ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-3624/2012 от 24.08.2012 АС Кировской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102

http://kirov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А28-3624/2012

8/16

г. Киров

31 августа 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 24 августа 2012 года

В полном объеме решение изготовлено 31 августа 2012 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Шмырина С.Ю.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Ворожцовой О.С.,

рассмотрев в судебном заседании заявление

администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

третьи лица - Департамент экологии и природопользования Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>),

руководитель экспертной комиссии по проведению государственной экологической экспертизы рабочего проекта «Полигон захоронения твердых бытовых отходов для Советского района Кировской области» ФИО1

о признании приказов недействительными

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя ФИО2, по доверенности от 01.09.2011,

представителя ответчика ФИО3, по доверенности от 26.01.2012, представителей третьего лица Департамента экологии и природопользования Кировской области: ФИО4, главы департамента, распоряжение от 30.12.2009 № 59-к, ФИО5, по доверенности от 25.06.2012 № 7,

установил:

администрация муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области (далее – заявитель, Администрация) обратилась с заявлением в арбитражный суд к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кировской области (далее – ответчик, административный орган, Управление Росприроднадзора) о признании недействительным приказа от 11.03.2012 № 217 «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы рабочего проекта «Полигон захоронения твердых бытовых отходов для Советского района Кировской области» (далее – приказ от 11.03.2012 № 217).

По мнению заявителя, Управление Росприроднадзора неправомерно приняло от Администрации пакет документов на государственную экологическую экспертизу, направило уведомление о комплектности материалов и необходимости оплаты услуги.

Ответчик возражает против доводов Администрации по основаниям, изложенным в отзыве. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент экологии и природопользования Кировской области (далее – третье лицо, Департамент экологии), руководитель экспертной комиссии по проведению государственной экологической экспертизы рабочего проекта «Полигон захоронения твердых бытовых отходов для Советского района Кировской области» ФИО1 (далее – третье лицо, руководитель экспертной комиссии, ФИО1).

Руководитель экспертной комиссии в отзыве поддерживает позицию ответчика.

Департамент экологии в отзыве, в дополнении к отзыву и в возражениях на отзыв ФИО1 поддерживает позицию Администрации и выражает несогласие с доводами административного органа, ФИО1

В ходе судебного заседания Администрация уточнила требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представив дополнения к заявлению, содержащие требования о признании недействительным приказа административного органа от 11.01.2012 № 4 «О проведении государственной экологической экспертизы рабочего проекта «Полигон захоронения твердых бытовых отходов для Советского района Кировской области» (далее - приказ от 11.01.2012 № 4). При этом Администрация представила ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование данного приказа.

Представитель административного органа возражает против удовлетворения указанного ходатайства.

Представители Департамента экологии полагают, что ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока на обжалование приказа от 11.01.2012 № 4 подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 117, 159, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд удовлетворил указанное ходатайство.

Дело рассматривается с учетом уточненных требований.

В судебном заседании представители заявителя, Управления Росприроднадзора, Департамента экологии поддержали свои позиции.

ФИО1 явку в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие данного третьего лица.

Исследовав материалы дела, заслушав участников судебного заседания, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

05.05.2011 Федеральная служба по надзору в сфере природопользования направила руководителю административного органа письмо, содержащее поручение провести государственную экологическую экспертизу проектной документации «Полигон захоронения твердых бытовых отходов для Советского района Кировской области» (далее – Полигон ТБО). При этом в письме указывалось, что Администрация должна доукомплектовать проектную документацию на Полигон ТБО.

15.06.2011 Управление Росприроднадзора направило главе Администрации письмо, содержащее перечень требований к проектной документации Полигона ТБО, а также указание на необходимость доукомплектования проектной документации.

08.07.2011 ответчик направил Администрации письмо-уведомление о возврате материалов, представленных на государственную экологическую экспертизу (далее – ГЭЭ), в связи с их некомплектностью.

29.07.2011 заявитель направил в административный орган письмо с просьбой провести ГЭЭ проектной документации Полигона ТБО.

15.08.2011 Управление Росприроднадзора направило Администрации письмо – уведомление о некомплектности материалов, представленных на ГЭЭ.

