ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-15103/15 от 03.06.2016 АС Кировской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102

http://kirov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А28-15103/2015

г. Киров                   

14 июня 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 03 июня 2016 года

В полном объеме решение изготовлено 14 июня 2016 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Шмырина С.Ю.

при ведении протокола судебного заседания c использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Кислухиной А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610000 <...>, <...>)

к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области (адрес: 610046, <...>), Управлению Федерального казначейства по Кировской области (адрес: 610019,                <...>).

о признании недействительными предписания от 10.11.2015 № 40-01-20/2658 и представления от 10.11.2015 № 40-01-19/2657

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – ФИО1, по доверенности от 11.03.2016,

территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области – ФИО2, по доверенности от 04.02.2016, ФИО3, по доверенности от 04.02.2016,

Управления Федерального казначейства по Кировской области – ФИО4, по доверенности от 27.01.2015,

установил:

некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» (далее – заявитель, Фонд, Некоммерческая организация, НКО «Фонд капитального ремонта») обратилась в арбитражный суд с заявлением к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области (далее – ответчик, надзорный орган, Территориальное управление, ТУ Росфиннадзора), уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными предписания от 10.11.2015 № 40-01-20/2658 (далее – Предписание),  представления от 10.11.2015            № 40-01-19/2657 (далее – Представление). Заявитель указывает, что  в соответствии с пунктом 3 части 1, частью 2 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на счете, счетах регионального оператора, являются имуществом Фонда, которое используется для выполнения его функций в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. В целях реализации указанных полномочий частью 5 статьи 3 Закона Кировской области от 02.03.2013 № 299-ЗО «О Фонде капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» (далее – Закон № 299-ЗО) определено, что средства, полученные Фондом в виде процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на счете, счетах Фонда, используются на оплату административно-хозяйственных расходов Фонда в порядке, установленном Правительством Кировской области. В Порядке использования средств, полученных некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» в виде процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на счете, счетах некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области», утвержденном постановлением правительства Кировской области от 13.05.2015 № 38/242 (далее - Порядок                      № 38/242), установлено, что указанные средства используются на оплату договоров на оказание комплекса услуг Фонду по начислению взносов на капитальный ремонт собственникам помещений в многоквартирных домах Кировской области, печати, упаковке и адресной доставке квитанций, осуществлению досудебной (претензионной) работы по взысканию задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт, расходов по оплате государственной пошлины по взысканию указанной задолженности и соответствующих судебных издержек. На момент внесения оспариваемого Представления существовал нормативный правовой акт, изменивший условия предоставления государственной поддержки, который в силу его прямого указания распространял действие на проверяемый период.                      В настоящее время устранение нарушений, указанных в пункте 1 Представления фактически невозможно, так как действия Фонда по предоставлению государственной поддержки капитального ремонта соответствуют действующему федеральному и областному законодательству.  Софинансирование работ по капитальному ремонту домов, предусмотренных краткосрочным планом, осуществляется за счет платежей собственников помещений в домах, включенных в областную программу капитального ремонта и накапливающих средства на счете регионального оператора на территории одного муниципального района (городского округа). НКО «Фонд капитального ремонта» выполнила условие по софинансированию мероприятий в полном объеме.  НКО «Фонд капитального ремонта» ежедневно ведется работа по контролю качества и сроков выполнения работ по разработке проектной документации подрядными организациями.

