ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-1373/16 от 10.11.2016 АС Кировской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102

http://kirov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А28-1373/2016

г. Киров

25 ноября 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 ноября 2016 года

Решение в полном объеме изготовлено 25 ноября 2016 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Киселевой В.А.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, помощником судьи Донских А.В.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: г. Киров, ул. К. Либкнехта, 102, дело по иску

администрация Котельничского района Кировской области (ИНН 4342001692, ОГРН 1024300824712, место нахождения: 612600, Россия, Кировская область, г. Котельнич, ул. К.Маркса, 16)

к Кировскому областному государственному образовательному бюджетному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Спицынский детский дом п. Ленинская Искра Котельничского района» (ИНН 4313003254, ОГРН 1024300824041, место нахождения: 612641, Россия, Кировская область, Котельничский р-н, п. Ленинская Искра, ул. Ленина, 17А)

об истребовании имущества из чужого незаконного владения

и встречное исковое заявление

Кировского областного государственного образовательного бюджетного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Спицынский детский дом п. Ленинская Искра Котельничского района» (ИНН 4313003254, ОГРН 1024300824041, место нахождения: 612641, Россия, Кировская область, Котельничский р-н, п. Ленинская Искра, ул. Ленина, 17А)

к администрации Котельничского района Кировской области (ИНН 4342001692, ОГРН 1024300824712, место нахождения: 612600, Россия, Кировская область, г. Котельнич, ул. К.Маркса, 16) и муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению Центр развития ребенка - Детский сад «Солнышко» поселка Ленинская Искра Котельничского района Кировской области (ИНН 4313003960, ОГРН 1024300824789, место нахождения: 612641, Россия, Кировская область, Котельничский р-н, п. Ленинская Искра, ул. Ленина, 17)

о признании постановлений недействительными,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области (ИНН 4345093420, ОГРН 1044316880453, место нахождения: 610000, г. Киров, ул. Ленина, 108),

- министерство государственного имущества Кировской области (ИНН 4347002114, ОГРН 1034316517509, место нахождения: 610019, Россия, Кировская область, г. Киров, ул. К.Либкнехта, 69),

- министерство образования Кировской области (ИНН 4345419230, ОГРН 1154350000034, место нахождения: 610019, Россия, Кировская область, г. Киров, ул. К.Либкнехта, 69)

при участии в судебном заседании представителей:

администрации Котельничского района - Колчановой Н.Л., по доверенности от 15.03.2016;

Спицынского детского дома - Игумнова А.А., по доверенности от 15.03.2016; руководителя детского дома Христолюбовой М.А.;

детского сада «Солнышко» - заведующей Сандаковой Л.В.;

министерства государственного имущества - Мохова Л.А., по доверенности от 19.01.2016;

от иных лиц - не явились, извещены;

установил:

администрация Котельничского района Кировской области (далее – истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с исковым заявлением к Кировскому областному государственному образовательному бюджетному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Спицынский детский дом п. Ленинская Искра Котельничского района» (далее – ответчик, детский дом) об обязании ответчика передать администрации Котельничского района Кировской области объект недвижимого имущества - нежилое помещение площадью 15,1 кв.м., входящее в состав нежилого помещения с кадастровым номером 43:13:321904:1069, расположенного по адресу: Кировская область, Котельничский р-н, п. Ленинская Искра, ул. Ленина, 17А.

Исковые требования основаны на положениях статей 209, 301, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

В обоснование заявленных требований истец указал, что является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 43:13:321904:1069, расположенным по адресу: Кировская область, Котельничский район, п. Ленинская Искра, ул. Ленина, 17а. Данный объект включает в себя три кабинета площадью 15,1 кв.м., 20,7 кв.м. и 12,8 кв.м. Постановлением администрации Котельничского района от 21.10.2015 № 518 данные помещения переданы в оперативное управление муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению Центр развития ребенка - Детский сад «Солнышко» поселка Ленинская Искра Котельничского района Кировской области (далее – детский сад «Солнышко»), зарегистрировано право оперативного управления. Детским домом незаконно удерживаются ключи от кабинета площадью 15,1 кв.м., входящего в состав нежилого помещения с кадастровым номером 43:13:321904:1069.

