АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102
http://kirov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А28-1434/2017
г. Киров
04 июля 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 26 июня 2017 года
В полном объеме решение изготовлено июля 2017 года
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Шмырина С.Ю.
при ведении протокола судебного заседания c использованием средств аудиозаписи помощником судьи Гуровой С.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 г. Омутнинска Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 612741, <...>)
к министерству финансов Кировской области (юридический адрес: 610019, <...>)
третьи лица: министерство образования Кировской области (ИНН <***>, ОГРН<***>, юридический адрес: 610019, <...>), администрация муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 612740, <...>), Управление образования администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 612740, <...>, А корп.)
о признании недействительным представления в части и предписания
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО1 директора учреждения, сведения ЕГРЮЛ, ФИО2, по доверенности от 28.03.2017,
от ответчика – ФИО3, по доверенности от 10.01.2017,
от третьего лица (администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области) - ФИО4, по доверенности от 15.05.2017,
от третьего лица (Управления образования администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области) ФИО2, по доверенности от 20.04.2017,
установил:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Омутнинска Кировской области (далее – заявитель, Общеобразовательное учреждение, МКОУ СОШ № 2) обратилось в арбитражный суд с заявлением к министерству финансов Кировской области (далее – ответчик, Министерство финансов), уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным представления Министерства финансов от 18.01.2017 № 53-19-05/146 в части указания на нецелевое использование бюджетных средств в размере 131 214 рублей 79 копеек на приобретение проектора в количестве 2 шт. - 69 780 рублей, кабеля соединительного 10 м в количестве 2 шт. - 1980 рублей, потолочного кронштейна в количестве 2 шт. - 2 956,90 рублей, графического планшета в количестве 1 шт. - 6 895 рублей, парты СН-37. 02.01 в количестве 2 шт. - 19 000 рублей, проектора в количестве 1 шт. - 30 602,89 рублей; о признании недействительным предписания Министерства финансов от 18.01.2017 № 53-19-05/146.
Заявитель указывает, что письмо департамента образования Кировской области от 03.08.2012 № 3498-42-04-14 не может расцениваться как распорядительный документ, так как приложение к письму представляет собой прайс-лист, а не утвержденный нормативно-правовой документ. Приобретение проектора, кабеля соединительного, потолочного кронштейна, графического планшета, парты, проектора соответствовало целям создания в МКОУ СОШ № 2 универсальной «безбарьерной» среды. При выборе оборудования МКОУ СОШ № 2 исходило из возможности практического применения его в инклюзивном образовании.
Для приобретения были выбраны интерактивная доска, планшет, проектор, комплект монтажного оборудования, специализированные парты (имеет выемку и регулируется по высоте). Парта является приспособлением для занятий детей-инвалидов. Интерактивная доска, планшет, проектор, комплект монтажного оборудования являются специализированным оборудованием, рекомендованным к использованию в образовательном процессе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в учебном помещении, а парта предназначена для оборудования рабочего места ученика. Данное оборудование создает систему комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основных образовательных программ. Приобретенное МКОУ СОШ № 2 в рамках подпрограммы «Доступная среда» специальное оборудование активно используется в образовательном процессе с данной категорией обучающихся. Парта модель СН - 37.02.01 предназначена для оборудования рабочего места ребенка-инвалида с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Регулировка по высоте и наклону столешницы позволяет использовать её в комплекте со стулом, инвалидной коляской, стоя. Использование интерактивных приемов и методов обучения позволяет адаптироваться детям с особенностями развития в общеобразовательной школе, преодолевать изолированность детей с особенностями психофизического развития, развивать их коммуникативные навыки. Использование интерактивной доски для совместного обучения детей с различными особенностями здоровья позволяет реализовывать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала. Графический планшет является альтернативным устройством для
ввода информации, предназначенным для детей - инвалидов с нарушениями
зрения, нарушениями опорно - двигательного аппарата.