Территориальное управление возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве и в дополнении к отзыву. Ответчик указывает, что в нарушение части 3 статьи 179, части 1 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации за счет средств фонда капитального ремонта (процентов за пользование денежными средствами, находящимися на счетах Фонда), неправомерно оплачены административно-хозяйственные расходы заявителя за оказанные услуги АО «РИЦ Кировской области» в сумме 1 487511,16 рублей, оплату которых следовало осуществить за счет средств областного бюджета на содержание Фонда. В нарушение статьи 10.1 Закона Кировской области от 02.07.2013 № 298-ЗО «О реализации отдельных положений Жилищного кодекса Российской Федерации в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области» (далее - Закон № 298-ЗО) по платежным поручениям от 21.09.2015 № 15 на сумму 188 981,75 рублей (средства Фонда содействия реформирования ЖКХ), от 21.09.2015 № 16 на сумму 150 120,25 рублей (средства местного бюджета) перечислено за капитальный ремонт дома (Кировская область, Куменский район, пгт. Нижнеивкино, ул. Октябрьская, 25а) в общей сумме                         339 150,00 рублей без соблюдения условий предоставления государственной поддержки в части наличия совокупной задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме более 10 процентов от размера общей суммы взносов на капитальный ремонт, начисленной собственникам помещений в таком многоквартирном доме. Проверкой установлен факт несоблюдения условий Соглашения о предоставлении субсидии некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имуществ многоквартирных домов в Кировской области» из областного бюджета на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов на счет средств, поступивших от государственной корпорации - Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства от 20.12.2014 № 2-НО (далее - Соглашение от 20.12.2014 № 2-НО) в части несоблюдения условий софинансирования мероприятий по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов за счет средств собственников помещений. В нарушение пункта 1.2 Порядка предоставления областной государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области, утвержденного постановлением правительства Кировской области от 05.11.2014                  № 8/103 (далее – Порядок 8/103), пункта 2.2. Соглашения от 20.12.2014 № 2-НО при несоблюдении условий по софинансированию мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов за счет средств собственников помещений НКО «Фонд капитального ремонта» неправомерно оплачены расходы по изготовлению проектной документации и проведению капитального ремонта за счет средств субсидии в общей сумме 514 004,42 рублей. В нарушение статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ), пункта 2.2 Порядка 8/103 в отчете о расходовании средств Фонда и местных бюджетов на реализацию областной программы «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов Кировской области» на 2014-2043 годы на                 01 октября 2015 года отражены недостоверные данные по строке 114 «Средства собственников жилья», а именно: данные по графе 4 «Поступило» завышены на сумму 9 635 482,04 рублей, по графе 8 «Остаток средств на конец отчетного периода» - на сумму 9 635 482,04 рублей. НКО «Фонд капитального ремонта»  не в полной мере осуществляет контроль за качеством и сроками оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям  проектной  документации,  что  может  повлечь  за  собой опасность неисполнения краткосрочного плана работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов в установленные сроки.

Пунктами 1, 2, 3  Указа Президента Российской Федерации от 02.02.2016                  № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» предписано упразднить Федеральную службу финансово-бюджетного надзора. Передать функции упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере Федеральному казначейству. Установить, что Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба являются правопреемниками упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.02.2016 № 153-р «Об упразднении Росфиннадзора» (далее – Распоряжение № 153-р) предусмотрено, что работники упраздняемого Росфиннадзора продолжают выполнять возложенные на них обязанности до высвобождения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1). Ликвидационные мероприятия по упразднению Росфиннадзора должны быть завершены до 01.09.2016 (пункт 4).

В силу пункта 11 действующего с 18.04.2016 постановления Правительства Российской Федерации от 13.04.2016 № 300 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 300), пункта 1 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, статьи 186 Жилищного кодекса Российской Федерации контроль за деятельностью регионального оператора в финансово-бюджетной сфере осуществляет Федеральное казначейство.

В период рассмотрения настоящего дела ТУ Росфиннадзора не исключено из Единого государственного реестра юридических лиц.

Учитывая изложенное, арбитражный суд не находит оснований для замены ТУ Росфиннадзора на Управление Федерального казначейства по Кировской области в порядке процессуального правопреемства.

Вместе с тем представитель заявителя в судебном заседании 10.05.2016 выразил мнение, что Управление Федерального казначейства по Кировской области должно быть привлечено к участию в деле в качестве второго ответчика.

Принимая во внимание, что функции Росфиннадзора по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству, контроль за деятельностью регионального оператора в финансово-бюджетной сфере осуществляет Федеральное казначейство, которое является правопреемником Росфиннадзора по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, учитывая позицию заявителя, руководствуясь статьями 46, 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд привлек Управление Федерального казначейства по Кировской области (далее - Управление Федерального казначейства) к участию в деле в качестве второго ответчика.

В отзыве Управление Федерального казначейства указывает, что проверок по делам Территориального управления не осуществляло, представление и предписание в отношении Фонда не выносило.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции.

Изучив представленные по делу доказательства, заслушав участвующих в деле лиц, суд установил следующие фактические обстоятельства.

28.09.2015 – 12.10.2015 на основании приказа ТУ Росфиннадзора от 24.09.2015 № 136/р надзорным органом проведена проверка НКО «Фонд капитального ремонта».