20.09.2011 административный орган направил заявителю письмо – уведомление о возврате документации без проведения ГЭЭ с связи с их некомплектностью.

06.12.2011 Администрация направила ответчику письмо, содержащее просьбу провести ГЭЭ проектной документации Полигона ТБО. К данному письму были приложены материалы на ГЭЭ.

12.12.2011 административный орган направил главе Администрации уведомление о комплектности материалов и необходимости оплаты работ по организации и проведению государственной экологической экспертизы. Из данного уведомления следует, что состав представленных материалов рабочего проекта Полигон ТБО соответствует установленным требованиям. Кроме того, названное уведомление содержит указание на необходимость оплатить проведение государственной экологической экспе Управление Росприроднадзора ртизы (сумма 87209,75 руб.).

14.12.2011 заявитель направил в Управление Росприроднадзора письмо с просьбой отозвать документы, направленные на государственную экспертизу по объекту Полигон ТБО.

14.12.2011 Управление Росприроднадзора направило Администрации проектную документацию Полигона ТБО.

15.12.2011 заявитель направил ответчику письмо с просьбой провести ГЭЭ проектной документации Полигона ТБО.

15.12.2011 заявитель направил в Управление Росприроднадзора письмо с просьбой провести ГЭЭ проектной документации Полигона ТБО. К указанному письму приложены материалы для ГЭЭ.

16.12.2011 административный орган направил главе Администрации уведомление о комплектности материалов и необходимости оплаты работ по организации и проведению государственной экологической экспертизы (сумма 84839,25 руб.).

16.12.2011 платежным поручением № 774 заявитель уплатил за проведение ГЭЭ денежные средства в сумме 84839,25 руб.

11.01.2012 ответчик издал приказ № 4 «О проведении государственной экологической экспертизы рабочего проекта «Полигон захоронения твердых бытовых отходов для Советского района Кировской области». Данным приказом утвержден состав экспертной комиссии, установлен срок проведения ГЭЭ, отделу государственной экологической экспертизы и нормирования поручено организовать проведение ГЭЭ проекта Полигон ТБО.

11.03.2012 Управление Росприроднадзора вынесло приказ № 217 «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы рабочего проекта «Полигон захоронения твердых бытовых отходов для Советского района Кировской области». Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы рабочего проекта «Полигон захоронения твердых бытовых отходов для Советского района Кировской области» (далее - Заключение) содержит 22 замечания по рабочему проекту Полигон ТБО, а также вывод о том, что представленная документация по рабочему проекту Полигон ТБО не соответствует экологическим нормам и требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, не обеспечена экологическая безопасность намечаемой деятельности.

Согласно пункту 1 замечаний, содержащихся в заключении, по объекту строительства не представлены материалы оценки воздействия на окружающую среду (далее – ОВОС) в объеме, установленном Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16.05.2000 № 372 (далее – Положение об ОВОС), и предусматривающие наряду с требованиями статьи 32 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, вариантный подход к выбору земельного участка для строительства, что противоречит статье 14 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Закон об экологической экспертизе), постановлению правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (раздел 8) (далее – Постановление от 16.02.2008 № 87). Необходимо проработать альтернативные варианты места для строительства Полигона ТБО для г. Советска с целью обеспечения требований нормативных документов к геолого-гидрогеологическим условиям с проведением необходимых изыскательских работ в требуемом объеме. Из пункта 2 данных замечаний следует, что в представленной проекторной документации отсутствуют материалы по оценке риска воздействия на окружающую среду, определение которой предусмотрено пунктом 3.2.2 Положения об ОВОС (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий), Постановление от 16.02.2008 № 87)., а также СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

12.03.2012 ответчик направил Администрации письмо - уведомление о завершении государственной экологической экспертизы.

