АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102
http://kirov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А28-4662/2018
город ФИО7
07 июня 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 28 мая 2019 года.
Решение в полном объеме изготовлено 07 июня 2019 года.
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Татаренковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шулятевой Т.Л.,
рассмотрел в судебном заседании исковое заявление
общества с ограниченной ответственностью «Проектный институт «Мордовпроект» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, место нахождения: 430005, <...>, оф.(кв.) 609)
к Кировскому областному государственному унитарному предприятию «Агентство энергосбережения» (ИНН: <***>; ОГРН: <***>; место нахождения: 610047, <...>)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Кировское областное государственное казенное учреждение «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, место нахождения: 610042, <...>), муниципальное образование Омутинский муниципальный район Кировской области в лице администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, юридический адрес: Россия 612740, <...>),
о взыскании 10 549 002 рублей 00 копеек,
при участии в судебном заседании представителей:
истца – ФИО1, по доверенности от 26.04.2019;
ответчика – ФИО2, по доверенности от 09.01.2019;
третьих лиц – ФИО3 по доверенности от 28.06.2018, ФИО4, по доверенности от 27.05.2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Проектный институт «Мордовпроект» в лице конкурсного управляющего ФИО5 (далее также – истец, ООО «ПИ «Мордовпроект») обратилось в Арбитражный суд Кировской области с исковым заявлением к Кировскому областному государственному унитарному предприятию «Агентство энергосбережения» (далее также – КОГУП «Агентство энергосбережения»), Кировскому областному государственному казенному учреждению «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре» (далее также - КОГКУ «УГИИ») о взыскании 10 549 002 рублей 00 копеек долга по договору от 04.08.2014 №520(14) ПИР на выполнение проектно-изыскательских работ.
Исковые требования основаны на положениях статей 10, 11, 309, 310, 314, 328, 450, 452, 716, 717, 718, 743, 745, 762 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и мотивированы выполнением истцом работ по разработке проектной документации в полном объеме,неисполнением встречной обязанности по приемке и оплате выполненных работ заказчиком и инвестором. Истец полагает, что обязанность по оплате выполненных работ возникла после передачи проектной документации заказчику.
В ходе рассмотрения дела по ходатайствам истца судом неоднократно менялось процессуальное положение КОГУП «Агентство энергосбережения», КОГКУ «УГИИ» в качестве ответчика, третьего лица. Протокольным определением от 28.05.2019 на основании статьи 47 АПК РФ произведена замена на надлежащего ответчика - КОГУП «Агентство энергосбережения» (далее также – ответчик), на основании статьи 51 АПК РФ изменен процессуальный статус КОГКУ «УГИИ» (далее также – третье лицо) на третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора.
КОГУП «Агентство энергосбережения» просит в иске отказать; в отзыве указывает, что согласно полученным актам, счетам оплата произведена в полном объеме, иные документы по договору (акты, счета) у инвестора отсутствуют.
КОГКУ «УГИИ» считает исковые требования не подлежащими удовлетворению; в отзыве, дополнениях указывает, что договорные обязательства ООО «ПИ «Мордовпроект» надлежащим образом и в установленный приложением №5 срок не исполнены, работы приняты заказчиком и оплачены инвестором на сумму 9 350 998 рублей 00 копеек; работы по проектной документации на сумму 10 549 002 рубля 00 копеек заказчиком к моменту расторжения договора не приняты, положительное заключение государственной экспертизы получено только по четвертой очереди строительства; сообщает об отсутствии оснований для оплаты проектных работ по четвертой очереди строительства ввиду не направления исполнителем в адрес заказчика акта приемки выполненных работ и счета на оплату.
Определением от 19.11.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование Омутинский муниципальный район Кировской области в лице администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области (далее также – третье лицо, Администрация).
Администрация считает исковые требования не подлежащими удовлетворению; в отзыве поясняет, что возмещение расходов и выплата вознаграждения КОГУП «Агентство энергосбережения» по агентскому договору от 07.07.2014 №8 осуществлялись за счет субсидий, поступающих в рамках государственной программы Кировской области «Энергоэффективность и развитие энергетики» на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 17.12.2012 №186/788, указанный агентский договор расторгнут, расчеты между сторонами произведены в полном объеме; в 2018, 2019 годах денежных средств в рамках указанной государственной программы муниципальному образованию Омутнинский муниципальный район Кировской области не выделялось и не планируется их выделение; переданные КОГУП «Агентство энергосбережения» материалы по четвертой очереди строительства не представляют интереса, поскольку в настоящее время они неактуальны, требуют корректировки, могут быть переданы КОГКУ «УГИИ».
