АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102
www.kirov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А28-1736/2009
23/27
г. Киров
23 апреля 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 17 апреля 2009 года
В полном объеме решение изготовлено 23 апреля 2009 года
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Кононова П.И.
при ведении протокола судебного заседания судьей Кононовым П.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Автономной некоммерческой образовательной организации «Кировский хоккейный клуб «Родина»
к Контрольно-счетной палате Кировской области
о признании недействительным представления
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО1, по доверенности от 10.02.2009,
от ответчика – ФИО2, советника, юрисконсульта финансово-административного отдела, по доверенности от 20.03.2009,
установил:
в заявлении Автономной некоммерческой образовательной организации «Кировский хоккейный клуб «Родина» (далее - АНОО КХК «Родина», заявитель) с учетом его дополнения и уточнения содержится требование о признании недействительным направленного в его адрес представления Контрольно-счетной палаты Кировской области (далее - КСП Кировской области, ответчик) от 27.01.2009 № 01-21/65, в соответствии с которым заявителю предложено восстановить средства областного бюджета, использованные не по целевому назначению в сумме 10 000 000 рублей и не допускать отвлечения бюджетных средств на цели, не предусмотренные Положением о порядке финансирования части расходов на содержание спортивных команд (клубов), утвержденного Распоряжением Правительства Кировской области от 28.01.2008 № 120/22.
В обоснование данного требования заявитель указывает на то, что его действия по использованию выделенной ему в 2007 году из бюджета Кировской области субсидии в размере 10 000 000 рублей на оплату ранее полученного им из указанного бюджета бюджетного кредита на эту же сумму были неправильно квалифицированы ответчиком, как нецелевое использование бюджетных средств, поскольку бюджетный кредит был использован на цели, предусмотренные Положением о порядке финансирования части расходов на содержание спортивных команд (клубов), утвержденного Постановлением Правительства Кировской области от 27.12.2004 № 461.
В этой связи заявитель полагает, что выданное ответчиком представление от 27.01.2009 с предложением восстановить указанную выше сумму в областной бюджет не соответствует нормам статей 78, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации и нарушает его права в сфере экономической деятельности.
В письменном отзыве на заявление от 16.03.2009 КСП Кировской области указывает на законность и обоснованность направленного в адрес заявителя и оспариваемого им представления, ссылаясь при этом на то, что подпунктом 3.1. пункта 3 Положения о порядке финансирования части расходов на содержание спортивных команд (клубов), утвержденного Постановлением Правительства Кировской области от 27.12.2004 № 461, которое действовало в 2007 году, не была предусмотрена такая цель использования выделяемых спортивным командам (клубам) бюджетных денежных средств, как оплата кредитов. Соответственно ответчик усматривает в действиях заявителя использование средств областного бюджета на цели, не соответствующие условиям их получения, то есть нецелевое использование бюджетных средств и считает, что эти средства в сумме 10 000 000 рублей подлежат восстановлению.
В судебном заседании представитель заявителя, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении и в дополнениях к нему, поддержал заявленное требование и просил удовлетворить его.
Представитель ответчика в судебном заседании, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве, просил суд отказать в удовлетворении требования заявителя.
В ходе судебного разбирательства установлены следующие фактические обстоятельства дела.
В период с 25.12.2008 по 12.01.2009 КСП Кировской области провела проверку целевого и эффективного использования КХК «Родина» денежных средств, выделенных ему из бюджета Кировской области в течение 2007-2008 годов.
В результате проведенной проверки ведущим консультантом КСП Кировской области ФИО3 были установлены следующие факты.
1. 10.08.2007 КХК «Родина» заключил с Правительством Кировской области договор о предоставлении бюджетного кредита № 456/01/2007, в соответствии с которым заемщику из бюджета Кировской области был предоставлен кредит на сумму 10 000 000 рублей для пополнения оборотных средств со сроком возврата до 01.12.2007.
