ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-1725/16 от 28.09.2016 АС Кировской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102

http://kirov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А28-1725/2016

город ФИО7

05 октября 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2016 года.

Решение в полном объеме изготовлено 05 октября 2016 года.

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Зведер Е.Р.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пантелеевой Д.А.

рассмотрел в судебном заседании исковое заявление

общества с ограниченной ответственностью «Проектный институт «Мордовпроект» (ИНН <***>, ОГРН <***>, 430005, <...>)

к Кировскому областному государственному унитарному предприятию «Агентство энергосбережения» (ИНН <***>, ОГРН <***>, 610047, <...>),

Кировскому областному государственному казенному учреждению «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре» (ИНН <***>, ОГРН <***>, 610001, <...>)

о признании обязательств по договору исполненными, о взыскании 16 281 105 рублей 00 копеек,

при участии в судебном заседании представителей:

от истца – ФИО1, по доверенности 13.09.2016,

от ответчика КОГУП «Агентство энергосбережения» – ФИО2, по

доверенности от 03.02.2016,

от ответчика КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре» ФИО3, по доверенности от 07.09.2016,

ФИО4, по доверенности от 18.04.2016,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Проектный институт «Мордовпроект» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с исковым заявлением к Кировскому областному государственному унитарному предприятию «Агентство энергосбережения» (далее – ответчик1, Агентство энергосбережения) о взыскании 16 281 105 рублей 00 копеек долга по договору от 04.08.2014 № 520(14)ПИР на выполнение проектно-изыскательских работ.

Исковые требования основаны на положениях статей 702, 711, 743, 753, 762, 766 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и мотивированы выполнением истцом работ по разработке проектной документации в полном объеме, уклонением заказчиком от передачи проектной документации на государственную экспертизу и неисполнением обязанности по приемке и оплате выполненных работ. Истец считает согласованную в договоре цену проектных работ в размере 10 549 002 рубля 00 копеек ориентировочной, которая приведена подрядчиком в соответствие с фактической протяженностью газопровода и подлежит оплате на 5 732 103 рубля 00 копеек более указанной в договоре.

Определением от 02.03.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, по ходатайству истца привлечено Кировское областное государственное казенное учреждение «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре» (далее –Управление по газификации).

Определением от 28.04.2016 Управление по газификации привлечено к участию в деле в качестве соответчика.

Истец уточнил требования к каждому ответчику, просит признать обязательства по договору № 520(14) ПИР от 04.08.2014 на выполнение проектно-изыскательских работ перед ответчиком – Управлением по газификации – исполненными; взыскать с Агентства энергосбережения 16 281 105 рублей 00 копеек.

Уточнения иска приняты судом к рассмотрению.

ФИО5 оснований для удовлетворения иска не усматривает, указывает на свои обязательства инвестора по договору после приемки выполненных работ Управлением по газификации.

ФИО6 представил отзыв, в котором не согласился с предъявленными к нему требованиями. В отзыве указано на обязанность подрядчика выполнить проектные работы по согласованной цене 10 549 002 рубля 00 копеек. Управление по газификации усматривает невозможность передачи проектной документации на государственную экспертизу ввиду допущенных истцом недостатков и отклонений от условий договора.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в исковом заявлении и отзывах на исковое заявление.

Суд, заслушав представителей истца и ответчиков, исследовав в полном объеме представленные в материалы дела доказательства, установил следующие обстоятельства.

Постановлением Правительства Кировской области от 17.12.2012 № 186/788 утверждена Государственная программа Кировской области «Энергоэффективность и развитие энергетики» на 2013-2020 годы» (далее – Государственная программа). Реализация Государственной программы осуществляется путем выполнения ведомственных целевых программ и отдельных мероприятий, в частности, в выполнении отдельного мероприятия «Газификация Кировской области» участвуют Управление по газификации (выполняет функции заказчика по проектированию и строительству объектов газификации), Агентство энергосбережения (привлекает кредитные средства для финансирования проектирования и строительства объектов газификации).

Управление по газификации выступило Заказчиком при проведении открытого конкурса на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту газификации «Распределительный газопровод в г. Омутнинске и д. Осокино Омутнинского района Кировской области (1, 2, 3, 4 очереди строительства)» на основании Положения о проведении закупок, осуществляемых Управлением по газификации за счет средств Агентства по энергосбережению на поставку товаров, выполнение проектно-изыскательских, строительно-монтажных и иных работ и услуг по созданию объектов газификации.