В ходе проверки, в том числе установлено следующее. В нарушение                 части  3 статьи 179, части 1 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации по платежному поручению от 27.07.2015 № 143 за счет средств фонда капитального ремонта (процентов за пользование денежными средствами, находящимися на счетах НКО «Фонд капитального ремонта») неправомерно оплачены административно-хозяйственные расходы Некоммерческой организации за оказанные услуги АО «РИЦ Кировской области» в сумме 1 487 511,16 рублей, оплату которых следовало осуществить за счет средств областного бюджета на содержание Фонда. В нарушение статьи 10 Закона № 298-ЗО по платежным поручениям от 21.09.2015 № 15 на сумму 188 981,75 рублей (средства Фонда содействия реформирования ЖКХ), от 21.09.2015 № 16 на сумму 150 120,25 рублей (средства местного бюджета) перечислено за капитальный ремонт дома, расположенного по адресу: Кировская область, Куменский район,                                    пгт. Нижнеивкино, ул. Октябрьская, 25а, в общей сумме 339 102,00 рублей без соблюдения условий предоставления государственной поддержки в части наличия совокупной задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме более 10 процентов от размера общей суммы взносов на капитальный ремонт, начисленной собственникам помещений в таком многоквартирном доме. В нарушение пункта 4 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, НКО «Фонд капитального ремонта» не в полной мере исполняются обязанности по контролю качества и срокам оказания услуг подрядными организациями по разработке проектно-сметной документации, что влечет за собой опасность неисполнения краткосрочного плана работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов в установленные сроки. За период с 01.12.2014 по 01.10.2015 поступило взносов на капитальный ремонт от собственников общего имущества многоквартирных домов, утвержденных по краткосрочному плану проведения капитального ремонта на 2014 год, в общей сумме 5 263 539,00 рублей. По состоянию на 01.10.2015 Фондом не выполнено условие по софинансированию мероприятий Областной программы «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» на  2014 - 2043 годы, утвержденной постановлением правительства Кировской области от 21.03.2014 № 254/210, за счет средств собственников помещений в многоквартирных домах в размере                         9 635 482,00 рублей. В нарушение пункта 1.2 Порядка № 8/103, пункта 2.2.2  Соглашения от 20.12.2014 № 2-НО при несоблюдении условий по софинансированию мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов за счет средств собственников помещений Фондом неправомерно оплачены расходы по изготовлению проектной документации и проведению капитального ремонта за счет средств субсидии в общей сумме  514 004,42 рублей. В нарушение статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ  «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ), пункта 2.2. Порядка № 8/103 в отчете о расходовании средств Фонда и местных бюджетов на реализацию областной программы «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов Кировской области» на 2014-2043 годы на 01.10.2015 отражены недостоверные данные по строке 114 «Средства собственников жилья», а именно: данные завышены по графе 4 «Поступило» на сумму 9 635 482,04 рублей, по графе 8 «Остаток средств на конец отчетного периода» - на сумму 9 635 482,04 рублей.

15.10.2015 по результатам проверки составлен акт проверки НКО «Фонд капитального ремонта» (далее – Акт от 15.10.2015).

10.11.2015 Территориальное управление выдало Предписание, которым возложило на заявителя обязанность возместить за счет средств административно-хозяйственной деятельности Некоммерческой организации  средства в сумме                           1 487 511,16 рублей и зачислить их на счет Фонда № 40703810427000000115 (по средствам собственников помещений в многоквартирных домах). Срок устранения - 30 рабочих дней со дня получения Предписания. О результатах исполнения настоящего Предписания следует проинформировать Территориальное управление не позднее 5 дней с даты исполнения Предписания. Неисполнение в установленный срок настоящего Предписания влечет административную ответственность в соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях. При этом из Предписания следует, что за счет средств фонда капитального ремонта (процентов за пользование денежными средствами, находящимися на счетах Фонда) неправомерно оплачены административно-хозяйственные расходы Фонда за оказанные услуги АО «РИЦ Кировской области», оплату которых следовало осуществить за счет средств областного бюджета на содержание Фонда. Нарушения в денежном выражении                   1 487 511,16 рублей. Нарушенные положения нормативных правовых актов:  часть 3 статьи 179, часть 1 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации. Документы, подтверждающие нарушение: журнал операций с безналичными денежными средствами за июль 2015 года, платежное поручение от 27.07.2015                № 143.

10.11.2015 ТУ Росфиннадзора выдало Представление. Согласно данному Представлению в ходе проверки выявлены следующие нарушения требований законодательства Российской Федерации. В 2015 году Фондом перечислено за капитальный ремонт дома, расположенного по адресу: Кировская область, Куменский район, пгт. Нижнеивкино, ул. Октябрьская, 25а, без соблюдения условий предоставления государственной поддержки в части наличия совокупной задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме более 10 процентов от размера общей суммы взносов на капитальный ремонт, начисленной собственникам помещений в таком многоквартирном доме (нарушения в денежном выражении 339 102 рублей; нарушенные положения нормативных правовых актов: статья 10 Закона 298-ЗО) (пункт 1). При несоблюдении условий по софинансированию мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов за счет средств собственников помещений, НКО «Фонд капитального ремонта» неправомерно оплачены расходы по изготовлению проектной документации и проведению капитального ремонта за счет средств субсидии (нарушения в денежном выражении 514 004,42 рублей; нарушенные положения нормативных правовых актов: пункт 1.2 Порядка № 8/103, пункт 2.2.2  Соглашения от 20.12.2014 № 2-НО) (пункт 2). В отчете о расходовании средств Фонда и местных бюджетов на реализацию областной программы «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов Кировской области» на 2014-2043 годы на 01 октября 2015 года, отражены недостоверные данные по строке 113 «Средства собственников жилья»: данные завышены по графе 4 «Поступило» и по графе 8 «Остаток средств на конец отчетного периода» (нарушения в денежном выражении 9 635 482,04 рублей; нарушенные положения нормативных правовых актов: статья 13 Закона № 402-ФЗ, пункт 2.2. Порядка № 8/103) (пункт 3). НКО «Фонд капитального ремонта» не в полной мере исполняются обязанности по контролю качества и срокам оказания услуг подрядными организациями по разработке проектно-сметной документации, что влечет за собой опасность неисполнения краткосрочного плана работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов в установленные сроки (нарушенные положения нормативных правовых актов: пункт 4 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации)                 (пункт 4). Территориальное управление в соответствии с частью 2 статьи 186 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 70 Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, требует: рассмотреть информацию об указанных в настоящем Представлении нарушениях законодательства Российской Федерации и принять меры по недопущению их в дальнейшем в срок 30 дней со дня получения настоящего Представления. О результатах исполнения настоящего Представления следует проинформировать Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области не позднее 5 дней с даты исполнения Представления.

