АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
610017, г. Киров, ул. К. Либкнехта, 102
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Киров Дело № А28-3004/2008-101/18
Резолютивная часть решения оглашена 6 мая 2008 года
Решение изготовлено в полном объеме 8 мая 2008 года
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Серегина Р.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Волковой С.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
администрации муниципального образования сельское поселение Медведское Нолинского района Кировской области
к отделу государственного пожарного надзора Нолинского района Кировской области
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении № 53 от 2.04.2008
при участии в судебном заседании представителей
заявителя – ФИО1, главы муниципального образования, паспорт <...>;
ответчика: ФИО2, заместителя начальника отдела административной практики и дознания управления государственного пожарного надзора по доверенности от 30.04.2008, ФИО3, дознавателя отдела административной практики и дознания управления государственного пожарного надзора по доверенности от 30.04.2008;
установил:
Администрация муниципального образования сельское поселение Медведское Нолинского района Кировской области (далее по тексту – заявитель) обратилась в Арбитражный суд Кировской области к отделу государственного пожарного надзора Нолинского района Кировской области (далее – ответчик, ОГПН) с требованием об отмене постановления по делу об административном правонарушении № 53 от 2.04.2008, в соответствии с которым заявитель признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Заявитель полагает, что оспариваемое постановление вынесено необоснованно, так как фактам, выявленным в ходе проведенной ответчиком проверки, дана неверная оценка при производстве по делу об административном правонарушении: звуковая сигнализация для оповещения людей в случае пожара на территории населенных пунктов поселения имеется, администрация сельского поселения занимает помещения на 1 этаже здания поликлиники МУЗ «Медведская участковая больница» без заключения договора аренды, самовольная свалка в районе ул. Пионерской не убрана в силу объективных причин, связанных с погодными условиями, обязанность по содержанию пожарного автомобиля у заявителя отсутствует, так как указанное имущество не является муниципальным, дом № 13 по ул. Колхозной в с. Юртик приватизирован, следовательно, ответственность за его содержание несет собственник, которым администрация не является.
Представитель заявителя в судебном заседании настаивает на удовлетворении заявленного требования.
Ответчик в представленном отзыве и дополнении к нему с доводами заявителя не согласен, полагает, что привлечение заявителя к административной ответственности является обоснованным и законным, так как администрация муниципального образования сельское поселение Медведское Нолинского района Кировской области, являясь органом местного самоуправления, обязана обеспечивать первичные меры пожарной безопасности в границах поселения, осуществлять сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, принимать меры по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.
Представители ответчика в судебном заседании поддержали указанные доводы.
В судебном заседании 30.04.2008 в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 6.05.2008.
Заслушав представителей сторон, исследовав представленные документы, арбитражный суд установил следующее.
Согласно представленного в материалы дела акта № 40 проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 24.03.2008 в период с 12 по 24 марта 2008 на основании распоряжения главного государственного инспектора Нолинского района по пожарному надзору № 40 от 7.03.2008 главным государственным инспектором Нолинского района по пожарному надзору ФИО4, заместителем главного государственного инспектора Нолинского района по пожарному надзору ФИО5, государственными инспекторами Нолинского района по пожарному надзору ФИО6, ФИО7, заместителем начальника ПЧ-41 ФИО8 проведена плановая проверка с целью надзора за выполнением обязательных требований пожарной безопасности на объектах надзора на территории, в зданиях и сооружениях муниципального образования сельское поселение Медведское, расположенных по адресу: <...>.
В результате проверки установлено, что в поселении не организовано проведение противопожарной пропаганды, на территории населенных пунктов муниципального образования отсутствует звуковая сигнализация для оповещения людей в случае чрезвычайной ситуации, помещения, занимаемые администрацией, не оборудованы установками автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, на окне указанного помещения установлена глухая (не открывающаяся) решетка, в жилых домах № 12, 13, 14, 15 по ул. Колхозная, №3 по ул. Центральная с. Юртик, в помещениях администрации соединения электропроводов выполнены методом «скрутки», не произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения в зданиях жилых домов <...> в п. Медведок в районе ул. Пионерская размещена самовольная свалка горючих отходов производства деревообрабатывающих предприятий, распложенных в п. Медведок, помещения администрации не обеспечены первичными средствами пожаротушения.
24 марта 2008 года по факту указанных выше нарушений заместителем главного государственного инспектора Нолинского района по пожарному надзору ФИО5 вынесено определение №53 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и проведении административного расследования.
31 марта 2008 в отношении администрации муниципального образования сельское поселение Медведское Нолинского района Кировской области составлен протокол № 53 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Протокол составлен в присутствии главы администрации ФИО1
2 апреля 2008 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем главного государственного инспектора Нолинского района по пожарному надзору ФИО5 вынесено постановление № 53 о привлечении администрации муниципального образования сельское поселение Медведское Нолинского района Кировской области к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 тысяч рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением о привлечении к административной ответственности, заявитель обратился в суд с требованием о его отмене.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.
Согласно частям 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Таким образом, объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, сводится к несоблюдению субъектами в ходе своей деятельности требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, которые выявляются уполномоченными органами в ходе проведения проверочных мероприятий.
Согласно позиции ответчика, изложенной в отзыве и дополнении к нему, а также, озвученной представителем ответчика в судебном заседании, которая подтверждается текстом оспариваемого постановления, представленного в материалы дела, субъектом правонарушения, выявленного в ходе проверки, проведенной 12 – 24 марта 2008, является администрация муниципального образования сельское поселение Медведское Нолинского района Кировской области. Наказание в виде штрафа назначено в пределах санкции статьи 20.4 КоАП РФ, предусмотренного для юридических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Частью 7 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что местная администрация обладает правами юридического лица.