В соответствии с Положением о порядке финансирования части расходов на содержание спортивных команд (клубов), утвержденным Постановлением Правительства Кировской области от 27.12.2004 № 461, на основании платежного поручения от 17.10.2007 № 545 КХК «Родина» из бюджета Кировской области были выделены денежные средства в размере 10 000 000 рублей. На основании платежного поручения от 16.10.2007 № 47 (дата регистрации в банке - 17.10.2007) указанная денежная сумма, поступившая из бюджета области, была перечислена КХК «Родина» Департаменту финансов Кировской области на оплату бюджетного кредита, полученного ранее в соответствии с указанным выше договором от 10.08.2007.
КСП Кировской области квалифицировала указанные действия КХК «Родина» по распоряжению полученной из бюджета области денежной суммой в размере 10 000 000 рублей как нецелевое использование бюджетных средств, поскольку они были израсходованы не на цели, исчерпывающий перечень которых определен в Положении о порядке финансирования части расходов на содержание спортивных команд (клубов), утвержденном Постановлением Правительства Кировской области от 27.12.2004 № 461
Платежными поручениями от 09.09.2008 № 863 на сумму 100 000 рублей и от 09.09.2008 № 723 на сумму 1 300 000 рублей КХК «Родина» перечислил из полученных им средств бюджета Кировской области 1 400 000 рублей на оплату квартир, приобретаемых хоккеистами клуба. Данные действия КХК «Родина» по распоряжению полученными из бюджета области денежными средствами в размере 1 400 000 рублей КСП Кировской области квалифицировала как нецелевое использование бюджетных средств, поскольку они были израсходованы не на цели, исчерпывающий перечень которых определен в Положении о порядке предоставления из областного бюджета субсидий на расходы сборных команд Кировской области по отдельным командным игровым видам спорта в 2008-2010 годах, утвержденном Постановлением Правительства Кировской области от 26.01.2008 № 120/22.
Указанные выше факты нецелевого использования КХК «Родина» выделенных ему в 2007-2008 годах из бюджета Кировской области денежных средств были отражены должностным лицом КСП Кировской области в акте проверки от 12.01.2009.
27.01.2009 Председатель КСП Кировской области ФИО4, рассмотрев материалы проверки, направил в адрес исполнительного директора КХК «Родина» ФИО5 представление № 01-2165, в котором, руководствуясь статьей 18 Закона Кировской области «О контрольно-счетной палате Кировской области» от 02.06.2005 № 332-ЗО, предложил восстановить средства областного бюджета, использованные не по целевому назначению в сумме 10 000 000 рублей и не допускать отвлечение бюджетных средств на цели, не предусмотренные Положением о порядке финансирования части расходов на содержание спортивных команд (клубов), утвержденного Распоряжением Правительства Кировской области от 28.01.2008 № 120/22.
Заявитель, посчитав указанное представление незаконным и нарушающим его права в сфере экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Заслушав объяснения и доводы представителей сторон, исследовав все материалы дела, арбитражный суд приходит к выводу о том, что требование заявителя подлежит удовлетворению частично, а именно, в части квалификации действий КХК «Родина» по использованию выделенных ему из бюджета Кировской области денежных средств в размере 10 000 000 рублей как нецелевого использования этих средств и в части предложения восстановить указанную денежную сумму, по следующим основаниям.
1. В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, КСП Кировской области направила в адрес КХК «Родина» представление от 27.91.2009 № 01-21/65. Данный документ, по мнению суда, является ненормативным правовым актом и в этой связи может быть оспорен заявителем в арбитражном суде в соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ в связи со следующим.
Ненормативным правовым актом является исходящий от государственного органа, органа местного самоуправления или его должностного лица официальный документ, содержащий властное решение, принятое по результатам рассмотрения конкретного юридического дела, устанавливающее или подтверждающее юридические факты, права, обязанности или меру правовой ответственности индивидуально определенного физического лица или организации, в отношении которых это решение принимается.