Не согласившись с Представлением и Предписанием, заявитель обжаловал их в арбитражный суд.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Согласно статье 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее -  БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

В силу статьи 270.2 БК РФ в редакции, действующей на момент выдачи оспариваемых Представления и Предписания, в  случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания (пункт 1). Под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (пункт 2). Под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию (пункт 3).

Согласно пункту 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Предписание органа государственного (муниципального) финансового контроля представляет собой ненормативный правовой акт должностного лица указанного административного органа, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных организаций. Предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона. Предписание должно быть обоснованным как с юридической, так и с фактической стороны и возлагать на лицо, которому оно выдается, реально исполнимые им обязанности. Необоснованное возложение предписанием определенных обязанностей на юридическое лицо, а также возложение неисполнимых обязанностей, по сути, влекут нарушение его законных прав и интересов.

Согласно разъяснениям Постановления Президиума ВАС РФ от 25.10.2011 № 7407/11 по делу № А38-1596/2010 представление службы финансово-бюджетного надзора, принятое уполномоченным органом по результатам проведенной проверки может быть оспорено в арбитражном суде в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор – это специализированная некоммерческая организация, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Статьей 1 Закона № 299-ЗО определено, что региональный оператор – это  специализированная некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области, - Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области.

В соответствии с частью 2 статьи 186 Жилищного кодекса Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации: осуществляет контроль за использованием региональным оператором средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; направляет региональному оператору представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, в редакции от 29.10.2014 (далее – Правила № 1092 в редакции от 29.10.2014), Положению о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2014 № 77, Положению о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденному приказом Минфина России от 11.07.2005 № 89н, в период проведения вышеназванной проверки и выдачи оспариваемых Представления и Предписания полномочия по контролю в финансово-бюджетной сфере во исполнение статьи 186 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляла Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

В соответствии с пунктом 6 Правил № 1092 в редакции от 29.10.2014 Федеральной службой финансово-бюджетного надзора при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере, в том числе осуществляет: контроль за использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, направленных на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местном бюджете на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда и модернизации системы коммунальной инфраструктуры; контроль за использованием специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора.

Статьей 170 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что  взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта (часть 1). Размер фонда капитального ремонта исчисляется как сумма указанных в части 1 настоящей статьи поступлений в фонд за вычетом сумм, перечисленных за счет средств фонда капитального ремонта в оплату стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и авансов за указанные услуги и (или) работы (часть 2). Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (часть 3).

В силу части 1 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.

Из части 1 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что имущество регионального оператора формируется за счет: взносов учредителя;  платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; других не запрещенных законом источников.

 В соответствии с частью 2 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации имущество регионального оператора используется для выполнения его функций в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с настоящим Кодексом законом субъекта Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Частью 3 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах. Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается. Региональный оператор вправе размещать временно свободные средства фонда капитального ремонта, формируемого на счете регионального оператора, в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным статьей 176 настоящего Кодекса, в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. При этом доходы, полученные от размещения временно свободных средств, могут использоваться только в целях, указанных в части 1 статьи 174 настоящего Кодекса.

Письмом Минстроя России от 07.07.2014 № 12315-АЧ/04 разъяснено, что обязательное использование процентов на счете регионального оператора для финансирования расходов на капитальный ремонт Жилищным кодексом Российской Федерации не установлено. Проценты на счете регионального оператора отнесены Жилищным кодексом Российской Федерации к иным источникам формирования его имущества. Субъект Российской Федерации вправе установить порядок расходования процентов на счете регионального оператора.

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона 299-ЗО             средства, полученные Фондом в виде процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на счете, счетах Фонда, используются на оплату административно-хозяйственных расходов Фонда в порядке, установленном Правительством Кировской области.