Ответчик возражает против заявленных требований по основаниям отзыва. Министерство финансов полагает, что целью предоставления субсидии местному бюджету Омутнинского муниципального района Кировской области из областного бюджета является: создание в МКОУ СОШ № 2 г. Омутнинск универсальной безбарьерной среды, обеспечивающей совместное обучение детей - инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии; оснащение указанного образовательного учреждения специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом. Приобретенное МКОУ СОШ № 2 оборудование, а именно: интерактивные доски, проектора, потолочные кронштейны для проекторов, кабеля соединительные 10 м, кабель экранированный 5 м, графический планшет, парта, не является специализированным оборудованием, способствующим коррекционной работе с детьми - инвалидами и в их обучении. Специальным оборудованием для учащихся с инвалидностью по слуху, способствующим освоению образовательных программ, являются радиоклассы (коллективные FМ-системы), индукционные системы, акустические системы, обеспечивающие совместное обучение нормально слышащих учащихся с учащимися с нарушениями слуха, слухоречевые тренажеры, компьютерные программы для развития слухового восприятия для коррекционной работы и т.д. Специальным оборудованием для учащихся с инвалидностью по зрению являются оборудованные компьютерные учебные места (персональные компьютеры, оснащенные необходимым для слабовидящего обучающегося программным обеспечением), видеоувеличители, программы экранного доступа и т.д. Специальным оборудованием для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата являются специальные клавиатуры, контакторы, заменяющие мышь, джойстики, трекболы, сенсорные планшеты и т.д. МКОУ СОШ № 2 приобретая интерактивные доски, проектора, потолочные кронштейны для проекторов, кабеля соединительные 10 м, кабель экранированный 5 м, графический планшет, парту произвело техническое оснащение учебного учреждения, которое должно производится за счет средств местного бюджета, а не в рамках указанной субсидии.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены министерство образования Кировской области (далее – третье лицо, Министерство образования), администрация муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области (далее – третье лицо, Администрация), Управление образования администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области (далее – третье лицо, Управление образования).
Управление образования в отзыве поддерживает позицию заявителя, указывает, что приобретение спорного оборудования не является нецелевым использованием бюджетных средств. Данное оборудование создает систему комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основных образовательных программ.
Министерство образования возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным отзыве, указывает, что в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. По мнению Министерства образования, в данной статье речь идет исключительно о специальных условиях, включая специальные технические средства, которые в большей степени используются детьми с ограниченными возможностями здоровья в силу их физических и психологических особенностей. Таким образом, цель предоставления субсидии из областного бюджета - создание специальных условий для инклюзивного образования детей-инвалидов. Проекторы, кабель соединительный, потолочный кронштейн, графический планшет, парты СН-37.02.01 в большей степени могут использоваться обучающимися не по адаптированным программам, в связи с чем могли быть приобретены за счет иных средств. При этом денежные средства в размере 131 214,79 рублей могли быть потрачены исключительно на специальное оборудование для создания условий получения качественного образования детей-инвалидов. Письмом департамента образования Кировской области от 03.08.2012 № 3498-42-04-14 «О реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2105 годы» был направлен примерный перечень специализированного оборудования.
Министерство образования явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, направило ходатайства с просьбой рассмотреть дело без участия своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя Министерства образования.
В судебном заедании представители сторон поддержали свои позиции. Представители Управления образования и Администрации поддержали позицию МКОУ СОШ № 2.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
25.11.2014 Департамент образования Кировской области и Администрация подписали соглашение № 6 о предоставлении субсидии из областного бюджета на создание в муниципальных общеобразовательных организациях универсальной «безбарьерной» среды и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным оборудованием для детей-инвалидов (далее – Соглашение от 25.11.2014). Предметом данного Соглашения является предоставление бюджету муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области из областного бюджета субсидии на создание в муниципальных общеобразовательных организациях универсальной «безбарьерной» среды и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным оборудованием для детей-инвалидов (пункт 1.1 Соглашения от 25.11.2014). Субсидия предоставляется на софинансирование мероприятий по созданию условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, предусматривающих создание универсальной безбарьерной среды и оснащение специальными, в том числе учебным, реабилитационным и компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов, муниципальному казенному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школы № 2 г. Омутнинска Кировской области в сумме 2 294 600 рублей (пункт 1.1.1 Соглашения). В силу пункта 1.1.2 размер финансового обеспечения на исполнения расходных обязательств муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области за счет средств местного бюджета на софинансирование указанных мероприятий составляет 255 000 рублей.