Начальная цена договора объявлена в размере 34 090 000 рублей 00 копеек, победителем конкурса признан Проектный институт с ценой конкурсной заявки в размере 19 990 000 рублей 00 копеек.

04.08.2014 между Управлением по газификации (Заказчик), истцом (Исполнитель) и Агентством энергосбережения (Инвестор) заключен договор № 520 (14) ПИР на выполнение проектно-изыскательских работ (далее – договор), в соответствии с предметом которого Заказчик поручает за счет средств Инвестора, а Исполнитель принимает на себя обязательство по выполнению проектно-изыскательских работ по объекту «Распределительный газопровод в г. Омутнинске и д. Осокино Омутнинского района Кировской области (1, 2, 3, 4 очереди строительства)» в соответствии с заданием на конкурс.

Результатом работ является:

- откорректированная схема газоснабжения г. Омутнинска на бумажном носителе в цветном изображении на электронном носителе на CD,DVD и на флешнакопителе с USB-разъемом (гидравлические схемы в формате xcg или agaz) с учетом существующих и перспективных потребителей газа, согласованная с ОАО «Газпром газораспределение ФИО7», администрациями Омутнинского городского поселения и Омутнинского района;

- документация по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории, утвержденные в администрации Омутнинского района в соответствии с Федеральным законом № 41-ФЗ от 20.03.2011 и статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации); чертеж градостроительного плана;

- отчет об инженерных изысканиях в цветном исполнении (в том числе графическая часть инженерно-геодезических изысканий в электронном виде в программе AutoCad с типом файлов dwg и с типом файлов pdf);

- проектная документация в цветном исполнении на бумажном носителе и на электронном носителе на CD,DVD и на флешнакопителе с USB-разъемом (в программе AutoCad с типом файлов dwg и с типом файлов pdf), сметная документация в программе «А0» в ТЕР в соответствии с постановлением Правительства Кировской области № 60/350 от 26.07.2010 (прайс-листы должны быть подобраны на основании конъюктурного анализа цен с выбором наиболее экономичного решения (п.4.25.4.28 МДС 81-35.-2004) с предоставлением сравнительной таблицы стоимостных показателей материалов и оборудования и согласованы Заказчиком).

Заказчик обязуется принять выполненные работы, Инвестор обязуется оплатить выполненные работы (пункт 1.1 договора).

Требования к работам изложены Заказчиком в Приложениях № 1, 2, 3, являющихся неотъемлемой частью договора (пункт 1.2 договора).

Заказчик передает Исполнителю необходимые для проектирования исходные данные, которые подлежат обязательному уточнению и проверке Исполнителем на объекте для выполнения проектных работ надлежащим образом (пункт 1.3 договора).

Объем проектно-изыскательских работ определяется Исполнителем по согласованию с Заказчиком и с учетом действующих норм и правил и приведен в Приложениях № 1, 2, 3, на основании которых Исполнителем составляется смета на выполнение работ, которая является Приложением № 4 к договору и составляет его неотъемлемую часть (пункт 1.4 договора).

Исполнитель обязуется сопровождать согласование проектно-сметной документации с заинтересованными службами, выдавшими технические условия, в которых закреплена обязанность последующего согласования проекта; сопровождать прохождение государственной экспертизы проектно-сметной документации, обеспечив получение положительного заключения (пункты 1.7, 1.8 договора).

При обнаружении недостатков результатов работ (пункт 1.1 договора) Исполнитель обязан по требованию Заказчика безвозмездно в срок не более десяти рабочих дней переделать указанную документацию (пункт 1.10 договора).

Продолжительность выполнения работ - семь месяцев с момента заключения договора согласно Календарному плану производства работ (Приложение №5) (пункт 2.1 договора).

Стоимость выполняемых работ составляет 19 900 000 рублей 00 копеек, в том числе по этапам:

- стоимость корректировки схемы газоснабжения (далее – Схема газоснабжения) 186 800 рублей 00 копеек,

- стоимость проекта планировки территории (далее - ППТ) 533 196 рублей 00 копеек,

- стоимость изыскательских работ 8 631 002 рубля 00 копеек,

- стоимость проектных работ 10 549 002 рубля 00 копеек (пункт 3.1 договора).

