АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102
http://kirov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Киров
06 апреля 2009 года А28-14133/2008-438/14
Резолютивная часть решения объявлена 30 марта 2009 года
Решение изготовлено в полном объеме 06 апреля 2009 года
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Чернигиной Т.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чапурных Я.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Зуевской районной организации общественной организации «Кировское областное общество охотников и рыболовов»
к Управлению охраны и использования животного мира Кировской области
о признании незаконным отказа в выдаче долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя: ФИО1 – председателя Правления Зуевской РООО «КОООиР», удостоверение № 1210 от 02.02.2009;
ФИО2 – по доверенности от 10.03.2009г.
ответчика: ФИО3 по доверенности от 04.02.2009г.,
ФИО4 по доверенности от 17.02.2009г.,
установил:
в заявлении Зуевской районной организации общественной организации «Кировское областное общество охотников и рыболовов» (далее также заявитель, общественная организация, ЗРООО «КОООиР», соискатель лицензии) содержится требование о признании незаконным отказа Управления охраны и использования животного мира Кировской области (далее также ответчик, Управление) в выдаче долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, содержащегося в уведомлении от 30.09.2008г. № 763-01-09, как несоответствующего положениям статьи 5 Федерального закона от 24.04.1995г. № 52-ФЗ «О животном мире» (далее также Закон о животном мире), а также пунктам 4, 10 Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий, утвержденного приказом Минсельхоза России от 26.06.2000г. № 596. По мнению заявителя, выводы, зафиксированные в экспертном заключении от 19.09.2008г., являются несостоятельными и не могли быть использованы Управлением при отказе в выдаче долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира Зуевской районной организации общественной организации «Кировское областное общество охотников и рыболовов».
Представители ответчика заявленные требования не признают. Считают отказ в выдаче долгосрочной лицензии Зуевской районной организации общественной организации «Кировское областное общество охотников и рыболовов», содержащийся в письме Управления охраны и использования животного мира Кировской области, законным и обоснованным. В удовлетворении заявления просят отказать. Подробно доводы ответчика изложены в письменном отзыве на заявление и дополнениях к нему.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 26.03.2009г. до 30.03.2009г.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующее.
26.08.2008г. в Правительство Кировской области поступила заявка ЗРООО «КОООиР» № 23 от 21.08.2008г. на получение объектов животного мира в пользование, которая была передана на рассмотрение в Управление охраны и использования животного мира Кировской области вместе с приложенными документами: планом деятельности по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира на заявленной территории, акватории; сведениями о профессиональной подготовке специалистов, обеспечивающих осуществление планируемой лицензируемой деятельности; данными о нормативно-методическом обеспечении, организационно-технических возможностях и материально-техническом оснащении для пользования охотничьими животными; копией Устава общественной организации; копией свидетельства о регистрации общественного объединения, копией свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц; копией свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; характеристика среды обитания и объектов животного мира; копией долгосрочной лицензии на право пользования объектами животного мира; картой-схемой заявленных охотоугодий; копией свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации).
Рассмотрев указанную заявку и приложенные к ней документы, Управление подготовило экспертное заключение от 19.09.2008г., в котором содержится вывод о необходимости отказать организации в выдаче долгосрочной лицензии по причине непредставления всех необходимых документов, а также несоответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
30.09.2008г. на основании указанного заключения заявителю - Зуевской районной организации общественной организации «Кировское областное общество охотников и рыболовов» уведомлением № 763-01-09 отказано в выдаче долгосрочной лицензии на право пользования объектами животного мира в связи с непредставлением всех необходимых документов, предусмотренных законодательством, а также несоответствием представленных документов и материалов лицензионным условиям.
Уведомление от 30.09.2008г. № 763-01-09, экспертное заключение от 19.09.2008г., а также заявка от 21.08.2008г. № 3 с приложенными к ней документами направлены в адрес общественной организации.
21.10.2008г. общественная организация обратилась в Управление с просьбой выслать в ее адрес решение об отказе в выдаче долгосрочной лицензии на право пользования объектами животного мира.
Письмом от 21.11.2008г. № 954-01-09 Управление разъяснило заявителю, что письмом от 30.09.2008г. № 763-01-09 уведомило соискателя лицензии - ЗРООО «КОООиР» об отказе в выдаче долгосрочной лицензии с указанием причин отказа.
