ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-3533/15 от 15.06.2015 АС Кировской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102

http://kirov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А28-3533/2015

г. Киров                   

22 июня 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 15 июня 2015 года

В полном объеме решение изготовлено июня 2015 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Шилоносовой В.А.

при ведении протокола судебного заседания c использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Рахмановой О.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

администрации Орловского района­ ( ИНН: <***>, ОГРН: <***>, юридический адрес: 612270, Россия, <...>)

к  обществу с ограниченной ответственностью «Строительный холдинг «СОЮЗ»­  (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, юридический адрес: 610000, Россия, <...>)

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Росреестра по Кировской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, юридический адрес: 610002, Россия, <...>);

Департамент образования Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 610019, <...>); Департамент финансов Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 610019, <...>);

глава муниципального образования «Орловский муниципальный район» ФИО1 (612270 <...>)

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа имени М.С. Кырчанова с. Тохтино Орловского района Кировской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, место нахождения: 612291, <...>),

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка» с. Тохтино Орловского района Кировской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, 612292, <...>),

о признании недействительным муниципального контракта от 06.10.2014 № 1-МО и взыскании 62 376 000 рублей 00 копеек­

при участии в судебном заседании представителей

от ответчика: ФИО2 – директор, полномочия подтверждаются выпиской из ЕГРЮЛ; ФИО3 по доверенности от 30.04.2015;

от третьего лица (главы муниципального образования «Орловский муниципальный район» ФИО1): ФИО4 по доверенности от 06.05.2015;

от третьего лица (муниципального казенного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы имени М.С. Кырчанова с. Тохтино Орловского района Кировской области): ФИО5 полномочия подтверждаются приказом от 31.08.2005 № 91-Л/С;

от третьего лица (муниципального казенного дошкольного образовательного  учреждения детский сад «Березка» с. Тохтино Орловского района Кировской области): ФИО6, на основании приказа от 01.02.1995 № 4-Б;

от остальных лиц: не явились, извещены,

установил:

администрация Орловского района (далее – истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Строительный холдинг «СОЮЗ»­ (далее – ответчик, ООО СХ «Союз») о признании недействительным муниципального контракта купли-продажи имущества от 06.10.2014 №1-МО, заключенного между МО «Орловский муниципальный район Кировской области» и ООО СХ «Союз»; применении последствий недействительности, а именно: возврате в собственность ООО СХ «Союз» нежилых зданий с кадастровыми номерами 43:25:360302:216, 43:25:360302:217 и движимого имущества согласно приложения к муниципальному контракту; взыскании с ООО СХ «Союз» в пользу МО «Орловский муниципальный район Кировской области» в лице администрации Орловского района Кировской области денежной суммы в размере 62 376 000 рублей 00 копеек.

Исковые требования основаны на положениях статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и мотивированы превышением полномочий главой Орловского района, подписавшим муниципальный контракт от 06.10.2014 №1-МО.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора привлечены: Управление Росреестра по Кировской области; Департамент образования Кировской области; Департамент финансов Кировской области; глава муниципального образования «Орловский муниципальный район» ФИО1; муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа имени М.С. Кырчанова с. Тохтино Орловского района Кировской области (далее - МКОУ ООШ с. Тохтино); муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка» с. Тохтино Орловского района Кировской области (далее - МКДОУ ДС «Березка» с. Тохтино) (определения от 09.04.2015, от 07.05.2015, от 08.06.2015)

Определением Арбитражного суда Кировской области от 08.05.2015 отказано в удовлетворении ходатайства администрации Орловского района о принятии обеспечительных мер.

Определением от 15.06.2015 оставлено без рассмотрения заявление и.о. главы администрации Орловского района ФИО7 об отказе от иска.

В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв с 08.06.2015 до 15.06.2015. После перерыва третьи лица (Управление Росреестра по Кировской области, Департамент образования Кировской области, Департамент финансов Кировской области) явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. Кроме того, суд отказал в допуске к участию в деле в качестве представителя истца ФИО7

На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), заседание проведено в отсутствие не явившихся  лиц.

