610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102
http.kirov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А28-15614/2015
г. Киров
06 апреля 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 31 марта 2016 года
В полном объеме решение изготовлено апреля 2016 года
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Андриянова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Гурдиной О.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «УЮТ» (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 613648, Россия, Кировская область, пгт. Первомайский, ул. Молодежная, 5)
к РЭГ ГИБДД МО МВД России «Юрьянский» (юридический адрес: 613600, Россия, <...>)
о признании незаконным заключения должностного лица госавтоинспекции об отказе в производстве регистрационного действия от 10.11.2015,
при участии в судебном заседании представителей:
от Заявителя – ФИО1, по доверенности от 30.04.2015 (сроком действия полномочий один год),
от Ответчика – ФИО2, по доверенности от 22.01.2016 №643 (сроком действия до 31.12.2016),
установил:
муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «УЮТ» (далее – Заявитель, предприятие, МУП ЖКХ «Уют») обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением от 23.12.2015 к РЭГ ГИБДД МО МВД России «Юрьянский» (далее – Ответчик) о признании незаконным решения об отказе в регистрации транспортного средства.
Заявитель настаивает на удовлетворении требования о признании незаконным заключения должностного лица госавтоинспекции об отказе в производстве регистрационного действия от 10.11.2015.
Ответчик с требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве на заявление от 05.01.2016.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства.
На основании договора купли-продажи от 20.03.2015 МУП «Уют» приобрело в собственность транспортное средство ГАЗ 3309, 2004 года выпуска, идентификационный номер (VI№) отсутствует, паспорт транспортного средства 43НС 692126. Государственная регистрация данного автомобиля им не производилась.
10.11.2015 предприятие обратилось в ГИБДД с заявлением на производство регистрационных действий приобретенного им транспортного средства. Одновременно с заявлением были представлены паспорт транспортного средства, договор купли-продажи от 20.03.2015, копия страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, копия свидетельства о регистрации транспортного средства и платежное поручение об оплате государственной пошлины.
Должностным лицом органа ГИБДД было отказано в производстве регистрационных действий в отношении автомобиля ГАЗ 3309, 2004 года выпуска на основании пункта 22 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом МВД от 07.08.2013 № 605 в связи с отсутствием полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства и документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.
Считая данный отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы МУП «Уют» как собственника транспортного средства, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным. В обоснование требования указал, что помимо предусмотренных документов им было представлено платежное поручение от 23.03.2015 № 50 об уплате государственной пошлины в размере 850 рублей. При этом, несмотря на то, что в качестве плательщика госпошлины указано ООО «УниверсалСтрой», в назначении платежа предусмотрено: «госпошлина ГИБДД. внесение изменений в связи с изменением собственника (владельца) с оставлением государственного регистрационного номера (за МУП ЖКХ «Уют» ЗАТО Первомайский Кировской области».
Заявитель полагает, что им представлены все необходимые для совершения регистрационных действий документы, в том числе, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Ответчик с требованием не согласен, в письменном отзыве ссылается на положения статей 1, 3, 8, 45 и 333.17 Налогового кодекса Российской федерации, в соответствии с которыми плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, уплата госпошлины третьим лицом законодательством не предусмотрена. Кроме того, полагает, что не может являться ответчиком по данному делу, поскольку регистрационно-экзаменационная группа ГИБДД МО МВД России «Юрьянский» не является юридическим лицом.
Вышеуказанные обстоятельства дела позволяют суду прийти к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закон у или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункт 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 данного закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» автомототранспортные средства, трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также прицепы к ним, принадлежащие юридическим и физическим лицам, подлежат государственной регистрации.
Пунктом 3 данного постановления предусмотрено, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, в том числе в случае возникновения обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.08.2013 № 605 утвержден «Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним» (далее - Административный регламент).
Пунктом 15 Административного регламента определен перечень документов, представляемых заявителями, а именно: документы на транспортное средство; паспорт транспортного средства; регистрационный документ, подтверждающий государственную регистрацию транспортного средства и присвоение ему государственного регистрационного знака (а также выдававшиеся ранее свидетельства о регистрации транспортных средств, технические паспорта (технические талоны) транспортных средств); свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства для транспортного средства, изготовленного в Российской Федерации в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение, или изготовленного в Российской Федерации в индивидуальном порядке из сборочного комплекта либо являющегося результатом индивидуального технического творчества, или выпускаемого в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу.
