ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-2366/12 от 01.10.2012 АС Кировской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102

http://kirov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А28-2366/2012

97/33

город Киров

02 октября 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 01 октября 2012 года

В полном объеме решение изготовлено 02 октября 2012 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Вихаревой С.М.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Салтановой Я.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

муниципального казенного унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Коммунальник» (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 612711, Кировская область, Омутнинский район, пгт. Восточный, ул. Азина, 3 «а»)

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Кировской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 612740, <...> «б»)

о признании частично недействительным решения налогового органа от 28.12.2011 № 31

при участии в судебном заседании представителей сторон:

от заявителя – ФИО1, представителя по доверенности от 02.03.2012,

от ответчика – ФИО2, представителя по доверенности от 18.07.2012,

ФИО3, представителя по доверенности от 11.01.2012,

ФИО4, представителя по доверенности от 09.06.2012,

установил:

муниципальное казенное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Коммунальник» (далее по тексту – МКУП ЖКХ «Коммунальник», предприятие, налогоплательщик, заявитель) обратилось в суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ), о признании недействительным решения от 28.12.2011 № 31 межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Кировской области (далее по тексту – ИФНС, налоговый орган, инспекция, ответчик) в части начисления налога на имущество организаций за 2010 год в сумме 777 918 рублей 00 копеек (по объекту котельная БМК-30), соответствующих сумм пени и штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

В остальной части заявленных требований (начисления налога на имущество за 2010 год в сумме 112 448 рублей, соответствующих сумм пени и штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации) заявитель отказался.

Также заявитель просит исключить из числа ответчиков Управление Федеральной налоговой службы по Кировской области, требования к ней не предъявляет.

В соответствии со статьей 49 АПК РФ заявитель вправе до принятия решения арбитражным судом отказаться от заявленных требований полностью или частично.

Частичный отказ заявителя не противоречит законам и иным нормативным правовым актам и не нарушает права и законные интересы других лиц, принят судом и дело подлежит частичному прекращению в соответствии с пунктом 4 частью 1 статьи 150 АПК РФ.

Доводы заявителя подробно изложены в заявлении, пояснительной записке, пояснениях по делу и поддержаны его представителем в судебном заседании.

Ответчик не признает заявленные требования, считает решение законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнениях к отзыву; просит отказать предприятию в удовлетворении заявленных требований.

Заслушав доводы представителей заявителя и ответчика, изучив материалы дела, суд установил следующее.

ИФНС на основании решения начальника инспекции от 03.10.2011 № 39 проведена выездная налоговая проверка в отношении предприятия по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2010 по 31.12.2010.

Выездная налоговая проверка окончена 28.11.2011.

В ходе проверки установлены нарушения налогового законодательства, которые зафиксированы в акте от 06.12.2011 № 23, полученном налогоплательщиком 06.12.2011.

На акт проверки заявителем были представлены возражения.

По результатам рассмотрения материалов проверки в присутствии представителя налогоплательщика 28.12.2011 начальником инспекции вынесено решение № 31 о привлечении заявителя к налоговой ответственности в виде штрафа, уменьшенного в 10 раз, в общей сумме 18 975 рублей 04 копеек, в том числе: по НДС в сумме 1 102 рублей 72 копеек, по НДФЛ в сумме 65 рублей, по налогу на имущество в сумме 17 807 рублей 32 копеек.

Также указанным решением предприятию предложено уплатить недоимку по налогам в общей сумме 948 752 рублей, в том числе: по НДС в сумме 55 136 рублей, по НДФЛ в суме 3 250 рублей, по налогу на имущество в сумме 890 366 рублей.

В соответствии со статьей 75 НК РФ начислены пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов в общей сумме 190 282 рублей 87 копеек.

Решение вручено налогоплательщику 12.01.2012.

Общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Кировской области с апелляционной жалобой.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области от 27.02.2012 жалоба заявителя удовлетворена частично, решение ИФНС от 28.12.2011 № 31 отменено в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога на имущество организаций в виде штрафа в сумме 1 002 рублей 49 копеек (при наложении штрафа не учтена переплата по налогу в сумме 50 124 рублей 30 копеек). Также подпункт 2 пункта 1 резолютивной части решения от 28.12.2011 № 31 изменен и изложен в следующей редакции: «статья 123 НК РФ; за неправомерное неудержание и неперечисление налоговым агентом НДФЛ в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и перечислению.». Кроме того, расчетная часть подпункта 3 пункта 1 резолютивной части решения изменена и изложена в следующей редакции: «за 2010 год – ((890 366-50 124 рублей 30 копеек) х 20%:10=16 804 рублей 83 копеек.».

В остальной части решение налогового органа оставлено без изменения, а жалоба – без удовлетворения, соответственно, в этой части решение от 28.12.2011 № 31 вступило в силу с 27.02.2012.

Предприятие, не согласившись с решением налогового органа от 28.12.2011 № 31, обратилось в суд с заявлением о признании его частично недействительным.

По мнению предприятия, льготированию подлежит имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в Перечне имущества с учетом иерархической структуры кодов. Поскольку коды являются более детализированными, чем указанные в Перечне имущества, льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно назван в Перечне имущества, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне имущества по соответствующему коду ОКОФ в графе «Примечание», состав имущественных объектов по которой является закрытым.

Заявитель поясняет, что во владении и пользовании предприятия в спорный период находилось имущество, в том числе газовая котельная БМК-30, посредством которой осуществляется теплоснабжение пос. Восточный по тепловым сетям; ежегодно утверждается тариф на тепловую энергию, отпускаемую предприятием, в подтверждение представлены соответствующие распоряжения РЭК и схемы теплоснабжения пос. Восточный.

С учетом изложенного заявитель считает правомерным применение льготы по налогу на имущество организаций в отношении указанного имущества.

Доводы заявителя подробно изложены в заявлении, пояснительной записке, пояснениях по делу.

Налоговый орган (судебное заседание 01.10.2012) считает, что по техническим характеристикам спорному объекту соответствует код ОКОФ 14 2897230 «Котлы отопительные (малолитражные) теплопроизводительностью от 0,1 МВт». В Перечне льготируемого имущества объект с таким кодом ОКОФ отсутствует. Соответственно, права на льготу по спорному объекту у налогоплательщика не возникает.

Доводы ответчика подробно изложены в отзыве и дополнениях к отзыву.

Анализируя представленные в материалы дела доказательства, доводы сторон, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц установлен главой 24 АПК РФ.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (части 2, 3 статьи 201 АПК РФ).

Из содержания приведенных норм следует, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом прав и охраняемых законом интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

МКУП ЖКХ «Коммунальник» является налогоплательщиком налога на имущество организаций.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Кодекса объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктом 11 статьи 381 НК РФ освобождаются от обложения налогом на имущество организации в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504 (далее по тексту - Перечень).

Соответственно, основанием для получения права на применение названной льготы по налогу на имущество является наличие у налогоплательщика в качестве основного средства железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также оборудования, являющегося их неотъемлемой технологической частью, включенных в Перечень имущества, в котором даются наименования сложных технологических объектов и соответствующие этим объектам коды Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ).

Объектом классификации материальных основных фондов в ОКОФ является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.

При этом структура кодов ОКОФ состоит из разделов, подразделов, классов, подклассов, видов.

Поэтому в соответствии с Перечнем подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в Перечне с учетом иерархической структуры кодов (если иное не указано в самом Перечне).

Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно назван в Перечне имущества, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе «Примечание», состав имущественных объектов по которой является закрытым.

Из указанных выше норм следует, что льгота по налогу предоставляется в отношении имущества, которое соответствует наименованиям, приведенным в Перечне, и функционально отвечает требованиям примечаний Перечня.

Как следует из материалов дела, основным видом деятельности предприятия является производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).

