Арбитражный суд Кировской области
610017, г. Киров, ул. К. Либкнехта,102
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
30 апреля 2008 года Дело № А28-2628/2008-86/18
Резолютивная часть объявлена 23 апреля 2008 года
В полном объеме решение изготовлено 30 апреля 2008 года
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Серегина Р.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хорошевой Е.Н. ,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Экзотик-Фрукт»
к Управлению Россельхознадзора по Кировской области
о признании незаконным и отмене постановления от 27.03.2008 № 03-06-07 о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: ФИО1, по доверенности от 25.09.2007;
от ответчика: ФИО2, по доверенности от 27.12.2007;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Экзотик-Фрукт» (далее по тексту – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с требованиями о признании незаконным и отмене постановления Управления Россельхознадзора по Кировской области (далее по тексту – ответчик) по делу об административном правонарушении № 03-06-07 от 27.03.2008 года.
В обоснование своей позиции заявитель указывает на необоснованность оспариваемого постановления, поскольку в его действиях отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 10.2 КоАП РФ. Полагает, что никаких иных документов, кроме фитосанитарного сертификата, при проведении фитосанитарного контроля не требуется. Считает, что импортное карантинное разрешение на ввоз грибов-шампиньонов не требуется.
Ответчик с доводами заявителя не согласен, полагает, что привлечение ООО «Экзотик-Фрукт» к административной ответственности является обоснованным и законным, поскольку заявителем нарушен порядок ввоза подкарантинной продукции, а именно: на грибы-шампиньоны, прибывшие из Литвы в адрес ООО «Экзотик-Фрукт» отсутствовало импортное карантинное разрешение.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 18.04.2008 до 23.04.2008 г.
Ответчик после перерыва представил в материалы дела копию заявки на выдачу импортного карантинного разрешения (далее - ИКР) на ввоз на территорию России подкарантинной продукции от 09.06.2007 года № 03-20, ИКР от 19.06.2007 № 430667190607001.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные документы, арбитражный суд установил следующее.
12.03.2008 государственным инспектором отдела надзора в области карантина растений, в сфере качества и безопасности зерна ФИО3 были проведены мероприятия по государственному карантинному фитосанитарному контролю, автомашины № ST 60379/ ST 2695A, поступившей в адрес ООО «Экзотик-Фрукт»: <...> по фитосанитарному сертификату №EB/LT097063 от 07.03.2008 от ЗАО «Янифра» (Республика Литва), в отношении подкарантинной продукции.
В момент проведения указанных мероприятий выяснилось, что в автомашине № ST 60379/ ST 2695A поступили: капуста белокочанная – 15500 кг., капуста китайская – 3600 кг., грибы шампиньоны – 560 кг.
На капусту белокочанную и капусту пекинскую имелось ИКР №430667190607001 от 19.06.2007 на ввоз данной продукции из Литвы, происхождения Польша. Грибы шампиньоны ввезены на территорию Российской Федерации без ИКР, чем были нарушены положения статьи 9 Федерального закона РФ от 15.07.2000 года «О карантине растений» № 99-ФЗ (далее - Закон № 99-ФЗ).
По факту отсутствия импортного карантинного разрешения и не извещения федерального органа исполнительной власти по обеспечению карантина растений о прибытии подкарантинной продукции из Литвы был составлен протокол об административном правонарушении № 03-06-07 от 20.03.2008 года по статье 10.2 КоАП РФ в связи с нарушением ООО «Экзотик-Фрукт» требований статьи 9 Федерального закона РФ «О карантине растений».
27.03.2008 вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 03-06-07 о наложении на ООО «Экзотик-Фрукт» административного наказания по статье 10.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере десять тысяч рублей.
03.04.2008 ООО «Экзотик-Фрукт» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении № 03-06-07.
