ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-14524/13 от 04.04.2014 АС Кировской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта, 102

http://kirov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело № А28-14524/2013

444/34

г. Киров

12 апреля 2014 года

Резолютивная часть решения оглашена 4 апреля 2014 года

Решение изготовлено в полном объеме 12 апреля 2014 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Агалаковой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Сараевой М.В.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «П Групп» (ИНН 4345374646, ОГРН 1134345029390, место нахождения: 610004, Россия, Кировская область, г. Киров, ул. Набережная Грина, д.1, кв.15)

к администрации муниципального образования «Город Киров» (место нахождения: 610019, Россия, Кировская область, г. Киров, ул. Воровского, д. 39)

о признании незаконным бездействия,

при участии в судебном заседании представителей:

ООО «П Групп» - Никулина А.Н. по доверенности от 04.03.2014,

Администрации – Симоновой Т.А., по доверенности от 09.01.2014,

ООО «Проник» - Никулина А.Н., по доверенности от 24.02.2013,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Проник» (далее –  ООО «Проник») обратилось в арбитражный суд с требованием о признании  незаконным бездействия  администрации муниципального образования «Город Киров» (далее –  Администрация), выразившегося в ненаправлении в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка с кадастровым номером 43:40:000735:28, а именно: об учете изменения вида разрешенного использования земельного участка с размещения здания торгового центра, на подсобное хозяйство. Требования обоснованы нарушением администрацией требований пункта 9 статьи 36,  части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, абзаца 2 части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон №221-ФЗ), что подтверждается письмом администрации от 30.08.2013 №8581-03-01 в адрес ООО «Проник» об отказе во внесении изменений в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) в части вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 43:40:000735:28. Обжалуемое бездействие, по мнению ООО «Проник», создает препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности в части освоения земельного участка, предоставленного в аренду по договору от 22.12.2011 №63393 путем предварительного согласования места размещения объекта, поскольку статьей 46.7 Правил землепользования и застройки города Кирова, утвержденными решением Кировской городской Думы от 29.04.2009 № 28/10 (далее – Правила №28/10), строительство объекта капитального строительства «торговый центр» не предусмотрено.

По ходатайству ООО «Проник» от 04.04.2014 определением от 04.04.2014 по правилам статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд произвел замену ООО «Проник» правопреемником – общество с ограниченной ответственностью «П Групп» (далее – заявитель, общество, ООО «П Групп»).

В судебном заседании 04.04.2014 представитель заявителя поддержал доводы заявления в полном объеме.

Администрацией представлен мотивированный отзыв с дополнениями, в котором изложены обстоятельства предоставления ООО «Проник» земельного участка путем предварительного согласования места размещения объекта, а также внесения администрацией сведений в ГКН по заявлениям ООО «Проник», считает, что незаконное бездействие не допущено, поскольку все необходимые сведения для проведения кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 43:40:000735:28 проведены, разрешенное использование установлено в соответствии с градостроительным регламентом, действовавшим на момент предоставления земельного участка, доказательств внесения изменений в части описания границ территориальной зоны СХ-1 в ГКН в соответствии с Правилами №28/10 не имеется, вид разрешенного использования земельного участка установлен распоряжением администрации от 18.02.2013 №346-зр, сведения внесены в ГКН решением от 26.02.2014 №4300/89/13-9589.

В судебном заседании объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с 31.03.2014 по 04.04.2014.

Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив представленные документы, суд установил следующее.

21.07.2008 на основании заявления ООО «Проник» заместителем главы администрации города Кирова издано распоряжение № 858-зр «Об утверждении проекта территориального землеустройства в виде проекта границ земельного участка в районе сл. Шельпяки Нововятского района г. Кирова» (далее – распоряжение от 21.07.2008 №858-зр), которым определены характеристики земельного участка № 43:40:000735:А, включая вид разрешенного использования – здание торгового центра.

10.11.2008 заместителем главы администрации города Кирова издано распоряжение № 1646-зр «О предварительном согласовании ООО «Проник» места размещения здания торгового центра в районе сл. Шельпяки Нововятского района г. Кирова» (далее – распоряжение от 10.11.2008 №1646-зр). 13.04.2009 в ГКН внесены сведения временного характера о земельном участке с кадастровым номером 43:40:000735:15 площадью 16113 кв.м.

Отсутствие сведений о правах на земельный участок с кадастровым номером 43:40:000735:15 в течение двух лет с момента проведения процедуры кадастрового учета в ГКН послужило основанием для аннулирования сведений временного характера об объекте недвижимости земельный участок с кадастровым номером 43:40:000735:15 по решению органа кадастрового учета от 04.05.2011.

По заказу ООО «Проник» произведены межевые работы по формированию границ земельного участка, на основании акта о выборе земельного участка, распоряжений администрации от 21.07.2008 №858-зр и от 10.11.2008 № 1646-зр кадастровый инженер 15.09.2011 обратился в орган кадастрового учета с заявлением о проведении кадастрового учета земельного участка 43:40:000735:ЗУ1.