Оплата по договору производится путем перечисления денежных средств Инвестором на расчетный счет Исполнителя на основании подписанных Заказчиком актов приемки выполненных работ, а также выставленных для оплаты счетов в течение 180 дней после приемки проекта, подписания заказчиком акта сдачи-приемки проекта, получившего положительное заключение государственной экспертизы (пункт 3.2 договора).

Порядок сдачи и приемки работ предусматривает: при завершении работы Исполнитель представляет Заказчику акт сдачи-приемки документации, четыре экземпляра схемы газоснабжения в цветном исполнении на бумажном носителе, восемь экземпляров проекта в цветном исполнении на бумажном носителе, на электронном носителе на CD,DVD и на флешнакопителе с USB-разъемом, четыре экземпляра сметной документации на бумажном носителе, а также в программе «А0» в ТЕР в соответствии с постановлением Правительства Кировской области № 60/350 от 26.07.2010; Заказчик в течение десяти рабочих дней обязан направить Исполнителю подписанный акт или мотивированный отказ (пункты 4.1. 4.2 договора).

Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения сторонами принятых на себя обязательств (пункт 6.9 договора).

В соответствии с Заданием на проектирование (Приложение № 3 к договору) основанием для проектирования является Государственная программа Кировской области «Энергоэффективность и развитие энергетики на 2013-2020 годы»; проектированию подлежит газопровод высокого, среднего и низкого давления, установка пунктов редуцирования газа в соответствии со схемой газоснабжения и согласно техническим условиям ОАО «Газпром газораспределение ФИО7».

В соответствии с Техническим заданием (Приложение № 2 к договору) ориентировочная общая протяженность газопровода 1 очереди строительства – 28,9 км; 2 очереди строительства – 31,5 км; 3 очереди строительства – 32 км; 4 очереди строительства – 5 км (пункт 5 Технического задания).

Исходными материалами в Техническом задании названа Схема газоснабжения (пункт 7 Технического задания).

Техническое задание определяет состав представляемых материалов по этапам разработки документации по планировке территории, в том числе:

- подготовительные работы для разработки документации по планировке территории: инженерно-геодезические изыскания, выявление землепользователей и собственников земельных участков по данным кадастровой палаты с приложением данных кадастровой палаты, включающий согласование выбранной трассы с собственниками земельных участков, землепользователей с заключением письменных соглашений на прокладку газопровода; заключение договоров о временном занятии земельных участков (безвозмездное срочное пользование, аренды и др.) с собственниками при транзитной прокладке газопровода;

- разработка документации по планировке территории: разработка ППТ, разработка проекта межевания, разработка градостроительного плана (пункт 8 Технического задания).

Календарный план производства работ устанавливает срок выполнения:

- инженерно-геодезических изыскания – до 12.09.2014,

- корректировка Схемы газоснабжения – до 11.10.2014,

- ППТ и проект межевания – до 30.10.2014,

- инженерно-геологические изыскания 1 очереди строительства – до 30.10.2014, 2 очереди строительства – до 29.12.2014, 3 очереди строительства – до 16.01.2015, 4 очереди строительства – до 28.11.2011,

- разработка проектной и рабочей документации 1 очереди строительства – до 28.02.2015, 2 и 3 очереди строительства – до 04.03.2015, 4 очереди строительства – до 30.01.2015.

Выполнение и приемка работ по инженерно-геодезическим изысканиям подтверждается следующими актами:

- от 15.09.2014 № 1 (1 очередь строительства) на сумму 1 847 229 рублей 00 копеек;

- от 15.09.2014 № 2 (2 очередь строительства) на сумму 2 064 164 рубля 00 копеек;

- от 15.09.2014 № 3 (3 очередь строительства) на сумму 2 072 651 рубль 00 копеек;

- от 15.09.2014 № 4 (4 очередь строительства) на сумму 287 251 рубль 00 копеек, всего на сумму 6 271 295 рублей 00 копеек.