Постановлением Правительства Кировской области от 13.05.2015 № 38/242 утвержден Порядок использования средств, полученных некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» в виде процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на счете, счетах некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области»

Из пункта 2 Порядка № 38/242 следует, что средства, полученные в виде процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на счетах Фонда, направляются на счет Фонда, открытый для перечисления из областного бюджета субсидий Фонду на оплату административно-хозяйственных расходов Фонда.

Материалы дела свидетельствую, что в соответствии с договорами банковского счета от 05.12.2014 № 40703810427000000115 и                                            № 40703810427000000116, заключенными между Фондом и Дополнительным офисом № 8612/0176 Кировского ОСБ № 8612 ОАО «Сбербанк России», на остатки средств, находящихся на вышеуказанных счетах, ежемесячно начислялись проценты в размере 5% годовых, зачисление которых осуществлялось за период с апреля 2015 года по июнь 2015 года на счет Фонда № 40703810527000000044 на основании дополнительных соглашений к вышеуказанным договорам банковского счета от 01.04.2015 и Порядка  № 38/242.Средства в сумме 5 122 718,77 рублей, полученные в виде процентов, начисленных за период с 01.12.2014 года по 30.06.2015 года за пользование денежными средствами, находящимися на счетах Фонда, израсходованы заявителем на оплату услуг, оказываемых АО «РИЦ Кировской области» в соответствии с договором от 14.01.2015, в том числе: начисление и обработку взносов на капитальный ремонт; печать счетов-квитанций на оплату взносов на капитальный ремонт; упаковку и доставку счетов-квитанций; осуществление досудебной (претензионной) работы по взысканию задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт и т.д.  Фондом оплачено по платежному поручению от 27.07.2015 года № 143 за оказанные АО «РИЦ Кировской области» услуги за июнь 2015 года в общей сумме 1 618 750,00 рублей, в том числе за счет процентов, полученных от размещения средств на счетах Некоммерческой организации в сумме 1 487 511,16 рублей, за счет целевых поступлений из бюджета в сумме 131 238,84 рублей.

ТУ Росфиннадзора пришло к выводу, что в  нарушение  части  3 статьи 179, части 1 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации по платежному поручению от 27.07.2015 № 143 за счет средств фонда капитального ремонта (процентов за пользование денежными средствами, находящимися на счетах НКО «Фонд капитального ремонта») неправомерно оплачены административно-хозяйственные расходы Некоммерческой организации за оказанные услуги АО «РИЦ Кировской области» в сумме 1487511,16 рублей, оплату которых следовало осуществить за счет средств областного бюджета на содержание Фонда.

Вместе с тем из части 1 статьи 170, части 1 статьи 179  Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что проценты на счете регионального оператора не относятся к фонду капитального ремонта (к средствам фонда капитального ремонта относятся проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете).

Проценты на счете регионального оператора не могут рассматриваться в качестве доходов, полученных от размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта в российских кредитных организациях, поскольку в силу части 3 стати 179 Жилищного кодекса Российской Федерации размещение временно свободных средств фонда капитального ремонта должно осуществляться на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, в кредитных организациях, соответствующих требованиям статьи 176 Жилищного кодекса Российской Федерации. Следовательно, временно свободные средства фонда капитального ремонта обладают специальными признаками и подлежат размещению на отдельных счетах в кредитных организациях, отвечающих установленным требованиям.

Указанный вывод подтверждается действующими в настоящее время Правилами размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденными постановлением правительства РФ от 23.05.2016 № 453.

Учитывая изложенное, арбитражный суд полагает, что Предписание не соответствует частям 1-3 статьи 170, части 1 статьи 174, частям 1-3 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 3 Закона 299-ЗО, пункту 2 Порядка № 38/242, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.

Ссылка представителя надзорного органа на Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 № 10-П арбитражным судом не принимается, как не свидетельствующая о правомерности Предписания.

Согласно пункту 9 Постановления Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 № 10-П Жилищным кодексом Российской Федерации закрепляются основные требования к обеспечению финансовой устойчивости деятельности региональных операторов (статья 185), определяется порядок осуществления контроля за нею (статья 186) и проведения обязательного аудита региональных операторов (статья 187), а также предусматривается ряд мер, направленных на обеспечение субъектами Российской Федерации деятельности региональных операторов, в том числе посредством формирования имущественной базы регионального оператора при его учреждении в виде взносов учредителя (пункт 1 части 1 статьи 179) и предоставления региональному оператору мер государственной поддержки в виде субсидий на осуществление капитального ремонта (пункт 4 части 1 статьи 180 и часть 1 статьи 182). Как следует из части 3 статьи 179 данного Кодекса во взаимосвязи с пунктом 4.3 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 января 2016 года № 41/пр (далее - Методические рекомендации), субъекты Российской Федерации также возмещают текущие административно-хозяйственные расходы регионального оператора.