Предприятием в налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2010 год заявлена налоговая льгота по коду 2010237, который применяется организациями в отношении магистральных трубопроводов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Как следует из материалов дела, заявителем в состав льготируемого имущества включен в том числе объект - газовая котельная БМК-30 (блочная модульная квартальная котельная), которой предприятием в соответствии с общероссийским классификатором основных средств, утвержденным постановлением Госстандарта от 26.12.1995 № 359 (ОК 013-94) присвоен код ОКОФ 11 4527391 «Котельная отопительная и отопительно-производственная» (далее – котельная БМК-30).

Из материалов дела и пояснений заявителя и ответчика судом установлено следующее.

Газовая котельная БМК-30 (код 11 4527391 «Котельная отопительная и отопительно-производственная») 2005 года постройки принята в эксплуатацию по акту государственной приемочной комиссии, утвержденному распоряжением администрации Омутнинского района Кировской области от 30.11.2005, кадастровый номер 43:22:330101:0029:2540/01/А; право собственности на сооружение блочной модульной квартальной котельной БМК-30 зарегистрировано за Кировской областью (свидетельство от 29.12.2005); в соответствии с актом от 13.02.2006 данный объект передан муниципальному образованию «Омутнинский район»; распоряжением администрации Омутнинского района Кировской области от 31.07.2006 № 424 котельная БМК-30 безвозмездно передана в собственность муниципального образования «Городское Поселение пгт. Восточный»; распоряжением администрации муниципального образования «Городское Поселение пгт. Восточный» от 31.07.2006 № 55 котельная БМК-30 передана в оперативное управление предприятию; на основании приказа предприятия от 31.07.2006 № 45 АХД указанная котельная поставлена на баланс МКУП ЖКХ «Коммунальник», к учету объект принят предприятием 28.07.2006 (акт формы ОС-1а, инвентарная карточка от 28.07.2006). Расхождения в дате принятия объекта и постановки его на учет представитель заявителя пояснить не смог.

Налоговый орган не оспаривает факт принятия объекта к учету в 2006 году и факт нахождения на балансе в течение всего 2010 года.

На основании постановления Правительства Кировской области 13.05.2008 № 131/173 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области, между муниципальными образованиями Омутнинский муниципальный район Кировской области и вновь образованными городскими и сельскими поселениями Омутнинского района» котельная БМК-30 передана из муниципальной собственности муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области в муниципальную собственность вновь образованного муниципального образования Восточное городское поселение Омутнинского района Кировской области. В соответствии с договором о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от 01.01.2009 котельная БМК-30 передана предприятию в оперативное управление. Имущество принято предприятием 10.07.2009 согласно приложению к договору.

В соответствии с паспортом назначение котельной БМК-30 – нагрев горячей воды, используемой в качестве теплоносителя для теплоснабжения зданий и сооружений на территории пгт. Восточный.

Судом установлено, что объект с кодом ОКОФ 11 4527391 «Котельная отопительная и отопительно-производственная» отнесен в постановлении Правительства РФ от 30.09.2004 № 504 к двум разделам: разделу «Имущество, относящееся к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью», а также к разделу «Имущество, относящееся к магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью».

Согласно «Примечанию» к ОКОФ 11 4527391 «Котельная отопительная и отопительно-производственная» в Перечне имущества в разделе «Имущество, относящееся к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью» относятся отопительные и отопительно-производственные котельные, обеспечивающие теплоснабжение зданий и сооружений линейной дорожной службы.

Согласно «Примечанию» к ОКОФ 11 4527391 «Котельная отопительная и отопительно-производственная» в Перечне имущества в разделе «Имущество, относящееся к магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью» относятся тепловые пункты и отопительно-производственные котельные, в том числе в блочно-комплектном исполнении, предназначенные для теплоснабжения и обеспечения соблюдения теплового режима эксплуатации магистральных трубопроводов.

