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным (статья 426 ГК РФ), заключается по типовой форме и вступает в силу с 01.01.2019 независимо от подписания сторонами, при этом с 01.01.2019 у собственников отходов, возникает обязанность по оплате услуг регионального оператора.
Кроме того, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
В данном случае стороны заключили договор на обращение с ТКО от 19.12.2019, в котором предусмотрели распространение его действия на отношения сторон с 01.01.2019 (пункт 26 договора). Следовательно, предусмотренные договором права и обязанности по взаимному соглашению сторон возникли с 01.01.2019.
Согласование сторонами места накопления ТКО по состоянию на 19.12.2019 вопреки позиции ответчика, само по себе не свидетельствует о том, что услуги региональным оператором фактически не оказывались.
Положениями Правил №1156 действительно предусмотрено, что в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО подлежат указанию адреса мест накопления (контейнерных площадок) для конкретного потребителя.
Таким образом, условие о местах накопления ТКО следует отнести к существенным условиям договора на оказание услуг по обращению с ТКО, по которым сторонами должно быть достигнуто соглашение (пункт 1 статьи 432 ГК РФ). Во исполнение названных положений конкретное место накопления ТКО было согласовано сторонами при подписании спорного договора 19.12.2019.
При этом по смыслу положений статьи 13.4 Закона №89-ФЗ и названных Правил при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО без письменной формы местоположение контейнерной площадки по конкретному договору следует определять в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
Таким образом, отсутствие согласования места накопления ТКО, начиная с даты оказания региональным оператором услуг, то есть с 01.01.2019, не свидетельствует о том, что договор между истцом и ответчиком не был заключен и услуга истцом не оказывалась.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что истец в спорный период осуществлял сбор ТКО на контейнерных площадках, расположенных в п.Даровской Кировской области.
Данное обстоятельство подтверждено, в частности, договором от 07.11.2018 №76/18, заключенным АО "Куприт" с ООО "КДУ-3", в предмет которого входит оказание услуг по транспортировке ТКО, актами сдачи-приемки оказанных услуг по данному договору за период с января 2019 по ноябрь 2019 года, копиями маршрутных журналов о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) коммунальных отходов (ТКО) на территории п.Даровской Кировской области.
Суд признает, что указанные доказательства в совокупности являются достаточными для подтверждения факта оказания услуг истцом в спорный период. При этом фактическое пользование ответчиком данными услугами при обеспечении истцом необходимых условий для этого не имеет значения для возникновения обязанности по оплате данных услуг.
Кроме того, в разделе 5 типового договора, предусмотрено, что в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору, потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора.
При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт самостоятельно с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю. В случае несогласия с содержанием акта региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения акта.
В случае невозможности устранения нарушений в сроки, предложенные потребителем, региональный оператор предлагает иные сроки для устранения выявленных нарушений.
Вместе с тем ответчик претензий по качеству и объему оказанных услуг в установленном договором порядке в период с 01.01.2019 по 19.12.2019 не заявлял. На обращение ответчика от 19.12.2019 №15809 истцом дан ответ, что подтверждается письмом от 29.01.2020 №466.
Таким образом, доказательства, свидетельствующие об оказании услуг истцом в ином объеме либо ненадлежащего качества, ответчиком не представлены. Следовательно, у ИП ФИО1 возникла обязанность по оплате оказанных истцом услуг по обращению с ТКО в спорный период.
Разрешая разногласия сторон относительно определения категории принадлежащего ИП ФИО1 объекта – места образования ТКО, суд пришел к следующим выводам.
Согласно статье 24.10 Закона определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5, пунктом 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 №505 в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, либо количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пунктам 4-6 Правил №505 определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 №269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" нормативы могут устанавливаться дифференцированно, в частности, в отношении категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом.
Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов.
Представленный в материалы дела расчет исковых требований основан на применении норматива накопления твердых коммунальных отходов, утвержденного Распоряжением Министерства охраны окружающей среды от 10.12.2020 №28 (далее – Распоряжение).
Указанным Распоряжением среди прочих утверждены следующие нормативы: для промтоварных магазинов – 0,1090 куб.метра в год с 1 кв. метра общей площади (пункт 2.2); для павильонов – 0,6450 куб.метра в год с 1 кв. метра (пункт 2.4).
По мнению ответчика, расчет количества ТКО за спорный период следует осуществлять, исходя из норматива накопления ТКО, утвержденного для промтоварных магазинов, поскольку принадлежащий ему объект соответствует данной категории: является стационарным, в то время как павильон отнесен к нестационарным объектам торговли.
Суд соглашается с возражениями ответчика относительно определенной категории объекта образования ТКО, исходя из нижеследующего.
Как было отмечено, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлены полномочия по утверждению нормативов накопления ТКО в зависимости от категории объектов, на которых образуются отходы.
В данном случае Распоряжением утверждены нормативы (из числа относящихся к предмету спора) для промтоварных магазинов и для павильонов без раскрытия содержания данных категорий, их признаков.
В соответствии "ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", утвержденным и введенным в действие Приказом Росстандарта от 28.08.2013 №582-ст, установлены термины и определения основных понятий в области торговли. Термины рекомендуются для применения во всех видах документации и торговле, входящих в сферу действия работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.