В соответствии с абзацем 1 статьи 17 Закона Кировской области «О контрольно-счетной палате Кировской области» от 02.06.2005 № 332-ЗО (далее - Закон о КСП) требования должностных лиц Контрольно-счетной палаты, соответствующие законодательству Российской Федерации и Кировской области, связанные с исполнением ими своих служебных обязанностей, являются обязательными для организаций независимо от их подчиненности и форм собственности. В силу абзаца 1 статьи 18 Закона о КСП по результатам проведенных контрольных мероприятий Контрольно-счетная палата направляет руководителям организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного области ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении действующего законодательства. В соответствии с абзацем 3 статьи 18 названного закона представление Контрольно-счетной палаты должно быть рассмотрено в указанный в нем срок, если срок не указан - в течение месяца со дня его получения и о принятом по представлению решении и о мерах по его реализации Контрольно-счетная палата уведомляется незамедлительно.
Кроме того, в соответствии со статьей 2.1. Закона Кировской области «Об административной ответственности в Кировской области» от 04.12.2007 № 200-ЗО, установлена административная ответственность юридических лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований и предписаний, содержащихся в индивидуальных правовых актах, в том числе Контрольно-счетной палаты Кировской области, принятых (изданных) в пределах ее компетенции.
Систематическое толкование приведенных выше правовых норм позволяет суду сделать вывод о том, что оспариваемое заявителем представление КСП Кировской области является ненормативным правовым актом, поскольку оно содержит обязательное для исполнения конкретное требование о восстановлении средств областного бюджета, использованных не по целевому назначению в сумме 10 000 000 рублей и за неисполнение этого требования КХК «Родина» как юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности. Кроме того, квалификация в оспариваемом представлении действий заявителя по распоряжению бюджетными денежными средствами в сумме 10 000 000 рублей как бюджетного правонарушения, выразившегося в нецелевом использовании бюджетных средств, является в силу статей 283 и 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации правовым основанием для применения к нему такой меры административного принуждения, как изъятие бюджетных средств, что также свидетельствует о наличии у представления признаков ненормативного правового акта.
2. Оценивая оспариваемее представление КСП Кировской области по существу, суд приходит к выводу о несоответствии его нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации и Положения о порядке финансирования части расходов на содержание спортивных команд (клубов), утвержденного Постановлением Правительства Кировской области от 27.12.2004 № 461 в части квалификации действий КХК «Родина» по распоряжению бюджетными денежными средствами в размере 10 000 000 рублей как нецелевого использования бюджетных средств и в части возложения на указанное юридическое лицо обязанности восстановить данные средства по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные средства должны выделяться в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. В силу названной нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств состоит в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Правовым основанием получения КХК «Родина» средств бюджета Кировской области в 2007 году являлось Положение о порядке финансирования части расходов на содержание спортивных команд (клубов)», утвержденное Распоряжением Правительства Кировской области от 27.12.2004 № 461 (далее - Положение о порядке финансирования). В соответствии с подпунктом 3.1. названного Положения руководители спортивных команд (клубов) вправе использовать выделяемые из бюджета Кировской области денежные средства только на следующие цели:
а) выплата заработной платы и премиальных;
б) приобретение спортивной формы и инвентаря;
в) оплата питания на учебно-тренировочных сборах и соревнованиях;
г) обеспечение фармакологическими, восстановительными средствами;
д) аренда спортивных сооружений;
е) проведение учебно-тренировочных сборов и участие в спортивных соревнованиях.
Таким образом, в силу названных положений статей 38 и 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, КХК «Родина» вправе был использовать выделенные ему в 2007 году из бюджета Кировской области денежные средства только на перечисленные выше цели.
Как следует из материалов дела, КХК «Родина», не получив запланированные в бюджете Кировской области на 2007 год денежные средства в размере 10 000 000 рублей, в целях обеспечения финансирования текущих расходов вынужден был 10.08.2007 года заключить с Правительством Кировской области договор о предоставлении бюджетного кредита на сумму 10 000 000 рублей. Как следует из имеющихся в материалах дела копий отчетов о расходовании денежных средств, полученных по указанному кредитному договору, от 10.08.2007, от 20.08.2007, от 31.08.2007, от 07.09.2007, от 08.10.2007 эти денежные средства были израсходованы КХК «Родина» именно на те цели, которые перечислены в подпункте 3.1. Положения о порядке финансирования.