Вышеуказанные обстоятельства позволяют суду прийти к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу статьи 10.2 КоАП РФ нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации и в свободные от карантинных объектов зоны, вывоза с территории Российской Федерации и из карантинных фитосанитарных зон подкарантинной продукции влечет административную ответственность для юридических лиц в виде штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 15.07.2000 г. № 99-ФЗ «О карантине растений» ввоз на территорию Российской Федерации подкарантинной продукции разрешается, если на указанную продукцию имеются документы на ее ввоз, а также документы, удостоверяющие соответствие такой продукции требованиям международных договоров Российской Федерации, касающихся карантина растений, правил и норм обеспечения карантина растений.
Запрещается ввоз на территорию Российской Федерации подкарантинной продукции, если при ее ввозе нарушаются правила и нормы обеспечения карантина растений. Ввоз на территорию Российской Федерации подкарантинной продукции разрешается только в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в которых организуются в соответствии с требованиями правил и норм обеспечения карантина растений пограничные пункты карантина растений. Подкарантинная продукция, ввозимая на территорию Российской Федерации, подлежит обязательному государственному карантинному фитосанитарному контролю, в том числе досмотру.
Согласно статьи 8 Федерального закона «О карантине растений» установлено, что документом, удостоверяющим соответствие подкарантинной продукции, ввозимой на территорию России, требованиям правил и норм обеспечения карантина растений является фитосанитарный сертификат, сопровождающий каждую партию подкарантинной продукции. При этом согласно статье 2 Закона № 99-ФЗ под партией понимается количество однородной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), находящейся в одном месте или находящейся в одном месте и предназначенной для отправки одним транспортным средством в один пункт назначения одному получателю.
Требования об обязательном наличии фитосанитарного сертификата на импортируемую подкарантинную продукцию содержится в статье 5 Международной Конвенции по карантину и защите растений. Согласно Постановлению Правительства РФ от 18.12.2001 года № 874 данный текст Конвенции принят Российской Федерацией, в связи с чем, МИДу РФ поручено уведомить депозитария о ее принятии. Положения Международной конвенции по карантину и защите растений (далее - Конвенция) вступили в силу для Российской Федерации с 05.10.2005 г., что подтверждается представленной Управлением копией письма заместителя министра иностранных дел от 30.05.2006 г.
Таким образом, в силу части 4 статьи 15 Конституции РФ нормы данной Конвенции и международных стандартов, принятых в порядке, установленном статьей 10 Конвенции, должны применяться для регулирования спорной ситуации.
Определение понятия «документ на ввоз подкарантинной продукции», которое упоминается в статье 9 Закона № 99-ФЗ, в данном Законе отсутствует. Однако этот пробел может быть восполнен путем применения Международных стандартов по фитосанитарным мерам (далее - МСФМ, Стандарты). Согласно МСФМ № 5 «Глоссарий фитосанитарных терминов» официальным документом, разрешающим импорт товара при соблюдении указанных фитосанитарных требований, является импортное разрешение. В соответствии с пунктами 4.2.1 - 4.2.2 МСФМ № 20 требование о наличии разрешения на импорт,ограничение пунктов,разрешенных для ввоза определенной подкарантинной продукции, определение фитосанитарных мер, которым должны соответствовать импортируемые грузы, запреты в отношении подкарантинной продукции относятся к фитосанитарным мерам.
Аналогом импортного разрешения в Российской Федерации является ИКР, выдаваемое Россельхознадзором или его территориальным управлением, в регионе деятельности которого осуществляется таможенное оформление подкарантинной продукции. Согласно Порядку выдачи ИКР данный документ выдается по заявке импортера и действует в течение 12 месяцев. ИКР оформляется на ввоз подкарантиной продукции через указанные в нем пункты пропуска через Государственную границу РФ, также в нем указываются пункты назначения (места доставки продукции) и включаются положения о карантинных фитосанитарных мероприятиях, невыполнение которых влечет приостановление действия ИКР.
Импортное карантинное разрешение представляет собой документ, который позволяет контролировать ввоз подкарантинной продукции на территорию Российской Федерации с целью выполнения мероприятий по выявлению карантинных объектов, установлению карантинного фитосанитарного состояния подкарантинных объектов, осуществлению государственного карантинного фитосанитарного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения карантина растений, правил и норм обеспечения карантина растений.