01.06.2015 Департамент образования Кировской области и Администрация подписали соглашение № 1 о предоставлении субсидии из областного бюджета на создание в муниципальных общеобразовательных организациях универсальной «безбарьерной» среды и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным оборудованием для детей-инвалидов (далее – Соглашение от 01.06.2015). Предметом данного Соглашения является предоставление бюджету муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области из областного бюджета субсидии на создание в муниципальных общеобразовательных организациях универсальной «безбарьерной» среды и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным оборудованием для детей-инвалидов (пункт 1.1 Соглашения от 01.06.2015). Субсидия предоставляется на софинансирование мероприятий по созданию условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, предусматривающих создание универсальной безбарьерной среды и оснащение специальными, в том числе учебным, реабилитационным и компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов, муниципальному казенному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школы № 2 г. Омутнинска Кировской области в сумме 1929,6 тыс. рублей (пункт 1.1.1 Соглашения от 01.06.2015). В силу пункта 1.1.2 размер финансового обеспечения на исполнения расходных обязательств муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области за счет средств местного бюджета на софинансирование указанных мероприятий составляет 214,0 тыс. рублей.
На основании удостоверения от 02.12.2016 №166, выданного заместителем министра финансов Кировской области, главным специалистом-экспертом отдела осуществления государственного финансового контроля министерства финансов Кировской области в декабре 2016 года проведена проверка подпрограммы «Доступная среда» государственной программы «Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан Кировской области» на 2013 - 2020 годы в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 2 г. Омутнинска Кировской области за период с 01.01.2014 по 31.12.2015.
В ходе проверки, в том числе установлено, что в 2015 году МКОУ СОШ № 2 приобретено компьютерное оборудование, материалы и мебель, не являющееся специальным оборудованием, на сумму 313 611,90 рублей, в том числе за счет средств субсидии областного бюджета на сумму 131 214, 79 рублей, а именно: проектор в количестве 2 шт. - 69 780 рублей, кабель соединительный 10 м в количестве 2 шт. - 1 980 рублей, потолочный кронштейн в количестве 2 шт. - 2 956,90 рублей, графический планшет в количестве 1 шт. - 6 895 рублей, парта СН-37.02.01 в количестве 2 шт. на сумму 19 000 рублей, проектор в количестве 1 шт. — 30 602,89 рублей.
Результаты проверки отражены в акте от 23.12.2016.
18.01.2017 Министерство финансов вынесло представление № 53-19-05/146 (далее – представление от 18.01.2017), в котором, в том числе указало, что в нарушение статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпрограммы «Доступная среда» государственной программы Кировской области «Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан Кировской области» на 2013 - 2020 годы, муниципальной программы «Развитие образования Омутнинского района» на 2014-2016 годы, утвержденной постановлением администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области от 14.11.2013 № 2630, с изменениями, Перечня оборудования, рекомендованного письмом Департамента образования Кировской области от 03.08.2012 № 3498-42-04-15 о реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы, средства областного бюджета в сумме 131 214,79 рублей и средства местного бюджета в сумме 182 397,11 рублей, выделенные на создание в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, предусматривающих создание универсальной «безбарьерной» среды и оснащение специальным оборудованием для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов, фактически израсходованы на приобретение учебного оборудования и мебели не предназначенного для инклюзивного образования детей-инвалидов, то есть израсходованы на цели, не соответствующие целям, определенными документами, являющимися правовым основанием предоставления указанных средств, что в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств.
18.01.2017 Министерство финансов выдало МКОУ СОШ № 2 предписание № 53-19-05/146 (далее – предписание от 18.01.2017), которым возложило на Общеобразовательное учреждение обязанность возместить в областной бюджет средства субсидии из областного бюджета на создание в муниципальных общеобразовательных организациях универсальной «безбарьерной» среды и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным оборудованием для детей-инвалидов в сумме 131 214,79 рублей до 18.02.2016.
Не согласившись с представлением от 18.01.2017 в указанной части и предписанием от 18.01.2017, Общеобразовательное учреждение обратилось в арбитражный суд с вышеназванными требованиями.