Не согласившись с приказами Управление Росприроднадзора от 11.01.2012 № 4 и от 11.03.2012 № 217, заявитель обжаловал их в арбитражный суд. По мнению Администрации, из смысла пунктов 1, 2 раздела «Замечания» Заключения следует, что заявителем представлен на экологическую экспертизу не полный пакет документов (документы не содержат материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности). При этом Управление Росприроднадзора уведомило Администрацию о комплектности материалов и необходимости оплаты работ по организации и проведению ГЭЭ. Таким образом, ответчик принял на ГЭЭ документы не в полном объеме и назначил на основании таких документов проведение ГЭЭ. Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении административным органом принципов и порядка проведения ГЭЭ, а также о том, что выводы экспертной комиссии основаны на неполных данных. Кроме того, названные приказы создают препятствия для осуществления Администрацией экономической деятельности, связанной со строительством Полигона ТБО.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов

В соответствии с частью 1 статьи 198, частями 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на него какие-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в том числе должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (часть 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Статьей 2 Закона об экологической экспертизе определено, что экологическая экспертиза – это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Статьей 3 Закона об экологической экспертизе установлено, что экологическая экспертиза основывается, в том числе на следующих принципах: презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы; достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу; гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения.

В силу статьи 4 Закона об экологической экспертизе в Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Согласно статье 10 Закона об экологической экспертизе государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Из подпункта 7.2 статьи 11 Закона об экологической экспертизе следует, что к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня относится проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности.

В соответствии со статьей 14 Закона об экологической экспертизе государственная экологическая экспертиза объектов, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе: документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе; согласований исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения; материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления (пункт 1). Государственная экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном объеме и в порядке, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы (пункт 2). Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации для проведения экологической экспертизы конкретного объекта (пункт 5). Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы (пункт 7).

Согласно статье 18 Закона об экологической экспертизе заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1). Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (пункт 4). Заключение государственной экологической экспертизы может быть положительным или отрицательным (пункт 5). В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении (пункт 7). Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке (пункт 8).

В силу пункта 4 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 № 698 (далее – Положение), обязательным условием принятия материалов на государственную экологическую экспертизу является наличие в них (в составе разделов объекта экспертизы или в виде приложений) данных по оценке воздействия на окружающую природную среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и экологическому обоснованию допустимости ее реализации.

Из пункта 7 Положения следует, что министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы имеют право в процессе проведения государственной экологической экспертизы запрашивать у заказчика дополнительную информацию, необходимую для оценки допустимости воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду, в том числе данные специальных экологических исследований, результаты расчетов и анализов, иные материалы, необходимые для подготовки заключения государственной экологической экспертизы.

Согласно пунктам 8, 9 Положения материалы, представляемые в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы на государственную экологическую экспертизу, в установленном порядке регистрируются и передаются на исполнение в подразделение, специализирующееся в области организации и проведения государственной экологической экспертизы (далее именуется - экспертное подразделение), для проверки полноты и достаточности представленных материалов. Экспертное подразделение Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации или его территориального органа в срок не более 7 дней со дня регистрации материалов уведомляет заказчика: при соответствии представленных материалов установленным требованиям - о необходимости оплаты проведения государственной экологической экспертизы в соответствии с прилагаемыми сметой и счетом на ее оплату в течение 30 дней со дня получения уведомления; при несоответствии материалов установленным требованиям - о сроках представления материалов в полном объеме.

Пунктом 15 Положения установлено, что экспертная комиссия определяет:

соответствие намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам охраны окружающей природной среды; полноту выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую природную среду в результате осуществления намечаемой деятельности и экологическую обоснованность допустимости ее реализации; достаточность предусмотренных мер по обеспечению экологической безопасности и сохранению природного потенциала.

В соответствии с пунктом 20 Положения отрицательное заключение, подготовленное экспертной комиссией, может содержать выводы двух видов: о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении, подготовленном экспертной комиссией; о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований экологической безопасности намечаемой деятельности.

Из пунктов 23, 24, 29 Положения следует, что государственная экологическая экспертиза считается завершенной после утверждения приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации или его территориального органа заключения, подготовленного экспертной комиссией. Заключение, подготовленное экспертной комиссией, приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы со дня его утверждения. Заказчик документации, общественные организации, а также другие заинтересованные лица, не согласные с заключением государственной экологической экспертизы, имеют право обжаловать его в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 17 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.10.2008 № 283 (далее - Административный регламент), предусмотрено, что финансирование государственной экологической экспертизы объектов государственной экологической экспертизы, в том числе ее повторное проведение, осуществляется за счет средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном соответствии со сметой расходов на проведение государственной экологической экспертизы, определяемой Ростехнадзором (территориальным органом Ростехнадзора).