Не согласившись с указанным отказом в выдаче долгосрочной лицензии на право пользования объектами животного мира, заявитель обратился в суд с требованием признать его незаконным.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующие фактические обстоятельства дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьями 35, 36 Закона о животном мире пользование животным миром осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории и акватории в порядке, устанавливаемом настоящим Федеральным законом, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.
Долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдает специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 5 названного закона полномочиями по установлению порядка предоставления лицензий на пользование животным миром наделены органы государственной власти Российской Федерации в области охраны и использования животного мира.
В силу статьи 37 Закона о животном мире для получения такой лицензии заинтересованное юридическое лицо подает заявку в орган исполнительной власти субъекта, который на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель и землевладельцами на указанной территории с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории, акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию на пользование животным миром.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.1996 № 1574 «О порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира» установлено, что долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира в порядке, установленном Законом о животном мире, в отношении объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, выдает Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий, утвержденного Министерством сельского хозяйства Российской Федерации от 26.06.2000 № 569 (далее - Положение) органом, уполномоченным выдавать долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, за исключением охотничьих животных, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, является специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и среды их обитания.
В силу пункта 1 Положения об управлении охраны и использования животного мира Кировской области, утвержденного Постановлением Правительства Кировской области от 11.11.2008г. № 152/454, Управление охраны и использования животного мира Кировской области является органом исполнительной власти Кировской области по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания отраслевой компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере охраны, воспроизводства, рационального использования объектов животного мира и среды их обитания, государственный контроль в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания.
К полномочиям Управления согласно подпункту 3.1.4.4.4. пункта 3 названного Положения относится выдача лицензии (за исключением распорядительных) и разрешения на использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Кировской области.
Порядок выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, установлен Положением, утвержденным приказом Минсельхоза РФ от 26.06.2000г. № 569. Пункт 4 Положения устанавливает исчерпывающий перечень документов необходимых для получения долгосрочной лицензии на пользование охотничьими животными, которые соискатель лицензии подает в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Исходя из пункта 10 Положения, основаниями для отказа в выдаче долгосрочной лицензии являются:
- наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
- несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям;
- непредставление всех необходимых документов в указанный срок.
Как следует из материалов дела, 26.08.2008г. Зуевской районной организацией общественной организации «Кировское областное общество охотников и рыболовов» в соответствии с пунктом 4 Положения были представлены в Правительство Кировской области следующие документы согласно описи: заявка ЗРООО «КОООиР» № 23 от 21.08.2008г. на получение объектов животного мира в пользование, план деятельности по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира на заявленной территории, акватории, сведения о профессиональной подготовке специалистов, обеспечивающих осуществление планируемой лицензируемой деятельности, данные о нормативно-методическом обеспечении, организационно-технических возможностях и материально-техническом оснащении для пользования охотничьими животными; копию Устава общественной организации; копия свидетельства о регистрации общественного объединения, копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц; копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; характеристика среды обитания и объектов животного мира; копия долгосрочной лицензии на право пользования объектами животного мира; карта-схема заявленных охотоугодий; копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации).
Заявка с приложенными документами была передана на рассмотрение в Управление охраны и использования животного мира Кировской области.
По итогам рассмотрения заявки на долгосрочное пользование объектами животного мира на территории Зуевского района и представленных материалов специалистом Управления составлено экспертное заключение от 19.09.2008г., в пункте 4 которого указано, что соискатель не соответствует лицензионным требованиям и условиям, поскольку в заявке на получение охотничьих животных в пользование не указаны все предусмотренные установленной формой заявки сведения; не представлен Устав Зуевской районной организации общественной организации «Кировское областное общество охотников и рыболовов»; в представленных материалах отсутствует информация о предыдущей деятельности и опыте работы в данной сфере природопользования; соискатель лицензии в недостаточной мере обеспечен специалистами, необходимыми для осуществления заявленного вида пользования животным миром; представленные данные об организационно-технических возможностях и материально-техническом оснащении являются недостаточными для установления возможностей пользования охотничьими животными; планируемые соискателем лицензии мероприятия по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира на заявленной территории, акватории, не соответствуют условиям, установленным нормативным правовым актом Кировской области.
В уведомлении от 30.09.2008г. № 763-01-09 указаны два основания для отказа в выдаче долгосрочной лицензии: 1) непредставление всех необходимых документов, предусмотренных законодательством; 2) несоответствие представленных материалов и документов лицензионным условиям.