Ответчик в отзыве на исковое заявление указал, что в удовлетворении исковых требований следует отказать, в связи с тем, что одобрением спорной сделки послужило перечисление денежных средств во исполнение условий контракта, которое согласовывалось с главой администрации Орловского района ФИО8.

Управление Росреестра по Кировской области в отзыве на исковое заявление отметило, что, исходя из содержаний Устава МО «Орловский муниципальный район» Кировской области, Положения об администрации Орловского района, глава Орловского района обладал полномочиями по подписанию муниципального контракта.

Глава Орловского района ФИО1 в отзыве ссылается на то, что его полномочия на заключение оспариваемой сделки следуют из устава муниципального образования, а также из доверенности, выданной 06.10.2014 и.о. главы администрации Орловского района. 

Также ответчик, глава Орловского района ФИО1 и Управление Росреестра по Кировской области в отзывах отметили, что истцом не доказано нарушение заключением спорной сделки прав и охраняемых законом интересов Орловского района, в связи  с чем, в удовлетворении требований следует отказать.

Департамент образования Кировской области в отзыве отметил, что действия истца по исполнению обязательств, связанных с оплатой имущества, приобретенного по спорному контракту, свидетельствуют о намерении сохранить силу сделки, также указало, что истец при этом не мог не знать о полномочиях главы района при подписании контракта. На основании изложенного,   Департамент образования Кировской области считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать.

МКОУ ООШ с. Тохтино в отзыве отметило, что школа и детский сад размещаются в зданиях, приобретенных по спорному контракту, пользуются движимым имуществом. Здание школы обустроено для нужд учащихся и персонала школы. Бывшее здание школы снесено и расторжение контракта приведет к невозможности организовать учебный процесс.

Представитель МКДОУ ДС «Березка» с. Тохтино в судебном заседании заявил возражения против удовлетворения исковых требований, указал на аварийное состояние бывшего здания детского сада.

Заслушав позиции лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

18.08.2014 администрацией Орловского района Кировской области ООО СХ «Союз» разрешен ввод в эксплуатацию построенного объекта (школы с дошкольными группами на 70 мест с котельной) по адресу: <...>.

Распоряжением главы Орловского района Кировской области от 27.08.2014 №72-л-гр в связи с производственной необходимостью на период отсутствия главы администрации Орловского района, исполнение обязанностей главы администрации Орловского района с 27.08.2014 возложено на ФИО7, с правом первой подписи документов.

В августе 2014 года комиссией в составе и.о. главы администрации Орловского района, представителей управления образования, Роспотребнадзора, Госпожнадзора осуществлена проверка готовности муниципального казенного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа имени М.С. Кырчанова с. Тохтино Орловского района Кировской области к 2014/2015 учебному году. Согласно акту от 27.08.2014 комиссия дала заключение о готовности здания школы по адресу: <...> к новому учебному году.

08.09.2014 между ООО СХ «Союз» (ссудодатель) и МКОУ СОШ с. Тохтино им. М.С. Кырчанова Орловского района Кировской области (ссудополучатель) заключен договор безвозмездного пользования нежилыми помещениями, согласно пункту 1.1 которого ссудодатель передает, а ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование нежилые здания: здание школы с дошкольными группами на 70 мест, здание котельной, характеристики которых указаны в пункте 1.2 договора. В соответствии с пунктом 2.1 договора помещения используются ссудополучателем для осуществления образовательной деятельности, согласно уставу последнего. В пункте 4.1 договора указано, что срок действия безвозмездного пользования с 08.09.2014 до дня регистрации права собственности на помещения муниципального образования Орловского муниципального района  Кировской области.  08.09.2014 сторонами по договору был подписан акт приема-передачи нежилых помещений к договору.

