ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-4367/09 от 18.05.2009 АС Кировской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102

http://kirov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А28-4367/2009

109/34

г. Киров

25 мая 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 мая 2009 года

Решение изготовлено в полном объеме 25 мая 2009 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Агалаковой Н.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Королевой Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ФИО1

к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову

о признании незаконным и отмене решения от 18 марта 2009 года об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице – ООО «АгроСоюз», связанных с внесением изменений в учредительные документы

Третье лицо: ООО «АгроСоюз»

при участии в судебном заседании представителей:

ответчика – ФИО2, по доверенности от 17.12.2008,

установил:

ФИО1 (далее по тексту – заявитель) обратился в Арбитражный суд Кировской области с требованиями к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову (далее – ответчик, Инспекция, регистрирующий орган) о признании незаконным и отмене решения от 18 марта 2009 года № 1919 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице – ООО «АгроСоюз», связанных с внесением изменений в учредительные документы и обязании ответчика устранить нарушения, приняв соответствующее решение о государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы ООО «АгроСоюз». Заявитель полагает, что решение об отказе в регистрации Инспекцией необоснованно мотивировано отсутствием документа, подтверждающего уплату госпошлины, поскольку квитанция банка об уплате госпошлины была приложена к заявлению, согласно расписке регистрирующего органа.

Заявитель извещен о времени и месте рассмотрения дела, явку своего уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечил, представлены дополнительные пояснения по делу, указывает, что при оплате государственной пошлины действовал от имени и по поручению ООО «АгроСоюз», в обоснование чего представлены договор на оказание агентских и возмездных юридических услуг от 22.01.2009, агентский договор от 28.01.2009 № 32.

Инспекция требования заявителя не признает, считает принятое решение об отказе в государственной регистрации изменений в учредительные документы ООО «АгроСоюз» законным и обоснованным, просит в удовлетворении требований отказать, представлен мотивированный отзыв. Представитель ответчика в судебном заседании поддерживает доводы отзыва, указывает, что при обращении в регистрирующий орган заявитель не представлял договор на оказание агентских и возмездных юридических услуг от 22.01.2009, агентский договор от 28.01.2009 № 32, что подтверждается распиской в получении документов от 11.03.2009.

Привлеченное к участию в деле ООО «АгроСоюз» извещено о времени и месте рассмотрения дела, явка уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечена, письменный отзыв не представлен.

Руководствуясь положениями статьи 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя заявителя и привлеченного к участию в деле третьего лица.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя Инспекции, суд установил следующие фактические обстоятельства.

11.03.2009 в ИФНС России по г. Кирову заявителем ФИО1 подано заявление, поступившее по почте, по форме Р14001 о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения об участниках ООО «АгроСоюз», в сведения о лицах имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также заявление по форме Р13001 о государственной регистрации изменений в положения учредительных документов ООО «АгроСоюз» относительно места нахождения, состава участников Общества и распределения долей в уставном капитале. Согласно внесенных изменений единственным участником и директором Общества с долей в уставном капитале 100% становился ФИО1, место нахождения ООО «АгроСоюз» - <...>.

Рассмотрев представленные для государственной регистрации документы, Инспекцией вынесены решения от 18.03.2009 №1919 и № 1918 об отказе в государственной регистрации на основании пункта а части 1 статьи 23 Федерального закона Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ) в связи с непредставлением определенных статьей 17 Федерального закона № 129-ФЗ документов, Инспекцией в решении № 1919 указано, что среди представленных для регистрации документов отсутствует документ, подтверждающий уплату ООО «Агросоюз» государственной пошлины за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы Общества.

Не согласившись с решением об отказе в государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы Общества от 18.03.2009 № 1919, ФИО1 обратился в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании его незаконным и о возложении обязанности на регистрирующий орган зарегистрировать изменения в учредительные документы ООО «АгроСоюз».

