ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-3294/12 от 16.05.2012 АС Кировской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102

http://kirov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А28-3294/2012

117/34

г. Киров

22 мая 2012 года

Резолютивная часть решения оглашена 16 мая 2012 года

Решение изготовлено в полном объеме 22 мая 2012 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Агалаковой Н.В.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Емельяновым А.С.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Отдела надзорной деятельности Слободского района и города Слободского Главного управления МЧС России по Кировской области (ИНН 4345091888, ОГРН 1044316712241)

о привлечении индивидуального предпринимателя Бушкова Николая Васильевича (ИНН 432900209915, ОГРН 309432914200012)к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – Мамонова А.В. по доверенности от 10.01.2012 №2,

ИП Бушкова Н.В. – Родыгина Е.А. по доверенности от 20.04.2012, Вахрушева Ю.М. по доверенности от 14.05.2012.

установил:

Отдел надзорной деятельности Слободского района и города Слободского Главного управления МЧС России по Кировской области (далее – ОНД Слободского района, административный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Бушкова Николая Васильевича (далее – ИП Бушков Н.В., предприниматель) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Заявление мотивировано нарушением ИП Бушковым Н.В. требований частей 1, 2, 7 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон №99-ФЗ), а также пункта 10 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1225 (далее – Положение №1225), выразившемся в осуществлении лицензируемой деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, выданной МЧС России 27.01.2010 №3-2/00649. Заявитель полагает, что предприниматель осуществляет лицензируемую деятельность по иному адресу, отличному от указанного в лицензии от 27.01.2010 №3-2/00649 без переоформления ее в установленном порядке в части адреса осуществления лицензируемой деятельности: при проверке 05.04.2012 соблюдения требований правил пожарной безопасности при эксплуатации объекта защиты Слободским филиалом КОГУП «БТИ» по адресу г. Слободской Кировской области ул. Вятская д.2 специалистом административного органа обнаружено осуществление ИП Бушковым Н.В. работ по техническому обслуживанию установки автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей о пожаре в данном помещении на основании договора от 01.04.2012, адрес места осуществления лицензируемой деятельности в лицензии от 27.01.2010 №3-2/00649 – Кировская область, г. Слободской, пр. Гагарина, д.11 кв.6. Представитель заявителя в судебном заседании поддерживает требования, изложенные в заявлении.

ИП Бушков Н.В. с заявленными требованиями не согласен, в мотивированном отзыве возражает против привлечения к административной ответственности, указывает, что в его действиях отсутствует событие административного правонарушения, поскольку при оформлении лицензии от 27.01.2010 №3-2/00649 в графе «место осуществления лицензируемой деятельности» указан адрес его квартиры, право собственности на которую зарегистрировано в установленном порядке 25.02.2005, регистрационная запись №43-43-09/088/2005-130 согласно положениям пункта 8 статьи 3 Федерального закона №99-ФЗ. Представитель ИП Бушкова Н.В. в судебном заседании поддержал доводы отзыва, указывает, что деятельность по монтажу, техническому обслуживанию установки автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей о пожаре осуществляется на основании договора между лицензиатом и заказчиком, в соответствии с договором заказчик не предоставляет помещение для использования лицензиату, а лишь обеспечивает доступ сотрудникам лицензиата в свои помещения для проведения работ с автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей о пожаре, поэтому адреса объектов защиты, эксплуатируемых заказчиком, не могут считаться местом осуществления лицензируемой деятельности, а являются местом исполнения обязательств по договору.

Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив представленные документы, суд установил следующее.

Бушков Николай Васильевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 22.05.2009, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным государственным регистрационным номером 309432914200012.

ИП Бушкову Н.В. выдана лицензия от 27.01.2010 №3-2/00649 бланк 058694 на осуществление работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

В графе адрес мест осуществления лицензируемого вида деятельности указан адрес места регистрации ИП Бушкова Н.В. - Кировская область, г. Слободской, пр. Гагарина, д.11 кв.6, государственная регистрация перехода права собственности на объект недвижимости, являющегося адресом места осуществления лицензируемой деятельности, к Бушкову Н.В. произведена 25.02.2005.

Между ИП Бушковым Н.В. (исполнитель) и КОГУП «БТИ» (заказчик) заключен договор от 01.04.2012 на плановое техническое обслуживание установок ОПС, в соответствии с пунктом 1.1. исполнитель принимает на себя обязанности осуществить работы по техническому обслуживанию исправной и работоспособной установки пожарной сигнализации, смонтированной на объекте заказчика по адресу: г. Слободской, ул. Вятская, д. 2. Содержание планового технического обслуживания согласовано сторонами договора в пункте 1.2. договора.

На основании распоряжения от 01.03.2012 №75 специалистами ОНД Слободского района проведена плановая выездная проверка соблюдения КОГУП «БТИ» (Слободской филиал) требований пожарной безопасности на объекте защиты – офисное помещения на втором этаже здания по адресу г. Слободской, ул. Вятская, д. 2 площадью 104.8 кв.м.