Указанным ГОСТ предусмотрено, что к предприятиям розничной торговли относят магазины, павильоны, киоски и т.п.
В пункте 62 ГОСТ Р 51303-2013 (Типы торговых предприятий) раскрыто понятие "торговый павильон", под которым понимается нестационарный торговый объект, представляющий собой отдельно стоящее строение (часть строения) или сооружение (часть сооружения) с замкнутым пространством, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест продавцов. Павильон может иметь помещения для хранения товарного запаса.
В пункте 38 ГОСТ Р 51303-2013 (Типы торговых предприятий) раскрыто понятие "магазин", под которым понимается стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.
В пункте 4.2 "ГОСТ Р 51773-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли", утвержденного и введенного в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 №771-ст, закреплено, что предприятия торговли классифицируются по виду торгового объекта (стационарные и нестационарные).
Согласно пункту 3.13 ГОСТ Р 51773-2009 стационарный торговый объект: торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания (строения) с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения.
К стационарным торговым объектам относят предприятия оптовой и предприятия розничной торговли различных типов.
В силу пункта 3.14 ГОСТ Р 51773-2009 нестационарный торговый объект: торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное (мобильное) сооружение.
К нестационарным торговым объектам относят павильоны, киоски, палатки, торговые автоматы и иные временные торговые объекты. К нестационарным передвижным торговым объектам относят лотки, автомагазины, автофургоны, автолавки, автоцистерны, тележки и другие аналогичные объекты.
Основные характеристики типов предприятий торговли приведены в таблице №2 ГОСТ Р 51773-2009. К ним относятся (из числа тех, которые могут быть отнесены к предмету спора): магазин "Промтовары" площадью не менее 18 кв. метров с узким ассортиментом непродовольственных товаров и формой индивидуального обслуживания через прилавок.
Применяя системное толкование приведенной классификации, а также буквальный смысл использованных в упомянутых ГОСТах понятий, суд приходит к выводу о том, что для отнесения предприятия торговли к типу "магазин" определяющим критерием является наличие прочной связи данного объекта с землей, то есть отнесение его к объекту недвижимого имущества. Наличие в составе объекта дополнительных административных и складских помещений, на что в возражениях на отзыв ссылались истец и третье лицо, не является решающим при определении категории объекта в целях установления подлежащего применению значения норматива накопления ТКО, поскольку данные характеристики объекта не являются неизменными.
Принадлежащий ответчику объект является недвижимыми имуществом, право собственности на которое зарегистрировано в установленном законом порядке (статьи 130, 131 ГК РФ).
Указание в свидетельстве о государственной регистрации права собственности на наименование объекта недвижимости – торговый павильон – не изменяет существа вещи, поскольку спорный объект прочно связан с землей, его перемещение без несоразмерного ущерба по назначению невозможно.
При таких обстоятельствах, региональным оператором не обоснованно при расчетах применен норматив накопления ТКО, установленный Распоряжением для павильонов, исходя из 0,6450 куб.м в год с 1 кв.м общей площади. В рассматриваемом случае подлежит применению норматив, установленный для предприятия торговли – "промтоварный магазин" и составляющий 0, 1090 куб.м в год за 1 кв.м. общей площади.
Согласно контррасчету ответчика задолженность за период с 01.01.2019 по 30.11.2019 с применением норматива для промтоварных магазинов составляет 2 728 рублей 59 копеек.
Истец мотивированных возражений относительно методики выполненного ответчиком контррасчета не привел.
Суд проверил представленный ответчиком контррасчет, который является верным, соответствующим показателю площади спорного объекта 29,9 кв.м, нормативу накопления ТКО для промтоварных магазинов 0,1090 куб.м в год за 1 кв.метр общей площади и тарифам, утвержденным решениями Правления Региональной службы по тарифам Кировской области.
Доказательств оплаты задолженности материалы дела не содержат.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что требование истца о взыскании с ответчика задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 30.11.2019 подлежит удовлетворению в сумме 2 728 рублей 59 копеек.
В удовлетворении требований в остальной части суд отказывает.
При обращении в суд с настоящим иском истец оплатил государственную пошлину в сумме 1 002 рубля, что подтверждается платежным поручением от 30.10.2020 №10163. На основании подпункта 7 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в сумме 1 001 рубль, уплаченная по платежному поручению от 06.08.2020 №6887 зачтена в счет подлежащей уплате государственной пошлины по настоящему делу.
Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации сумме уточненных исковых требований соответствует государственная пошлина в размере 2 000 рублей. Излишне уплаченная истцом государственная пошлина в сумме 3 рубля по платежному поручению от 30.10.2020 №10163 подлежит возврату истцу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом признаны обоснованными исковые требования на сумму 2 728 рублей 59 копеек, в связи с этим на основании абзаца второго части 1 статьи 110 АПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 338 рублей, в остальной части остаются на истце и взысканию с ответчика не подлежат.
Руководствуясь статьями 49, 110, 167-170, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН: <***>, ОГРНИП: <***>, адрес: 612140, Россия, Кировская область) в пользу акционерного общества "Куприт" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 610014, Россия, <...>, эт/пом 3/2-11) 2 728 (две тысячи семьсот двадцать восемь) рублей 59 копеек долга и 338 (триста тридцать восемь) рублей 00 копеек расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.
Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба в этом случае подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья С.А. Погудин