ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-15690/19 от 20.08.2020 АС Кировской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102

http://kirov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А28-15690/2019

г. Киров

21 августа 2020 года

Резолютивная часть решения оглашена 20 августа 2020 года

Решение изготовлено в полном объеме августа 2020 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Агалаковой Н.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мизевым Д.В.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

акционерного общества «Кировские коммунальные системы» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610002, Россия, <...>)

к Государственной жилищной инспекции Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610019, Россия, <...>)

о признании недействительным предписания от 15.08.2019 № 62/2537/19П

без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,

установил:

акционерное общество «Кировские коммунальные системы» (далее – заявитель, общество, АО «ККС») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Кировской области (далее – Инспекция) о признании недействительным предписания от 15.08.2019 № 62/2537/19П. В обоснование заявленного требования общество, ссылаясь на подпункт «у» пункта 31, пункт 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), указывает, что поскольку индивидуальный прибор учета (далее - ИПУ) в квартире № 18 многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...> (далее – МКД №46), введен в эксплуатацию 02.04.2019, то определение объема потребленной услуги на основании показаний ИПУ и начисление платы за коммунальные услуги исходя из показаний ИПУ следует начинать с 01.05.2019. Заявитель извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Инспекция в письменном отзыве на заявление и дополнениях к нему требование общества не признает, просит в его удовлетворении отказать, считает предписание от 15.08.2019 № 62/2537/19П законным и обоснованным. Инспекция извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Руководствуясь положениями статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителей заявителя и Инспекции по представленным в материалы дела документам.

Изучив представленные доказательства, суд установил следующее.

На основании обращения правообладателя жилого помещения в МКД №46 о ненадлежащем начислении платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению заместителем начальника Инспекции издан приказ от 18.07.2019 № 2537/2019 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении АО «ККС» при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору.

В ходе проверки установлено, что 02.04.2019 в квартире №18 МКД №46 установлен ИПУ холодной воды с начальным показателем 435 куб.м, что подтверждается актом ввода прибора учёта в эксплуатацию № 48.

АО «ККС» произвело начисление платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению за апрель 2019 года исходя из норматива потребления (с применением повышающего коэффициента за коммунальную услугу по холодному водоснабжению) на сумму 658,17 рублей, из них: холодная вода – 440,46 руб., водоотведение – 217,71 руб.

В мае 2019 года потребителем переданы показания ИПУ холодной воды – 474 куб.м.

В едином платежном документе за май 2019 года АО «ККС» произвело начисление платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению исходя из показаний ИПУ холодной воды в размере 1877,85 рублей, из них: холодная вода (39 куб.м*27,65 руб.) – 1078,35 руб., водоотведение (39 куб.м*20,50 руб.) – 799,50 руб.

Проанализировав представленные документы, по итогам проверки Инспекция пришла к выводу, что в период с 02.04.2019 по 30.04.2019 АО «ККС» произвело начисление платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению по квартире № 18 МКД №46 дважды: по нормативу потребления в платежном документе за апрель 2019 года и по показаниям ИПУ холодной воды в платежном документе за май 2019 года, что не соответствует требованиям положений статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 42 Правил №354.

По результатам проведения проверки старший государственный инспектор инспекторского отдела по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства Инспекции составил акт от 15.08.2019 № 62/2537/19А и выдал обществу предписание № 62/2537/19П, согласно которому на заявителя возлагается обязанность устранить выявленные нарушения обязательных требований, указанных в акте от 15.08.2019 № 62/2537/19А, и обеспечить соблюдение обязательных требований при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги в МКД №46 в соответствии с законодательством РФ, а именно: привести в соответствие начисление платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, водоотведению на индивидуальное потребление за апрель 2019 году собственнику (нанимателю) квартиры №18 МКД №46.

Не согласившись с предписанием Инспекции от 15.08.2019 № 62/2537/19П, общество обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании его недействительным.

Вышеуказанные обстоятельства позволяют суду прийти к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Отсутствие предусмотренной статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ в удовлетворении заявленных требований.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1).

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при их проведении регулируются положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

Из содержания статьи 17 Закона № 294-ФЗ следует, что предписание выдается в случае установления при обнаружении надзорным органом нарушений законодательства при осуществлении деятельности в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок определения размера платы для потребителей за коммунальные услуги установлен в Правилах № 354.