18.02.2016 ответчиком подано встречное исковое заявление, уточненное в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании постановления администрации Котельничского района от 21.10.2015 № 517 «Об изъятии из оперативного управления здания и передаче в оперативное управление помещений» недействительным (далее – постановление № 517); о признании постановления администрации Котельничского района от 21.10.2015 № 518 «О передаче в оперативное управление» недействительным (далее – постановление № 518); применении последствия недействительности сделки в виде восстановления права оперативного управления детского дома на все помещения здания корпуса 2, расположенного по адресу: Кировская область, Котельничский район, п. Ленинская Искра, ул. Ленина, 17а.

Во встречном исковом заявлении и дополнениях к нему ответчик указал, что собственник (администрация) незаконно распорядился имуществом, которым ответчик был наделен и которым пользовался в соответствии с образовательными целями. Пояснил, что изъятые у детского дома помещения входили в состав имущественного комплекса здания корпуса 2, площадью 1 612,4 кв.м. Здание находилось на праве оперативного управления детского дома в соответствии с заключенным администрацией и детским домом договором от 11.07.2006 № 35. На основании данного договора был подписан акт о закреплении имущества за детским домом, который подтверждает факт передачи детскому дому всего здания. Постановлением № 517 здание корпуса 2 изъято из оперативного управления детского дома в одностороннем порядке, этим же постановлением детскому дому перешли только помещения площадью 784, 9 кв.м. Поскольку передача имущества в оперативное управление была осуществлена на основании акта приема-передачи, то и изъятие имущества должно быть произведено также на основании акта, который детским домом подписан не был. В связи с этим имущество не является изъятым, следовательно, администрация не имела полномочий по его распоряжению путем закрепления его на праве оперативного управления за иным учреждением. Кроме того, документов, подтверждающих, что изъятые помещения являлись излишними, неиспользуемыми или используемыми не по целевому назначению, не имеется. Действия администрации незаконны и противоречат статье 296 ГК РФ.

Определением от 23.03.2016 встречный иск принят к производству.

Определениями суда от 19.02.2016, 23.03.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – Детский сад «Солнышко» поселка Ленинская Искра Котельничского района Кировской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области (далее – Управление Росреестра), министерство государственного имущества Кировской области, министерство образования Кировской области.

В ходе судебного разбирательства истцом по встречному иску заявлено ходатайство о привлечении детского сада «Солнышко» к участию в деле в качестве соответчика. Данное ходатайство судом удовлетворено, процессуальный статус детского сада изменен на соответчика по встречному иску.

Администрация в отзыве на встречный иск заявила об истечении установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока для признания постановлений недействительными. Кроме того, истец считает оспариваемые постановления законными и просит в удовлетворении встречных исковых требований отказать.

Министерство государственного имущества Кировской области поддержало требования встречного искового заявления, просило в удовлетворении искового заявления администрации Котельничского района отказать. Подробные выводы изложены в отзыве на иск и дополнениях к нему.

Управление Росреестра в отзыве на встречное исковое заявление и на уточненный встречный иск сообщило, что в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним право оперативного управления детского дома на здание корпуса 2, кадастровый номер 43:13:321904:1067, прекращено 05.11.2015 на основании постановления администрации № 517. В данном здании на основании постановления администрации № 518 зарегистрированы права собственности на отдельные помещения за Муниципальным образованием Котельничский муниципальный район Кировской области, а также право оперативного управления детского сада «Солнышко» на помещения 1001, кадастровый номер 43:13:321904:1068, и 1002, кадастровый номер 43:13:321904:1069. Полагает, что оспариванию подлежит сделка по изъятию из оперативного управления лишь непереданных детскому дому помещений (1001, 1002, 1006, 1008, помещение № 9).

Министерство образования Кировской области отзыв на иск и встречный иск не представило, в судебном заседании 18.04.2016 его представитель поддержал позицию детского дома.

Детский сад «Солнышко» поддержал доводы администрации, в удовлетворении встречного иска просил отказать.

