ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-1508/2012 от 02.04.2012 АС Кировской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102

http://kirov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А28-1508/2012

48/34

г. Киров

9 апреля 2012 года

Резолютивная часть решения оглашена 2 апреля 2012 года

Решение изготовлено в полном объеме 9 апреля 2012 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Агалаковой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Емельяновым А.С.,

рассмотрел в судебном заседании заявление

муниципального унитарного предприятия «Слободские пассажирские перевозки» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 613152, <...>)

к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу (место нахождения: 443099, <...>)

об оспаривании постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – ФИО1 по доверенности от 14.03.2012,

установил:

муниципальное унитарное предприятие «Слободские пассажирские перевозки» (далее – заявитель, предприятие, МУП «Слободские пассажирские перевозки») обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 10.02.2012 о привлечении к административной ответственности по части 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Заявитель полагает, что в действиях предприятия отсутствует вина в совершении вмененного административного правонарушения, поскольку МУП «Слободские пассажирские перевозки» приняты все исчерпывающие меры по выполнению предписания от 03.03.2011 № 6 КР-7АВ/11. Представитель заявителя в судебном заседании поддерживает доводы заявления.

Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – ответчик, Управление) извещено о времени и месте рассмотрения дела, явка своего уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечена.

Руководствуясь положениями части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя Управления.

Выслушав представителя заявителя, изучив представленные в материалы дела документы, суд установил следующие фактические обстоятельства.

В период с 01.03.2011 по 03.03.2011 на основании распоряжения начальника Управления от 07.02.2011 в отношении МУП «Слободские пассажирские перевозки» проведена выездная плановая проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации по обеспечению транспортной безопасности.

В ходе проверки должностными лицами Управления выявлено, что в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности, пунктов 2 и 5 приказа Минтранса РФ от 11.02.2010 №34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» у заявителя отсутствуют планы обеспечения транспортной безопасности МУП «Слободские пассажирские перевозки» и транспортных средств предприятия.

Указанные нарушения отражены в акте проверки от 03.03.2011 № 6 КР-6АВ/11, при проведении проверки присутствовал законный представитель предприятия – директор МУП «Слободские пассажирские перевозки» ФИО2, копия акта проверки им получена.

По результатам проверки государственным инспектором ФИО3 вынесено предписание от 03.03.2011 № 6 КР-7АВ/11 об устранении выявленных нарушений в срок до 05.09.2011.

Приказом Федерального дорожного агентства от 04.07.2011 № 179 объекту транспортной инфраструктуры автостанция МУП «Слободские пассажирские перевозки» присвоена четвертая категория, данный объект внесен в Реестр за № АТА0001129.

На запрос МУП «Слободские пассажирские перевозки» от 27.07.2011 Департамент дорожного хозяйства транспорта и связи Кировской области письмом от 29.08.2011 сообщил заявителю о неполноте представленных сведений для проведения категорирования транспортных средств, а также об изменении формы представления данной информации.

МУП «Слободские пассажирские перевозки» направлено в адрес Управления письмо от 01.08.2011 № 1346/13-19 об изменении срока исполнения предписания от 03.03.2011 № 6 КР-7АВ/11, продлении его исполнения на 6 месяцев, указав, что без присвоения категорий предприятием невозможно выполнение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств МУП «Слободские пассажирские перевозки», а также утверждения результатов и разработки плана обеспечения транспортной безопасности предприятия.

Управление письмом от 09.08.2011 № 6-2060 сообщило МУП «Слободские пассажирские перевозки» о продлении срока исполнения предписания от 03.03.2011 № 6 КР-7АВ/11 до 08.02.2011.

МУП «Слободские пассажирские перевозки» поручено ЗАО «НПП «ИСТА-Системс» в рамках договора от 12.09.2011 (дополнительное соглашение к договору от 23.11.2011) проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры автостанция г. Слободского.

10.02.2012 государственным инспектором Управления в отношении МУП «Слободские пассажирские перевозки» составлен протокол об административном правонарушении, выразившимся в неисполнении предписания Управления от 03.03.2011 № 6 КР-7АВ/11, ответственность за которое предусмотрена частью 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол об административном правонарушении составлен при участии директора предприятия ФИО4, который в письменных объяснениях указал о несогласии с протоколом, в связи с тем, что предприятием предприняты все действия по выполнению предписания, между тем по независящим от МУП «Слободские пассажирские перевозки» обстоятельствам не присвоены категории опасности МУП Слободские пассажирские перевозки» и транспортным средствам предприятия. Копия протокола получена ФИО4 в тот же день.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, государственный инспектор Управления вынес постановление от 10.02.2012, которым МУП «Слободские пассажирские перевозки» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей. Копия постановления получена законным представителем предприятия - ФИО4 в тот же день.

Не согласившись с привлечением к административной ответственности, заявитель обжаловал постановление от 10.02.2012 в арбитражный суд.