Определением председателя первого судебного состава Арбитражного суда Кировской области от 04.10.2018 на основании статьи 18 АПК РФ в связи с невозможностью участия судьи Малышевой М.В. в рассмотрении дела №А28-4662/2018 произведена замена судьи Малышевой М.В. на судью Татаренкову Е.А.
В судебном заседании представитель истца на удовлетворении исковых требований к КОГУП «Агентство энергосбережения» настаивает; представители ответчика и третьих лиц поддерживают доводы и возражения, изложенные отзывах на исковое заявление.
Суд, заслушав представителей сторон, третьих лиц, исследовав в полном объеме представленные в материалы дела доказательства, установил следующие фактические обстоятельства.
Постановлением Правительства Кировской области от 17.12.2012 №186/788 утверждена Государственная программа Кировской области «Энергоэффективность и развитие энергетики» на 2013-2020 годы» (далее – Государственная программа). Реализация Государственной программы осуществляется путем выполнения ведомственных целевых программ и отдельных мероприятий, в частности, в выполнении отдельного мероприятия «Газификация Кировской области» участвуют Управление по газификации (выполняет функции заказчика по проектированию и строительству объектов газификации), Агентство энергосбережения (привлекает кредитные средства для финансирования проектирования и строительства объектов газификации).
1.
С целью реализации отдельного мероприятия «Газификация Кировской области» Государственной программы, 07.07.2014 между муниципальным образованием Омутинский муниципальный район Кировской области в лице администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области (принципал) и КОГУП «Агентство энергосбережения» (агент) заключен агентский договор №8, по условиям которого принципал поручает, а агент принимает на себя обязательство совершить от своего имени, но в интересах и за счет принципала юридические и фактические действия, направленные на финансирование строительства, проектирование объектов газификации, поставку оборудования и выполнение сезонных работ на объектах газификации на территории принципала, а принципал принять выполненное поручение и выплатить агенту вознаграждение, а также возместить расходы, связанные с выполнением поручения (пункт 1.2 агентского договора); под юридическими действиями агента стороны понимают, в том числе, заключение агентом договоров инвестирования строительства, проектирования, поставки и выполнения сезонных работ следующих объектов газификации на территории принципала – распределительный газопровод в г. Омутнинске и д. Осокино Омутнинского района (1,2,3,4 очереди строительства), с КОГКУ «УГИИ» (пункт 1.3 агентского договора); под возмещением расходов (затрат) агента, связанных с исполнением поручения принципала, стороны понимают расходы (затраты) на финансирование строительства, поставку оборудования и проектирование объектов газификации, а также выполнение сезонных работ на данных объектах (пункт 1.5 агентского договора); ориентировочная стоимость расходов агента, указанных в пункте 1.5 договора, составляет 21 566 212 рублей 25 копеек (пункт 3.1 агентского договора в редакции дополнительного соглашения от 12.01.2015 №2); окончательный расчет по возмещению расходов агенту осуществляется в течение 10 календарных дней с момента предоставления агентом окончательного отчета (пункт 3.2 агентского договора).
В связи с отсутствием финансирования по причине исключения КОГУП «Агентство энергосбережения» из исполнителей отельного мероприятия «Газификация Кировской области» на основании Постановления Правительства Кировской области от 13.04.2016 №94/251, 14.11.2018 между муниципальным образованием Омутинский муниципальный район Кировской области (принципал) и КОГУП «Агентство энергосбережения» (агент) заключено дополнительное соглашение о расторжении с 14.11.2018 агентского договора от 07.07.2014 №8.
2.