Третьи лица (Управление Росреестра по Кировской области, министерство образования Кировской области) явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия. На основании статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей названных третьих лиц.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.

11.07.2006 администрацией Котельничского района и муниципальным образовательным учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Спицынский детский дом п. Ленинская Искра Котельничского района» заключен договор № 35 о закреплении за муниципальным учреждением на праве оперативного управления муниципального имущества, а именно: корпуса 2, и пристроя к корпусу 2 (кадастровые номера 43:13:321904:0290:2648/06/А1 и 43:13:321904:0290:2648/06/А2,А3).

В соответствии с актом от 11.07.2006 в оперативное управление детскому дому передано имущество остаточной стоимостью 4 312 483 рубля (т.2 л.д. 148), общей площадью 1 612,4 кв.м. Право оперативного управления зарегистрировано в установленном законом порядке, выдано свидетельство о государственной регистрации права от 19.06.2012 (т.1 л.д. 52).

Также 11.07.2006 года администрацией Котельничского района и муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением Центр развития ребенка - Детский сад «Солнышко» поселка Ленинская Искра Котельничского района Кировской области заключен договор № 27 о закреплении за муниципальным учреждением на праве оперативного управления муниципального имущества: здания детского сада корпус № 1.

09.10.2015 распоряжением Правительства Кировской области № 397 «О принятии в собственность области муниципальных образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и школ-интернатов» с 01.01.2016 предписано принять из собственности муниципальных образований Кировской области в собственность Кировской области образовательные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Спицынский детский дом включен в перечень образовательных организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для передачи из собственности муниципальных образований и городских округов в собственность Кировской области (т.1 л.д. 90 - 94).

Из протокола заседания комиссии по использованию муниципального имущества от 09.10.2015 следует, что в здании 2 корпуса, расположенного по адресу: Кировская область, Котельничский р-н, п. Ленинская Искра, ул. Ленина, 17А, при осуществлении образовательного процесса детским садом «Солнышко» и детским домой фактически заняты и используются помещения:

- 3 - 18, 25 - 35, 37 – детским домом;

- 19 - 24, 38, 40 – детским садом «Солнышко»

- 1 - 2, 36, 39 – места общего пользования.

Также комиссия указала, что помещение № 37 в образовательный процесс детского дома не вовлечено, данное помещение необходимо для организации рабочего места психолога детского сада. В связи с чем принято решение о подготовке проекта постановления о внесении изменений в договоры оперативного управления образовательных учреждений в целях приведения в соответствие с фактическим пользованием муниципального имущества, закрепив помещения 19 - 24, 37, 38, 40 на праве оперативного управления за детским садом «Солнышко», помещения 3 - 18, 25 - 35 за детским домом.

21.10.2015 постановлением № 517 администрация Котельничского района изъяла из оперативного управления детского дома здание корпуса 2, оставив в оперативном управлении детского дома помещения общей площадью 784,9 кв.м. (помещения 1003, 1004, 1005, 1007).

Постановлением администрации от 21.10.2015 № 518 помещение № 1002 площадью 147,9 кв.м., кадастровый номер 43:13:321904:1068 и помещение № 1001, площадью 48,6 кв.м., кадастровый номер 43:13:321904:1069 переданы в оперативное управление детскому саду «Солнышко».

Оформлены соглашения к договорам № 27 и № 35 о внесении в них соответствующих изменений. Соглашения к договору № 35 детским домом не подписаны.

04.12.2015 детскому саду «Солнышко» выдано свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления на помещения с кадастровыми номерами 43:13:321904:1068 и 43:13:321904:1069.

Постановлением от 04.12.2015 № 583 администрация передала в оперативное управление детского дома помещение 1008 площадью 1,9 кв.м., также расположенное в здании корпуса 2. Соглашение о внесении изменений в договор № 35 детским домом также не подписано.

15.12.2015 решением Котельничской районной Думы № 363 в соответствии с распоряжением Правительства Кировской области № 397, Положением о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования Котельничский муниципальный район, утвержденным решением районной Думы от 24.06.2015, с 01.01.2016 в собственность Кировской области передано муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Спицынский детский дом п. Ленинская Искра Котельничского района».