Указанные обстоятельства позволяют арбитражному суду прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Из части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ) согласно преамбуле устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 1 БК РФ данный Кодекс также устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со статьей 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Согласно пункту 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В силу статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»реабилитация инвалидов – это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
Пунктом 23 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993, разъяснено, что термин «реабилитация» означает процесс, имеющий целью помочь инвалидам достигнуть оптимального физического, интеллектуального, психического и/или социального уровня деятельности и поддерживать его, предоставив им тем самым средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости. Реабилитация может включать меры по обеспечению и/или по восстановлению функций или компенсации утраты или отсутствия функций или функционального ограничения. Процесс реабилитации не предполагает лишь оказание медицинской помощи. Он включает в себя широкий круг мер и деятельности, начиная от начальной и более общей реабилитации и кончая целенаправленной деятельностью, например, восстановлением профессиональной трудоспособности.
Статьей 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании, Закон № 273-ФЗ) определено, что обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
средства обучения и воспитания – это приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности;
инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
адаптированная образовательная программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 79 Закона № 273-ФЗ содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Из части 2 статьи 79 Закона № 273-ФЗ следует, что общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Частью 3 статьи 79 Закона № 273-ФЗ установлено, что под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – Стандарт № 1598).
Пунктом 1.1 Стандарта № 1598 предусмотрено, что федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее - АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее - организация). Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (далее - обучающиеся с ОВЗ). АООП НОО обучающихся с ОВЗ разрабатываются на основе настоящего Стандарта с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.
В силу пункта 3.3 Стандарта № 1598 организация создает условия для реализации АООП НОО, обеспечивающие, в том числе возможность достижения планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО; учета особых образовательных потребностей - общих для всех обучающихся с ОВЗ и специфических для отдельных групп; использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных технологий; обновления содержания АООП НОО, а также методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования с учетом запросов и потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также особенностей субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3.6.4 Стандарта № 1598 организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, которые необходимы для реализации АООП НОО.
В соответствии с пунктом 3.6 приложений №1, №2 к Стандарту № 1598 (требования к структуре АООП НОО для глухих обучающихся и к условиям реализации АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся) важным условием организации пространства, в котором обучаются обучающиеся с нарушением слуха, является, в том числе использование аппаратуры, позволяющей лучше видеть происходящее на расстоянии (проецирование на большой экран).
Согласно пункту 3.6 приложения № 4 к Стандарту № 1598 (требования к структуре АООП НОО для слабовидящих обучающихся) в целях комфортного доступа слабовидящего обучающегося к образованию необходимо использовать, в том числе интерактивные доски.
В силу пункта 3.6 приложения № 5 к Стандарту № 1598 (требования к структуре АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи) реализация программы коррекционной работы обеспечивается, в том числе видеопроекционным оборудованием. Освоение содержания коррекционно-развивающей области и программы коррекционной работы обеспечивается видеопроекционным оборудованием.
В соответствии с пунктом 3.6 приложения № 6 к Стандарту № 1598 (требования к структуре АООП НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата) каждый учебный класс может быть оборудован рабочими местами с компьютерами для детей, имеющих тяжелые поражения рук и использующих компьютер в качестве рабочей тетради. Каждый учитель должен иметь возможность проводить уроки в соответствии с современными требованиями информатизации школы, используя видео- и аудиотехнику. В случае необходимости (выраженные двигательные расстройства, тяжелое поражение рук, препятствующее формированию графо-моторных навыков) рабочее место обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата должно быть специально организовано в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Необходимо предусмотреть наличие персональных компьютеров, технических приспособлений (специальная клавиатура, различного вида контакторы, заменяющие мышь, джойстики, трекболы, сенсорные планшеты).
Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – Стандарт № 1599).
Из пункта 1.1 Стандарта № 1599 следует, что федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (далее - АООП) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее - организация). Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Согласно пункту 3.3Стандарта № 1599 организация создает условия для реализации АООП, в том числе обеспечивающие возможность использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа, в том числе информационных.
В силу пункта 3.6.7 Стандарта № 1599 организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации АООП.
Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт № 1897).