Согласно общероссийскому классификатору основных средств (ОК 013-94) объектами классификации в ОКОФ являются основные фонды. Основные фонды состоят из материальных и нематериальных основных фондов.

К материальным основным фондам (основным средствам) относятся: здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, жилища, вычислительная техника и оргтехника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения и прочие виды материальных основных фондов.

Объектом классификации материальных основных фондов является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно - сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно - сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Группировки объектов в ОКОФ образованы в основном по признакам назначения, связанным с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами.

Общая структура девятизначных кодов для образования группировок объектов в ОКОФ представлена в виде следующей схемы:

X0 0000000 - раздел

XX 0000000 - подраздел

XX XXXX000 - класс

XX XXXX0XX - подкласс

XX XXXXXXX - вид.

Группировки объектов в ОКОФ до уровня подклассов построены по иерархическому методу классификации, а на уровне видов использованы фасеты (перечни) с привязкой их к нижнему уровню иерархической структуры классификатора - к подклассам в пределах выделенного для данного подкласса интервала кодов.

Разделы представляют собой высший уровень деления, образованный с учетом классификации основных фондов, принятой в СНС.

Подраздел представляет собой уровень деления объектов классификации, учитывающий их значимость для экономики в целом и сложившиеся традиции.

Классы обеспечивают детализацию объектов классификации и могут являться наименьшим значимым уровнем их классификации. Классы основных фондов образованы в основном на базе соответствующих классов продукции по ОКДП.

В тех случаях, когда класс ОКОФ состоит из группировок, представленных в различных классах ОКДП, либо не имеет аналога в ОКДП в связи со спецификой основных фондов, код класса ОКОФ имеет следующую структуру: XX 000X000.

Подкласс раскрывает с необходимой детализацией выделенный класс.

Вид обеспечивает детализацию объектов классификации, необходимую для выполнения учетных функций, без перехода на конкретные типы объектов.

Данная структура построения группировок в ОКОФ обеспечивает высокий уровень совместимости с международными классификациями видов деятельности, продукции и услуг, действующими в рамках ООН и Евростата, и Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП).

Материальные основные фонды классифицированы в разделе 10.

К разделу 10 относятся следующие материальные основные фонды с учетом их классификации на уровне подразделов.

К подразделу «Здания (кроме жилых)» относятся здания, представляющие собой архитектурно - строительные объекты, назначением которых является создание условий (защита от атмосферных воздействий и пр.) для труда, социально - культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей. Здания имеют в качестве основных конструктивных частей стены и крышу.

Объектом классификации данного подраздела является каждое отдельно стоящее здание. Если здания примыкают друг к другу и имеют общую стену, но каждое представляет собой самостоятельное конструктивное целое, их считают отдельными объектами.

Наружные пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение, отдельно стоящие здания котельных, а также надворные постройки (склады, гаражи, ограждения, сараи, заборы, колодцы и прочее) являются самостоятельными объектами.

В состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, как-то: система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой; внутренние телефонные и сигнализационные сети; вентиляционные устройства общесанитарного назначения; подъемники и лифты.

Встроенные котельные установки (бойлерные, тепловые пункты), включая их оборудование, по принадлежности также относятся к зданиям. Основные фонды отдельно стоящих котельных относят к соответствующим разделам: «Здания (кроме жилых)», «Машины и оборудование» и др.

К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений.

К подразделу «Машины и оборудование» относятся устройства, преобразующие энергию, материалы и информацию.

В зависимости от основного (преобладающего) назначения машины и оборудование делятся на энергетические (силовые), рабочие и информационные.

К энергетическому оборудованию (силовым машинам и оборудованию) относятся машины - генераторы, производящие тепловую и электрическую энергию, и машины - двигатели, превращающие энергию любого вида (энергию воды, ветра, тепловую, электрическую и т.д.) в механическую.

Объектом классификации энергетического оборудования является каждая отдельная машина (если она не является частью другого объекта), включая входящие в ее состав приспособления, принадлежности, приборы, индивидуальное ограждение, фундамент.