В протоколе выездного заседания рабочей группы от 22.12.2015 детскому дому рекомендовано освободить занимаемое помещение № 37 (гардеробная комната для воспитанников детского дома), которое принадлежит на праве оперативного управления детскому саду «Солнышко».

28.12.2015 принято решение Котельничской районной Думы№ 367 о передаче в собственность Кировской области муниципального имущества, переданного детскому дому в оперативное управление.

20.01.2016 детскому дому вновь направлено требование об освобождении помещения № 37 (передаче ключей).

Считая, что детский дом незаконно занимает кабинет № 37, администрация обратилась в арбитражный суд с иском о его возврате.

Полагая, что изъятие из оперативного управления здания корпуса 2 и передача помещений этого здания в оперативное управление другому учреждению осуществлены неправомерно, повлекли нарушение прав и законных интересов детского дома, ответчик обратился в арбитражный суд со встречным иском.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд пришел к следующим выводам.

Поскольку исследование вопроса о действительности сделок изъятия муниципального имущества из оперативного управления детского дома и о передаче части этого имущества в оперативное управление детскому саду должно предшествовать исследованию вопроса о законности нахождения во владении ответчика кабинета № 37, суд считает необходимым в первую очередь рассмотреть встречный иск детского дома, а затем – иск администрации.

Ответчик, обратившись в суд 18.02.2016 со встречным исковым заявлением (уточненным в ходе судебного разбирательства) о признании постановлений администрации недействительными, по сути, оспаривает сделки, направленные на изъятие имущества из оперативного управления детского дома и передачу части этого имущества другому учреждению (детскому саду).

Таким образом, требования ответчика следует квалифицировать как требования о признании сделок недействительными, правила статьи 198 АПК РФ в данном случае применению не подлежат. Поэтому доводы администрации об истечении срока на обжалование постановлений № 517 и № 518 отклоняются.

В силу пункта 1 статьи 168 ГК РФ (в редакции, действовавшей в период издания администрацией постановлений) за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.

В соответствии с пунктом 2 статьи 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной (в рассматриваемом случае, как минимум, об издании администрацией Котельничского района постановлений от 21.10.2015).

Учитывая, что ответчик обратился в суд со встречным исковым заявлением 18.02.2016, указанный выше срок оспаривания сделок им не пропущен. Следовательно, встречное исковое заявление подлежит рассмотрению по существу.

В соответствии со статьей 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из сделок, не противоречащих закону.

В силу статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно статье 216 ГК право оперативного управления имуществом является вещным правом в отношении имущества, имеющего собственника.

В соответствии со статьями 296 и 299 ГК РФ учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника имущества и его назначением.

В силу статьи 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Данная норма находит отражение в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», согласно которому в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.

В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

Поскольку в федеральном законе, в частности статье 295 ГК РФ, определяющей права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не предусмотрено иное, собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия.

Право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника (пункт 3 статьи 299 ГК РФ).

Из пункта 2 статьи 296 ГК РФ следует, что собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» также указано, что собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом. Собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения.

Таким образом, до принятия решения о распоряжении имуществом, закрепленным за учреждением на праве оперативного управления путем его изъятия, собственник должен установить, что это имущество являются излишним для учреждения, не используется либо используется им не по назначению.

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

По пояснениям Управления Росреестра по Кировской области (т. 1 л.д. 15 - 16), и согласно имеющимся в материалах дела сведениям из ЕГРП, здание корпуса 2 с кадастровым номером 43:13:321904:1067, на которое было зарегистрировано право муниципальной собственности и право оперативного управления детского дома, было разделено на помещения: 1) 1001, кадастровый номер 43:13:321904:1068; 2) 1002, кадастровый номер 43:13:321904:1069; 3) 1003, кадастровый номер 43:13:321904:1070; 4) 1004, кадастровый номер 43:13:321904:1077; 5) 1005, кадастровый номер 43:13:321904:1071; 6) 1006, кадастровый номер 43:13:321904:1072; 7) 1007, кадастровый номер 43:13:321904:1073; 8) 1008 с кадастровым номером 43:13:321904:1137; 9) 9, кадастровый номер 43:13:321904:1136.