07.07.2014 между КОГУП «Агентство энергосбережения» (инвестор) и КОГКУ «УГИИ» (заказчик) заключен договор инвестирования №И-388(14), который определяет взаимодействие сторон при осуществлении совместных действий по проектированию объекта «Распределительный газопровод в г. Омутнинске и д. Осокино Омутнинского района Кировской области (1,2,3,4 очереди строительства), по условиям которого инвестор финансирует проектирование за счет кредитных и иных средств, а заказчик принимает на себя осуществление функций заказчика по проектированию объекта за счет кредитных и иных средств, привлеченных инвестором (пункт 1.1 договора); общая сумма финансирования проектирования объекта инвестором ориентировочно составляет 11 192 445 рублей 79 копеек (пункт 1.2 договора в редакции дополнительного соглашения от 24.12.2015); размер доли инвестора в праве собственности на объект будет определен по окончании строительства объекта пропорционально размеру вложенных инвестиций (пункт 1.3 договора); финансирование осуществляется инвестором в следующем порядке: оплата стоимости выполненных работ производится инвестором напрямую подрядчику путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика в соответствии с договором подряда на проектно-изыскательские работы объекта на основании счетов, выставляемых подрядчиком, и актов выполненных работ, подписанных заказчиком (пункт 2.1.1 договора); оплата услуг заказчика производится инвестором на основании счетов путем перечисления денежных средств на лицевой счет заказчика (пункт 2.1.1 договора); инвестор заключает трехсторонний договор подряда на выполнение проектно-изыскательских работ (пункт 2.1.6 договора); КОГКУ «УГИИ» принимает на себя обязанности заказчика по проектированию объекта в соответствии с положением о заказчике-застройщике, в том числе заключает трехсторонний договор подряда на выполнение проектно-изыскательских работ (пункты 2.2, 2.2.3 договора); по окончании выполнения проектно-изыскательских работ в случае отсутствия инвестирования строительства объекта КОГКУ «УГИИ» передает проектно-сметную документацию и затраты по объекту муниципальному образованию «Омутнинский район» в соответствии с агентским договором от 07.07.2014 №8 (пункт 2.2.11 договора).
В связи с отсутствием финансирования по причине исключения КОГУП «Агентство энергосбережения» из исполнителей отельного мероприятия «Газификация Кировской области» на основании Постановления Правительства Кировской области от 13.04.2016 №94/251, 12.11.2018 между КОГУП «Агентство энергосбережения» (инвестор) и КОГКУ «УГИИ» (заказчик) заключено дополнительное соглашение о расторжении с 13.11.2018 договора инвестирования от 07.07.2014 №И-388(14).
В письме от 13.11.2018 №08-01-1902 (получено и.о. главы Омутнинского района ФИО6 13.11.2018) КОГКУ «УГИИ» сообщило главе Омутнинского района Кировской области о том, что в связи с расторжением договора от 04.08.2014 №520(14) ПИР будет доставлен результат частично выполненных и принятых проектно-изыскательских работ, с просьбой обеспечить принятие документации специалистами администрации.
В соответствии с агентским договором от 07.07.2014 №8 и договором инвестирования от 07.07.2014 №И-388(14), письмом от 22.11.2018 №06-01-2324 (получено и.о. главы Омутнинского района ФИО6 22.11.2018) КОГКУ «УГИИ» направило Администрации Омутнинского района проектную документацию по объекту газификации «Распределительный газопровод в г. Омутнинске и д. Осокино Омутнинского района Кировской области (1,2,3,4 очереди строительства)» согласно прилагаемой накладной.
По накладной от 22.11.2018 КОГКУ «УГИИ» передало Администрации Омутнинского района проектно-сметную документацию (1,2,3,4 очереди строительства), в том числе по четвертой очереди строительства – положительное заключение Госэкспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (от 25.10.2016 №43-1-1-2-1450-16), положительное заключение Госэкспертизы проверки достоверности сметной стоимости строительства (от 19.01.2017 №43-1-1-6-1450-17).
В письме от 02.08.2016 №2277-01-09 Администрация Омутинского района Кировской области сообщила КОГКУ «УГИИ» о том, что в бюджете Омутнинского района, с учетом дотации, полученной из бюджета Кировской области, предусмотрены средства на строительство и ремонт газопровода на территории Омутинского района в 2016 году в сумме 10 559 500 рублей 00 копеек, данные средства планировались на оплату проектных работ по строительству распределительного газопровода центральной части г. Омутнинска и д. Осокино (1,2,3,4 очереди).
В письме от 23.12.2016 №4381-53-10-11 Министерство финансов Кировской области сообщило главе Омутнинского района дотация, предоставленная Омутнинскому району в 2015 году на оплату работ по проведению экспертизы проекта газификации, носит целевой характер и должна быть направлена на указанные цели, если в 2017 году дотация не будет направлена на данные расходы, ее необходимо вернуть в областной бюджет.