Выполнение и приемка работ по разработке проекта планировки и проекта межевания территории подтверждается актом от 30.10.2014 № 4 (1, 2, 3, 4 очереди строительства) на сумму 533 196 рублей 00 копеек.

Выполнение и приемка работ по инженерно-геологическим изысканиям подтверждается следующими актами:

- от 15.12.2014 № 5 (3 очередь строительства) на сумму 762 997 рублей 00 копеек;

- от 18.09.2015 № 11 (1 очередь строительства) на сумму 713 715 рублей 00 копеек:

- от 18.09.2015 № 12 (2 очередь строительства) на сумму 727 176 рублей 00 копеек;

- от 18.09.2015 № 13 (4 очередь строительства) на сумму 155 819 рублей 00 копеек, всего на сумму 2 359 707 рублей 00 копеек.

Выполнение и приемка работ по корректировке Схемы газоснабжения подтверждается актом от 25.11.2015 № 7 на сумму 186 800 рублей 00 копеек.

Принятые Заказчиком работы на общую сумму 9 350 998 рублей 00 копеек (6 271 295 рублей 00 копеек + 533 196 рублей 00 копеек + 2 359 707 рублей 00 копеек + 186 800 рублей 00 копеек) оплачены в полном объеме.

Проектная документация передана Исполнителем Заказчику по накладным на отпуск проектно-сметной документации:

- 06.07.2015 на 1 очередь строительства,

- 28.07.2015 на 2 очередь строительства,

- 05.08.2015 на 3 и 4 очередь строительства.

На момент передачи Исполнителем проектной документации откорректированная Схема газоснабжения не была согласована Исполнителем с АО «Газпром газоснабжение ФИО7» по 1, 2, 3 очереди строительства. Схема газоснабжения согласована АО «Газпром газоснабжение ФИО7» по 4 очереди строительства письмом от 14.07.2015 № 02-02/2934, передана Заказчику Исполнителем 28.10.2015 (три экземпляра).

Заказчик, оказывая содействие Исполнителю, неоднократно обращался за согласованием Схемы газоснабжения (1, 2, 3 очередь строительства) в АО «Газпром газораспределение ФИО7» письмами от 31.07.2015 № 06-01-1782, от 11.08.2015 № 06-01-1862, от 29.09.2015 № 06-01-2217, направляя откорректированную Исполнителем проектную документацию по замечаниям АО «Газпром газораспределение ФИО7».

Письмом от 06.10.2015 № 563 Исполнитель обратился к Заказчику в связи с тем, что проектная документация не передана Заказчиком на государственную экспертизу. Исполнитель настаивал, что отсутствие согласованной Схемы газоснабжения не является препятствием для прохождения государственной экспертизы, а также гарантировал внесение изменений по замечаниям государственной экспертизы с учетом корректировки изменений по замечаниям АО «Газпром газораспределение ФИО7» по Схеме газоснабжения.

16.10.2015 письмом № 567 Исполнитель подтвердил наличие на данный момент согласования Схемы газоснабжения с АО «Газпром газораспределение ФИО7» по 4 очереди строительства, включение по замечаниям Заказчика от 06.10.2015 в сметный расчет затрат на присоединение к существующему газопроводу, пусконаладочных работ и первичный пуск газа, передачу откорректированного сводного сметного расчета по накладной от 12.10.2015 № 129. Исполнитель указал на необходимость незамедлительной передачи на государственную экспертизу проектной документации по 4 очереди строительства объекта.

Схема газоснабжения согласована АО «Газпром газоснабжение ФИО7» по 1, 2, 3 очередям строительства письмом от 03.11.2015 № 02-02/4703, передана Заказчику Исполнителем 24.11.2015 (один экземпляр).