Пунктом 4.3 Методических рекомендаций предусмотрено, что с учетом запрета на использование средств, формирующих фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, на финансовое обеспечение текущей деятельности регионального оператора (оплату труда работников регионального оператора, административные, хозяйственные и прочие расходы, необходимые для обеспечения работы регионального оператора и выполнения уставных задач) рекомендуется ежегодно при формировании бюджета субъекта Российской Федерации предусматривать бюджетные ассигнования на предоставление субсидий для обеспечения текущей деятельности регионального оператора в виде регулярных поступлений (взносов) согласно смете. Порядок и сроки таких поступлений рекомендуется определять законом субъекта Российской Федерации. При этом размер средств, необходимых для обеспечения деятельности регионального оператора, рекомендуется определять на основании предложений регионального оператора.

Вместе с тем из указанных положений не следует, что проценты на счете регионального оператора относятся к средствам, формирующим фонд капитального ремонта, которые не могут использоваться на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора.

В соответствии со статьей 10(1) Закона 298-ЗО в редакции, действующей в период проведения вышеназванной проверки, областная государственная поддержка капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах предоставляется товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в соответствии с Жилищным кодексом, и Фонду за счет средств областного бюджета на долевое финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (часть 1). Объем средств областного бюджета, предоставляемых как областная государственная поддержка, определяется законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (часть 2). Перечень видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме из числа установленных частью 1 статьи 9 настоящего Закона, на проведение которых предоставляется областная государственная поддержка, устанавливается Правительством Кировской области (часть 3). Областная государственная поддержка предоставляется при одновременном выполнении следующих условий: 1) отсутствует решение собственников помещений в многоквартирном доме о переносе сроков оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных региональной программой; 2) ранее не предоставлялась государственная поддержка на аналогичные виды услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме; 3) совокупная задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме составляет не более 10 процентов от размера общей суммы взносов на капитальный ремонт, начисленной собственникам помещений в таком многоквартирном доме (часть 4). Контроль за целевым и эффективным использованием областной государственной поддержки осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации (часть 7).

Из материалов дела следует, что Фондом по платежным поручениям от 21.09.2015 № 15 на сумму 188 981,75 рублей (средства Фонда содействия реформирования ЖКХ), от 21.09.2015 № 16 на сумму 150 120,25 рублей (средства местного бюджета) перечислено за капитальный ремонт дома, расположенного по адресу: Кировская область, Куменский район, пгт. Нижнеивкино, ул. Октябрьская, 25а, в общей сумме 339 102,00 рублей без соблюдения условий предоставления государственной поддержки в части наличия совокупной задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме более 10 процентов от размера общей суммы взносов на капитальный ремонт, начисленной собственникам помещений в таком многоквартирном доме.  Данное обстоятельство противоречит статье 10(1) Закона 298-ЗО в редакции, действующей в период проведения вышеназванной проверки.

Учитывая изложенное, арбитражный суд полагает, что пункт 1 Представления является правомерным и обоснованным, прав и законных интересов заявителя не нарушает.

Утверждение заявителя о том, что Фонд не нарушал статью 10 Закона 298-ЗО, арбитражным судом отклоняется, поскольку в ходе судебного заседания стороны пояснили, что в пункте 1 Представления содержится опечатка. Фактически речь идет о нарушении положений статьи 10(1) Закона 298-ЗО.

Ссылка заявителя на Закон Кировской области от 10.11.2015 № 590-ЗО «О внесении изменений в Закон Кировской области «О реализации отдельных положений Жилищного кодекса Российской Федерации в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области» и Закон Кировской области «О Фонде капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» (далее – Закон № 590-ЗО), а также доводы Фонда о том, что на момент вынесения Представления существовал нормативный правовой акт, изменявший условия предоставления государственной поддержки, который в силу его прямого указания распространял действие на проверяемый период; в настоящее время устранение нарушений, указанных в пункте 1 Представления фактически невозможно, так как действия Фонда по предоставлению государственной поддержки капитального ремонта соответствуют действующему федеральному и областному законодательству, арбитражным судом не принимаются, как не влияющие на существо рассматриваемого спора.

В Представлении указаны нарушения (в том числе нарушение  статьи 10(1) Закона 298-ЗО), выявленные при проведении вышеназванной проверки.

Представление вынесено в день опубликования Закон № 590-ЗО на официальном информационном сайте правительства Кировской области. Доказательства, подтверждающие, что на момент вынесения Представления Закон № 590-ЗО уже был опубликован на официальном информационном сайте правительства Кировской области, надзорный орган имел доступ к данному закону и мог ознакомиться с его содержанием, отсутствуют.

Представление не требует устранения указанных в нем нарушений. В соответствии с Представлением Фонд должен только рассмотреть информацию о нарушениях, указанную в Представлении, принять меры по недопущению нарушений в дальнейшем и проинформировать об этом Территориальное управление. Конкретные меры, которые должен принять заявитель, надзорным органом не указаны.

Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 417-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2014 года за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд ЖКХ) производится финансирование капитального ремонта многоквартирных домов, выключенных в краткосрочные планы реализации региональных программ капитального ремонта.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15.1 Федерального закона от 21.07.2007      № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в случае, если субъект Российской Федерации претендует на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ, краткосрочный план такого субъекта Российской Федерации должен содержать сведения об объеме долевого софинансирования проведения капитального ремонта за счет средств собственников помещений в многоквартирных домах.

Краткосрочным планом реализации областной программы «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов Кировской области» на 2014-2043 годы, утвержденным распоряжением департамента жилищно-коммунального хозяйства от 25.07.2014 № 06 (далее - Краткосрочный план), в 2014 году запланировано проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов: 39 домов в г. Киров (софинансирование за счет собственников жилья в сумме 14 103 966,00 руб.), 1 дома в пгт. Нижнеивкино Куменского района Кировской области (софинансирование за счет собственников жилья в сумме 31 000,00 руб.), 4 дома в пгт. Восточный Омутнинского района Кировской области (софинансирование за счет средств собственников жилья в сумме 416814,00 руб.), 5 домов в Оричевском районе Кировской области (софинансирование за счет собственников жилья в сумме 267 582,00 руб.), 2 дома в                  г. Уржум Кировской области (софинансирование за счет собственников жилья в сумме 79 659,00 руб.).

В соответствии с пунктом 1.2 Порядка № 8/103 в редакции, действующей в период проведения проверки, областная государственная поддержка предоставляется на реализацию краткосрочного плана реализации областной программы «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» на 2014 - 2043 годы.

Пунктами 1.3-1.5 Порядка № 8/103 в редакции, действующей в период проведения проверки, установлено, что Областная   государственная  поддержка  предоставляется  в  виде  субсидий на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных  домов  за  счет  средств, поступивших от государственной корпорации – Фонда  содействия   реформированию   жилищно-коммунального   хозяйства   в  рамках  краткосрочного  плана ,  при  одновременном выполнении условий,  установленных  частью  4  статьи  10(1)   Закона  № 298-ЗО.  Субсидии предоставляются при условии заключения НКО «Фонд капитального ремонта» с департаментом жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (далее - департамент) соглашения на реализацию мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов (далее - соглашение) в соответствии с Порядком заключения соглашения с муниципальным образованием и (или) с ее получателем и департаментом жилищно-коммунального хозяйства Кировской области. Определение объема субсидий устанавливается исходя из объемов, установленных краткосрочным планом, и указывается в соглашении в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете.

Согласно пункту 1.1 Соглашения от 201.12.2014 № 2-НО предметом Соглашения является предоставление из областного бюджета в 2014 году НКО «Фонд капитального ремонта» субсидии на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов за счет средств, поступивших от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в объеме 47 393 072,00 рублей на реализацию мероприятий по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в рамках краткосрочного плана реализации областной программы «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов Кировской области» на 2014-2043 годы, утвержденного распоряжением департамента жилищно-коммунального хозяйства от 25.07.2014 № 06, в 2014 году.

Согласно пункту 1.2 Соглашения от 201.12.2014 № 2-НО финансирование осуществляется в соответствии с Законом Кировской области от 09.12.2013 № 352-ЗО «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (в редакции Закона Кировской области от 30.10.2014 № 465-ЗО) и постановлением Правительства Кировской области от 21.03.2014 № 254/210 «Об областной программе «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» на 2014-2043 годы» (далее - Программа).

В соответствии с пунктом 2.2.1 Соглашения от 20.12.2014 № 2-НО получатель (Фонд) организует обеспечение софинансирования мероприятий Программы за счет средств местных бюджетов в размере 37 647 485,00 рублей.

В силу пункта 2.2.2 получатель (Фонд) обеспечивает софинансирование мероприятий Программы за счет средств собственников помещений в многоквартирных домах в размере 14 899 021,00 рублей.

Материалы дела свидетельствуют, что с 01.12.2014 по 01.10.2015 поступило взносов на капитальный ремонт от собственников общего имущества многоквартирных домов, утвержденных по Краткосрочному плану, в общей сумме                 5 263 539,00 рублей. По состоянию на 01.10.2015 Фондом не выполнено условие по софинансированию мероприятий Программы за счет средств собственников помещений в многоквартирных домах в размере 9 635 482,00 рублей.  За счет средств субсидии, предоставленной из областного бюджета в 2014 году НКО «Фонд капитального ремонта» на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, оплачены проектные работы и работы по капитальному ремонту многоквартирных домов на общую сумму 514 004,42 рублей. Данное обстоятельство противоречит пункту 1.2 Порядка № 8/103 и пункту 2.2.2 Соглашения от 20.12.2014 № 2-НО.