С учетом изложенного котельная БМК-30 по своему функциональному назначению относится как к подразделу 11 0000000 «Здания (кроме жилых)», так и к подразделу 14 0000000 «Машины и оборудование».

Далее классификация кодов данного объекта может производиться следующим образом:

- класс 11 4521000 «Здания топливно-энергетических, металлургических, химических и нефтехимических предприятий», подкласс 11 4521012 «Здания электрических и тепловых сетей»  , вид 11 4521127 «Котельная районная»;

- класс 11 4527000 «Здания предприятий торговли, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства», подкласс 11 4527032 «Здания предприятий коммунального хозяйства специализированные», вид 11 4527391 «Котельная отопительная и отопительно-производственная»;

- класс 14 2897000 «Оборудование санитарно-техническое металлическое», подкласс 14 2897030 «Котлы отопительные, водонагреватели и вспомогательное оборудование к ним, вид 14 2897371 «Установки котельные транспортабельные»;

- класс 14 2911000 «Двигатели, турбины (кроме автомобильных, авиационных и мотоциклетных двигателей), подкласс 14 2911090 «Оборудование энергетическое прочее   (технологическое оборудование газоперекачивающих станции, специальные средства монтажа и ремонта оборудования энергетического и тепловых сетей)», вид 14 2911160 «Оборудование энергетическое различного назначения».

Из положений пунктов 3 - 5 и 14 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» следует, что к системе теплоснабжения относится совокупность источников тепловой энергии (устройств, предназначенных для производства тепловой энергии) и теплопотребляющих установок (устройств, предназначенных для использования тепловой энергии, теплоносителей для нужд потребителя тепловой энергии), технологически соединенных тепловыми сетями, которые составляют совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

В разделе «Имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью» Перечня поименованы имущество и сооружения линий энергопередачи, в том числе здания электрических и тепловых сетей (код 11 4521012), сеть тепловая магистральная (код 12 4521126), оборудование энергетическое прочее (технологическое оборудование газоперекачивающих станций; специальные средства монтажа и ремонта оборудования энергетического и тепловых сетей) (код 14 2911090).

Согласно примечанию к ОКОФ 11 4521012 «Здания электрических и тепловых сетей» в Перечне к ним относятся инженерные сооружения для размещения сетей специального оборудования электрических и тепловых сетей, общестанционного пункта управления, трансформаторной подстанции, блочной комплектной трансформаторной подстанции и т.д., закрытого распределительного устройства, переходного пункта, автоматического подпитывающего устройства маслонаполненных кабелей высокого давления, подпитывающего маслохозяйства маслонаполненных кабелей низкого давления, электролизной установки, компрессорной установки, преобразовательной подстанции (установки), павильонов тепловой сети, насосно-перекачивающих станций, зданий линейно-эксплуатационной службы, предназначенных для размещения электросетевого оборудования линий электропередачи и подстанций.

В соответствии с примечанием к ОКОФ 14 2911090 «Оборудование энергетическое прочее (технологическое оборудование газоперекачивающих станций; специальные средства монтажа и ремонта оборудования энергетического и тепловых сетей)» в Перечне к нему относятся оборудование подпитывающих устройств маслонаполненных кабельных линий электропередачи, баки давления, запорная и регулирующая арматура, технологическое оборудование для поддержания давления (насосы, электродвигатели, электропечи), измерительные приборы; оборудование насосно-перекачивающих станций магистральных тепловых сетей, трубопроводы, металлоконструкции, сетевые насосы с системой питания и управления, запорная и регулирующая арматура, регулирующие и предохранительные клапаны, гидрозатворы, измерительные приборы, телемеханика, связь, устройства противоаварийной автоматики; оборудование павильонов тепловой сети, тепломеханическое оборудование с запорной, регулирующей, дренажной арматурой и клапанами, насосы, устройства телемеханики, контрольно-измерительные приборы.