Из постановлений №№ 517, 518 и постановления администрации от 04.12.2015 № 583, а также оформленных на основании них соглашений о внесении изменений в договоры о закреплении имущества на праве оперативного управления от 11.07.2006 №№ 27 и 35 следует, что после изъятия из оперативного управления детского дома здания корпуса 2 в целом ему были переданы в оперативное управление помещения: 1003, кадастровый номер 43:13:321904:1070; 1004, кадастровый номер 43:13:321904:1077; 1005, кадастровый номер 43:13:321904:1071; 1007, кадастровый номер 43:13:321904:1073; 1008 с кадастровым номером 43:13:321904:1137. Детскому саду переданы помещения 1001, кадастровый номер 43:13:321904:1068 и 1002, кадастровый номер 43:13:321904:1069. Помещения 1006, кадастровый номер 43:13:321904:1072 и 9, кадастровый номер 43:13:321904:1136 остались в казне муниципального образования.

На основании изложенного суд делает вывод, что фактически из оперативного управления ответчика были изъяты лишь помещения 1001, 1002, 1006 и 9. Поэтому при рассмотрении настоящего дела подлежит разрешению вопрос о законности изъятия лишь названных помещений, а не корпуса 2 в целом. Тот факт, что постановление № 517 содержит указание на изъятие всего здания корпуса № 2, данный вывод не опровергает, поскольку администрацией было изъято то имущество, которое ранее передавалось в оперативное управление, с одновременной передачей детскому дому части помещений корпуса 2.

Из материалов дела и пояснений администрации следует, что помещение 1001 с кадастровым номером 43:13:321904:1068 включает в себя кабинеты 19 – 24, помещение 1002 с кадастровым номером 43:13:321904:1069 - кабинеты 37, 38, 40; помещение 9 с кадастровым номером 43:13:321904:1136 - кабинеты 1, 2, 36, 39, помещение 1006 с кадастровым номером 43:13:321904:1072 – подвал и лестничную клетку на первом этаже (кабинет 42).

При этом в протоколе комиссии по использованию муниципального имущества от 09.10.2015 зафиксировано, что в здании 2 корпуса, расположенного по адресу: Кировская область, Котельничский р-н, п. Ленинская Искра, ул. Ленина, 17А, кабинеты 19 - 24, 38, 40 фактически заняты и используются при осуществлении образовательного процесса детским садом «Солнышко»; кабинеты 3 - 18, 25 - 35, 37 – заняты и используются детским домом; кабинеты 1 - 2, 36, 39 являются местами общего пользования (т. 1 л.д. 104 – 105). Данные обстоятельства детским домом не оспаривались.

При таких обстоятельствах суд считает доказанным факт неиспользования ответчиком помещения 1001 с кадастровым номером 43:13:321904:1068. Материалы дела не содержат обращений детского дома к администрации либо детскому саду об освобождении указанных помещений. Более того, в письмах от 03.07.2015 и 30.07.2015 (т. 1 л.д. 149 – 150) детский дом просил передать соответствующие кабинеты детскому саду «Солнышко», тем самым признав факт их неиспользования в своей деятельности.

Следовательно, помещение 1001 с кадастровым номером 43:13:321904:1068 обоснованно изъято администрацией из оперативного управления ответчика.

К аналогичному выводу суд приходит и относительно помещения 9 с кадастровым номером 43:13:321904:1136 и помещения 1006 с кадастровым номером 43:13:321904:1072, представляющих собой места общего пользования, поскольку в случае, когда помещения в одном здании находятся во владении нескольких лиц (в нашем случае детского дома и детского сада), каждое из них должно иметь равные права на общее имущество. Поэтому закрепление их в оперативное управление лишь одного из них будет противоречить положениям статьи 290 ГК РФ, статьи 36 ЖК РФ, подлежащих применению к нежилым помещениям по аналогии закона (статья 6 ГК РФ, пункт 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания»).

