АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102
http://kirov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А28-15533/2013
500/34
г. Киров
29 января 2014 года
Резолютивная часть решения оглашена 21 января 2014 года
Решение изготовлено в полном объеме 29 января 2014 года
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Агалаковой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Замятиной Т.Г.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Отдела (инспекции) в Кировской области Приволжского межрегионального территориального управления Росстандарта (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, место нахождения: 610035, <...>)
к обществу с ограниченной ответственностью «РУСЭНЕРГОСБЫТ» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 105066, <...>)
о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя – ФИО1, по доверенности от 18.11.2013;
лица, привлекаемого к административной ответственности, – ФИО2 по доверенности от 25.12.2013.
установил:
Отдел (инспекция) в Кировской области Приволжского межрегионального территориального управления Росстандарта (далее – заявитель, Отдел) обратился в арбитражный суд с требованием о привлечении общества с ограниченной ответственностью «РУСЭНЕРГОСБЫТ» (далее – общество, ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ») к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение обязательных требований ГОСТ 13109-97 при продаже электрической энергии потребителю по адресу ж/д Казарма, д.1, кв.2, Кстининского сельского округа Кирово-Чепецкого района Кировской области. Представитель заявителя в судебном заседании настаивает на удовлетворении требования в полном объеме.
Общество представлен отзыв, в котором содержится обоснование возражений против привлечения к административной ответственности по субъекту административной ответственности (гарантирующий поставщик при продаже электроэнергии по сетям, принадлежащим сетевым организациям, которые по условиям договора обязаны передавать энергию надлежащего качества потребителям), а также по отсутствию доказательств всех признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в действиях общества, поскольку в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства надлежащего присоединения потребителя к сетям сетевой организации ОАО «РЖД».
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив представленные документы, суд установил следующее.
На основании приказа заместителя руководителя Отдела от 23.10.2013 №2778 в отношении ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» (Горьковский филиал) сотрудниками Отдела в период с 13.11.2013 по 11.12.2013 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обществом требований технических регламентов при продаже электрической энергии потребителям, поводом для проведения проверки послужила жалоба потребителя от 21.10.2013 №148 на ненадлежащее качество электроэнергии. С приказом от 23.10.2013 №2778 представитель общества ознакомлен 11.11.2013.
Сотрудником Отдела обнаружено, что общество осуществляет продажу электрической энергии потребителю ФИО3 по адресу ж/д Казарма, д.1, кв.2, Кстининского сельского округа Кирово-Чепецкого района Кировской области, оплата электроэнергии производится на основании выставляемых обществом счетов, что свидетельствует о наличии между обществом и потребителем договорных отношений, форма договора энергоснабжения размещена обществом на сайте в сети Интернет.
Проверка соответствия показателей качества электрической энергии (далее - ПКЭ) на стадии реализации обязательным требованиям ГОСТ 13109-97 проведена путем испытания в двух пунктах контроля качества по адресу: ж/д Казарма, д.1, кв.2, Кстининского сельского округа Кирово-Чепецкого района Кировской области согласно актам отбора образцов от 13.11.2013 №№4, 5, направления №№4, 5, протокола установки приборов контроля качества электроэнергии.
Представитель Отдела в судебном заседании уточнила, что пункты контроля качества электроэнергии избраны сотрудником Отдела с учетом положения пункта 5.5. ГОСТ Р 53333-2008 в отсутствие документов по разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, которые запрашивались в ОАО «РЖД» и не представлены последним, фактически приборы контроля качества электроэнергии установлены на внешней стене многоквартирного дома в месте входа электрического кабеля в дом №1 ж/д Казарма, Кстининского сельского округа и в квартире №2 дома №1 ж/д Казарма, Кстининского сельского округа до прибора учета электрической энергии потребителя ФИО3
14.11.2013 письмом №ЭЧ-4 ОАО «РЖД» (Зуевская дистанция электроснабжения) сообщило Отделу, что акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей дома №1 кв.2 ж/д станции Полой казарма 978 разработан, но не подписан стороной потребителя, при проверке 13.11.2013 представитель ОАО «РЖД» присутствовал и обнаружил установку потребителем дополнительно электрического отопления и бытовых электронагревательных приборов в отсутствие заявок на увеличение мощности и заявлений по качеству передаваемой электроэнергии. К письму приложен акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, подписанный ОАО «РЖД» с описанием точек подключения. Документы ОАО «РЖД» представлены в материалы дела ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ».