В силу пунктов 24, 29 Административного регламента к организационным мероприятиям относится: рассмотрение представленных материалов на предмет их соответствия объектам государственной экологической экспертизы, установленным соответственно статьей 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе»; проверка комплектности материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу; подготовка сметы расходов на проведение государственной экологической экспертизы; направление заказчику извещения о некомплектности материалов, о необходимости оплаты проведения государственной экологической экспертизы, о сроках ее проведения; подбор экспертов для проведения государственной экологической экспертизы, подготовка проекта приказа об организации и проведении государственной экологической экспертизы. При обнаружении несоответствия представленных материалов установленным требованиям настоящего административного регламента ответственный исполнитель в течение 7 дней со дня регистрации сопроводительного письма направляет в адрес заказчика уведомление о некомплектности материалов, представленных на государственную экологическую экспертизу с исчерпывающим списком документов, необходимых для проведения государственной экологической экспертизы, а также информацию о сроках представления материалов в полном объеме.

Согласно пункту 37 Административного регламента в процессе проведения государственной экологической экспертизы экспертная комиссия определяет: соответствие документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду; полноту выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности и экологическую обоснованность допустимости ее реализации; достаточность предусмотренных мер по обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с пунктом 41.2 Административного регламента отрицательное заключение, подготовленное экспертной комиссией, может содержать выводы двух видов: о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении, подготовленном экспертной комиссией; о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований экологической безопасности намечаемой деятельности.

Пунктами 48, 49 Административного регламента установлено, что заключение, подготовленное экспертной комиссией, приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы со дня его утверждения. Руководство Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора) не должно утверждать заключение экспертной комиссии в случаях: нарушения процедуры проведения государственной экологической экспертизы; несоответствия выводов содержанию заключения государственной экологической экспертизы.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 15.12.2011 Администрация направила в Управление Росприроднадзора письмо с просьбой провести ГЭЭ проектной документации Полигона ТБО. К указанному письму приложены материалы для ГЭЭ. Ответчик направил главе Администрации уведомление от 16.12.2011 о комплектности материалов и необходимости оплаты работ по организации и проведению государственной экологической экспертизы (сумма 84839,25 руб.).Платежным поручением от 16.12.2011 № 774 заявитель уплатил денежные средства в сумме 84839,25 руб. за проведение ГЭЭ. 11.01.2012 административный орган издал приказ № 4 «О проведении государственной экологической экспертизы рабочего проекта «Полигон захоронения твердых бытовых отходов для Советского района Кировской области», которым утвердил состав экспертной комиссии, установил срок проведения ГЭЭ, поручил отделу государственной экологической экспертизы и нормирования организовать проведение ГЭЭ проекта Полигон ТБО. 11.03.2012 Управление Росприроднадзора вынесло приказ № 217 «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы рабочего проекта «Полигон захоронения твердых бытовых отходов для Советского района Кировской области». Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы рабочего проекта «Полигон захоронения твердых бытовых отходов для Советского района Кировской области» (далее - Заключение) содержит 22 замечания по рабочему проекту Полигон ТБО, а также вывод о том, что представленная документация по рабочему проекту Полигон ТБО не соответствует экологическим нормам и требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, не обеспечена экологическая безопасность намечаемой деятельности.

Администрация полагает, что из смысла пунктов 1, 2 раздела «Замечания» Заключения следует, что заявителем представлен не полный пакет документов на экологическую экспертизу (документы не содержат материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности). Следовательно, ответчик принял на ГЭЭ документы не в полном объеме и назначил на основании таких документов проведение ГЭЭ. Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении административным органом принципов и порядка проведения ГЭЭ, а также о том, что выводы экспертной комиссии основаны на неполных данных. Департамент экологии поддерживает позицию заявителя.

