АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
610017, г. ФИО4, ул. К.Либкнехта,102
http://kirov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А28-15313/2018
г. ФИО4
27 декабря 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 25 декабря 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 27 декабря 2018 года
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Агалаковой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кривощековой А.А.
рассмотрел в судебном заседании дело заявлению
Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Кировской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 610000, Россия, <...>)
к обществу с ограниченной ответственностью охранное агентство «БЕРКУТ» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, место нахождения: 610002, Россия, <...>)
о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя - ФИО1 по доверенности от 26.06.2018, ФИО2 по доверенности от 17.08.2018,
ООО ОА «БЕРКУТ» - ФИО3 по доверенности от 01.12.2018,
установил:
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Кировской области (далее – заявитель, административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью охранное агентство «БЕРКУТ» (далее – ответчик, общество, ООО ОА «БЕРКУТ») к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование заявленного требования административный орган ссылается на выявленные в ходе проведенной проверки факты осуществления обществом предпринимательской деятельности по оказанию охранных услуг, не предусмотренных выданной лицензией. В судебном заседании представители Управления поддержали заявленное требование.
ООО ОА «БЕРКУТ» представлен отзыв на заявление, в котором указано, что договоры на оказание охранных услуг расторгнуты с 01.12.2018. Общество факт выявленного нарушения не оспаривает, ходатайствует о применении статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив представленные в материалы дела документы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующие фактические обстоятельства.
10.10.2018 в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по вопросам совершенствования государственной политики в сфере частной охранной деятельности от 05.11.2017 № Пр-2269 начальник Управления издал распоряжение № 268 о проведении в отношении ООО ОА «БЕРКУТ» внеплановой выездной и документарной проверки.
В ходе проверки Управлением установлено, что ООО ОА «БЕРКУТ» имеет лицензию на осуществление частной охранной деятельности № 021364 от 04.05.2005, продленной до 04.05.2020, с оказанием услуг по защите жизни и здоровья граждан; по охране объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»; по консультированию и подготовке рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств, по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий; по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
ООО ОА «БЕРКУТ» на основании договоров от 18.08.2017 № 55-ус/17, от 30.04.2015 № 23-ус/15, от 01.10.2018 № 86-О и от 12.02.2007 оказывает частные охранные услуги на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
При этом лицензия на осуществление частной охранной деятельности с оказанием услуг по охране объектов и (или) имущества, а также обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», у общества отсутствует.
По результатам проверки составлен акт от 09.11.2018.
09.11.2018 должностное лицо ЦЛРР Управления в присутствии директора общества составило протокол об административном правонарушении № 43ЛРР525091118000177, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В порядке статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО ОА «БЕРКУТ» к административной ответственности.
Изложенные обстоятельства дела позволяют суду прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объективной стороной данного правонарушения является осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В силу пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом; под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности
В соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон РФ № 2487-1) частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны. Пунктом 7 части 3 указанной статьи предусмотрено, что в целях охраны разрешается предоставление, в том числе, услуг по охране объектов и (или) имущества, а также охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных абзацем 3 статьи 11 Закона №2487-1.
В силу части 1 статьи 11 Закона РФ № 2487-1 оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 Закона №2487-1, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом.
Согласно частям 1, 2 статьи 11.2 Закона РФ № 2487-1 предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. В лицензии указывается (указываются) вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается в срок не более сорока пяти дней. Правительством Российской Федерации утверждается положение о лицензировании частной охранной деятельности, в котором устанавливаются порядок лицензирования данного вида деятельности и перечень лицензионных требований по каждому виду охранных услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 Закона №2487-1.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» утверждено Положение о лицензировании частной охранной деятельности, которое устанавливает порядок лицензирования частной охранной деятельности, осуществляемой организациями, специально учрежденными для оказания услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», а также перечень лицензионных требований по каждому виду охранных услуг (далее – Положение №498).