При этом в судебном заседании представители ответчика пояснили, что к непредставлению документов относится непредставление Устава и информации о предыдущей деятельности и опыте работы в данной сфере природопользования; не соответствуют лицензионным требованиям материалы и документы: сведения о подготовке специалистов, нормативно-методическом обеспечении, организационно-технических возможностях, материально-техническом оснащении, перспективный план деятельности по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира на заявленной территории.
В силу статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 3, статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статьи 3 Федерального закона от 19.05.1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественная организация действует на основании учредительного документа - Устава, который должен содержать наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.
Заявителем в качестве своего учредительного документа представлен Устав общественной организации «Кировское областное общество охотников и рыболовов», зарегистрированный Управлением юстиции администрации Кировской области 30.01.1997г. Из пункта 3 Устава следует, что в структуру общества входит Зуевское межрайохотрыболовобщество, указание на Зуевскою районную организацию общественной организации «Кировское областное общество охотников и рыболовов» отсутствует.
При этом в обоснование своей позиции заявитель ссылается на статью 20 Федерального закона от 19.05.1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», согласно которой общественное объединение имеет возможность действовать как на основании собственного принятого Устава, так и на основании Устава того общественного объединения, отделением которого оно является, и полагает, что Управление знало или должно было знать о том, что Зуевское межрайохотрыболовобщество – это Зуевская районная организация общественной организации «Кировское областное общество охотников и рыболовов» на основании других представленных документов.
В материалы дела представлен новый Устав общественной организации «Кировское областное общество охотников и рыболовов», зарегистрированный 09.12.2008г., в силу пункта 3 которого в состав общественной организации «Кировское областное общество охотников и рыболовов» входит Зуевская районная организация общественной организации «Кировское областное общество охотников и рыболовов».
Частью 3 статьи 52 ГК РФ предусмотрено, что изменение учредительных документов приобретает силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.
При таких обстоятельствах суд считает, что поскольку изменения в Устав общественной организации «Кировское областное общество охотников и рыболовов», касающиеся наименования заявителя, были утверждены 15.10.2008г., а зарегистрированы 09.12.2008г., то вывод Управления о непредставлении соискателем лицензии Устава является правомерным.
Пунктом 4.5 Положения предусмотрена обязанность соискателя лицензии на пользование охотничьими животными представить информацию о предыдущей деятельности и опыте работы в данной сфере природопользования.
В качестве такой информации общественной организацией была представлена долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира № 7177, выданная Зуевской районной организации общественной организации «Кировское областное общество охотников и рыболовов» 31 мая 2005 года.
Согласно пункту 11 Положения долгосрочная лицензия является официальным документом, разрешающим пользование охотничьими животными и определяющим обязательные условия его осуществления. Таким образом, ранее выданная заявителю долгосрочная лицензия на пользование охотничьими животными не может быть расценена как информация о предыдущей деятельности и опыте работе в данной сфере природопользования, поскольку она лишь предоставляет право пользования объектами животного мира.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о законности и обоснованности отказа в выдаче долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира на основании непредставления всех необходимых документов в указанный срок.
В пунктах 3.1 – 3.3 экспертного заключения от 19.09.2008г. отражено, что поданная соискателем заявка № 3 на получение объектов животного мира в пользование соответствует форме заявки на получение объектов животного мира в пользование, утвержденной Приказом Госкомэкологии России и Минсельхозпрода России от 22.06.1998г. № 378/400 (зарегистрирован Минюстом России 05.08.1998г., регистрационный № 1585), что не отрицают представители ответчика в судебном заседании, т.е. требование пункта 4.1 Положения соискателем лицензии выполнено.
Указание в заявке неверной площади заявленной территории, объектов животного мира, не обитающих на заявленной территории, отсутствие расчета площади заявляемой территории, по мнению суда, не может служить основанием для отказа в выдаче долгосрочной лицензии по причине несоответствия представленных документов и материалов лицензионным условиям.
В силу пункта 4.4 Положения соискатель лицензии должен представить сведения о профессиональной или квалификационной подготовке специалистов, обеспечивающих осуществление лицензируемого вида деятельности. Данный пункт не устанавливает нормативов по количеству егерей в штате охотопользователя.