В ответах от 19.02.2019, от 13.03.2019 на запросы суда (определения от 01.02.2019, от 25.02.2019) Министерство финансов сообщило о том, что в декабре 2015 года Омутнинскому району перечислена дотация с целью сбалансированности бюджета муниципального образования, в том числе для обеспечения источником финансирования обязательств по оплате в 2016 году проектных работ по объекту газификации, размере 10,559 миллионов рублей; поскольку дотации не носят целевого характера, соглашение о предоставлении дотации с муниципальным образованием не заключалось; по информации муниципального образования счета на оплату проектных работ не были предъявлены, то есть средства были не востребованы; учитывая, что дотация по Бюджетному кодексу Российской Федерации не имеет целевого назначения, средства были направлены муниципальным образованием в соответствии с решением о бюджете, принятым представительным органом, на выплату заработной платы с начислениями; на сегодняшний день по информации района счета на оплату проектных работ по объекту газификации не предъявлены.
3.
04.08.2014 между КОГКУ «УГИИ» (заказчик), ООО «ПИ «Мордовпроект» (исполнитель) и КОГУП «Агентство энергосбережения» (инвестор) заключен договор №520(14) ПИР на выполнение проектно-изыскательских работ (далее – договор), по условиям которого заказчик поручает за счет средств инвестора, а исполнитель принимает на себя обязательство по выполнению проектно-изыскательских работ по объекту «Распределительный газопровод в г. Омутнинске
и д. Осокино Омутнинского района Кировской области (1, 2, 3, 4 очереди строительства)» в соответствии с заданием на конкурс (пункт 1.1 договора).
Результатом работ является:
- откорректированная схема газоснабжения г. Омутнинска на бумажном носителе в цветном изображении на электронном носителе на CD, DVD и на флешнакопителе с USB-разъемом (гидравлические схемы в формате xcg или agaz) с учетом существующих и перспективных потребителей газа, согласованная с ОАО
«Газпром газораспределение ФИО7», администрациями Омутнинского городского
поселения и Омутнинского района;
- документация по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории, утвержденные в администрации Омутнинского района в соответствии с Федеральным законом №41-ФЗ от 20.03.2011 и статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации); чертеж градостроительного плана;
- отчет об инженерных изысканиях в цветном исполнении (в том числе графическая часть инженерно-геодезических изысканий в электронном виде в программе AutoCad с типом файлов dwg и с типом файлов pdf);
- проектная документация в цветном исполнении на бумажном носителе и на электронном носителе на CD, DVD и на флешнакопителе с USB-разъемом (в программе AutoCad с типом файлов dwg и с типом файлов pdf), сметная документация в программе «А0» в ТЕР в соответствии с постановлением Правительства Кировской области №60/350 от 26.07.2010 (прайс-листы должны быть подобраны на основании коньюктурного анализа цен с выбором наиболее экономичного решения (п.4.25.4.28 МДС 81-35.-2004) с предоставлением сравнительной таблицы стоимостных показателей материалов и оборудования и согласованы Заказчиком).
Заказчик обязуется принять выполненные работы, инвестор обязуется оплатить выполненные работы (пункт 1.1 договора).
Продолжительность выполнения работ - 7 месяцев с момента заключения договора согласно календарному плану производства работ (Приложение №5) (пункт 2.1 договора). Предельная продолжительность исправления выполненных результатов работ, указанных в пункте 1.1 договора, по замечаниям заказчика и органов экспертизы составляет 10 рабочих дней со дня их получения исполнителем (пункт 2.2 договора).
Стоимость выполняемых работ составляет 19 900 000 рублей 00 копеек, НДС не облагается, в том числе по этапам: стоимость корректировки схемы газоснабжения (далее – схема газоснабжения) 186 800 рублей 00 копеек, стоимость проекта планировки территории (далее - ППТ) 533 196 рублей 00 копеек, стоимость изыскательских работ 8 631 002 рубля 00 копеек, стоимость проектных работ 10 549 002 рубля 00 копеек (пункт 3.1 договора).
Оплата по договору производится путем перечисления денежных средств инвестором на расчетный счет исполнителя на основании подписанных заказчиком актов приемки выполненных работ, а также выставленных для оплаты счетов в течение 180 дней после приемки проекта, подписания заказчиком акта сдачи-приемки проекта, получившего положительное заключение государственной экспертизы (пункт 3.2 договора).