Обществом письмом от 19.11.2013 в адрес Отдела направлены сведения о сетевых организациях, обеспечивающих передачу электроэнергии от гарантирующего поставщика потребителю – ОАО «МРСК Центра и Приволжья», ОАО «РЖД».
По результатам испытания электрической энергии по показателям качества, проведенным ФБУ «Удмуртский ЦСМ» (протоколы испытаний от 22.11.2013), установлено, что ПКЭ в пунктах отбора электрической энергии не соответствуют требованиям ГОСТ 13109-97: установившееся отклонение напряжения (пункт 5.2. ГОСТ 13109-97), коэффициент n-нной гармонической составляющей фазных напряжений (пункт 5.4. ГОСТ 13109-97), длительность провала напряжения (пункт 5.7. ГОСТ 13109-97).
Результаты проверки отражены в акте проверки от 27.11.2013 №2Ж/010С.
Обществом 12.12.2013 в адрес Отдела представлены возражения на акт проверки от 27.11.2013 №2Ж/010С, в которых указано на отсутствие вины гарантирующего поставщика электроэнергии при надлежащем исполнении сетевыми организациями своих обязанностей по передаче электроэнергии.
12.12.2013 государственным инспектором ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении №3/015С, которым нарушение ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» обязательных требований ГОСТ 13109-97 при реализации электроэнергии потребителю ФИО3 по адресу ж/д Казарма, д.1, кв.2, Кстининского сельского округа Кирово-Чепецкого района Кировской области квалифицировано по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол составлен без участия законного представителя общества, извещенного о времени и месте составления протокола надлежащим образом.
Руководствуясь статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Отдел обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изложенные обстоятельства дела позволяют суду прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является изготовитель, исполнитель, продавец, нарушивший обязательные требования технических регламентов к продукции (или действующих до их вступления в силу иных нормативных правовых актов).
В качестве противоправных, нарушающих установленный названной нормой запрет, Отделом квалифицированы действия общества по продаже потребителю электрической энергии (зафиксировано в контрольных точках установки приборов), не соответствующей обязательным требованиям: установившееся отклонение напряжения (пункт 5.2. ГОСТ 13109-97), коэффициент n-нной гармонической составляющей фазных напряжений (пункт 5.4. ГОСТ 13109-97), длительность провала напряжения (пункт 5.7. ГОСТ 13109-97).
Требования, закрепленные в государственных стандартах и технических регламентах, являются обязательными, подлежащими соблюдению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ) законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона №35-ФЗ и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
Статьей 3 Федерального закона № 35-ФЗ к субъектам электроэнергетики отнесены лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе в сфере производства электрической, тепловой энергии и мощности, приобретения и продажи электрической энергии и мощности, энергоснабжения потребителей, оказания услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта электрической энергии (мощности), организации купли-продажи электрической энергии и мощности.
Положениями части 1 статьи 38 Федерального закона № 35-ФЗ установлена ответственность субъектов электроэнергетики, обеспечивающих поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовых организаций, гарантирующих поставщиков и территориальных сетевых организаций (в пределах своей ответственности) перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей, а также наличие на розничных рынках специализированных организаций - гарантирующих поставщиков (часть 2 статьи 38 Федерального закона № 35-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 38 Федерального закона №35-ФЗ границы зон деятельности гарантирующих поставщиков в пределах территорий соответствующих субъектов Российской Федерации определяются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации в основных положениях функционирования розничных рынков. В границах зоны деятельности одного гарантирующего поставщика не допускается деятельность других гарантирующих поставщиков.
ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» является гарантирующим поставщиком, следовательно, в силу требований части 5 статьи 38 Федерального закона № 35-ФЗ общество в отношении любого обратившегося потребителя обязано самостоятельно урегулировать отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением, приобретением и передачей электрической энергии обслуживаемым им потребителям, с иными осуществляющими указанные виды деятельности организациями. Договор, заключаемый гарантирующим поставщиком с потребителем электрической энергии, является публичным.
Пунктом 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения № 442) определено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 9 Основных положений № 442 гарантирующий поставщик обязан надлежащим образом исполнять обязательства перед потребителями (покупателями), поставщиками электрической энергии (мощности) на оптовом рынке и на розничных рынках, сетевыми организациями, системным оператором и субъектами оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, организациями коммерческой инфраструктуры оптового рынка.