В соответствии с пунктом 8 Положения №498 лицензионными требованиями при осуществлении охраны объектов и (или) имущества, а также при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности (за исключением объектов государственной охраны и охраняемых объектов, предусмотренных Федеральным законом «О государственной охране», а также объектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), являются лицензионные требования, предусмотренные пунктами 2(1) - 5 и 7 Положения №498.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35 ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Как следует из материалов дела, ООО ОА «БЕРКУТ» выдана лицензия от 04.05.2005 № 021364, продленная до 04.05.2020, на осуществление частной охранной деятельности с оказанием услуг по защите жизни и здоровья граждан; по охране объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»; по консультированию и подготовке рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств, по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий; по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
ООО ОА «БЕРКУТ» по договору на оказание охранных услуг с Кировской региональной организацией Общественно-государственного объединения «Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо» (далее – КРО ОГО «ВФСО «Динамо») от 18.08.2017 № 55-ус/17 оказывает охранные услуги по обеспечению внутриобъектового и пропускного режима в здании тира и спортивного зала, расположенных по адресу: <...> (помещение ДФК-2); по договору на оказание охранных услуг с КРО ОГО «ВФСО «Динамо» от 12.02.2007 оказывает охрану товарно-материальных ценностей, общественного порядка, обеспечение безопасности от преступных посягательств в спортпавильоне стадиона «Динамо», находящегося по адресу: <...>.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2015 № 202 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта» здание тира и спортивного зала, спортпавильон стадиона «Динамо» КРО ОГО «ВФСО «Динамо» являются объектами спорта, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
ООО ОА «БЕРКУТ» по договору на оказание охранных услуг с КРО ОГО «ВФСО «Динамо» от 30.04.2015 № 23-ус/15 оказывает охранные услуги по охране здания гостиницы «Спортивная», находящегося по адресу: <...>.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2017 № 447 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов» гостиница «Спортивная» КРО ОГО «ВФСО «Динамо» является объектом, в отношении которого установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
ООО ОА «БЕРКУТ» по договору на оказание охранных услуг с Кировским областным государственным бюджетным учреждением культуры «Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых» от 01.10.2018 № 86-О оказывает охранные услуги охране здания Кировского областного государственного бюджетного учреждения культуры «Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых», находящегося по адресу: <...>.
Кировское областное государственное бюджетное учреждение культуры «Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» является объектом в сфере культуры, в отношении которого установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
В приложении к лицензии от 04.05.2005 № 021364 не указана возможность осуществления ООО ОА «БЕРКУТ» частной охранной деятельности с оказанием услуг по охране объектов и (или) имущества, а также обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения обществом законодательно установленной обязанности, а также надлежащего контроля за исполнением обязанностей работниками, действующими от имени организации при осуществлении возложенных на них функций.
Доказательства того, что у общества не имелось возможности выполнить требования законодательства по каким-либо объективным, не зависящим от него причинам, отсутствуют.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о доказанности в деянии ООО ОА «БЕРКУТ» всех признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности в силу части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на момент вынесения судом решения не истек. Обстоятельства, исключающие возможность привлечения общества к административной ответственности, судом не установлены.
Суд не находит оснований для применения положения о малозначительности совершенного административного правонарушения в связи со следующим.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Таким образом, применение положений о малозначительности совершенного административного правонарушения является правом суда, а не обязанностью.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В силу пункта 18.1 указанного Постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 Постановления от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указал, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценку малозначительности деяния необходимо соотносить с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Оценив представленные доказательства и приняв во внимание конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения и характер правонарушения, суд не усматривает в совершенном ООО ОА «БЕРКУТ» деянии признаков малозначительности в связи с наличием существенной угрозы охраняемым общественным интересам.
Действия общества, направленные на прекращение услуг по охране объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, являются обстоятельством, смягчающим административную ответственность, а не основанием для применения положений о малозначительности.
Основания для применения положений статьи 4.1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом специфики объекта административного правонарушения в данном случае отсутствуют.
Учитывая изложенное, суд считает, что заявление Управления о привлечении общества с ограниченной ответственностью охранное агентство «БЕРКУТ» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит удовлетворению.
Определяя размер санкции, суд учитывает отсутствие отягчающих обстоятельств, принятые меры к устранению выявленных нарушений, и назначает меру наказания в виде административного штрафа в минимальном размере 40000 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
привлечь общество с ограниченной ответственностью охранное агентство «БЕРКУТ» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, место нахождения: 610002, Россия, <...>) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40000 (сорок тысяч) рублей 00 копеек.
Штраф должен быть уплачен по следующим реквизитам:
наименование получателя платежа: УФК по Кировской области (Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Кировской области) л/с <***>
ИНН <***>,
КПП 432901001,
код ОКТМО 33713000,
ОГРН <***>
номер счета 40101810900000010001 в Отделении ФИО4, г. ФИО4,
БИК 043304001,
КБК 18011690040046000140
наименование платежа: штраф Управление Росгвардии по Кировской области.
Штраф должен быть уплачен в течение 60 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу. Сведения о добровольной уплате штрафа подлежат представлению в арбитражный суд не позднее указанного срока.
Принудительное исполнение решения суда производится непосредственно на основании настоящего решения.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (с даты изготовления решения в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.
Вступившие в законную силу решения арбитражных судов по делу об административном правонарушении, решения, принятые ими по результатам рассмотрения жалоб, протестов (представлений), пересматриваются Верховным Судом Российской Федерации, если были исчерпаны все предусмотренные арбитражным процессуальным законодательством способы их обжалования в арбитражных судах. Указанные решения пересматриваются в Верховном Суде Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья Н.В. Агалакова