После предоставления согласованной Схемы газоснабжения последовали корректировки Исполнителем проектной документации, после чего она вновь была передана Заказчику для рассмотрения:

- 1 очередь строительства – 07.12.2015 по накладной от 04.12.2015 № 148 (сопроводительное письмо от 04.12.2015 № 649), 28.12.2015 по накладной от 24.12.2015 № 156 (сопроводительное письмо от 24.12.2015 № 668);

- 2 очередь строительства – 07.12.2015 по накладной от 04.12.2015 № 147 (сопроводительное письмо от 04.12.2015 № 650), 28.12.2015 по накладной от 24.12.2015 № 157 (сопроводительное письмо от 24.12.2015 № 669);

- 3 очередь строительства – 26.11.2015 сопроводительным письмом от 24.11.2015 № 628, 07.12.2015 по накладной от 04.12.2015 № 149 (сопроводительное письмо от 04.12.2015 № 653), 28.12.2015 по накладной от 24.12.2015 № 158 (сопроводительное письмо от 24.12.2015 № 670);

- 4 очередь строительства – 07.08.2015 по накладной от 05.08.2015 № 90 (сопроводительное письмо от 05.08.2015 № 456), 07.12.2015 по накладной от 04.12.2015 № 150 (сопроводительное письмо от 04.12.2015 № 652).

Состав переданной проектной документации и количество экземпляров указаны в накладных на отпуск проектно-сметной документации.

Замечания Заказчика на полученную проектную документацию направлялись Исполнителю, в том числе письмами: от 15.12.2015 № 06-01-2894, от 25.12.2015 № 06-01-2956, от 30.12.2015 № 06-01-2972, от 25.02.2016 № 06-01-0255, от 09.03.2016 № 06-01-0312, от 28.03.2016 № 06-01-0407, от 01.04.2016 №№ 06-01-0407, 06-01-0408, от 04.04.2016 № 06-01-0412.

В настоящее время проходит государственную экспертизу проектная документация по 4 очереди строительства, положительное заключение государственной экспертизы не получено, по проектной документации получены замечания письмом от 22.08.2016 № 01-06/476.

В ходе выполнения проектно-изыскательских работ Исполнитель в связи с возникшей необходимостью выполнить дополнительные объемы работ обратился к Заказчику с письмом от 25.08.2014 № 572 о письменном подтверждении необходимости выполнения дополнительных работ и гарантий по их оплате.

Заказчик письмом от 29.08.2014 № 06-01-2661 проинформировал об условии оплаты дополнительных работ, которым является предоставление их в составе проектной документации. Кроме того, письмом от 10.04.2015 № 06-01-0971 Заказчик сообщил, что рассмотрение вопроса об увеличении стоимости проектно-изыскательских работ будет возможно после разработки раздела проекта полосы отвода и спецификации по каждой очереди строительства и уточнения окончательной протяженности газопровода.

Исполнитель после корректировки ранее разработанной Схемы газоснабжения и выполнения проектных работ определил фактическую протяженность газопровода, направил Заказчику с сопроводительным письмом от 01.09.2015 № 520 откорректированные сметы на проектно-изыскательские работы с учетом дополнительных объемов работ.

Для решения вопроса об увеличении стоимости проектных работ, изменения объемов и видов работ Заказчиком письмом от 15.09.2015 № 06-01-2207 указал Исполнителю на необходимость предоставить их подтверждение и обоснование.

Письмами от 01.10.2015 № 06-01-2267, от 07.10.2015 № 06-01-2295 Заказчик не принял для рассмотрения и согласования сметы на дополнительные работы ввиду отсутствия согласованной корректировки Схемы газоснабжения.

Письмами от 03.12.2015 № 648, от 25.12.2015 № 676 истец направил Заказчику для подписания акты приемки выполненных работ по разработке проектной документации на общую сумму 10 549 002 рубля 00 копеек, в том числе:

- акт № 6 на сумму 541 529 рублей 00 копеек (4 очередь строительства);

- акт № 8 на сумму 3 130 043 рубля 00 копеек (1 очередь строительства);

- акт № 9 на сумму 3 411 639 рублей 00 копеек (2 очередь строительства);

- акт № 10 на сумму 3 465 791 рубль 00 копеек (3 очередь строительства).

Одновременно направлен акт № 14 на сумму 5 732 103 рубля 00 копеек стоимости дополнительных объемов работ по разработке проектной документации, в том числе:

- увеличение стоимости по 1 очереди строительства на 1 816 901 рубль 00 копеек,

- уменьшение стоимости по 2 очереди строительства на 651 228 рублей 00 копеек,

- увеличение стоимости 3 очереди строительства на 4 403 925 рублей 00 копеек,

- увеличение стоимости по 4 очереди строительства на 162 505 рублей 00 копеек.

