АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
610017 г. Киров, ул. К.Либкнехта,102
http://kirov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А28-15686/2016
ФИО1
08 мая 2017 года
Резолютивная часть решения оглашена 03 мая 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 08 мая 2017 года
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Агалаковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Тумашик Е.Г.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Авторемонтные материалы» (ИНН: <***>, ОГРН: <***> юридический адрес: 610050, Россия, <...>)
к Нижегородской таможне Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы в лице Кировского областного таможенного поста (адрес места нахождения: 610020, Россия, <...>)
о признании незаконным решения об уплате утилизационного сбора,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел ГИБДД Управления МВД России по Кировской области (место нахождения: 610000, <...>; место нахождения МРЭО ГИБДД: 610004, <...>),
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя – ФИО2 по доверенности от 03.02.2017,
таможенного органа - ФИО3 по доверенности от 28.12.2016.
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Авторемонтные материалы» (далее – заявитель, общество, ООО «Авторемонтные материалы») обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными решения Кировского областного таможенного поста Нижегородской таможни Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы (далее – Таможенный пост) об обязании общества уплатить утилизационный сбор согласно коэффициенту, применяемому к транспортным средствам, с даты выпуска которых прошло более трех лет, и обязать возвратить излишне уплаченный утилизационный сбор, и бездействия Таможенного поста по невыдаче паспорта транспортного средства (далее - ПТС) с даты выпуска транспортного средства в обращение и уплаты утилизационного сбора 26.09.2016. Заявитель полагает, что обжалуемыми решениями и бездействием Таможенного поста по невыдаче паспорта транспортного средства на ввезенный автомобиль марки MERCEDES-BENZ 1229L ALNEGO, грузовой фургон, шасси (рама) WDB9702581L804077, категория С, год изготовления 2013, номер кузова отсутствует, цвет кузова синий, тип двигателя – дизельный, экологический класс – пятый, изготовитель DAIMLER AG (Германия) (далее - Автомобиль) нарушены его права и законные интересы, поскольку в связи с несвоевременной выдачей ПТС Автомобиль не был допущен к участию в дорожном движении с момента завершения процедуры таможенного оформления для внутреннего потребления и обществу потребовалось заключение договоров на оказание услуг по перевозке грузов, Утилизационный сбор уплачен заявителем по требованию таможенного органа с применением повышающего коэффициента, который применяется к транспортным средствам, с даты выпуска которых прошло более трех лет, тогда как на момент выпуска товара 21.09.2016 С момента изготовления Автомобиля трехлетний срок не истек. Требования заявителя обоснованы положениями статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон №89-ФЗ), пунктом 6 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России №496, Минпромэнерго России №192, Минэкономразвития России №134 от 23.06.2005 (далее – Положение о ПТС). Представитель заявителя в судебном заседании настаивает на удовлетворении заявленных требований.
Таможенным постом представлен мотивированный отзыв на заявление, в котором содержатся возражения относительно доводов заявления, представитель Таможенного поста в судебном заседании поддержал доводы отзыва, указав, что ввоз товара на таможенную территорию Таможенного союза и уплата таможенных пошлин не связаны с определением суммы утилизационного сбора, поскольку являются различными процедурами, размер суммы утилизационного сбора рассчитывается плательщиком самостоятельно с учетом даты производства Автомобиля, на момент уплаты утилизационного сбора с момента выпуска Автомобиля прошло более трех лет, поэтому размер утилизационного сбора должен быть рассчитан с применением повышающего коэффициента 6,91.
Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел ГИБДД Управления МВД России по Кировской области (далее - МРЭО ГИБДД) извещен о времени и месте судебного разбирательства, представлен мотивированный отзыв с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В мотивированном отзыве МРЭО ГИБДД указывает на то обстоятельство, что выданное заявителю и представленное в последующем в Таможенный пост свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (далее - СБКТС) от 26.09.2016, то есть на Автомобиль, с даты выпуска которого прошло более трех лет.
Выслушав представителей заявителя и Таможенного поста, изучив представленные документы, суд установил следующее.
Общество 20.09.2016 подало в Таможенный пост декларацию на товары (далее - ДТ) N 10408100/200916/0011739 с целью декларирования в таможенной процедуре «выпуск для внутреннего потребления» Автомобиля.
21.09.2016 Таможенным постом произведен выпуск товара (Автомобиля).