Согласно пункту 42 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.

При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.

Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.

При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.

Пунктом 80 Правил №354 установлено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Согласно пункту 81 Правил №354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.

Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, прибор учета электрической энергии вводится в эксплуатацию не позднее месяца со дня его установки.

Согласно подпункту «ж» пункта 31 Правил №354 исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, сеть Интернет и др.), и использовать показания, полученные не позднее 25-го числа расчетного месяца, при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, если прибор учета электрической энергии не подключен к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях, а также в случаях, предусмотренных пунктами «г» - «ж» пункта 17 Правил №354, передавать, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, полученные от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета управляющей организации, товариществу или кооперативу, осуществляющим управление многоквартирным домом.

Согласно пункту 37 Правил №354 расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.

Как следует из представленных в материалы дела доказательств, 02.04.2019 в квартире №18 МКД №46 установлен ИПУ холодной воды с начальным показателем 435 куб.м, отраженным в акте ввода прибора учета в эксплуатацию от 02.04.2019, составленного с участием представителя АО «ККС».

Таким образом, начиная с мая 2019 года определение объема потребленной коммунальной услуги по холодному водоснабжению и водоотведению по квартире №18 МКД №46 должно производиться на основании показаний ИПУ, переданных потребителем и принятых к учету исполнителем коммунальной услуги.

В едином платежном документе, предъявленном к оплате потребителю в мае 2019 года, АО «ККС» произвело начисление платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению за апрель 2019 года в сумме 658,17 рублей, определив объем оказанной услуги исходя из норматива потребления.

В мае 2019 года потребителем переданы показания ИПУ холодной воды – 474 куб.м.

Согласно представленным в материалы дела документам, показания ИПУ холодной воды получены и приняты исполнителем коммунальной услуги не позднее 31.05.2020.

В едином платежном документе по квартире №18 за май 2019 года АО «ККС» произвело начисление платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению исходя из показаний ИПУ холодной воды в сумме 1877,85 рублей, из них: холодная вода (39 куб.м*27,65 руб.) – 1078,35 руб., водоотведение (39 куб.м*20,50 руб.) – 799,50 руб. Из представленных в материалы дела доказательств следует, что начисление платы за май 2019 года произведено исполнителем коммунальной услуги с учетом объема потребленной с 02.04.2019 услуги по показаниям ИПУ.

Следовательно, АО «ККС» произвело начисление платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению по квартире № 18 спорного МКД за период с 02.04.2019 по 30.04.2019 дважды: по нормативу потребления в едином платежном документе за апрель 2019 года и по показаниям ИПУ холодной воды в платежном документе за май 2019 года.

Правилами № 354 не предусмотрено двойное начисление платы за жилищно-коммунальные услуги одновременно как из норматива потребления, так и из показаний введенных в действие ИПУ.

В едином платежном документе за апрель 2019 года обществом произведено начисление платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, исходя из нормативов потребления в соответствии с положениями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 42, 81 Правил № 354.

Однако, получив от потребителя сведения об объеме потребленных с 02.04.2019 коммунальных услуг по холодному водоснабжению, а также при наличии у исполнителя коммунальной услуги сведений о первоначальных показаниях ИПУ, в едином платёжном документе за май 2019 года обществу следовало произвести перерасчет размера платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению за период с 02.04.2019 по 30.04.2019 в целях исключения двойного начисления платы за указанные коммунальные услуги.

Доводы Инспекции, отраженные в акте проверки и мотивированном отзыве по делу, арбитражный суд находит обоснованными.

Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о законности и обоснованности предписания Инспекции от 15.08.2019 № 62/2537/19П.

В соответствии с частью 3 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления АО «ККС» о признании недействительным предписания Инспекции от 15.08.2019 № 62/2537/19П не имеется.

Расходы по уплате государственной пошлины по делу возлагаются на заявителя согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

вудовлетворении требования акционерного общества «Кировские коммунальные системы» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610002, Россия, <...>) о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610019, Россия, <...>) от 15.08.2019 № 62/2537/19П отказать.

Решение по делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба в этом случае подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья                                                                                                      Н.В. Агалакова