Согласно вышеназванным нормам обязательным условием принятия материалов на государственную экологическую экспертизу является наличие в них (в составе разделов объекта экспертизы или в виде приложений) данных по оценке воздействия на окружающую природную среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Представленные в дело документы свидетельствуют, что заявитель направил на государственную экологическую экспертизу, помимо прочего, том 7 проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды». Данный том содержит результаты оценки воздействия объекта строительства на окружающую среду. Таким образом, суд не находит оснований полагать, что Управление Росприроднадзора приняло на ГЭЭ документы не в полном объеме.

Кроме того, заявитель не представил доказательства того, что административный орган допустил нарушение процедуры проведения государственной экологической экспертизы, а также несоответствие выводов содержанию заключения государственной экологической экспертизы.

В пунктах 1, 2 раздела «Замечания» Заключения указано на несоответствие документов, представленных на ГЭЭ, Положению об ОВОС, Закону об экологической экспертизе, Постановлению от 16.02.2008 № 87, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03; на неполноту выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности (отсутствуют оценка вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий); на недостаточность предусмотренных мер по обеспечению экологической безопасности (не проработаны альтернативные варианты места для строительства Полигона ТБО). Данные вопросы относятся к компетенции экспертной комиссии. Определение объема достаточности представленных для проведения экспертизы документов, а также их оценка относится к компетенции экспертной комиссии. В ходе организационных мероприятий уполномоченный орган названные обстоятельства не проверяет.

Доводы Администрации, содержащиеся в заявлении и в дополнениях к заявлению, а также доводы Департамента экологии, указанные в отзыве, в дополнении к отзыву и в возражениях на отзыв ФИО1, относительно нарушения ответчиком принципов и порядка проведения ГЭЭ, арбитражным судом не принимаются, как не соответствующие обстоятельствам дела.

Доказательства, подтверждающие, что приказы Управления Росприроднадзора от 11.01.2012 № 4 и от 11.03.2012 № 217 нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствий для осуществления Администрацией ой экономической деятельности, отсутствуют.

Ссылки заявителя на то, что указанные приказы создают препятствия для осуществления Администрацией экономической деятельности, связанной со строительством Полигона ТБО, а также на наличие муниципального контракта на выполнение работ по строительству Полигона ТБО, арбитражным судом отклоняется, как не влияющие на существо рассматриваемого спора.

Как ранее уже сказано, в судебном порядке оспариваются заключения государственной экологической экспертизы (пункт 8 статьи 18 Закона об экологической экспертизе, пункт 29 Положения). Признание недействительным приказа об утверждении заключения, подготовленного экспертной комиссией, не влечет недействительность названного заключения.

Заключение государственной экологической экспертизы рабочего проекта «Полигон захоронения твердых бытовых отходов для Советского района Кировской области» Администрация не оспаривает.

Заключение, подготовленное экспертной комиссией, приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы со дня его утверждения соответствующим приказом. Признание данного приказа недействительным само по себе не влечет недействительность экспертного заключения и, следовательно, не устраняет препятствия для строительства Полигона ТБО.

Таким образом, основания для признания приказов Управления Росприроднадзора от 11.01.2012 № 4 и от 11.03.2012 № 217 недействительными отсутствуют.

При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований должно быть отказано.

Руководствуясь статьями 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении требований администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительными приказов Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 11.01.2012 № 4 «О проведении государственной экологической экспертизы рабочего проекта «Полигон захоронения твердых бытовых отходов для Советского района Кировской области» и от 11.03.2012 № 217 «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы рабочего проекта «Полигон захоронения твердых бытовых отходов для Советского района Кировской области».

Приказы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кировской области от 11.01.2012 № 4 «О проведении государственной экологической экспертизы рабочего проекта «Полигон захоронения твердых бытовых отходов для Советского района Кировской области» и от 11.03.2012 № 217 «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы рабочего проекта «Полигон захоронения твердых бытовых отходов для Советского района Кировской области» проверялись на соответствие Федеральному закону от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Положению о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 № 698, Административному регламенту по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, утвержденному Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.10.2008 № 283, Положению об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденному приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16.05.2000 № 372.

Решение по делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьями 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию (Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа) в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу в соответствии со статьями 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Судья С.Ю. Шмырин