Пунктом 30 Основных положений № 442 установлена ответственность гарантирующего поставщика перед потребителем (покупателем) в рамках договора энергоснабжения за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
В рамках договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия лиц, привлеченных им (ею) для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
Из буквального толкования данных положений следует, что гарантирующий поставщик отвечает за качество электрической энергии в пределах своей ответственности, то есть и в пределах границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации.
Гарантирующий поставщик несет ответственность за режим и качество подачи электрической энергии на границе сетевого оборудования сетевой компании и потребителя тепловой энергии.
При установлении в действиях ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Отдел руководствовался типовой формой договора энергоснабжения граждан-потребителей, размещенной на официальном сайте гарантирующего поставщика.
В соответствии с условиями договора энергоснабжения (типовая форма) (пункт 1.4) энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту электрическую энергию (мощность) до границы балансовой принадлежности, определенной приложением №1(акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности).
Акт разграничения балансовой принадлежности, представленный в материалы дела обществом, со стороны потребителя не подписан, сотрудником Отдела при проведении замеров не использовался.
Доказательств проведения замеров на КТП №4, свидетельствующих о ненадлежащем качестве электроэнергии на сетевом оборудовании ОАО «РЖД», суду не представлено, в отношении ОАО «РЖД» проверочные мероприятия не проводились, несмотря на представленные обществом сведения о том, что вопросы надлежащего подключения потребителя к электросетевому оборудованию обеспечиваются в отношении конкретного потребителя именно ОАО «РЖД», на что также указывает в жалобе потребитель ФИО3
Доказательств первичного подключения многоквартирного дома №1 ж/д Казарма к сетевому оборудованию ОАО «РЖД» в материалы дела не представлено, равно как и описания места размещения входного распределительного устройства в многоквартирном жилом доме. Документов о надлежащем подключении потребителя к сетевому оборудованию ОАО «РЖД», а также сведений, исчерпывающим образом определяющих точку подключения (границу балансовой принадлежности сетевого оборудования) Отделом не представлено.
Заявок потребителя о выдаче ему акта разграничения балансовой принадлежности и отказов ОАО «РЖД», о которых он сообщал прокурору Зуевского района Кировской области, в материалы дела не представлено.
В пункте 2 протокола испытаний №ПМТУ/НН/11.13/04 от 22.11.2013 отражено, что прибор контроля качества электрической энергии в точке 1 установлен на вторых изоляторах на стене у окна дома №1 около квартиры №2 ж/д Казармы, в пункте 2 протокола испытаний №ПМТУ/НН/11.13/05 от 22.11.2013 отражено, что приборы контроля качества электрической энергии в точке 2 установлены на вводных клеммах счетчика в квартире №2 дома №1 ж/д Казармы. Согласно проведенным испытаниям в контрольных точках 1 и 2 зафиксированы нарушения требований ГОСТ 13109-97.
Возможность соотнесения точек установки приборов определения качества электроэнергии при проведении испытаний с представленным обществом актом разграничения балансовой принадлежности сетевого оборудования в судебном заседании не представляется возможным.
В силу пункта 30 Основных положений № 442 и части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях общество несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за надлежащее качество электрической энергии, в выбранной точке контроля.
Следовательно, для подтверждения ненадлежащего качества электроэнергии необходимо доказать отнесение электросетевого оборудования, на котором установлены измерительные приборы и обнаружены нарушения качества электроэнергии, к зоне ответственности сетевой организации, за ненадлежащее качество услуг которой должен отвечать в том числе и гарантирующий поставщик.
В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), виновность лица в совершении правонарушения.
В силу положений частей 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела документы, суд приходит к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств, исчерпывающим образом подтверждающих в действиях ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» признаков состава административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отсутствие доказательств события и состава вменяемого правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
На основании изложенного, в удовлетворении требования заявителя о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса об административных правонарушениях, следует отказать.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении требования Отдела (инспекции) в Кировской области Приволжского межрегионального территориального управления Росстандарта (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, место нахождения: 610035, <...>) о привлечении общества с ограниченной ответственностью «РУСЭНЕРГОСБЫТ» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 105066, <...>) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу в течение десяти дней со дня принятия решения (с даты изготовления решения в полном объеме).
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.
Судья Н.В. Агалакова