Таким образом, пункт 2 Представления является обоснованным и правомерным, права и законные интересы Фонда не нарушает.

Ссылка заявителя на часть 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации, часть 4 статьи 3 Закон № 299-ЗО, а также утверждение Фонда о том, что софинансирование работ по капитальному ремонту домов, предусмотренных краткосрочным планом осуществляется за счет платежей собственников помещений в домах, включенных в областную программу капитального ремонта и накапливающих средства на счете регионального оператора на территории одного муниципального района (городского округа), арбитражным судом отклоняются.

В соответствии с частью 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора. При этом законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что такое использование средств допускается только при условии, если указанные многоквартирные дома расположены на территории определенного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований.

Согласно части 4 статьи 3 Закон № 299-ЗО средства, полученные Фондом от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на его счете, счетах, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах Фонда.

Между тем из положений Краткосрочного плана, Порядка № 8/103, Соглашения от 20.12.2014 № 2-НО не следует, что софинансирование мероприятий Программы возможно за счет средств, полученных региональным оператором от собственников помещений в других многоквартирных домах в соответствии с частью 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации, часть 4 статьи 3 Закон № 299-ЗО.

В силу статьи 13 Закона № 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Согласно пункту 2.2 Порядка № 8/103 в редакции, действующей в период проведения проверки, НКО «Фонд капитального ремонта» представляет в департамент: ежемесячно, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчеты о расходовании субсидии на первое число месяца, следующего за отчетным, в электронном и бумажном виде (далее - сведения) по формам, установленным соглашением;

В соответствии с пунктом 2.3 Порядка № 8/103 в редакции, действующей в период проведения проверки, ответственность за нарушение настоящего Порядка и недостоверность представляемых в департамент данных, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка, возлагается на НКО «Фонд капитального ремонта».

Материалы дела свидетельствуют, что данные, отраженные в Отчете о расходовании средств Фонда и местных бюджетов на реализацию областной программы «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов Кировской области» на 2014 -2043 годы на 01.10.2015 (далее - Отчет) по строке 113 «Средства собственников жилья» по графе 4 «Поступило» завышены на сумму 9 635 482,04 рублей, по графе 8 «Остаток средств на конец отчетного периода» - на сумму  9 635 482,04 рублей, что не соответствует названным требованиям Закона № 402-ФЗ и Порядка № 8/103.

Изложенное позволяет сделать вывод, что пункт 3 Представления является обоснованным и правомерным, прав и законных интересов заявителя не нарушает.

Частью 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе  обязан: обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов (пункт 2); привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами (пункт 3); контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации (часть 4); осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 5).

Из статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность. Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.

ТУ Росфиннадзора пришло к выводу, что НКО «Фонд капитального ремонта» не в полной мере исполняются обязанности по контролю качества и срокам оказания услуг подрядными организациями по разработке проектно-сметной документации, что влечет за собой опасность неисполнения краткосрочного плана работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов в установленные сроки.

Арбитражный суд полагает, что ТУ Росфиннадзора в указанной части фактически осуществило финансовый контроль не в сфере бюджетных правоотношений, а в сфере гражданских правоотношений, связанных с исполнением договоров подряда. Данное обстоятельство противоречит вышеназванным положениям БК РФ, Правил № 1092 в редакции от 29.10.2014, статьи 186 Жилищного  кодекса Российской Федерации и свидетельствует о том, что надзорный орган вышел за пределы предоставленных ему законодательством полномочий.

Вместе с тем, как ранее уже сказано, Представление не требует устранения указанных в нем нарушений. В соответствии с Представлением Фонд должен только рассмотреть информацию о нарушениях, указанную в Представлении, принять меры по недопущению нарушений в дальнейшем и проинформировать об этом Территориальное управление. Конкретные меры, которые должен принять заявитель, надзорным органом не указаны. При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что пункт 4 Представления не нарушает каких-либо прав Фонда в сфере экономической деятельности и не создает препятствий для осуществления экономической деятельности. Доказательства обратного НКО «Фонд капитального ремонта» не представлены.

Учитывая изложенное, арбитражный суд не находит оснований для признания пункта 4 Представления недействительным.

Таким образом, заявленные требования подлежат частичному удовлетворению. Предписание подлежит признанию недействительным.                            В удовлетворении требования о признании недействительным Представления должно быть отказано.

Руководствуясь статьями  167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

признать недействительным предписание территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области (адрес: 610046, <...>) от 10.11.2015 № 40-01-20/2658.

Отказать в удовлетворении требования  некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610000 <...>, <...>) о признании недействительным  представления территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области от 10.11.2015 № 40-01-19/2657.

Решение по делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба в этом случае подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья                                                                                                        С.Ю. Шмырин