Относительно изъятия из оперативного управления детского дома помещения 1002, кадастровый номер 43:13:321904:1069 суд отмечает следующее.

Протоколом комиссии от 09.10.2015 зафиксирован факт нахождения во владении и пользовании детского дома лишь одного кабинета № 37 из трех, образующих данный объект недвижимого имущества. По пояснениям начальника управления образования Подлевских Н.Н., допрошенного в качестве свидетеля (протокол судебного заседания от 05.07.2016 – т. 2 л.д. 106 - 110), два оставшихся кабинета №№ 38 и 40 с 2006 года по настоящее время находятся во владении и пользовании детского сада. О необходимости передачи данных кабинетов детскому дому ответчик заявил лишь в письмах от 03.07.2015 и 30.07.2015 (т. 1 л.д. 149 – 150), то есть уже после направления Департаментом образования Кировской области письма от 10.06.2015 № 2170-42-01-09 о передаче детского дома в областную собственность с 01.01.2016.

Поэтому суд считает правомерным изъятие из оперативного управления детского дома кабинетов № 38 и 40. В то время как действия администрации по изъятию кабинета № 37 были совершены при отсутствии оснований, установленных статьей 296 ГК РФ. Следовательно, сделка по изъятию в этой части является недействительной (незаконной).

Тот факт, что кабинет № 37 не вовлечен в образовательный процесс (используется в качестве раздевалки) не свидетельствует об использовании имущества не по назначению, так как для осуществления названной деятельности требуются и вспомогательные помещения.

Учитывая взаимосвязь сделок по изъятию имущества и передаче его в оперативное управление детскому саду, незаконной (недействительной) будет и сделка, оформленная постановлением № 518, также в части кабинета № 37.

Ссылка детского дома на то, что имущество нельзя считать изъятым до подписания актов приема-передачи, отклоняется судом, так как те помещения, которые, по мнению суда, были законно изъяты из оперативного управления детского дома, на момент издания постановлений № 517 и № 518 вообще не находились в его владении (пользовании) либо не являлись объектом его единоличного пользования (общие помещения). Следовательно, ответчик фактически не мог возвратить это имущество администрации.

Принимая во внимание то обстоятельство, что кабинет № 37 не является самостоятельным объектом недвижимого имущества, а входит в состав помещения № 1102, кадастровый номер 43:13:321904:1069, на которое зарегистрировано право муниципальной собственности и право оперативного управления детского сада «Солнышко» (свидетельства от 05.11.2015 и от 04.12.2015), для обособления кабинета № 37 требуется проведение технической инвентаризации (выполнение технических планов) и постановка его на кадастровый учет (письмо КОГУП «БТИ» от 21.09.2016), а также, учитывая, что признание недействительными сделок по изъятию недвижимого имущества из оперативного управления и последующей передаче его в оперативное управление иному лицу влечет смену правообладателя и внесение соответствующих записей в ЕГРП, суд приходит к выводу о невозможности в настоящий момент признания недействительными сделок по изъятию имущества и его передаче в части кабинета № 37.

Невозможность принятия решения в отношении части объекта недвижимого имущества также следует из статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ), согласно которой документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав; указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.

С учетом изложенного, заявленные истцом требования подлежат частичному удовлетворению: суд признает недействительной оформленную постановлением № 517 сделку по изъятию имущества из оперативного управления детского дома в части нежилого помещения с кадастровым номером 43:13:321904:1069. Соответственно признается недействительной и оформленная постановлением № 518 сделка по передаче имущества в оперативное управление детского сада «Солнышко» в части нежилого помещения с кадастровым номером 43:13:321904:1069.

В удовлетворении остальной части требований детского дома о признании недействительными постановлений №№ 517 и 518 следует отказать.

Требование ответчика о применении последствий недействительности сделки в виде восстановления права оперативного управления за детским домом на все здание корпуса 2 удовлетворению не подлежит, поскольку, по смыслу статьи 167 ГК РФ, указанное действие не является последствием недействительности сделки.