В соответствии с пунктом 18.2.4 Стандарта № 1897 программа коррекционной работы должна быть направлена на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории. Программа должна обеспечивать, в том числе создание специальных условий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности; использование адаптированных образовательных программ основного общего образования, разрабатываемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с другими участниками образовательных отношений, специальных учебных и дидактических пособий; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.
Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 утвержден и введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт № 373).
Согласно пункту 19.8Стандарта № 373 Программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Программа коррекционной работы должна содержать, в том числе описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование адаптированных образовательных программ начального общего образования и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Постановлением правительства Кировской области от 28.12.2012 № 189/845 утверждена государственная программа Кировской области «Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан Кировской области» на 2013 - 2020 годы (далее - Государственная программа).
Подпрограммой «Доступная среда», являющейся приложением № 8 к Государственной программе (далее – Подпрограмма), предусмотрено увеличить долю общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная «безбарьерная» среда, позволяющая обеспечить совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития.
Материалы дела свидетельствуют, что Департаментом образования Кировской области и Администрацией были подписаны Соглашение от 25.11.2014 и Соглашение от 01.06.2015 о предоставлении бюджету муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области из областного бюджета субсидий на создание в муниципальных общеобразовательных организациях универсальной «безбарьерной» среды и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным оборудованием для детей-инвалидов. Субсидии предоставляются на софинансирование мероприятий по созданию условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, предусматривающих создание универсальной безбарьерной среды и оснащение специальными, в том числе учебным, реабилитационным и компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов, муниципальному казенному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школы № 2 г. Омутнинска Кировской области.
В декабре 2016 года Министерство финансов провело проверку Подпрограммы в Общеобразовательном учреждении за период с 01.01.2014 по 31.12.2015. В ходе проверки, в том числе было установлено, что в 2015 году МКОУ СОШ № 2 приобретено компьютерное оборудование, материалы и мебель, не являющееся специальным оборудованием, на сумму 313 611,90 рублей, в том числе за счет средств субсидии областного бюджета на сумму 131 214, 79 рублей, а именно: проектор в количестве 2 шт. - 69 780 рублей, кабель соединительный 10 м в количестве 2 шт. - 1 980 рублей, потолочный кронштейн в количестве 2 шт. - 2 956,90 рублей, графический планшет в количестве 1 шт. - 6 895 рублей, парта СН-37.02.01 в количестве 2 шт. на сумму 19 000 рублей, проектор в количестве 1 шт. — 30 602,89 рублей. Результаты проверки отражены в акте от 23.12.2016.
Министерство финансов вынесло представление от 18.01.2017, в котором, в том числе указало, что в нарушение статьи 162 БК РФ, Подпрограммы, муниципальной программы «Развитие образования Омутнинского района» на 2014-2016 годы, утвержденной постановлением администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области от 14.11.2013 № 2630, с изменениями, Перечня оборудования, рекомендованного письмом Департамента образования Кировской области от 03.08.2012 № 3498-42-04-15 о реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы, средства областного бюджета в сумме 131 214,79 рублей и средства местного бюджета в сумме 182 397,11 рублей, выделенные на создание в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, предусматривающих создание универсальной «безбарьерной» среды и оснащение специальным оборудованием для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов, фактически израсходованы на приобретение учебного оборудования и мебели не предназначенного для инклюзивного образования детей-инвалидов, то есть израсходованы на цели, не соответствующие целям, определенными документами, являющимися правовым основанием предоставления указанных средств, что в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств.
Министерство финансов выдало МКОУ СОШ № 2 предписание от 18.01.2017, которым возложило на Общеобразовательное учреждение обязанность возместить в областной бюджет средства субсидии из областного бюджета на создание в муниципальных общеобразовательных организациях универсальной «безбарьерной» среды и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным оборудованием для детей-инвалидов в сумме 131 214,79 рублей до 18.02.2016.
Вместе с тем из вышеназванных норм следует, что видеопроекционное оборудование, интерактивные доски, сенсорные планшеты, а также необходимые для их установки средства, в том числе относятся к учебному реабилитационному оборудованию для детей-инвалидов. Использование данного оборудования способствует созданию условий для инклюзивного образования детей-инвалидов и формированию универсальной «безбарьерной» среды. При этом образовательная организация самостоятельно определяет учебное реабилитационное оборудование, необходимое для обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно сертификату соответствия № РОСС RU.ИМ10.Н00106 парта СН-37.02.01 является приспособлением для занятий детей-инвалидов.