Из анализа норм НК РФ, постановления Правительства РФ от 30.09.2004 № 504 и ОК 113-94 суд приходит к следующим выводам.

Имущество, указанное в разделе Перечня «Имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью», относится как к объектам электроэнергетики, так и к объектам системы теплоснабжения.

Котельная БМК-30, находящаяся на балансе предприятия в качестве основного средства, является неотъемлемой технологической частью системы теплоснабжения, без данного объекта невозможны производство и передача теплоэнергии по тепловым сетям.

Спорный объект относится к подклассу объектов, коды ОКОФ которых указаны в Перечне (11 4521012 «Здания электрических и тепловых сетей», 14 2911090 «Оборудование энергетическое прочее (технологическое оборудование газоперекачивающих станции, специальные средства монтажа и ремонта оборудования энергетического и тепловых сетей)».

Суд учитывает, что право на предоставление льготы по налогу на имущество законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов обложения налогом на имущество. Имущество, в отношении которого заявлена льгота (котельная БМК-30), как указано выше, включено в Перечень освобожденного от налогообложения имущества. Кроме того, НК РФ не запрещает льготировать сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, отдельно от такого имущества.

Факт неправильного присвоения кода ОКОФ не свидетельствует об отсутствии у налогоплательщика права на применение льготы.

В материалы дела не представлены доказательства того, что спорное имущество не является неотъемлемой частью тепловых сетей и линий энергопередач.

Суд, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные в материалы дела доказательства и фактические обстоятельства дела, считает, что установленные налоговым органом в ходе проверки обстоятельства, не являются основанием для вывода об отсутствии у налогоплательщика права на льготу по спорному объекту. Ссылку налогового органа (в решении) на то, что предприятие не имеет права применять льготу по налогу на имущество, поскольку спорный объект относится к имуществу общего пользования, посредством которого оказываются услуги по подаче тепла, горячей воды, суд признает несостоятельной, поскольку ни законодательством о налогах и сборах, ни постановлением Правительства, котором утвержден Перечень, не установлены особенности применения данной льготы в отношении какой-либо отдельной категории налогоплательщиков или ограничения для указанного имущества.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что предприятие заявило льготу в отношении спорного объекта, соответствующего наименованиям, приведенным в Перечне, и функционально отвечающего требованиям примечаний Перечня. В связи с этим заявитель правомерно использовал предусмотренную пунктом 11 статьи 381 НК РФ льготу по налогу на имущество организаций в отношении спорного объекта в 2010 году.

Доводы, приведенные ответчиком, рассмотрены судом. Вместе с тем они не повлияли на оценку судом установленных по делу фактических обстоятельств.

При изложенных обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению, а решение налогового органа в оспариваемой части признанию недействительным.

Заявителем при обращении в суд в соответствии с подпунктами 3, 9 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ уплачена государственная пошлина в сумме 4000 рублей.

В соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 49, 110, 150,   167-170, 176, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

требования заявителя удовлетворить. Признать недействительным решение налогового органа от 28.12.2011 № 31 в части начисления налога на имущество организаций за 2010 год в сумме 777 918 рублей 00 копеек, соответствующих сумм пени и штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

В части требований к Управлению Федеральной налоговой службы по Кировской области производство по делу прекратить в связи с отказом заявителя.

В остальной части заявленных требований производство по делу прекратить в связи с отказом заявителя.

Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Кировской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 612740, <...> «б») в пользу муниципального казенного унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Коммунальник» (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 612711, Кировская область, Омутнинский район, пгт. Восточный, ул. Азина, 3 «а») судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей 00 копеек.

Выдать исполнительный лист после вступления решения суда в законную силу.

Обеспечительные меры, принятые по определению суда от 22.03.2012, отменить после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию (Второй арбитражный апелляционный суд) в порядке и сроки, предусмотренные статьями 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию (Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа) в порядке и сроки, предусмотренные статьями 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Судья С.М.Вихарева