Порядок сдачи и приемки работ предусматривает (раздел 4 договора): при завершении работы исполнитель представляет заказчику акт сдачи-приемки документации, 4 экземпляра схемы газоснабжения в цветном исполнении на бумажном носителе, 2 экземпляра инженерных изысканий в цветном исполнении на бумажном носителе, 8 экземпляров проекта в цветном исполнении на бумажном носителе, на электронном носителе на CD,DVD и на флешнакопителе с USB-разъемом, 4 экземпляра сметной документации на бумажном носителе, а также в программе «А0» в ТЕР в соответствии с постановлением Правительства Кировской области №60/350 от 26.07.2010; Заказчик в течение 10 рабочих дней обязан направить исполнителю подписанный акт или мотивированный отказ (пункты 4.1. 4.2 договора).
Исполнитель обязуется сопровождать согласование проектно-сметной документации с заинтересованными службами, выдавшими технические условия, в которых закреплена обязанность последующего согласования проекта; сопровождать прохождение государственной экспертизы проектно-сметной документации, обеспечив получение положительного заключения (пункты 1.7, 1.8 договора).
При обнаружении недостатков в результатах работ, указанных в пункте 1.1 договора, а также в случае получения отрицательного заключения государственной экспертизы исполнитель обязан безвозмездно устранить недостатки в срок не более 10 рабочих дней с момента получения замечаний; оплату повторного рассмотрения органами государственной экспертизы проектно-сметной документации осуществляет исполнитель (пункт 1.9 договора). При обнаружении недостатков результатов работ (пункт 1.1 договора) исполнитель обязан по требованию заказчика безвозмездно в срок не более 10 рабочих дней переделать указанную документацию и соответственно произвести необходимые дополнительные изыскательские работы (пункт 1.10 договора).
При возникновении необходимости корректировки результатов работ, указанных в пункте 1.1 договора, стороны устанавливают причину ее появления. Если необходимость корректировки возникла по вине исполнителя, то корректировка выполняется безвозмездно. Если такая необходимость возникла по вине заказчика или строительного подрядчика, то исполнитель выполняет корректировку за дополнительную плату (пункт 6.2 договора).
Договором предусмотрено право заказчика в одностороннем порядке расторгнуть договор в том числе в случае задержки исполнителем начала или окончания сроков выполнения работ более чем на 10 календарных дней по причинам, не зависящим от заказчика (пункт 6.3 договора). В случае одностороннего расторжения договора заказчик направляет исполнителю соответствующее уведомление; договор считается расторгнутым с момента получения исполнителем указанного уведомления; после расторжения договора заказчик оценивает стоимость работ, произведенных исполнителем к моменту расторжения, и стоимость убытков, которые понес и (или) понесет заказчик в результате невыполнения исполнителем своих обязательств и расторжения договора (пункт 6.4 договора).
Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения сторонами принятых на себя обязательств (пункт 6.9 договора).
Уведомлением от 15.01.2018 №08-01-0028 (полученным ООО «ПИ «Мордовпроект» 22.01.2018, КОГУП «Агентство энергосбережения» 17.01.2018, Администрацией 18.01.2018), КОГКУ «УГИИ» в одностороннем порядке расторгло договор в связи с невыполнением исполнителем проектно-изыскательских работ, не устранением недостатков в результатах работ по 1,2,3 очереди строительства.
В соответствии с Заданием на проектирование (Приложение №3 к договору) основанием для проектирования является Государственная программа Кировской области «Энергоэффективность и развитие энергетики на 2013-2020 годы».
Согласно сводной смете на инженерные изыскания и проектные работы (приложение №4 к договору) стоимость разработки проектной и рабочей документации составляет 10 549 002 рубля 00 копеек, в том числе 1 очередь строительства – 3 130 043 рубля 00 копеек, 2 очередь строительства – 3 411 639 рублей 00 копеек, 3 очередь строительства – 3 465 791 рубль 00 копеек, 4 очередь строительства – 541 529 рублей 00 копеек.
Календарный план производства работ (приложение №5 к договору) устанавливает срок выполнения разработки проектной и рабочей документации 1 очереди строительства – до 28.02.2015, 2 и 3 очереди строительства – до 04.03.2015, 4 очереди строительства – до 30.01.2015.
Выполнение и приемка работ по инженерно-геодезическим изысканиям на общую сумму 6 271 295 рублей 00 копеек подтверждается актами от 15.09.2014 №1 (1 очередь строительства) на сумму 1 847 229 рублей 00 копеек, от 15.09.2014 №2 (2 очередь строительства) на сумму 2 064 164 рубля 00 копеек, от 15.09.2014 №3 (3 очередь строительства) на сумму 2 072 651 рубль 00 копеек, от 26.09.2014 №4 (4 очередь строительства) на сумму 287 251 рубль 00 копеек.