Учитывая изложенное, арбитражный суд полагает, что вывод Министерства финансов о том, что средства областного бюджета в сумме 131 214,79 рублей, выделенные на создание в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, предусматривающих создание универсальной «безбарьерной» среды и оснащение специальным оборудованием для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов, фактически израсходованы на приобретение учебного оборудования и мебели не предназначенного для инклюзивного образования детей-инвалидов, то есть израсходованы на цели, не соответствующие целям, определенными документами, являющимися правовым основанием предоставления указанных средств, не может считаться обоснованным.
Доводы ответчика о том, что спорное оборудование не является специализированным оборудованием, способствующим коррекционной работе с детьми - инвалидами и в их обучении; специальным оборудованием для учащихся с инвалидностью по слуху, способствующим освоению образовательных программ, являются радиоклассы (коллективные FМ-системы), индукционные системы, акустические системы, обеспечивающие совместное обучение нормально слышащих учащихся с учащимися с нарушениями слуха, слухоречевые тренажеры, компьютерные программы для развития слухового восприятия для коррекционной работы и т.д.: специальным оборудованием для учащихся с инвалидностью по зрению являются оборудованные компьютерные учебные места (персональные компьютеры, оснащенные необходимым для слабовидящего обучающегося программным обеспечением), видеоувеличители, программы экранного доступа и т.д., арбитражным судом отклоняются, арбитражным судом отклоняются, поскольку из Стандарта № 1598 прямо следует, что видеопроекционное оборудование, интерактивные доски, сенсорные планшеты используются в качестве специального учебного оборудования, способствующего коррекционной работе с детьми – инвалидами.
Утверждение Министерства финансов о том, что МКОУ СОШ № 2, приобретая спорное оборудование, произвело техническое оснащение учебного учреждения, которое должно производится за счет средств местного бюджета, а не в рамках указанной субсидии, арбитражным судом не принимается, как не соответствующее обстоятельствам дела.
Ссылка ответчика на письмо департамента образования Кировской области от 03.08.2012 № 3498-42-04-15 о реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, содержащее перечень специального оборудования, рекомендованного департаментом образования Кировской области при реализации указанной программы, арбитражным судом не может быть принята за основу, как не свидетельствующая о невозможности рассматривать в качестве специального учебного реабилитационного оборудования для детей-инвалидов видеопроекционное оборудование, интерактивные доски, сенсорные планшеты. Названный перечень не носит нормативного характера и не является закрытым.
Изложенное позволяет сделать вывод, что представление от 18.01.2017 в части указания на нецелевое использование бюджетных средств в размере 131 214 рублей 79 копеек и предписание от 18.01.2017 не соответствуют законодательству, нарушают права и законные интересы Общеобразовательного учреждения.
Частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При названных обстоятельствах требования заявителя о признании недействительными представления от 18.01.2017 в части указания на нецелевое использование бюджетных средств в размере 131 214 рублей 79 копеек и предписания от 18.01.2017 № 53-19-05/146 подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.
Излишне уплаченная платежным поручением от 15.02.2017 № 136 государственная пошлина в сумме 3 000 рублей 00 копеек подлежит возврату Общеобразовательному учреждению из федерального бюджета.
МКОУ СОШ № 2 должна быть выдана справка на государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
признать недействительным представление министерства финансов Кировской области (юридический адрес: 610019, <...>) от 18.01.2017 № 53-19-05/146 в части указания на нецелевое использование бюджетных средств в размере 131 214 (сто тридцать одна тысяча двести четырнадцать) рублей 79 копеек; признать недействительным предписание министерства финансов Кировской области от 18.01.2017 № 53-19-05/146.
Взыскать с министерства финансов Кировской области в пользу муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 г. Омутнинска Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 612741, <...>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6 000 (шесть тысяч) рублей 00 копеек.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Возвратить муниципальному казенному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № 2 г. Омутнинска Кировской области из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 (три тысячи) рублей 00 копеек излишне уплаченную платежным поручением от 15.02.2017 № 136.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.
Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба в этом случае подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья С.Ю. Шмырин