Единый государственный фитосанитарный надзор и контроль предполагает формирование единой федеральной политики, единой нормативной базы и централизованной системы действующей на всей территории Российской Федерации органов, обеспечивающих карантин растений.
Соответственно наличие ИКР необходимо в отношении всей подкарантинной продукции, поступающей на территорию России, с целью обеспечения надлежащего единого государственного фитосанитарного контроля.
Учитывая изложенное, суд полагает, что организация, осуществляющая ввоз любой подкарантинной продукции на территорию России, обязана иметь соответствующее импортное карантинное разрешение. Отсутствие ИКР при ввозе товара является нарушением порядка ввоза на территорию Российской Федерации подкарантинной продукции.
При проведении 12.03.2008 года государственного фитосанитарного контроля прибывшей из Литвы в адрес ООО «Экзотик-Фрукт» подкарантинной продукции было установлено, что на часть подкарантинной продукции, а именно на грибы-шампиньоны отсутствовало импортное карантинное разрешение.
Как следует из материалов дела, импортное карантинное разрешение на грибы-шампиньоны было получено заявителем только 28.03.2008 года.
Ссылка заявителя на отсутствие у органа фитосанитарного контроля права осуществлять запрет на ввоз подкарантинной продукции при отсутствии проверки импортного карантинного разрешения, не принимается судом, поскольку проставление штампа «Ввоз запрещен» является лишь констатацией факта нарушения ООО «Экзотик-Фрукт» норм и правил обеспечения карантина растений и указание на несоблюдение обществом ограничений, установленных законодательством РФ для ввоза подкарантинной продукции и не нарушает права и законные интересы заявителя, так как окончательное решение по вопросу о выпуске товаров для свободного обращения на территорию РФ принимается уполномоченным на это таможенным органом.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает оснований для освобождения общества от административной ответственности.
Вместе с тем, при назначении наказания административным органом в качестве обстоятельства отягчающего административную ответственность указано неоднократное совершение административного правонарушения.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. В качестве средства принудительного воздействия оно должно быть соразмерно тяжести содеянного и другим обстоятельствам противоправного деяния.
В судебном заседании установлено, что в качестве неоднократности совершения административного правонарушения Управление Россельхознадзора по Кировской области имели в виду постановление о привлечении ООО «Экзотик-Фрукт» к административной ответственности еще не вступившее в законную силу, и постановление о привлечении к административной ответственности по данной статье должностного лица ООО «Экзотик-Фрукт». Иных обстоятельств, отягчающих административную ответственность в ходе рассмотрения дела не установлено.
Рассматривая указанные обстоятельства в совокупности суд приходит к выводу о несоразмерности назначенного административным органом наказания совершенному обществом правонарушению. В соответствии с п. 19 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности, руководствуясь ч. 2 ст. 211 АПК РФ, суд принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания.
На основании изложенного суд считает необходимым заявленные ООО «Экзотик-Фрукт» требования удовлетворить частично, признать незаконным и изменить оспариваемое постановление Управления Россельхознадзора по Кировской области от 27.03.2008 года № 03-06-07, уменьшив штраф до минимального размера, предусмотренного санкцией статьи 10.2 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судом не установлено. Протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности составлены уполномоченными должностными лицами. Лицо привлечено к административной ответственности в пределах срока давности, предусмотренного ст. 4.5. КоАП РФ.
Руководствуясь ст. ст. 167-168, 207, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Требования общества с ограниченной ответственностью «Экзотик-Фрукт» удовлетворить частично; признать незаконным и изменить постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области от 27.03.2008 года № 03-06-07 о привлечении ООО «Экзотик-Фрукт» (ИНН <***>, зарегистрировано по адресу: <...>) к административной ответственности за совершение правонарушения, установленного статьей 10.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части назначения наказания, уменьшив размер штрафа до 5000 (пяти тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия в порядке статей 181, 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Р.В. Серегин