Разница в стоимости работ по разработке проектной документации заключается превышении ориентировочной протяженности газопровода по договору – 97, 4 км и фактической протяженностью газопровода – 116,0776 км.

Истец полагает, что Управление по газификации необоснованно уклоняется от передачи проектной документации на государственную экспертизу, обязанность Агентства по энергосбережению оплатить выполненные работы возникла после передачи проектной документации Заказчику.

Указанные обстоятельства послужили основанием для истца обратиться истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Установленные судом обстоятельства позволяют сделать следующие выводы.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

В силу статьи 758 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.

По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации (пункт 1 статьи 759 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На основании статьи 760 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан:

выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором;

согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления;

передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.

Как следует из материалов дела и условий заключенного сторонами договора правоотношения сторон свидетельствуют о заключении договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и регулируются главой 37 «Подряд» Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исполнителю выдано Техническое задание на подготовку проектной документации и Задание на проектирование. Определены подлежащие передаче Заказчиком Исполнителю исходные данные – Схема газоснабжения, требующая корректировки и согласования, в частности, с АО «Газпром газоснабжение ФИО7».

Откорректированная Схема газоснабжения является исходными данными для выполнения последующих работ по договору, в том числе проекта планировки и проекта межевания территории, разработки проекта.

Проект планировки территории имеет целью определить земельные участки для проектирования, которые согласно Схеме газоснабжения будут затронуты строительством объекта. С собственниками земельных участков надлежит урегулировать вопросы использования земельных участков, компенсации использования. Разработанная проектная документация должна соответствовать проекту планировки территории и определяет необходимые виды работ и затрат, стоимость которых будет влиять на определение стоимости строительства объекта.

Как подтверждается материалами дела, работы в части разработки проекта планировки и проекта межевания территории выполнены Исполнителем до согласования откорректированной Схемы газоснабжения с АО «Газпром газоснабжение ФИО7».

Требование Заказчика о корректировке проекта планировки и проекта межевания территории, выполненных Исполнителем ранее указанного согласования Схемы газоснабжения, следует признать обоснованным.

Проект планировки территории, в основном, приведен в соответствие с согласованной Схемой газоснабжения. Исполнителем не устранено несоответствие проекта планировки территории и проектной документации в части несовпадения прохождения трассы газопровода. Заказчиком в материалы дела представлена выкопировка из проекта планировки и проекта межевания территории (том 1, лист 1, стадия П, Р «Проект планировки территории») и выкопировка из проектной документации (Раздел 2 Проект полосы отвода, Том 2, часть 1, лист 11, стадия П «Сети газопровода»).

В связи с указанным несовпадением, подтвержденным представленными выкопировками, Исполнителю надлежит либо перенести трассу газопровода, либо урегулировать вопрос временного занятия земельных участков с их собственниками. В письме Заказчика от 06.04.2016 № 06-01-0424 содержатся указанные замечания и кадастровые номера земельных участков, относящихся к неурегулированным расхождениям проекта планировки территории и проектной документации:

43:22:310135:237 43:22:310135:235 43:22:310135:188

43:22:310135:233 43:22:310135:236 43:22:310135:189

43:22:310135:234 43:22:310135:232 43:22:310135:190.

43:22:310135:187 43:22:310135:191

В полученной Заказчиком проектной документации сводный сметный расчет строительства объекта выполнен с учетом дополнительных работ и увеличения стоимости проектных работ в связи с уточнением протяженности отдельных участков газопровода.

Заказчик письмами от 25.12.2015 № 06-01-2956, от 30.12.2015 № 06-01-2972 сообщал о невозможности передачи проектной документации на государственную экспертизу без приведения стоимости проектных работ в соответствие с условиями договора. Прохождение проектной документацией государственной экспертизы не предполагает рассмотрение обоснованности доводов Исполнителя о выполнении дополнительных объемов работ без их согласования с Заказчиком в виде внесения изменений в договор. Передача в составе проектной документации несогласованных с Заказчиком смет и дополнительных соглашений не допускается.

Объем представленной проектной документации указан Исполнителем в соответствующих накладных на передачу документации и сопроводительных письмах, в том числе переданной в ноябре-декабре 2015 года. Количество экземпляров проектной документации, предусмотренное договором, Заказчику не передано. Требование Заказчика по количеству представленных экземпляров проектной документации, основано на условиях договора, в связи с чем является обоснованным.