30.09.2016 ООО «Авторемонтные материалы» обратилось в Таможенный пост с заявлением о выдаче ПТС на Автомобиль, приложив к заявлению расчет суммы утилизационного сбора, платежное поручение от 26.09.2017 №797 на сумму 331500 рублей 00 копеек и оригинал СБКТС от 26.09.2016.
В ответ на указанное заявление общества Таможенный пост письмом от 11.10.2016 №09-02-15/1331 отказал ООО «Авторемонтные материалы» в выдаче ПТС в связи с неправильным расчетом суммы уплаченного утилизационного сбора.
11.11.2016 от заявителя в Таможенный пост поступило заявление о выдаче ПТС на Автомобиль с уточненным расчетом суммы утилизационного сбора и платежным поручением от 10.11.2016 №935 на сумму 705000 рублей 00 копеек.
14.11.2016 заявителю выдан ПТС на Автомобиль в установленном порядке.
Полагая, что Таможенным постом неверно определена сумма утилизационного сбора на Автомобиль и допущено незаконное бездействие по невыдаче ПТС после представления сведений о его уплате платежным поручением от 26.09.2017 №797 в сумму 331500 рублей 00 копеек, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Изложенные обстоятельства дела позволяют суду прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что для удовлетворения требований о признании незаконными ненормативных актов и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. При этом на заявителе лежит бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов оспариваемым решением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона №89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа.
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 №1194 «О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств», основной целью которого является обеспечение экологической безопасности.
Пунктом 3 статьи 24.1 Федерального закона №89-ФЗ определены плательщики утилизационного сбора: лица, которые осуществляют ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами 2 и 3 пункта 6 названной статьи; или у лиц, не уплативших данного сбора в нарушение установленного порядка.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Федерального закона №89-ФЗ).
Виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 №1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление №1291), Постановлением №1291 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее – Правила №1291).
Пунктом 7 Правил №1291 установлено, что на бланке паспорта транспортного средства, оформляемого на выпускаемое в обращение транспортное средство, в отношении которого осуществляется уплата утилизационного сбора, проставляется отметка об уплате утилизационного сбора.
В разделе II Правил №1291 определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты (пункты 11 - 14).
Согласно пункту 11 Правил №1291 для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган в том числе: а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств; б) копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии, копии свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений технических экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии); в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора.
После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства либо наличия чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, таможенный орган проставляет на бланках паспортов, оформляемых в отношении колесных транспортных средств (шасси) или прицепов к ним, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, отметку об уплате утилизационного сбора (пункт 12 Правил №1291).
В силу положений пункта 5 статьи 24.1 Федерального закона №89-ФЗ при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.
В соответствии с пунктом 7 статьи 24.1 Федерального закона №89-ФЗ паспорта транспортных средств (паспорта шасси транспортных средств), паспорта самоходных машин и других видов техники оформляются и выдаются в соответствии с правом Евразийского экономического союза.
Выпуск ввезенного Автомобиля в обращение производится в соответствии с требованиями ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №877 (далее – ТР ТС 018/2011).
В силу положений пункта 8 ТР ТС 018/2011 документами, удостоверяющими соответствие требованиям ТР ТС 018/2011 при выпуске в обращение, являются:
для транспортных средств, оценка соответствия которых проводилась в форме одобрения типа, - одобрение типа транспортного средства;
для шасси - одобрение типа шасси;
для единичных транспортных средств - свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства;
для компонентов транспортных средств - декларация о соответствии или сертификат соответствия.
Документы, удостоверяющие соответствие требованиям настоящего технического регламента, в структуре своего регистрационного номера имеют единое обозначение, подтверждающее их действительность на единой таможенной территории Таможенного союза, а также отличительное обозначение государства, в котором они были оформлены.
Понятие единичного транспортного средства, ввозимого на таможенную территорию таможенного союза, в ТР ТС 018/2011 определено как транспортное средство физическим лицом для собственных нужд; или ранее участвовавшее в дорожном движении в государствах, не являющихся членами Таможенного союза, при условии, что с момента изготовления транспортного средства прошло более трех лет.
В целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, усиления контроля за перемещением транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и за своевременностью уплаты таможенных платежей при ввозе транспортных средств в Российскую Федерацию, утверждено Положение о ПТС, срок действия которого установлен до 01.07.2017.
В соответствии с пунктом 6 Положения о ПТС в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, паспорта выдаются таможенными органами на транспортные средства при наличии ОТТС (одобрения типа транспортного средства) или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и на шасси при наличии ОТШ (одобрения типа шасси).