06.10.2014 между МО «Орловский муниципальный район» Кировской области в лице администрации Орловского района Кировской области, в лице главы муниципального образования «Орловский муниципальный район» Кировской области ФИО1 (покупатель – муниципальный заказчик) и ООО СХ «Союз» (продавец) заключен муниципальный контракт №1-МО (далее - контракт), согласно которому покупатель – муниципальный заказчик приобретает, а продавец продает принадлежащее ему на праве собственности недвижимое и движимое имущество, указанное в пунктах 1.1 и 1.2 контракта:

- нежилое двухэтажное здание, общей площадью 2128, 7 кв.м., расположенное по адресу: <...>, с кадастровым номером 43:25:360302:217;

- нежилое одноэтажное здание, общей площадью 119 кв.м., расположенное по адресу: <...>, с кадастровым номером 43:25:360302:216;

- движимое имущество, оборудование, функциональные характеристики комплектность, количественные и качественные характеристики которого установлены в спецификации, являющейся неотъемлемой частью контракта.

В силу пункта 2.4.1 контракта, его общая цена, включая движимое и недвижимое имущество составляет 124 752 000 рублей 00 копеек, без НДС.

В пунктах 2.6.1; 2.6.2 контракта указаны порядок и условия расчета:

лимиты оплаты на 2014-2015 года составляют по 62 376 000 рублей 00 копеек на каждый год, из них: за счет средств бюджета Орловского района – 12 475 200 рублей 00 копеек, за счет средств областного бюджета – 49 900 800 рублей 00 копеек.

Оплата производится в следующие сроки:

- 3 118 800 рублей 00 копеек в течение 10 банковских дней с момента получения заключения экспертной организации по результатам экспертизы поставленного товара и зданий, подписания актов приема-передачи недвижимого имущества и товара обеими сторонами и получения покупателем СГРП;

- 59 257 200 рублей 00 копеек в срок до 15.11.2014 при условии  получения заключения экспертной организации по результатам экспертизы поставленного товара и зданий, подписания актов приема-передачи недвижимого имущества и товара обеими сторонами и получения покупателем СГРП;

- 12 475 200 рублей 00 копеек – в срок до 01.07.2015;

- 49 900 800 рублей 00 копеек – в срок до 01.08.2015.

07.11.2014 сторонами подписаны акты приема-передачи зданий, характеристики которых приведены в контракте, и акт приема-передачи имущества.

Переход права собственности на объекты недвижимого имущества зарегистрирован  Управлением Росреестра по Кировской области за №43-43-04/525/2014-017 (в отношении нежилого здания с кадастровым номером 43:25:360302:217) и №43-43-04/525/2014-016 (в отношении нежилого здания с кадастровым №43:25:360302:216).

Во исполнение условий контракта покупателем – муниципальным заказчиком в качестве оплаты по счету от 06.10.2014 №1 платежными поручениями от 14.11.2014 №1535, от 17.11.2014 №1537, от 20.11.2014 №1538 перечислены денежные средства ООО СХ «Союз» в сумме 62 376 000 рублей 00 копеек.   

02.04.2015 истец, посчитав заключение контракта главой Орловского района  - превышением его полномочий, ссылаясь на нарушение интересов Орловского района, обратился в Арбитражный суд Кировской области с настоящим исковым заявлением.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства и изучив позиции лиц участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.

В силу статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, предусмотренном АПК РФ. При этом способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 ГК РФ.

Согласно статье 166 ГК РФ сделка может быть недействительной по основаниям, установленным ГК РФ, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В соответствии с пунктом 1 статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Согласно пункту 2 указанной статьи сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка  оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В разъяснениях пункта 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 23.10.2000 № 57 «О некоторых вопросах практики применения статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что поскольку к публично - правовым образованиям (пункт 1 статьи 124 ГК РФ) применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством (пункт 2 статьи 124  ГК РФ), в случае заключения сделки от имени публично - правового образования его органом с превышением компетенции, такая сделка признается ничтожной (статья 168 ГК РФ). Статья 183 ГК РФ к данным правоотношениям не применяется.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования.