Выполнение и приемка работ по разработке проекта планировки территории и проекта межевания территории подтверждается актом от 30.10.2014 №4 (1, 2, 3, 4 очереди строительства) на сумму 533 196 рублей 00 копеек.
Выполнение и приемка работ по инженерно-геологическим изысканиям на общую сумму 2 359 707 рублей 00 копеек подтверждается актами от 15.12.2014 №5 (3 очередь строительства) на сумму 762 997 рублей 00 копеек, от 18.09.2015 №11 (1 очередь строительства) на сумму 713 715 рублей 00 копеек, от 18.09.2015 №12 (2 очередь строительства) на сумму 727 176 рублей 00 копеек, от 18.09.2015 №13 (4 очередь строительства) на сумму 155 819 рублей 00 копеек.
Выполнение и приемка работ по корректировке схемы газоснабжения подтверждается актом от 25.11.2015 №7 (1, 2, 3, 4 очереди строительства) на сумму 186 800 рублей 00 копеек.
Принятые заказчиком работы на общую сумму 9 350 998 рублей 00 копеек (6 271 295,00 + 533 196,00 + 2 359 707,00 + 186 800,00) оплачены в полном объеме.
В обоснование заявленных требований о взыскании стоимости проектных работ по 1,2,3,4 очередям строительства в размере 10 549 002 рублей 00 копеек истец ссылается на накладные от 06.07.2015 №66, от 28.07.2015 №28, от 05.08.2015 №89, от 05.08.2015 №90, по которым заказчику передан результат работ (проектная документация), а также подписанные исполнителем в одностороннем порядке акты выполненных работ №8 на сумму 3 130 043 рубля 00 копеек (1 очередь строительства), №9 на сумму 3 411 639 рублей 00 копеек (2 очередь строительства), №10 на сумму 3 465 791 рубль 00 копеек (3 очередь строительства), №6 на сумму 541 529 рублей 00 копеек (4 очередь строительства), выставленные исполнителем счета на оплату проектной документации №21 на сумму 3 130 043 рубля 00 копеек (1 очередь строительства), №24 на сумму 3 411 639 рублей 00 копеек (2 очередь строительства), №26 на сумму 3 465 791 рубль 00 копеек (3 очередь строительства), №23 на сумму 541 529 рублей 00 копеек (4 очередь строительства)
При рассмотрении дела №А28-1725/2016 суды установили, что проектная документация была передана исполнителем заказчику по накладным на отпуск проектно-сметной документации: 06.07.2015 на 1 очередь строительства, 28.07.2015 на 2 очередь строительства, 05.08.2015 на 3 и 4 очередь строительства; работы в части разработки проекта планировки и проекта межевания территории были выполнены исполнителем до согласования откорректированной схемы газоснабжения с АО «Газпром газоснабжение ФИО7»; суды признали обоснованными требования заказчика о корректировке проекта планировки и проекта межевания территории, выполненных исполнителем ранее указанного согласования схемы газоснабжения. После предоставления согласованной схемы газоснабжения последовали корректировки исполнителем проектной документации, после чего она вновь была передана заказчику на рассмотрение:
- 1 очередь строительства – 07.12.2015 по накладной от 04.12.2015 №148 (сопроводительное письмо от 04.12.2015 №649), 28.12.2015 по накладной от 24.12.2015 №156 (сопроводительное письмо от 24.12.2015 №668);
- 2 очередь строительства – 07.12.2015 по накладной от 04.12.2015 №147 (сопроводительное письмо от 04.12.2015 №650), 28.12.2015 по накладной от 24.12.2015 №157 (сопроводительное письмо от 24.12.2015 №669);
- 3 очередь строительства – 26.11.2015 сопроводительным письмом от 24.11.2015 №628, 07.12.2015 по накладной от 04.12.2015 №149 (сопроводительное письмо от 04.12.2015 №653), 28.12.2015 по накладной от 24.12.2015 №158 (сопроводительное письмо от 24.12.2015 №670);
- 4 очередь строительства – 07.08.2015 по накладной от 05.08.2015 №90 (сопроводительное письмо от 05.08.2015 №456), 07.12.2015 по накладной от 04.12.2015 №150 (сопроводительное письмо от 04.12.2015 №652).