Заявителем был представлен диплом, выданный в 1984 году Кировским сельскохозяйственным институтом ФИО1 (председателю общественной организации), свидетельствующий о присуждении ему квалификации биолог-охотовед по специальности биология. В отношении 5 егерей никакой информации (об опыте работы в данной сфере, копии дипломов, приказов о приеме на работу, трудовых договоров, копии трудовой книжки) не представлено. Поскольку в экспертном заключении этому обстоятельству дана оценка с точки зрения недостаточной обеспеченности специалистами, а в уведомлении об отказе как несоответствие представленных документов лицензионным условиям, суд считает в этой части отказ в выдаче долгосрочной лицензии, необоснованным.
Предусмотренные пунктом 4.5 Положения данные о нормативно-методическом обеспечении, организационно-технических возможностях и материально-техническом оснащении для выполнения пользования охотничьими животными заявителем представлены, что также не оспаривают представители ответчика. Указание в экспертном заключении на недостаточность этих данных и оценка их как несоответствие документов и материалов лицензионным условиям является также необоснованным, поскольку в настоящее время какие-либо критерии, определяющие необходимый перечень нормативно-методических документов, материально-техническую базу, организационно-технические возможности, на законодательном уровне не установлены.
В пункте 3.9 экспертного заключения от 19.09.2008г. указано на отсутствие в плане деятельности по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира на заявленной территории мероприятий по минеральной подкормке лося и зайца-беляка, а также планирование менее 1 рейда в месяц в 2008, 2009 г.г. по охране охотоугодий от браконьерства, что, по мнению эксперта, не соответствует Условиям пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, утвержденным Постановлением Правительства Кировской области от 14.04.2008г. № 128/128 (далее также Условия).
Статьями 5, 38 Закона о животном мире установлен порядок предоставления долгосрочных лицензий на пользование животным миром, содержащих условия пользования животным миром.
Согласно пункту 6 Положения лицензирующий орган вносит в долгосрочную лицензию условия пользования охотничьими животными, разработанные на основе федеральных и территориальных стандартов, правил, лимитов и нормативов.
Пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных стандартов, правил, лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания (статьи 35 Закона о животном мире).
В настоящее время таких стандартов, правил, лимитов и нормативов на федеральном уровне не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 9 Закона Кировской области от 17.09.2005г. № 357-ЗО «Об охране и использовании животного мира в Кировской области» областные стандарты в области использования и охраны животного мира и среды его обитания утверждаются Правительством Кировской области в установленном порядке.
Во исполнение указанной нормы права, а также статьи 35 Закона о животном мире Постановлением Правительства Кировской области от 14.04.2008г. № 128/128 утверждены Условия пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями; Управлению охраны и использования животного мира Кировской области предписано обеспечить контроль за соблюдением Условий.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что поскольку заявитель является соискателем лицензии, а не пользователем объектами животного мира, то лицензирующий орган не должен проверять представленные для получения лицензии документы на соответствие названным Условиям.
Кроме того, пунктом 4 Положения в качестве лицензионных требований не предусмотрена необходимость соответствия соискателя лицензии региональным условиям пользования объектами животного мира.
При таких обстоятельствах ссылка Управления на несоответствие Условиям планируемых соискателем лицензии мероприятий по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира на заявленной территории неправомерна, следовательно, отказ в выдаче долгосрочной лицензии по этому основанию является незаконным.
В связи с изложенным, суд считает возможным требование Зуевской районной организации общественной организации «Кировское областное общество охотников и рыболовов» удовлетворить частично: отказ Управления охраны и использования животного мира Кировской области в выдаче долгосрочной лицензиина пользование объектами животного мира, содержащийся в уведомлении от 30.09.2008 № 763-01-09, признать незаконным в части несоответствия представленных документов и материалов лицензионным условиям. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по делу относятся на ответчика. С учетом положений пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю из бюджета.
Руководствуясь статьями 167-170, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
требование Зуевской районной организации общественной организации «Кировское областное общество охотников и рыболовов» удовлетворить частично: отказ Управления охраны и использования животного мира Кировской области в выдаче долгосрочной лицензиина пользование объектами животного мира, содержащийся в уведомлении от 30.09.2008 № 763-01-09, признать незаконным в части несоответствия представленных документов и материалов лицензионным условиям.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Возвратить Зуевской районной организации общественной организации «Кировское областное общество охотников и рыболовов» из федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению № 146 от 22.12.2008. Выдать справку.
Решение по делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия в соответствии со статьями 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации или в кассационную инстанцию (Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа) в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.
Судья Т.В. Чернигина