ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-15614/15 от 31.03.2016 АС Кировской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102

 http.kirov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А28-15614/2015

г. Киров

06 апреля 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 31 марта 2016 года

В полном объеме решение изготовлено апреля 2016 года

Арбитражный  суд Кировской области в составе судьи  Андриянова А.А.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Гурдиной О.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «УЮТ» (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 613648, Россия, Кировская область, пгт. Первомайский, ул. Молодежная, 5)

к РЭГ ГИБДД МО МВД России «Юрьянский»  (юридический адрес: 613600, Россия, <...>)

о признании незаконным заключения должностного лица госавтоинспекции об отказе в производстве регистрационного действия от 10.11.2015,

при участии в судебном заседании представителей:

от Заявителя – ФИО1, по доверенности от 30.04.2015 (сроком действия полномочий один год),

от Ответчика – ФИО2, по доверенности от 22.01.2016 №643 (сроком действия до 31.12.2016),

установил:

муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «УЮТ» (далее – Заявитель, предприятие, МУП ЖКХ «Уют») обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением от 23.12.2015 к РЭГ ГИБДД МО МВД России «Юрьянский» (далее –  Ответчик) о признании незаконным решения об отказе в регистрации транспортного средства.

Заявитель настаивает на удовлетворении требования о признании незаконным заключения должностного лица госавтоинспекции об отказе в производстве регистрационного действия от 10.11.2015.

Ответчик с требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве на заявление от 05.01.2016.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства.

На основании договора купли-продажи от 20.03.2015 МУП «Уют»  приобрело в собственность транспортное средство ГАЗ 3309, 2004 года выпуска, идентификационный номер (VI№) отсутствует, паспорт транспортного средства 43НС 692126. Государственная регистрация данного автомобиля им не производилась.

10.11.2015 предприятие обратилось в ГИБДД с заявлением  на производство регистрационных действий приобретенного им транспортного средства. Одновременно с заявлением были представлены паспорт транспортного средства, договор купли-продажи от 20.03.2015,  копия страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, копия свидетельства  о регистрации транспортного средства и платежное поручение об оплате государственной пошлины.

Должностным лицом органа ГИБДД было отказано в производстве регистрационных действий в отношении автомобиля ГАЗ 3309, 2004 года выпуска  на основании пункта 22 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом МВД от 07.08.2013 № 605 в связи с отсутствием полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства и документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Считая данный отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы МУП «Уют» как собственника транспортного средства, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным. В обоснование требования указал, что помимо предусмотренных документов им было представлено платежное поручение от 23.03.2015 № 50 об  уплате государственной пошлины  в размере 850 рублей. При этом, несмотря на то, что в качестве плательщика  госпошлины указано ООО «УниверсалСтрой», в назначении платежа предусмотрено: «госпошлина ГИБДД. внесение изменений в связи  с изменением собственника (владельца) с оставлением государственного регистрационного номера (за МУП  ЖКХ «Уют» ЗАТО Первомайский Кировской области».

Заявитель полагает, что  им представлены все необходимые для совершения регистрационных действий документы, в том числе, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Ответчик с требованием не согласен, в письменном отзыве ссылается на положения статей 1, 3, 8, 45 и 333.17 Налогового кодекса Российской федерации, в соответствии с которыми плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, уплата госпошлины третьим лицом  законодательством не предусмотрена. Кроме того,  полагает, что не может являться  ответчиком по данному делу, поскольку  регистрационно-экзаменационная группа  ГИБДД МО МВД России «Юрьянский» не является  юридическим лицом.

Вышеуказанные обстоятельства дела позволяют суду прийти к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закон у или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункт 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 данного закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» автомототранспортные средства, трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также прицепы к ним, принадлежащие юридическим и физическим лицам, подлежат государственной регистрации.

Пунктом 3 данного постановления предусмотрено, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, в том числе в случае возникновения обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.08.2013 № 605 утвержден «Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним» (далее - Административный регламент).

Пунктом 15 Административного регламента определен перечень документов, представляемых заявителями, а именно: документы на транспортное средство; паспорт транспортного средства; регистрационный документ, подтверждающий государственную регистрацию транспортного средства и присвоение ему государственного регистрационного знака (а также выдававшиеся ранее свидетельства о регистрации транспортных средств, технические паспорта (технические талоны) транспортных средств); свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства для транспортного средства, изготовленного в Российской Федерации в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение, или изготовленного в Российской Федерации в индивидуальном порядке из сборочного комплекта либо являющегося результатом индивидуального технического творчества, или выпускаемого в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу.