При рассмотрении дела №А28-1725/2016 суды установили, что заказчиком направлялись исполнителю замечания на полученную проектную документацию, что также подтверждается представленными в настоящее дело письмами заказчика.
Письмами от 03.12.2015 №648, от 25.12.2015 №676 (получены КОГКУ «УГИИ» 07.12.2015, 28.12.2015) исполнитель направил заказчику для подписания акты приемки выполненных работ по разработке проектной документации и счета на оплату на общую сумму 10 549 002 рубля 00 копеек, в том числе:
- акт №8 на сумму 3 130 043 рубля 00 копеек (1 очередь строительства), счет №21 на сумму 3 130 043 рубля 00 копеек (1 очередь строительства),
- акт №9 на сумму 3 411 639 рублей 00 копеек (2 очередь строительства), счет №24 на сумму 3 411 639 рублей 00 копеек (2 очередь строительства),
- акт №10 на сумму 3 465 791 рубль 00 копеек (3 очередь строительства), счет №26 на сумму 3 465 791 рубль 00 копеек (3 очередь строительства),
- акт №6 на сумму 541 529 рублей 00 копеек (4 очередь строительства), счет №23 на сумму 541 529 рублей 00 копеек (4 очередь строительства).
При рассмотрении дела №А28-1725/2016 суды установили, что заказчик мотивированно отказался от приемки результата работ по договору, указав в письмах (переписке сторон) на допущенные недостатки в проектной документации; доказательства устранения выявленных заказчиком недостатков суду представлены не были; в ходе проведения государственной экспертизы по 4 очереди строительства сторонами получены письмом от 22.08.2016 замечания по проектной и сметной документации.
Из материалов настоящего дела следует, что откорректированная проектная документация по 4 очереди строительства передана исполнителем заказчику по накладной на отпуск проектной документации №102 на сумму 541 529 рублей 00 копеек (получена КОГКУ «УГИИ» 12.01.2017); проектно-сметная документация по 4 очереди строительства передана исполнителем заказчику по накладной на отпуск проектной документации №103 (получена КОГКУ «УГИИ» 24.01.2017).
КОГКУ «УГИИ» получило положительные заключения экспертизы на проектную документацию 4 очереди строительства (положительное заключение экспертизы №43-1-1-2-1450-16 утверждено 25.10.2016 КОГАУ «Управление государственной экспертизы и ценообразования в строительстве»), по проверке достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства 4 очереди строительства (положительное заключение экспертизы №43-1-1-6-1450-17 утверждено 19.01.2017 КОГАУ «Управление государственной экспертизы и ценообразования в строительстве»).
28.03.2017 ООО «ПИ «Мордовпроект» обратилось в Арбитражный суд Кировской области с исковым заявлением к КОГКУ «УГИИ» о понуждении передать выполненную истцом проектную документацию по 1, 2, 3 очередям строительства по объекту «Распределительный газопровод в г. Омутнинске и д. Осокино Омутнинского района Кировской области (1, 2, 3, 4 очереди строительства)» в КО ГАУ «Управление государственной экспертизы» Кировской области для проведения государственной экспертизы проектной документации; делу присвоен номер №А28-3100/2017. КОГКУ «УГИИ» исковые требования не признало, однако 12.09.2017 обратилось в КОГАУ «Управление государственной экспертизы и ценообразования в строительстве» с заявлениями государственной экспертизе проектной документации по 1, 2, 3 очереди строительства, в связи с чем истец отказался от иска. Определением Арбитражного суда Кировской области от 20.10.2017 производство по делу №А28-3100/2017 прекращено в связи с отказом ООО «ПИ «Мордовпроект» от иска.
В материалы настоящего дела представлены письма КОГКУ «УГИИ» от 12.09.2017 об обращении в КОГАУ «Управление государственной экспертизы и ценообразования в строительстве» с заявлениями о государственной экспертизе проектной документации «Распределительный газопровод в г.Омутнинске и д. Осокино Омутнинского района Кировской области (1,2,3,4 очереди строительства)» по 1, 2, 3 очереди строительства, выполненнойООО «ПИ «Мордовпроект».
Письмами от 29.09.2017 КОГАУ «Управление государственной экспертизы и ценообразования в строительстве» сообщило КОГКУ «УГИИ», что проектная документация не может быть принята на экспертизу по причинам, перечень которых приводится в названных письмах.