Основанием для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги к рассмотрению является отсутствие одного или нескольких необходимых для проведения регистрационного действия документов, предусмотренных пунктом 15 Административного регламента, либо если представленные документы не соответствуют предъявляемым к ним требованиям (п. 22 Административного регламента).
Как следует из материалов дел, заявитель на основании договора купли – продажи от 20.03.2015 приобрел транспортное средство ГАЗ 3309, 2004 года выпуска, идентификационный номер (VI№) отсутствует, паспорт транспортного средства 43НС 692126. Государственная регистрация данного автомобиля им не производилась.
10.11.2015 предприятие обратилось в ГИБДД с заявлением на производство регистрационных действий приобретенного им транспортного средства. Одновременно с заявлением были представлены паспорт транспортного средства, договор купли-продажи от 20.03.2015, копия страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, копия свидетельства о регистрации транспортного средства и платежное поручение об оплате государственной пошлины.
В соответствии с заключением должного лица РЭГ ГИБДД МО МВД России «Юрьянский» в совершении регистрационных действий отказано в связи с отсутствием страхового полиса ОСАГО и документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.
Оценив представленные в материалы дела документы, суд приходит к выводу о том, что действия должного лица соответствуют закону, в частности Административному регламенту, и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи со следующим.
Согласно пункту 15.6 Административного регламента к заявлению о совершении регистрационных действий должен быть приложен страховой полис ОСАГО владельца транспортного средства.
Как следует из материалов дела, владельцем транспортного средства, с заявлением о совершении регистрационных действий в отношении которого обратился заявитель, является МУП ЖКХ «Уют», что подтверждается договором купли-продажи от 20.03.2015. Вместе с тем к заявлению о совершении регистрационных действий заявителем приложена копия страхового полиса ОСАГО от 24.06.2015 серии ЕЕЕ № 0347594670, согласно которому собственником транспортного средства является ФИО3, то есть лицо, кому принадлежало транспортное средство до заключения договора купли-продажи.
На момент обращения заявителя в РЭГ ГИБДД МО МВД России «Юрьянский» с заявлением (10.11.2015) ФИО3 не являлся собственником (владельцем) указанного транспортного средства. Следовательно, ответчик обоснованно отказал в совершении регистрационных действий в связи с отсутствием полиса ОСАГО у нового владельца – МУП ЖКХ «Уют».
В соответствии с пунктом 26 Административного регламента за предоставление государственной услуги взимается государственная пошлина в порядке и размерах, установленных статьей 333.33 главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 45 (пунктом 1) и 333.18 (пунктом 2) Налогового кодекса Российской Федерации плательщик обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить государственную пошлину. Действующим законодательством не предусмотрена возможность уплаты пошлины иными лицами.
Согласно пункту 1 статьи 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Следовательно, государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. В этом случае уплата государственной пошлины с банковского счета представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого.
В платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.
В качестве документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, представлена заверенная копия платежного поручения от 24.03.2015 №50, свидетельствующего об оплате 850 рублей. В графе «плательщик» указано ООО «УниверсалСтрой»
Доказательств наличия доверенности на совершение действий по уплате государственной пошлины от имени заявителя, либо иных доказательств, свидетельствующих о том, что названное юридическое лицо действовало от имени и по поручению МУП ЖКХ «Уют» в материалах дела не имеется.
В этой связи, суд приходит к выводу о том, что заявитель не представил доказательств уплаты государственной пошлины в установленном порядке, что в силу пункта 22 Административного регламента влечет за собой основания для отказа в совершении регистрационных действий.
При таких обстоятельствах, у инспектора имелись юридические и фактические основания для принятия решения об отказе в совершении регистрационных действий. Оспариваемое решение не нарушает прав и законных интересов заявителя при осуществлении им предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не препятствует совершению в последующем регистрационных действий при условии устранения недостатков и представления всех необходимых документов.
Учитывая изложенное, суд не усматривает предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого решения ответчика незаконным.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении требования муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «УЮТ» (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 613648, Россия, Кировская область, пгт. Первомайский, ул. Молодежная, 5)о признании незаконным заключения должностного лица госавтоинспекции - РЭГ ГИБДД МО МВД России «Юрьянский» (юридический адрес: 613600, Россия, <...>) от 10.11.2015 об отказе в производстве регистрационного действия отказать.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «УЮТ» (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 613648, Россия, Кировская область, пгт. Первомайский, ул. Молодежная, 5)в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 (три тысячи) рублей 00 копеек.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение по делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.
Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба в этом случае подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья А.А. Андриянов