При проведении проверки сотрудником ОНД Слободского района установлено, что работы по технологическому обслуживанию установки системы пожарной сигнализации и системы управления эвакуацией людей в помещениях КОГУП «БТИ» в здании по ул. Вятской, 2 в г. Слободском осуществляет ИП Бушков Н.В. на основании договора от 01.04.2012 и лицензии от 27.01.2010 №3-2/00649.

Полагая, что при осуществлении лицензируемой деятельности ИП Бушков Н.В. нарушил положения частей 1, 2, 7 статьи 18 Федерального закона №99-ФЗ и пункт 10 Положения №1225, государственный инспектор ОНД Слободского района Буторин А.В. 10.04.2012 при участии ИП Бушкова Н.В. составил протокол №56 об административном правонарушении, которым действия ИП Бушкова Н.В. по осуществлению деятельности на основании лицензии от 27.01.2010 №3-2/00649 по адресу г. Слободской, ул. Вятская, д.2 без переоформления лицензии в части адреса места осуществления лицензируемой деятельности в установленном порядке квалифицированы по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ОНД Слободского района обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ИП Бушкова Н.В. к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изложенные обстоятельства дела позволяют суду прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в силу части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в сумме от трех тысяч до четырех тысяч рублей. Согласно примечанию к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона №99-ФЗ определено понятие лицензии - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (пункт 7 статьи 3 Федерального закона №99-ФЗ).

Частью 1 статьи 8 Федерального закона № 99-ФЗ установлено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в силу пункта 15 части 1 статьи 12 Федерального закона №99-ФЗ подлежит лицензированию. Порядок лицензирования деятельности и лицензионные требования к деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений установлены Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1225.

Перечень лицензионных условий установлен пунктом 4 Положения №1225:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования, инструмента, технической документации, технических средств, в том числе средств измерения, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ и оказания услуг;

б) наличие в штате у соискателя лицензии (лицензиата) работников, заключивших с ним трудовые договоры, имеющих профессиональное образование (профессиональную подготовку), соответствующее выполнению работ и оказанию услуг, а также минимальный стаж работы (не менее чем у 50 процентов работников) в области лицензируемой деятельности, составляющий 3 года, - для юридического лица;

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) профессионального образования (профессиональной подготовки), соответствующего выполнению работ и оказанию услуг, а также минимального стажа работы в области лицензируемой деятельности, составляющего 3 года, - для индивидуального предпринимателя;

г) повышение квалификации лиц, указанных в подпунктах «б» и «в», в области лицензируемой деятельности не реже 1 раза в 5 лет;

д) выполнение лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О пожарной безопасности»;

е) применение лицензиатом при осуществлении лицензируемой деятельности продукции, имеющей декларацию о соответствии или сертификат соответствия, которые предусмотрены частью 4 статьи 145 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Лицензионных требований к месту осуществления лицензируемой деятельности Положение №1225 не содержит.

Пунктом 8 статьи 3 Федерального закона № 99-ФЗ определено понятие места осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

Место нахождения юридического лица в силу положений части 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (часть 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации), в случае осуществления гражданином предпринимательской деятельности без образования юридического лица для государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в силу указаний пункта ж) части 1 статьи 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» представляется документ, подтверждающий в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации.

Следовательно, указываемый в лицензии адрес места осуществления деятельности является адресом места нахождения лицензиата либо адресом объекта недвижимости, в отношении которого у лицензиата имеется право владения и пользования.

Системное толкование изложенных норм права позволяет сделать вывод, что место исполнения обязательств лицензиатом, которые возникают у последнего в связи с заключением договора об оказании услуг по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, не является местом осуществления лицензируемого вида деятельности, поскольку при заключении указанного договора об оказании услуг лицензиат не приобретает право владения и пользования объектом недвижимости, а требований к месту исполнения обязательств по договору об оказании услуг при осуществлении лицензиатом лицензируемой деятельности Положением №1225 не установлено.

Довод заявителя о необходимости переоформления лицензии в связи с заключением договора об оказании услуг по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в котором указан адрес, отличный от адреса места осуществления лицензируемой деятельности в соответствующей лицензии, суд находит необоснованным.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона № 99-ФЗ определен перечень сведений, которые включаются в лицензию, в том числе сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности (пункт 3).

Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ предусмотрено, что лицензия подлежит переоформлению в случаях изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

При намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу (часть 7 статьи 18 Федерального закона № 99-ФЗ). Данная норма полностью воспроизводится пунктом 10 Положения № 1225.

Указанными нормами предусмотрен порядок переоформления лицензии в том случае, если лицензиат изменяет адрес места осуществления лицензируемой деятельности, однозначно определенный пунктом 8 статьи 3 Федерального закона № 99-ФЗ.

В соответствии со статьей 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), виновность лица в совершении правонарушения.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии события административного правонарушения в действиях ИП Бушкова Н.В.

Учитывая изложенное, в удовлетворении требований заявителю следует отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении требования Отдела надзорной деятельности Слободского района и города Слободского Главного управления МЧС России по Кировской области о привлечении индивидуального предпринимателя Бушкова Николая Васильевича (ИНН 432900209915, ОГРН 309432914200012)к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Решение суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Судья Н.В. Агалакова