Получив 17.10.2007 года в соответствии с Положением о порядке финансирования из бюджета Кировской области денежные средства в размере 10 000 000 рублей, КХК «Родина» использовал их для оплаты полученного им ранее и израсходованного на цели, предусмотренные указанным Положением, бюджетного кредита. Таким образом, КХК «Родина» за счет поступивших ему безвозмездно бюджетных денежных средств возвратил в бюджет Кировской области полученные им ранее в порядке кредитования и использованные строго по целевому назначению денежные средства.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает в действиях КХК «Родина» нарушения бюджетного законодательства, а именно нецелевого использования бюджетных средств в размере 10 000 000 рублей в связи со следующим.
Как указывалось выше, в силу статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств является направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным правовым основанием их получения, то есть в данном случае Положением о порядке финансирования.
Подпунктом 3.1. Положения о порядке финансирования действительно не предусмотрена такая цель использования бюджетных средств, как оплата кредитов, в том числе и бюджетных. В то же время, поскольку КХК «Родина» вынужден был использовать в 2007 году на цели, предусмотренные названной нормой Положения о порядке финансирования, заемные денежные средства в связи с отсутствием бюджетных денежных средств, выделяемых ему безвозмездно, последующее направление поступивших ему из бюджета Кировской области денежных средств в размере 10 000 000 рублей на погашение полученного бюджетного кредита по существу является возмещением произведенных им за счет заемных средств целевых расходов. Способом такого возмещения в данном случае является оплата бюджетного кредита. При этом использование данного способа возмещения не меняет установленного целевого назначения расходования указанных бюджетных средств, поскольку возмещаемые денежные средства были израсходованы строго в соответствии с этим целевым назначением.
С учетом данных обстоятельств использование заявителем выделенных ему в 2007 году из бюджета Кировской области денежных средств в размере 10 000 000 рублей на компенсацию произведенных им ранее за счет средств бюджетного кредита целевых расходов посредством погашения этого кредита соответствует условиям получения указанных бюджетных средств и не может быть квалифицировано как их нецелевое использование.
Поскольку использование КХК «Родина» в 2007 году бюджетных денежных средств в размере 10 000 000 рублей на погашение бюджетного кредита не может быть квалифицировано как нецелевое использование этих средств у КСП Кировской области отсутствовали правовые основания для возложения на данное юридическое лицо обязанности по восстановлению указанных денежных средств.
Кроме того, статья 18 Закона о КСП, регламентирующая порядок направления представлений КСП, не предусматривает возможность указания в представлении такой меры воздействия на нарушителя бюджетного законодательства, как восстановление бюджетных средств, использованных не по целевому назначению. В силу названной нормы представление направляется для принятия мер по устранению выявленных нарушений без конкретизации таких мер, по возмещению причиненного области ущерба и по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении действующего законодательства. Указанная в оспариваемом представлении КСП Кировской области мера - восстановление средств областного бюджета, не может быть признана мерой по возмещению причиненного области ущерба, поскольку ответчик не представил доказательств причинения действиями заявителя такого ущерба. Полученные КХК «Родина» из бюджета Кировской области денежные средства в размере 10 000 000 рублей были возращены им в порядке погашения бюджетного кредита в этот же бюджет. Таким образом, заявителем денежные средства из областного бюджета при отсутствии законных оснований не изымались, а соответственно никакого ущерба финансовой системе Кировской области его действиями причинено не было.
Кроме того, применение КСП Кировской области в оспариваемом представлении в отношении заявителя такой меры воздействия, как восстановление средств областного бюджета не соответствует положениям статьи 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которая содержит исчерпывающий перечень мер, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства, не предусматривающий указанной меры.