Согласно содержанию межевого плана (раздел «заключение кадастрового инженера») в соответствии с действительным местоположением земельного участка 43:40:000735:ЗУ1 на местности и в соответствии с топографической съемкой смежниками являются земли, не вовлеченные в градостроительную деятельность, и ЗУ 43:40:000735:115и, 43:40:000735:133, так как кадастровые работы проводились на основании акта о выборе земельного участка, кадастровые выписки не запрашивались, согласование границ проведено через публикацию в газете «Вятский край». Земельный участок сформирован без разрешенного использования, после постановки на кадастровый учет земельному участку будет присвоено разрешенное использование в соответствии с распоряжением администрации от 10.11.2008 №1646-зр.

06.10.2011 органом кадастрового учета в ГКН внесены сведения о земельном участке с присвоением последнему кадастрового номера 43:40:000735:28 без внесения сведений о виде разрешенного использования.

   11.07.2012 осуществлена государственная регистрация договора аренды от 22.12.2011 №63393 земельного участка 43:40:000735:28, в соответствии с которым указанный участок предоставлен ООО «Проник» в аренду строительства здания торгового центра, срок действия договора установлен в разделе 4 договора аренды: с 17.11.2011 по 16.11.2015.

21.08.2012 ООО «Проник» обратилось в Администрацию с просьбой привести земельный участок с кадастровым номером 43:40:000735:28  в соответствие с требованиями Правил №28/10 путем установления либо изменения вида разрешенного использования указанного земельного участка на основной вид разрешенного использования для зоны СХ 1 – «подсобные хозяйства».

23.07.2012 администрация сообщила заявителю о том, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 43:40:000735:28  проведена процедура выбора земельного участка, характеристика земельного участка установлена распоряжением администрации от 21.07.2008 № 858-зр, земельный участок предоставлен в аренду, поэтому основания для изменения или установления иного вида разрешенного использования отсутствуют.

19.02.2013 Администрация в порядке информационного обмена направила в орган кадастрового учета распоряжение заместителя главы администрации города Кирова от 18.02.2013 № 346-зр «Об уточнении характеристики земельного участка с кадастровым номером 43:40:000735:28 по адресу: г. Киров, район Нововятский, в районе Шельпяки» (далее – распоряжение от 18.02.2013 №346-зр).

Не согласившись с отказом Администрации принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 43:40:000735:28, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании данного отказа незаконным и об обязании ответчика в целях восстановления нарушенных прав Общества принять решение об установлении земельному участку с кадастровым номером 43:40:000735:28 вида разрешенного использования – подсобные хозяйства.

Решением Арбитражного суда Кировской области от 17.04.2013 по делу № А28-11371/2012, вступившим в законную силу 22.07.2013, в удовлетворении требований ООО «Проник» отказано.

В адрес администрации ООО «Проник» направлены письма от 01.07.2013 и от 13.08.2013, в которых ООО «Проник» как арендатор земельного участка с кадастровым номером 43:40:000735:28 сообщает об избрании вида разрешенного использования «подсобные хозяйства» и просит администрацию как орган местного самоуправления обратится в орган кадастрового учета с заявлением о внесении изменений в вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 43:40:000735:28 в соответствии с положениями части 3 статьи 20 Федерального закона №221-ФЗ.

Письмом от 30.08.2013 №8581-03-01 администрация сообщила ООО «Проник» об отсутствии оснований для внесения сведений в ГКН.

Полагая, что администрация обязана внести изменения в сведения о земельном участке с кадастровым номером 43:40:000735:28 по решению правообладателя, ООО «Проник» обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконным бездействия администрации, что выразилось в ненаправлении в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка с кадастровым номером 43:40:000735:28 в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с размещения здания торгового центра, на подсобное хозяйство.

По решению единственного участника ООО «Проник» от 04.09.2013 проведена реорганизация ООО «Проник» путем выделения из него ООО «П Групп», сведения о завершении реорганизации и регистрации ООО «П Групп» внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 19.12.2013.

В соответствии с передаточным актом от 11.12.2013 права и обязанности арендатора земельного участка с кадастровым номером 43:40:000735:28 по договору аренды от 22.12.2011 №63393 переданы ООО «П Групп».

Согласно представленным в материалы дела письмам Департамента муниципальной собственности от 11.02.2014 №4106-01-05-ДМС и №4107-01-05ДМС арендодатель извещен о замене стороны по договору аренды от 22.12.2011 №63393  на правопреемника ООО «П Групп».

Изложенные обстоятельства дела позволяют суду прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Частью 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (часть 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу положений абзаца третьего части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Правилами №28/10 определено, что территориальные зоны - зоны, для которых в Правилах №28/10 определены границы и установлены градостроительные регламенты (статья 1 Правил №28/10).