В соответствии с частью 2 указанной статьи глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования:

1) избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации;

2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;

3) в случае избрания представительным органом муниципального образования из своего состава исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса либо возглавляет местную администрацию. Полномочия депутата представительного органа муниципального образования, избранного главой данного муниципального образования, прекращаются;

4) не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации;

5) в случае избрания представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляет местную администрацию.

В силу части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования Орловский муниципальный район Кировской области к вопросам местного значения района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детям в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Согласно статье 19 Устава муниципального образования Орловский муниципальный район Кировской области (далее - устав) структуру органов местного самоуправления района образуют, в том числе, глава муниципального района - глава района и администрация муниципального района - администрация района.

В соответствии со статьей 34 устава полномочие заключать от имени администрации района договоры и соглашения в пределах своих полномочий; осуществлять функции распорядителя бюджетных средств при исполнении бюджета (за исключением средств по расходам, связанным с деятельностью районной Думы и депутатов) принадлежит главе администрации района. Из статьи 29 устава следует, что соответствующие полномочия у главы района отсутствуют.

В силу пунктов 1.1;1.3; 1.4 Положения об администрации Орловского района, администрация района - орган местного самоуправления муниципального района, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Кировской области, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции по обеспечению в пределах своей компетенции прав и законных интересов населения района в соответствии с действующим законодательством и Уставом муниципального образования Орловский муниципальный район Кировской области.  Администрацией района на принципах единоначалия руководит глава администрации района. Администрация района обладает правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, имеет обособленное имущество, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права и обязанности.

Таким образом, глава Орловского района не совмещает свою должность с должностью главы местной администрации, имеет право действовать без доверенности от имени муниципального образования во взаимоотношениях с гражданами и организациями только в пределах полномочий, установленных частью 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также пунктом 1 статьи 29 устава района. Из названных норм не следуют полномочия главы района на совершение гражданско-правовых сделок  по приобретению в муниципальную собственность движимого и недвижимого имущества.

При этом суд критически относится к доводам главы муниципального образования «Орловский муниципальный район» ФИО1 о наличии у него полномочий на совершение оспариваемой сделки на основании доверенности от 06.10.2014, выданной и.о. главы администрации Орловского района ФИО7 В предварительном заседании истец оспорил выдачу данной доверенности. Для исследования данного вопроса определением суда от 07.05.2015 предложил третьему лицу представить подлинник доверенности в материалы дела. Определение суда в указанной части не выполнено. Кроме того, в оспариваемом договоре указано, что ФИО1 действует на основании устава, а не на основании доверенности. При указанных обстоятельствах суд не может признать установленными обстоятельства, на которые ссылается третье лицо. 

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемый договор подписан главой Орловского района ФИО1 с превышением компетенции.  

Вместе с тем, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего.

Согласно пункту 1 статьи 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере.

Обращаясь с рассматриваемым иском в арбитражный суд администрация Орловского района ссылалась на то, что оспариваемая сделка привела к незаконному расходованию бюджетных средств, чем были затронуты публичные интересы как Орловского района, так и Кировской области.

Однако доводы истца опровергаются представленными в дело доказательствами. 

Приобретение здания с котельной и оборудованием для размещения образовательных организаций в с. Тохтино Орловского района Кировской области за счет средств местного и областного бюджетов было предусмотрено  государственной программой Кировской области «Развитие образования» на 2014 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Кировской области от 10.09.2013 № 226/595 (приложение №13).

В муниципальной программе «Развитие образования в Орловском районе Кировской области» на 2014 – 2017 годы, утвержденной постановлением администрации Орловского района от 12.02.2015 №87 также предусмотрено приобретение здания с котельной и оборудованием для размещения образовательных организаций в с. Тохтино Орловского района Кировской области, за счет средств областного бюджета и бюджета муниципального образования.

