АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102
http://kirov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А28-1825/2011
70/34
г. Киров
5 апреля 2011 года
Резолютивная часть решения оглашена 30 марта 2011 года
Решение изготовлено в полном объеме 5 апреля 2011 года
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Агалаковой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соболевой М.Г.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Автохозяйство»
об оспаривании постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 22.02.2011 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя – ФИО1, по доверенности от 17.02.2011,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Автохозяйство» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 22.02.2011 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Заявитель полагает, что отсутствие нормативных актов, регламентирующих порядок, сроки и содержание исполнения субъектом транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта требований 5, 6, 9 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Федеральный закон №16-ФЗ) приводит к невозможности исполнения требований по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств общества, в бездействии общества нет вины, как необходимого признака состава административного правонарушения. Представитель заявителя в судебном заседании настаивает на удовлетворении заявленного требования.
Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление) требование заявителя считает подлежащим удовлетворению, в письменном отзыве от 25.03.2011 указывает, что порядок категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств находится в стадии разработки и утверждения Министерством транспорта Российской Федерации, после принятия и официального опубликования этого нормативного документа Федеральным дорожным агентством будет определен порядок и сроки категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, специализированные организации смогут приступить к оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств только после проведения категорирования, установления требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона №16-ФЗ, уровни транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры согласно указаниям статьи 8 Федерального закона №16-ФЗ устанавливаются Министерством транспорта РФ, соответствующий документ будет официально опубликован. Управлением заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.
Руководствуясь положениями части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя Управления.
Выслушав представителя заявителя, изучив представленные в материалы дела документы, суд установил следующие фактические обстоятельства.
Государственный транспортный инспектор, государственный инспектор отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора ФИО2 22.02.2011 при рассмотрении дела об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 11.15.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденного на основании постановления прокурора Октябрьского района г. Кирова Шевнина А.В. от 15.02.2011 в отношении заявителя, установил, что обществом не приняты меры по осуществлению категорирования, проведению оценки уязвимости, разработке и утверждению плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств в соответствии с требованиями статей 2, 4, 5, 6, 9 Федерального закона №16-ФЗ, приказа Минтранса РФ от 03.11.2009 №194 «О Порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», приказа Минтранса РФ от 12.04.2010 №87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», приказа Минтранса РФ от 11.02.2010 №34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», принято постановление, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, заявитель обжаловал постановление от 22.02.2011 в арбитражный суд.
В судебном заседании представитель заявителя пояснила, что при рассмотрении дела об административном правонарушении заявитель излагал свою позицию по отсутствию вины в совершении административного правонарушения, однако, Управлением эти доводы не были учтены при вынесении решения. Дополнительно представитель заявителя ссылается на сообщение специализированной организации, осуществляющей деятельность по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, от 01.03.2011 о невозможности проведения соответствующей оценки до принятия нормативных документов, регламентирующих указанную деятельность.
Изложенные обстоятельства дела позволяют суду прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Положениями статьи 8 Федерального закона №16-ФЗ установлено, что требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 Федерального закона №16-ФЗ, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Согласно статье 7 Федерального закона №16-ФЗ в целях принятия мер по обеспечению транспортной безопасности Правительством Российской Федерации устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном комплексе, перечень уровней безопасности и порядок их объявления при изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса установлены постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 №940 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)».
В силу положений части 1 статьи 6 Федерального закона №16-ФЗ количество категорий и критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден приказом Минтранса РФ от 03.11.2009 №194, который утрачивает силу в связи с изданием приказа Минтранса РФ от 21.02.2011 №61, вступающего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования, опубликован в «Российской газете» 01.04.2011.
Как указывает в письменном отзыве Управление, после вступления в действие приказа Минтранса РФ от 21.02.2011 №61 Федеральным дорожным агентством будут определены порядок и сроки категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Таким образом, довод заявителя об отсутствии у него нормативно установленной обязанности обратиться в компетентный орган с заявлением об установлении категории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, находящихся в его ведении, является обоснованным.
Одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (пункт 3 части 2 статьи 2 Федерального закона №16-ФЗ). Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в силу указаний части 1 статьи 5 Федерального закона №16-ФЗ производится в соответствии с Порядком проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденным приказом Минтранса РФ от 12.04.2010 №87 (далее – Порядок проведения оценки).
Частью 2 статьи 5 Федерального закона №16-ФЗ, пунктом 4 Порядка проведения оценки Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением.
Приказом ФСТ РФ от 10.11.2010 №534-а, опубликованным в «Российской газете» 11.02.2011, введенным в действие 22.02.2011, утвержден Административный регламент Федеральной службы по тарифам по исполнению государственной функции по установлению тарифов на услуги по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
С учетом изложенного, на момент принятия постановления от 22.02.2011 и возбуждения производства по делу об административном правонарушении нормативные документы, регламентирующие порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств специализированными организациями не утверждены, а Порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств изменен относительно ранее действующего, порядок и сроки проведения категорирования не утверждены.
Иных доказательств нарушения обществом требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями статьи 1.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд приходит к выводу об отсутствии доказательств в деянии заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заявленное требование подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 49, 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
требования общества с ограниченной ответственностью «Автохозяйство» удовлетворить, постановление Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 22.02.2011 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признать незаконным и отменить.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (с даты изготовления решения в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.
Судья Н.В. Агалакова