Основанием для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги к рассмотрению является отсутствие одного или нескольких необходимых для проведения регистрационного действия документов, предусмотренных пунктом 15 Административного регламента, либо если представленные документы не соответствуют предъявляемым к ним требованиям (п. 22 Административного регламента).

Как следует из материалов дел, заявитель  на основании договора купли – продажи от 20.03.2015 приобрел транспортное средство ГАЗ 3309, 2004 года выпуска, идентификационный номер (VI№) отсутствует, паспорт транспортного средства 43НС 692126. Государственная регистрация данного автомобиля им не производилась.

10.11.2015 предприятие обратилось в ГИБДД с заявлением  на производство регистрационных действий приобретенного им транспортного средства. Одновременно с заявлением были представлены паспорт транспортного средства, договор купли-продажи от 20.03.2015,  копия страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, копия свидетельства  о регистрации транспортного средства и платежное поручение об оплате государственной пошлины.

В соответствии с заключением должного лица  РЭГ ГИБДД МО МВД России «Юрьянский» в совершении  регистрационных действий отказано в связи с отсутствием  страхового полиса ОСАГО и  документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Оценив представленные в материалы дела  документы, суд приходит к выводу о том, что действия должного лица  соответствуют  закону, в частности  Административному регламенту, и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи со следующим.

Согласно пункту 15.6 Административного регламента к заявлению о совершении  регистрационных действий должен быть приложен страховой полис ОСАГО владельца транспортного средства.

Как следует  из материалов дела, владельцем транспортного средства, с заявлением о совершении регистрационных действий в отношении которого  обратился заявитель,  является  МУП ЖКХ «Уют», что подтверждается  договором купли-продажи от 20.03.2015.  Вместе с тем к заявлению о совершении регистрационных действий заявителем приложена копия страхового полиса ОСАГО от 24.06.2015 серии ЕЕЕ № 0347594670, согласно которому  собственником транспортного средства  является ФИО3, то есть лицо, кому  принадлежало транспортное средство до заключения договора  купли-продажи.

На момент обращения заявителя в РЭГ ГИБДД МО МВД России «Юрьянский» с заявлением (10.11.2015)  ФИО3 не являлся собственником (владельцем) указанного транспортного средства. Следовательно,  ответчик обоснованно  отказал в совершении регистрационных действий  в связи с отсутствием полиса ОСАГО у нового владельца – МУП ЖКХ «Уют».

В соответствии с пунктом 26 Административного регламента за предоставление государственной услуги взимается государственная пошлина в порядке и размерах, установленных статьей 333.33 главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьями 45 (пунктом 1) и 333.18 (пунктом 2) Налогового кодекса Российской Федерации плательщик обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить государственную пошлину. Действующим законодательством не предусмотрена возможность уплаты пошлины иными лицами.

Согласно пункту 1 статьи 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Следовательно, государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. В этом случае уплата государственной пошлины с банковского счета представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого.

В платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.

В качестве документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, представлена заверенная копия платежного поручения от 24.03.2015 №50, свидетельствующего об оплате 850 рублей. В графе «плательщик» указано  ООО «УниверсалСтрой»

Доказательств наличия доверенности на совершение действий по уплате государственной пошлины от имени заявителя, либо иных доказательств, свидетельствующих о том, что названное юридическое лицо действовало от имени и по поручению  МУП ЖКХ «Уют» в материалах дела не имеется.  

В этой связи, суд приходит к выводу о том, что заявитель не представил доказательств уплаты государственной пошлины в установленном порядке, что в силу пункта 22 Административного регламента  влечет за собой  основания для отказа в совершении регистрационных действий.

При таких обстоятельствах, у инспектора имелись юридические и фактические основания для принятия решения об отказе в совершении регистрационных действий. Оспариваемое решение не нарушает прав и законных интересов заявителя при осуществлении им предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не препятствует совершению в последующем регистрационных действий при  условии устранения недостатков  и представления всех необходимых документов. 

Учитывая изложенное, суд не усматривает предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого решения ответчика незаконным.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении требования муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «УЮТ» (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 613648, Россия, Кировская область, пгт. Первомайский, ул. Молодежная, 5)о признании незаконным заключения должностного лица госавтоинспекции - РЭГ ГИБДД МО МВД России «Юрьянский»  (юридический адрес: 613600, Россия, <...>) от 10.11.2015 об отказе в производстве регистрационного действия отказать.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «УЮТ» (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 613648, Россия, Кировская область, пгт. Первомайский, ул. Молодежная, 5)в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 (три тысячи) рублей 00 копеек.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение по делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба в этом случае подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья                                                                                                А.А. Андриянов