Согласно паспорту подпрограммы «Приобретение здания с котельной и оборудованием для размещения образовательных организаций в с. Тохтино Орловского района Кировской области» ее целью является создание условий для получения гарантируемого общедоступного и бесплатного образования, задачами – сохранение образовательного учреждения в с. Тохтино Орловского района; укрепление материально-технической базы в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов.

Решениями Орловской районной Думы «О бюджете Орловского муниципального района Кировской области на 2014 год и плановый период 2015-2016гг.», «О бюджете Орловского муниципального района Кировской области на 2015 год и плановый период 2016-2017гг.» (с изменениями и дополнениями) было предусмотрено выделение средств на приобретение здания с котельной и оборудованием для размещения организаций в с. Тохтино Орловского района Кировской области.

Постановлением правительства Кировской области от 05.05.2014 №261/303 было предусмотрено выделение в 2014-2015 годах местному бюджету Орловского района субсидии из областного бюджета на приобретение зданий для размещения образовательных организаций.

Необходимость строительства новой школы и детского сада была обусловлена аварийным состоянием прежних зданий, занимаемых соответствующими учреждениями.

 Согласно акту от 20.05.2014 комиссией в составе представителей школы, администрации Орловского района, управления образования Орловского района было проведено обследование расположенных в <...> старого здания школы 1979 года постройки, здания котельной 1979 года постройки, мастерских 1969 года постройки, столовой; установлена необходимость сноса указанных зданий, имеющих 100 % износ, в соответствии с планом строительства нового здания. Постановлением администрации Орловского района Кировской области от 30.06.2014 №396, подписанным главой администрации Орловского района  ФИО8, был разрешен снос здания школы с. Тохтино.

Согласно представленной в материалы дела выкопировке из проектной документации 2012 года на строительство нового здания школы с котельной на территории отведенного под строительство школьного комплекса имеются существующие здания школы, котельной и другие хозяйственные постройки; существующие здания и строения подлежат сносу.

Фактический снос указанных зданий подтвержден фотокопиями, представленными в дело, следует из объяснений ответчиков и третьих лиц, истцом не оспорен.

Также в ходе судебного разбирательства установлено, что МКДОУ ДС «Березка» с. Тохтино ранее осуществляло свою деятельность в расположенных по адресу: <...>, здании 1970 года постройки и здании пищеблока-прачечной, год постройки – неизвестен. По данным технической инвентаризации по состоянию на 2008 год износ указанных зданий составлял 40 и 43 % соответственно.

В материалы дела представлены предписания Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в отношении детского сада «Березка» от 21.10.2013, от 24.02.2014, от 17.09.2014, согласно которым при проведении проверок детского сада выявлены нарушения санитарного-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации работы дошкольного образовательного учреждения. Учреждению было предписано произвести ремонт стен, потолка, пола, выделить отдельное помещение для гладильной и т.д.

Согласно справке о количестве обучающихся в МКОУ ООШ с. Тохтино Орловского района Кировской области на 15.05.2015 и в перспективе до 2019г., количество обучающихся с 1 по 9 класс на данный момент составляет 36 человек, в перспективе ожидается такое же количество учеников. Также в соответствии с информацией по приему и выпуску детей на 2015-2020 годы в д/с «Березка» с. Тохтино на данный момент учреждение посещают 15 детей, в перспективе ожидается такое же количество детей, посещающих детский сад.

Согласно актам приема-передачи от 07.11.2014 здания школы и котельной, приобретенные по контракту, соответствуют действующим в Российской Федерации требованиям по технической эксплуатации, санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям пожарной безопасности. Здания построены из материалов и конструкций, разрешенных к применению в строительстве на территории Российской Федерации. Указанным требованием соответствует и приобретенное по контракту оборудование, что подтверждается актом приема-передачи, имеющемся в деле. В дело также представлено экспертное заключение ООО «ЭКФ «Экскон» № Э-14/1144, подтверждающее соответствие приобретенного недвижимого и движимого имущества условиям муниципального контракта и требования, установленным в приложениях к нему.