Представителем заявителя в судебное заседание представлено письмо ЗАО «НПП «ИСТА-Системс» от 18.01.2012 из которого следует, что срок исполнения договора № 225/11-ТБО-А о проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры автостанция г. Слободского переносился в связи с неоднократным изменением нормативно-правовых требований компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности по порядку проведения и оформления результатов оценки уязвимости, в настоящее время результаты оценки уязвимости проходят процедуру рассмотрения и утверждения в Управлении транспортной безопасности Федерального дорожного агентства.

В письме Управления транспортной безопасности Федерального дорожного агентства от 28.02.2012, представленного заявителем в судебное заседание, предприятию сообщено, что в настоящее время осуществляется обработка и обобщение, представляемых субъектами транспортной инфраструктуры и администрацией Кировской области сведений о транспортных средствах и их категорирование. После подготовки и утверждения проекта приказа Росавтодора «О присвоении категорий транспортным средствам Кировской области», уведомление о включении категорированных транспортных средств в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и присвоенных категориях будет направлено МУП «Слободские пассажирские перевозки» и в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.

Изложенные обстоятельства дела позволяют суду прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля (надзора) в сфере обеспечения транспортной безопасности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что МУП «Слободские пассажирские перевозки» привлечено к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания от 03.03.2011 № 6 КР-7АВ/11, которым заявителю предписано принять меры по разработке и утверждению компетентным органом планов обеспечения транспортной безопасности МУП «Слободские пассажирские перевозки» и транспортных средств предприятия.

В силу статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Федеральный закон № 16-ФЗ), на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Согласно статье 5 Федерального закона № 16-ФЗ порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается Минтрансом России. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением. Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 №43 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта» (далее – Приказ Минтранса от 08.02.2011 №43) предусмотрено, что субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств железнодорожного транспорта и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств железнодорожного транспорта в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств железнодорожного транспорта в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта и о присвоенной категории объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств железнодорожного транспорта (пункт 5.7 Приказа Минтранса от 08.02.2011 №43).

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона № 16-ФЗ категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 6 Федерального закона № 16-ФЗ категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Согласно пунктам 4, 11 Порядка ведения Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29.01.2010 №22, Реестр формируется и ведется компетентными органами по видам транспорта, основанием для включения категорированного объекта транспортной инфраструктуры или категорированного транспортного средства в Реестр, внесения изменений в реестр, а также исключения данных объектов и транспортных средств из реестра является решение компетентного органа. Компетентный орган в течение 15 дней с момента внесения в Реестр соответствующей записи направляет субъекту транспортной инфраструктуры и в Ространснадзор уведомление о включении объекта или транспортного средства в Реестр и о присвоенной категории или об его исключении из Реестра.

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и категорирование объектов проводят не субъекты транспортной инфраструктуры, а компетентные органы. Более того, категорирование – этап, предшествующий оценке уязвимости.

Следовательно, разработка субъектом транспортной инфраструктуры плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства поставлена в прямую зависимость от наличия (отсутствия) результатов категорирования и оценки уязвимости.

В акте проверки от 03.03.2011 № 6 КР-6АВ/11 должностными лицами Управления отражено, что МУП «Слободские пассажирские перевозки» 26.02.2011 отправлен запрос в Федеральное дорожное агентство на проведение категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что административным органом в ходе проверки установлен факт отсутствия категорирования и оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Более того, на момент проверки и выдачи предписания нормативные документы, регламентирующие порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств специализированными организациями не утверждены, а Порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств изменен относительно ранее действующего, порядок и сроки проведения категорирования не утверждены.

Данные обстоятельства свидетельствуют о незаконном возложении на МУП «Слободские пассажирские перевозки» обязанности по разработке плана обеспечения транспортной безопасности в отсутствие предшествующих этапов – категорирование и оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, осуществление которых не является компетенцией субъекта транспортной инфраструктуры.

В связи с чем, предписание Управления от 03.03.2011 № 6 КР-7АВ/11 по устранению нарушений части 1 статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», пунктов 2 и 5 приказа Минтранса РФ от 11.02.2010 №34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» не отвечает понятию исполнимости и является недействительным.

При составлении протокола об административном правонарушении от 10.02.2012 и вынесении оспариваемого постановления в отношении МУП «Слободские пассажирские перевозки» должностному лицу Управления также было известно об отсутствии категорирования и оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств предприятия.

Учитывая изложенное, постановление Управления 10.02.2012 о привлечении МУП «Слободские пассажирские перевозки» к административной ответственности по части 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение предписания Управления от 03.03.2011 № 6 КР-7АВ/11 незаконно и подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

требования муниципального унитарного предприятия «Слободские пассажирские перевозки» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 613152, <...>) удовлетворить. Признать постановление Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу (место нахождения: 443099, <...>) от 10.02.2012 № 1 о назначении административного наказания муниципальному унитарному предприятию «Слободские пассажирские перевозки» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей признать незаконным и отменить.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (с даты изготовления решения в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Судья Н.В. Агалакова