Таким образом, оспариваемое представление КСП Кировской области от 27.01.2009 № 01-21/65 в части квалификации действий КХК «Родина» по распоряжению в 2007 году бюджетными денежными средствами в размере 10 000 000 рублей как нецелевого использования бюджетных средств и в части возложения на указанное юридическое лицо обязанности восстановить данные средства, не соответствует положениям статей 38, 282-283, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 18 Закона Кировской области «О контрольно-счетной палате Кировской области» от 02.06.2005 № 332-ЗО, подпункта 3.1. Положения о порядке финансирования части расходов на содержание спортивных команд (клубов)», утвержденное Распоряжением Правительства Кировской области от 27.12.2004 № 461. Кроме того, данное представление содержит незаконное требование о восстановлении средств областного бюджета в размере 10 000 000 рублей, которое нарушает права заявителя в сфере его экономической, а именно финансовой деятельности. В этой связи оспариваемое представление в указанной части в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит признанию недействительным.
В остальной части оспариваемое предписание не может быть признано недействительным в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, платежными поручениями от 09.09.2008 № 863 на сумму 100 000 рублей и от 09.09.2008 № 723 на сумму 1 300 000 рублей КХК «Родина» перечислил из полученных им средств бюджета Кировской области 1 400 000 рублей на оплату квартир, приобретаемых хоккеистами клуба. Данные действия КХК «Родина» по распоряжению полученными из бюджета области денежными средствами в размере 1 400 000 рублей в оспариваемом представлении КСП Кировской области правильно квалифицированы в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации как нецелевое использование бюджетных средств, поскольку они были израсходованы не на цели, исчерпывающий перечень которых определен в Положении о порядке предоставления из областного бюджета субсидий на расходы сборных команд Кировской области по отдельным командным игровым видам спорта в 2008-2010 годах, утвержденном Постановлением Правительства Кировской области от 26.01.2008 № 120/22. В этой связи законным и соответствующим положениям статьи 18 Закона Кировской области «О контрольно-счетной палате Кировской области» от 02.06.2005 № 332-ЗО является и содержащееся в оспариваемом представлении требование не допускать отвлечение бюджетных средств на цели, не предусмотренные указанным Положением. Следовательно, в названной части, требование заявителя не подлежит удовлетворению.
При обращении в Арбитражный суд заявитель на основании платежного поручения от 18.02.2009 № 71 уплатил в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 2000 рублей. Поскольку требование заявителя подлежит частичному удовлетворению произведенные им расходы по уплате государственной пошлины в силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат распределению между сторонами в равных долях. В то же время, учитывая, что Контрольно-счетная палата Кировской области, являющаяся государственным органом, в силу пункта 1.1. части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в размере 1000 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 104-105, 110, 167-170, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требование заявителя - Автономной некоммерческой образовательной организации «Кировский хоккейный клуб «Родина» удовлетворить частично.
Признать представление Контрольно-счетной палаты Кировской области от 27.01.2009 № 01-21/65, направленное в адрес Автономной некоммерческой образовательной организации «Кировский хоккейный клуб «Родина» в части квалификации действий данного юридического лица по распоряжению в 2007 году бюджетными денежными средствами в размере 10 000 000 (десять миллионов) рублей как нецелевого использования бюджетных средств и в части возложения на него обязанности восстановить данные средства, не соответствующим положениям статей 38, 282-283, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 18 Закона Кировской области «О контрольно-счетной палате Кировской области» от 02.06.2005 № 332-ЗО, подпункта 3.1. Положения о порядке финансирования части расходов на содержание спортивных команд (клубов), утвержденного Распоряжением Правительства Кировской области от 27.12.2004 № 461, и недействительным в указанной части.
В удовлетворении требования заявителя о признании недействительным указанного выше ненормативного правового акта в оставшейся части отказать.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 1000 (одна тысяча) рублей 00 копеек отнести на заявителя - Автономную некоммерческую образовательную организацию «Кировский хоккейный клуб «Родина».
Возвратить заявителю - Автономной некоммерческой образовательной организации «Кировский хоккейный клуб «Родина» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) рублей 00 копеек, выдать справку на возврат указанной суммы.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьями 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации или в кассационную инстанцию (Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа) в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через арбитражный суд Кировской области.
Судья П.И. Кононов