Суд также учитывает, что оплата большей части стоимости поступившего в муниципальную собственность имущества предусмотрена за счет средств областного бюджета. Согласно условиям контракта общий лимит оплаты в 2014 году - 62 376 000 рублей 00 копеек, из них за счет средств бюджета Орловского района – 12 475 200 рублей 00 копеек, за счет средств областного бюджета – 49 900 800 рублей 00 копеек; аналогичные условия по оплате предусмотрены на 2015 год. В 2014 году областные субсидии перечислены в районный бюджет в полном объеме. Из объяснений истца и представленных в дело документов следует, что в настоящее время главой Орловского района принимаются дополнительные меры к увеличению областной доли в выкупе здания школы и детского сада. 

Департамент образования Кировской области и Департамента финансов Кировской области, привлеченные к участию в деле, сведений о том, что оспариваемая сделка привела к нарушению интересов Кировской области не представили. Управление образования Кировской области в отзыве просило в удовлетворении заявленных требований отказать.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что строительство и приобретение нового объекта для размещения образовательных учреждений осуществлялось в соответствии с областными и муниципальными нормативными правовыми актами, с ведения и при непосредственном участии на всех этапах данного проекта администрации Орловского района и было обусловлено необходимостью обеспечить ведение образовательного процесса в условиях, соответствующих санитарно-техническим нормам. В результате заключения муниципального контракта от 06.10.2014 №1-МО в собственность Орловского района в большей части (на 80%) за счет средств областного бюджета приобретены построенные в 2014 году и полностью оборудованные двухэтажное здание школы площадью более 2000 кв.м., а также здание котельной.    

При указанных обстоятельствах суд отклоняет доводы истца о нарушении оспариваемой сделкой публичных интересов Орловского района.

Следовательно, в удовлетворении требований истца о признании недействительным муниципального контракта купли-продажи имущества от 06.10.2014 №1-МО, заключенного между МО «Орловский муниципальный район Кировской области» и ООО СХ «Союз»; применении последствий недействительности, а именно: возврате в собственность ООО СХ «Союз» нежилых зданий с кадастровыми номерами 43:25:360302:216, 43:25:360302:217 и движимого имущества согласно приложения к муниципальному контракту; взыскании с ООО СХ «Союз» в пользу МО «Орловский муниципальный район Кировской области» в лице администрации Орловского района Кировской области денежной суммы в размере 62 376 000 рублей 00 копеек следует отказать.

В соответствии с разъяснениями пункта 12 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», у суда отсутствуют правовые основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принято судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

            в удовлетворении исковых требований администрации Орловского района­ ( ИНН: <***>, ОГРН: <***>, юридический адрес: 612270, Россия, <...>) к  обществу с ограниченной ответственностью «Строительный холдинг «СОЮЗ»­  ( ИНН: <***>, ОГРН: <***>, юридический адрес: 610000, Россия, <...>) о признании недействительным муниципального контракта купли-продажи имущества от 06.10.2014 №1-МО, заключенного между МО «Орловский муниципальный район Кировской области» и ООО СХ «Союз»; применении последствий недействительности - возврате в собственность ООО СХ «Союз» нежилых зданий с кадастровыми номерами 43:25:360302:216, 43:25:360302:217 и движимого имущества согласно приложения к муниципальному контракту, взыскании с ООО СХ «Союз» в пользу МО «Орловский муниципальный район Кировской области» в лице администрации Орловского района Кировской области денежной суммы в размере 62 376 000 рублей 00 копеек отказать.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба в этом случае подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья                                                                                                 В.А. Шилоносова