Требования к определению территориальных зон и градостроительных регламентов указаны в частях 5, 6, 7 статьи 3 Правил №28/10: границы территориальных зон должны отвечать требованию однозначной идентификации принадлежности каждого земельного участка (за исключением земельных участков линейных объектов) только одной из территориальных зон, выделенных на карте-схеме градостроительного зонирования, когда в пределах планировочных элементов (кварталов, микрорайонов) не выделены земельные участки (или не завершены действия по выделению земельных участков), допускается установление территориальных зон применительно к планировочным элементам, частям планировочных элементов при соблюдении требования, согласно которому последующие действия по выделению земельных участков (совершаемые после введения в действие Правил №28/10) производятся с учетом установленных границ территориальных зон, либо являются основанием для внесения изменений в Правила №28/10 в части изменения ранее установленных границ территориальных зон, границы территориальных зон на карте-схеме градостроительного зонирования могут устанавливаться по центральным линиям магистралей, улиц, проездов, красным линиям, границам земельных участков, границам или осям полос отвода для коммуникаций, естественным границам природных объектов, иным границам.

Из содержания абзаца первого статьи 46 Правил №28/10 следует, что границы территориальных зон установлены условно, уточнение их границ возможно путем разработки и утверждения документации по планировке территории, для застроенных территорий, не подлежащих реконструкции, границы уточняются путем разработки проектов межевания застроенных территорий.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон №221-ФЗ) определено, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных Федеральным законом №221-ФЗ сведений. Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулирует Федеральный закон № 221-ФЗ.

Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов (части 5 статьи 4 Федерального закона № 221-ФЗ).

Согласно статье 10 Федерального закона № 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий: индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон; описание местоположения границ таких зон; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.

Орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо меняется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые сведения для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 или 10 Федерального закона №221-ФЗ сведения (часть 6 статьи 15 Федерального закона № 221-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 618 утверждено Положение об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости (далее – Положение №618).

В силу пункта 11 Положения № 618 орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден.

Таким образом, решение органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении территориальных зон или зон с особыми условиями использования территории, является нормативно-правовым актом, содержащим сведения, подлежащие внесению в государственный кадастр недвижимости, следовательно, все ограничения в использовании земельного участка, размещенного в такой зоне, устанавливаются не только описанием содержания ограничений, но и описанием границ и содержанием территориальных зон, перечнем координат характерных точек границ зоны с особыми условиями территории в государственном кадастре недвижимости.

Доказательств внесения описания границ территориальной зоны СХ-1 в ГКН, внесения сведений об установлении градостроительного регламента в соответствие с Правилами №28/10 в ГКН в материалы дела не представлено.

Земельный участок с кадастровым номером 43:40:000753:28 предоставлен заявителю в аренду путем согласования места размещения объекта для строительства здания торгового центра, при этом межевые работы, по результатам которых земельный участок с кадастровым номером 43:40:000753:28 сформирован и поставлен на учет в ГКН как объект недвижимости произведены кадастровым инженером по заказу правопредшественника заявителя на основании и во исполнение распоряжений администрации от 21.07.2008 №858-зр, от 10.11.2008 № 1646-зр и от 18.02.2013 №346-зр.

Состав сведений об объекте недвижимости - земельный участок с кадастровым номером 43:40:000753:28, содержащийся в ГКН по состоянию на момент рассмотрения дела, позволяет полностью идентифицировать его как объект недвижимости, для которого определены требования градостроительного регламента.

Согласно пункту 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

   Положениями части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Таким образом, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, его собственник вправе продолжать использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если только такое использование не создает опасности для перечисленных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектов.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Доводы заявителя о нарушении администрацией требований пункта 9 статьи 36, части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, абзаца 2 части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 20 Федерального закона №221-ФЗ суд находит необоснованными.

Доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя или его правопредшественника, создание препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности судом не установлено.

При таких обстоятельствах в удовлетворении требований заявителю следует отказать.

Расходы по уплате государственной пошлины по делу относятся на заявителя в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 48, 167-170, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

            в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «П Групп» (ИНН 4345374646, ОГРН 1134345029390, место нахождения: 610004, Россия, Кировская область, г. Киров, ул. Набережная Грина, д.1, кв.15)  о признании незаконным бездействия администрации города Кирова (ИНН 4348005534, ОГРН 1024301340238, место нахождения: 610000 г. Киров, ул. Воровского, 39), выразившегося в не направлении в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка с кадастровым номером 43:40:000735:28, а именно: об учете изменений и вида разрешенного использования земельного участка с «размещение здания торгового центра» на «подсобные хозяйства», отказать.

Решение по делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия в соответствии со статьями 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Судья                                                                                                                 Н.В. Агалакова