Кроме того, в соответствии со статьей 17 Закона № 122-ФЗ вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Предоставление администрацией документов, необходимых для регистрации права муниципальной собственности на кабинет № 37 и кабинеты 38, 40 как на отдельные объекты недвижимости, предоставление детским домом документов на регистрацию права оперативного управления на кабинет № 37 как на отдельный объект недвижимости, предоставление детским садом документов на регистрацию права оперативного управления на кабинеты №№ 38, 40 как самостоятельный объект недвижимости является основанием для государственной регистрации права муниципальной собственности на указанные объекты, а также права оперативного управления на них.

Также суд отмечает, что отсутствуют какие-либо препятствия для регистрации детским домом права оперативного управления на помещения 1003, кадастровый номер 43:13:321904:1070; 1004, кадастровый номер 43:13:321904:1077; 1005, кадастровый номер 43:13:321904:1071; 1007, кадастровый номер 43:13:321904:1073; 1008 с кадастровым номером 43:13:321904:1137, поскольку у него имеются все необходимые для этого документы (постановления администрации, договор от 11.07.2006 № 35 и соглашения о внесении в него необходимых изменений, подписанные со стороны администрации).

Учитывая изложенное, частичное удовлетворение встречного иска свидетельствует о законном нахождении во владении ответчика кабинета № 37, что полностью исключает удовлетворение первоначального иска администрации Котельничского района Кировской области об истребовании имущества из чужого незаконного владения.

На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей 00 копеек подлежат взысканию с администрации Котельничского района Кировской области в пользу КОГОБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Спицынский детский дом п. Ленинская Искра Котельничского района».

Администрация (истец по основному иску) освобождена от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 180, 181, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении иска администрации Котельничского района Кировской области (ИНН 4342001692, ОГРН 1024300824712, место нахождения: 612600, Россия, Кировская область, г. Котельнич, ул. К.Маркса, 16) отказать.

Встречное исковое заявление Кировского областного государственного образовательного бюджетного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Спицынский детский дом п. Ленинская Искра Котельничского района» (ИНН 4313003254, ОГРН 1024300824041, место нахождения: 612641, Россия, Кировская область, Котельничский р-н, п. Ленинская Искра, ул. Ленина, 17А) удовлетворить частично.

Признать недействительной сделку по изъятию имущества из оперативного управления Кировского областного государственного образовательного бюджетного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Спицынский детский дом п. Ленинская Искра Котельничского района» в части нежилого помещения с кадастровым номером 43:13:321904:1069, оформленную постановлением администрации Котельничского района Кировской области от 21.10.2015 № 517 «Об изъятии из оперативного управления здания и о передаче в оперативное управление помещений».

Признать недействительной сделку по передаче имущества в оперативное управление муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка - Детский сад «Солнышко» поселка Ленинская Искра Котельничского района Кировской области в части нежилого помещения с кадастровым номером 43:13:321904:1069, оформленную постановлением администрации Котельничского района Кировской области от 21.10.2015 № 518 «О передаче в оперативное управление».

В удовлетворении остальной части требований Кировского областного государственного образовательного бюджетного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Спицынский детский дом п. Ленинская Искра Котельничского района» (ИНН 4313003254, ОГРН 1024300824041, место нахождения: 612641, Россия, Кировская область, Котельничский р-н, п. Ленинская Искра, ул. Ленина, 17А) отказать.

Взыскать с администрации Котельничского района Кировской области (ИНН 4342001692, ОГРН 1024300824712, место нахождения: 612600, Россия, Кировская область, г. Котельнич, ул. К.Маркса, 16) в пользу Кировского областного государственного образовательного бюджетного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Спицынский детский дом п. Ленинская Искра Котельничского района» (ИНН 4313003254, ОГРН 1024300824041, место нахождения: 612641, Россия, Кировская область, Котельничский р-н, п. Ленинская Искра, ул. Ленина, 17А) судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 3 000 (три тысячи) рублей 00 копеек.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьями 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию (Арбитражный суд Волго-Вятского округа) в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу в соответствии со статьями 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба в этом случае подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья В.А. Киселева