Наличие исходных данных в Пояснительной записке обеспечивается Исполнителем, на которого возложена подготовка и комплектование проектной документации. В Томе 1 «Пояснительная записка» по 3 очереди строительства не включены Технические условия № 837/Горьк.НТП от 22.04.2015 на выполнение пересечения с железной дорогой трассой газопровода. В проектах планировки территории не включены исходные данные: акты вынужденного снова зеленых насаждений от 24.12.2015, от 21.12.2015; соответствующие распоряжения администрации муниципального образования «Омутнинского городского поселения Омутнинского района» от 25.12.2015 № 293, от 25.12.2015 № 294, от 25.12.2015 № 295 «О вынужденном сносе зеленых насаждений»; постановление администрации муниципального образования «Омутнинского городского поселения Омутнинского района» от 02.12.2012 № 414, от 02.12.2014 № 416 «Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории»; согласования прохождения газопровода по земельным участкам юридических лиц и служб, выдавших технические условия. Об отсутствии исходных данных Заказчик заявлял письмами от 09.03.2016 № 06-01-0312, от 01.04.2016 № 06-01-0407, от 04.04.20156 № 06-01-0412.

Письмо Заказчика от 01.04.2016 № 06-01-0408 подтверждает представление исполнителем Листа № 5 топографической съемки инженерных изысканий по 4 очереди строительства впервые письмом от 22.03.2016 № 105. Исполнитель сведения Заказчика не опровергает.

В ходе проведения государственной экспертизы по 4 очереди строительства сторонами получены письмом от 22.08.2016 замечания по проектной и сметной документации, срок устранения которых установлен до 06.09.2016.

Исполнитель обратился с просьбой о продлении данного срока до 30.09.2016 письмом от 25.08.2016 № 320.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы. Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.

Исследовав по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что представленные ответчиком доказательства свидетельствуют о ненадлежащем качестве выполненных истцом работ и отсутствии оснований для их приемки Заказчиком и оплаты как на момент обращения с исковым заявлением, так и на дату рассмотрения судом спора. Указанные в представленной переписке сторон замечания Заказчика суд признает мотивированным отказом от приемки результата работ по договору. Суду не представлено доказательств устранения выявленных Заказчиком недостатков.

Кроме того, условие договора об оплате выполненных работ после получения проектной документацией положительного заключения государственной экспертизы, является согласованным сторонами договора условием об отсрочке оплаты выполненных работ, закону не противоречит и гарантирует Заказчику наступление его обязанности по оплате после подтверждения качества полученного результата работ.

Суд считает не подлежащими удовлетворению требования истца о признании исполненными его обязательств договору № 520(14) ПИР от 04.08.2014 на выполнение проектно-изыскательских работ, а также требования о взыскании стоимости выполненных работ.

Судом отклоняются доводы истца о возложении Заказчиком на Исполнителя обязанности по передаче проектной документации на государственную экспертизу. Заказчик в судебном заседании подтвердил свою обязанность передать проектную документацию в Кировское государственное автономное учреждение «Управление государственной экспертизы и ценообразования в строительстве», одновременно указал и документально подтвердил наличие недостатков проектной документации, исключающих получение положительного заключения государственной экспертизы, что свидетельствует о не готовности проектной документации к передаче на государственную экспертизу.

Суд не принимает доводы Исполнителя о возможной доработке и корректировке документации в виде устранения замечаний, полученных на стадии прохождения государственной экспертизы. Данные доводы не основаны на нормах права об обязанности Исполнителя передать работы надлежащего качества, встречной обязанности Заказчика принять работы надлежащего качества.

Доводы сторон о дополнительных объемах работы не имеют значения для рассмотрения спора в отсутствие надлежащего результата выполненных работ, подтвержденного положительным заключением государственной экспертизы.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по уплате государственной пошлины возлагается на ответчика.

Руководствуясь статьями 49, 110, 112, 167-170, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении иска.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Проектный институт «Мордовпроект» (ИНН <***>, ОГРН <***>, 430005, <...>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 104 406 (сто четыре тысячи четыреста шесть) рублей 00 копеек.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба в этом случае подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья Е.Р. Зведер