Изложенные обстоятельства дела позволяют суду прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей согласно абзацу 2 статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ) понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно положениям части 1 статьи 17 Федерального закона №129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

- решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

- изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

- документ об уплате государственной пошлины.

В случае непредставления определенных Федеральным законом № 129-Ф необходимых для государственной регистрации документов допускается в силу подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 129-ФЗ за государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 3 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении.

Согласно положениям статей 45 и 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщик госпошлины обязан самостоятельно от своего имени уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

В Определении от 22.01.2004 № 41-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действия от имени и за счет собственных средств налогоплательщика - представляемого лица, следовательно, платежные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим, а уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика, находящихся в его свободном распоряжении, то есть за счет его собственных средств.

Как следует из материалов дела, заявителем направлено почтой заявление по форме № Р14001 о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице не связанных с внесением изменений в учредительные документы, а также заявление по форме Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица с приложением документов. В качестве доказательства, подтверждающего уплату государственной пошлины за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, представлена квитанция от 05.03.2009 № 52 на сумму 400 руб., плательщиком в которой значится физическое лицо ФИО1, в наименовании платежа указано – за регистрацию изменений вносимых в учредительные документы юридического лица.

Учитывая изложенное, представленная в регистрирующий орган квитанция от 05.03.2009 года с указанием в качестве плательщика физического лица не может служить доказательством уплаты государственной пошлины за регистрацию изменений вносимых в учредительные документы ООО «АгроСоюз», поскольку из данной квитанции не следует, что госпошлина уплачена за регистрацию изменений вносимых в учредительные документы именно вышеуказанного юридического лица, а также не свидетельствует об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы именно за счет средств ООО «АгроСоюз».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что регистрирующий орган при отказе в государственной регистрации 18.03.2009 года обоснованно указал на факт непредставления ООО «АгроСоюз» документа об уплате госпошлины в нарушение требований статьи 17 Федерального закона № 129-ФЗ с учетом положения статьи 3 Федерального закона № 129-ФЗ.

Кроме того, в силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Согласно статьям 49, 51 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Таким образом, с этого момента юридическое лицо самостоятельно исполняет свои обязанности и осуществляет принадлежащие ему права, включая право на судебную защиту.

В соответствии со статьей 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 129-ФЗ юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. В случае, если изменение сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI настоящего Федерального закона. Согласно статье 9 Закона о регистрации при данном виде государственной регистрации заявителем может являться только юридическое лицо, от имени которого выступает руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.

Обращение ФИО1 в регистрирующий орган в качестве законного представителя ООО «АгроСоюз» не порождает у физического лица самостоятельных прав, за защитой которых он в соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вправе обратиться в установленном порядке.

Представленные ФИО1 в судебное заседание дополнительные пояснения по делу в обоснование заявленных требований о том, что при оплате государственной пошлины заявитель действовал от имени и по поручению ООО «АгроСоюз», в обоснование чего представлены договор на оказание агентских и возмездных юридических услуг от 22.01.2009, агентский договор от 28.01.2009 № 32 не могут быть приняты судом в качестве допустимых: представленные в материалы дела документы не приложены к заявлению о государственной регистрации изменений, а содержание документа об уплате госпошлины не содержит ссылку на данные документы.

С учетом изложенного, суд считает требования ФИО1 о признании незаконным и отмене решения ИФНС России по г. Кирову от 18 марта 2009 года № 1919 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице – ООО «АгроСоюз», связанных с внесением изменений в учредительные документы и обязании ответчика устранить нарушения, приняв соответствующее решение о государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы ООО «АгроСоюз» неподлежащими удовлетворению.

Судебные расходы, понесенные ФИО1 при обращении в арбитражный суд, относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову от 18.03.2009 №1919 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице – ООО «АгроСоюз», связанных с внесением изменений в учредительные документы и обязании ответчика устранить нарушения, приняв соответствующее решение о государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы ООО «АгроСоюз», отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Судья Н.В. Агалакова