В соответствии с пунктом 57 Положения о ПТС паспорта выдаются таможенными органами после помещения транспортных средств и (или) шасси под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или на транспортные средства и (или) шасси для личного пользования после выпуска их в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза.
Кроме того, в Перечень видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденный Постановлением №1291, включены только те транспортные средства, которые выпущены в обращение на территории Российской Федерации.
В силу положений подпунктов 18 и 25 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза утилизационный сбор ни налогом, ни таможенной пошлиной не является.
Из системного толкования указанных норм следует, что под «ввозимым транспортным средством в Российскую Федерацию», приведенным в статье 24.1 Федерального закона №89-ФЗ, следует понимать не фактическое пересечение транспортным средством таможенной границы Таможенного союза, а выпуск такого транспортного средства в обращение (с целью эксплуатации) на территории Российской Федерации согласно заявленному таможенному режиму (исходя из целей и задач в рассматриваемой сфере правоотношений).
Следовательно, неуплата утилизационного сбора является основанием для отказа таможенным органом в выдаче ПТС, а не основанием для отказа в выпуске товара в обращение после таможенного оформления. Доводы заявителя об обратном отклоняются как необоснованные.
Дата выпуска Автомобиля – 23.09.2013 заявлена при таможенном декларировании обществом, при рассмотрении дела участвующими в деле лицами не оспаривается.
Доказательств обращения с заявлением о выдаче ПТС на Автомобиль на основании одобрения типа транспортного средства и уплаты утилизационного сбора за Автомобиль в сумме 331500 рублей 00 копеек до 24.09.2016 заявитель при рассмотрении спора суду не представил.
В рассматриваемом случае в отношении Автомобиля спорный расчет утилизационного сбора и его уплата произведены обществом 26.09.2016, СБКТС на Автомобиль выдан также 26.09.2016 в соответствии с ТР ТС 018/2011 (ранее участвовавшее в дорожном движении в государствах, не являющихся членами Таможенного союза, при условии, что с момента изготовления транспортного средства прошло более трех лет).
В связи с тем, что на момент уплаты утилизационного сбора 26.09.2016, Автомобиль утратил статус «нового транспортного средства» - дата выпуска 23.09.2013, у декларанта возникла обязанность по уплате утилизационного сбора согласно коэффициенту, применяемому именно к транспортных средствам, с даты выпуска которых прошло более трех лет.
Доводы заявителя об обратном противоречат требованиям статьи 24.1 Федерального закона №89-ФЗ и целям, преследуемым законодателем для обеспечения экологической безопасности и уменьшения экологического ущерба от эксплуатации автомобиля в зависимости от его года выпуска и объема двигателя.
Таким образом, суд приходит к выводу о недоказанности заявителем незаконного бездействия Таможенного поста, у которого отсутствовали правовые основания для выдачи ООО «Авторемонтные материалы» ПТС на Автомобиль с отметкой об уплате утилизационного сбора, поскольку данный утилизационный сбор рассчитан и уплачен обществом 26.09.2016 неверно (в меньшем размере).
Расходы, понесенные ООО «Авторемонтные материалы» в связи с отсутствием возможности использовать Автомобиль, не допущенный для участия в дорожном движении ввиду отсутствия ПТС, не свидетельствуют в данном случае о нарушении прав и законных интересов общества именно в результате бездействия Таможенного поста.
Учитывая, что доказательств нарушения прав и законных интересов ООО «Авторемонтные материалы» обжалуемым отказом Таможенного органа от 11.10.2016 суду не представлено, и при рассмотрении дела не установлено, законность действий Таможенного поста проверена в судебном порядке, руководствуясь положениями части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований заявителя.
Расходы по уплате государственной пошлины по делу в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Руководствуясь положениями статей 49, 167-170, 176, 180, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Авторемонтные материалы» (ИНН: <***>, ОГРН: <***> юридический адрес: 610050, Россия, <...>) о признании незаконными решения Кировского областного таможенного поста Нижегородской таможни Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы об обязании общества уплатить утилизационный сбор согласно коэффициенту, применяемому к транспортным средствам, с даты выпуска которых прошло более трех лет и обязать возвратить излишне уплаченный утилизационный сбор, и бездействия таможенного органа по невыдаче паспорта транспортного средства с даты выпуска транспортного средства в обращение и уплаты утилизационного сбора 26.09.2016, отказать.
Решение по делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.
Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба в этом случае подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья Н.В. Агалакова