Согласно части 2 статьи 41 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями. При этом в соответствии с частью 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение владеет, пользуется и распоряжается имуществом, закрепленным за ним собственником на праве оперативного управления, в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
В силу статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации, в лице их руководителей, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Изложенные нормы свидетельствуют о том, что администрация муниципального образования сельское поселение Медведское Нолинского района Кировской области, выступая в качестве юридического лица как субъекта административной ответственности, несет ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности только в отношении имущества, закрепленного за ней на праве оперативного управления.
В части 2 статьи 2.1 КоАП РФ указано, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Данные нормы не были учтены административным органом при вынесении оспариваемого постановления, так как администрация муниципального образования сельское поселение Медведское Нолинского района Кировской области признана виновной в совершении правонарушения, объективная сторона которого выразилась в невыполнении обязанности по содержанию муниципального жилищного фонда и обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах поселения (в населенных пунктах отсутствует звуковая сигнализация, не осуществляются меры по вывозу мусора с самовольной свалки), то есть сводится к неисполнению публичной обязанности по решению вопросов местного значения, предусмотренной статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также нарушения норм пожарной безопасности, допущенные администрацией в занимаемом помещении, и ненадлежащем содержании пожарного автомобиля.
Исходя из системного толкования норм статей 19 и 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", согласно которым в случае не исполнения органами местного самоуправления полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений субъектами административной ответственности являются руководители органов местного самоуправления, а не администрация как муниципальное учреждение, которое несет ответственность за соблюдение норм пожарной безопасности только в отношении имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
Следовательно, у административного органа отсутствовали законные основания для вменения заявителю как муниципальному учреждению, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, нарушение норм пожарной безопасности (отсутствие в населенных пунктах звуковой сигнализации, не принятие мер по вывозу мусора с самовольной свалки), которые выявлены на объектах сельского поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности которых возложено на муниципальное образование в лице руководителя.
В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что доказательств того, что ответственным за нарушение правил пожарной безопасности в жилых домах №№ 12, 13, 14, 15 по ул. Колхозная, № 3 по ул. Центральная с. Юртик является заявитель в ходе производства по делу об административном правонарушении собрано не было, вывод о вменении заявителю нарушений, допущенных при эксплуатации указанного жилого фонда, сделан на основании нахождения домов на территории населенных пунктов, входящих состав муниципального образования сельское поселение Медведское Нолинского района Кировской области, вопрос о собственниках жилых домов не исследовался.
Учитывая изложенное, представленное в материалы дела Распоряжение от 20.01.2006 № 19 о передаче имущества (в том числе упомянутых жилых домов) из казны муниципального образования Нолинский муниципальный район администрации муниципального образования сельское поселение Медведское Нолинского района Кировской области, не является доказательством того, что у заявителя возникло имущественное право в отношении жилых домов, а, следовательно, доказательством правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
В силу пункта 106 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), введенных в действие приказом МЧС РФ от 18.06.2003, пожарные автомобили и мотопомпы, приспособленная и переоборудованная техника для тушения пожаров должны быть укомплектованы пожарно-техническим вооружением, заправлены топливом, огнетушащими веществами и находиться в исправном состоянии. Нарушение данного положения вменено заявителю в отношении пожарного автомобиля в с. Юртик, который находится в неисправном состоянии, не укомплектован пожарно-техническим вооружением. Вместе с тем, в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих отнесение указанного автомобиля к имуществу, в отношении которого у администрации существует обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности. Распоряжение администрации Нолинского района от 08.08.2002 № 404-а, в соответствии с которым комитету по управлению имуществом предписано осуществить необходимые мероприятия по приему-передаче от сельхозартели (колхоза) «Прогресс» имущества (в том числе автомашины ГАЗ-53, 1982 года выпуска) в муниципальную собственность муниципального образования «Нолинский район» и передаче в оперативное управление на баланс администрации Юртинского сельского округа, а также Решение Медведской городской Думы Нолинского района об упразднении Юртикского сельского округа с передачей деревень Тулан, Тошкино и села Юртик в административное подчинение пгт. Медведок не свидетельствуют о возникновении у заявителя каких-либо прав в отношении указанного автомобиля.
При таких обстоятельствах, суд находит подтвержденным довод заявителя о необоснованности вменения администрации нарушения, зафиксированного пунктом 8 оспариваемого постановления.
В судебном заседании установлено, что заявитель занимает помещение, переданное муниципальному учреждению здравоохранения «Медведская участковая больница» на основании договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от 18.01.2006. Договор аренды между заявителем и МУЗ «Медведская участковая больница»» не заключался. Таким образом, ответственность за нарушения норм пожарной безопасности, выявленные в помещении МУЗ «Медведская участковая больница», в которых расположена администрация, указанные в пунктах 2, 3, 7 оспариваемого постановления и, выразившиеся в необорудовании указанного помещения установками автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в установке на окне глухой (не открывающейся) решетки, в выполнении соединения электропроводов методом «скрутки», необеспечении помещений первичными средствами пожаротушения, вменены заявителю при отсутствии предусмотренных законом оснований.
Таким образом, суд усматривает основания для удовлетворения заявленного требования о признании незаконным и отмене постановления отдела государственного пожарного надзора Нолинского района Кировской области по делу об административном правонарушении № 53 от 2.04.2008.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-168, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
требование администрации муниципального образования сельское поселение Медведское Нолинского района Кировской области удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление отдела государственного пожарного надзора Нолинского района Кировской области № 53 от 2.04.2008 о привлечении администрации муниципального образования сельское поселение Медведское Нолинского района Кировской области к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья Р.В. Серегин