В претензии от 16.01.2018 №1 (направлена 16.01.2018 по почте заказными письмами в адрес КОГУП «Агентство энергосбережения», КОГКУ «УГИИ») истец просил заказчика, инвестора оплатить спорную задолженность по договору в размере 10 549 002 рублей 00 копеек, предупредил об обращении в суд.
Требования, изложенные в претензии, оставлены без удовлетворения, сумма долга за проектные работы не оплачена, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Исследовав представленные материалы и установленные обстоятельства, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Статьей 65 АПК РФ установлена обязанность лиц, участвующих в деле, доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В статьях 309 и 310 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Оценив условия договора от 04.08.2014 №520(14) ПИР на выполнение проектно-изыскательских работ и сложившиеся правоотношения сторон, арбитражный суд считает, что к указанным отношениям подлежат применению нормы главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации о подряде, общие положения гражданского законодательства.
В соответствии со статьей 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Согласно пункту 1 статьи 759 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.
На основании пункта 1 статьи 760 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан: выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором; согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления; передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.
Таким образом, основанием для возникновения платежного обязательства на стороне заказчика является выполнение проектных работ и передача их результата в виде оформленной надлежащим образом и согласованной с заказчиком документации.
При рассмотрении дела №А28-1725/2016 судами установлены допущенные исполнителем недостатки проектной документации, исключающие получение положительного заключения государственной экспертизы, что свидетельствует о не готовности проектной к передаче на государственную экспертизу; сделаны выводы о необходимости выполнения работ по корректировке проекта планировки, проекта межевания территории, проектной документации на основании согласованной в установленной порядке схемы газоснабжения, что соответствует условиям договора. Исполнителем не устранено несоответствие проекта планировки территории и проектной документации в части несовпадения прохождения трассы газопровода; передача проектной документации на государственную экспертизу невозможна без приведения стоимости проектных работ в соответствии с условиями договора; количество экземпляров проектной документации, предусмотренное договором, заказчику не передано; в проектах планировки территории не включены исходные данные.
Доказательства устранения выявленных заказчиком недостатков, отраженных в решении по делу №А28-1725/2016, а также получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации по 1, 2, 3 очереди строительства при рассмотрении настоящего дела суду не представлены. Обязанность по передаче проектной документации в КОГАУ «Управление государственной экспертизы и ценообразования в строительстве» заказчиком не оспаривается.
Письмами от 22.09.2017 КОГАУ «Управление государственной экспертизы и ценообразования в строительстве» сообщило, что документация по 1,2,3 очередям строительства не может быть принята на экспертизу, что исключает заявленные истцом доводы о возможности устранения недостатков по пунктам 6-9 во время прохождения государственной экспертизы.
По условиям договора исполнитель обязался безвозмездно устранить недостатки в результатах работ в срок не более 10 рабочих дней с момента получения замечаний. Переданная заказчику проектная документация подлежала корректировке с учетом всех замечаний (пункты 1.9, 1.10 договора). Между тем, доказательства своевременного исполнения указанной обязанности исполнителем суду не представлены. Доводы истца о передаче заказчику проектной документации в полном объеме до 28.12.2018 противоречат имеющимся в деле доказательствам, в частности, указанным в накладных сведениям о количестве экземпляров переданной проектной документации. Передача заказчику качественно выполненной проектной документации в установленные договором сроки не подтверждена.
Таким образом, представленные в дело доказательства свидетельствуют о представлении исполнителем заказчику проектной документации по 1, 2, 3 очередям строительства, не соответствующей условиям договора, в связи с чем заказчик не может быть признан уклонившимся от приемки и оплаты работ в указанной части.
Из материалов дела следует, что результат проектных работ по 4 очереди строительства и положительное заключение государственной экспертизы проектной документации по 4 очереди строительства получены заказчиком в течение срока действия договора от 04.08.2014 №520(14) ПИР на выполнение проектно-изыскательских работ (до расторжения договора в одностороннем порядке согласно уведомлению КОГКУ «УГИИ» от 15.01.2018), а также в течение срока действия агентского договора от 07.07.2014 №8 (расторгнут с 14.11.2018) и договора инвестирования от 07.07.2014 №И-388(14) (расторгнут с 13.11.2018). Акт приемки выполненных работ и счет на оплату направлялись исполнителем заказчику письмами от 03.12.2015 №648, от 25.12.2015 №676, а также приложены к исковому заявлению. Письмом от 13.11.2018 №08-01-1902 КОГКУ «УГИИ» сообщило Администрации о намерении передать результат частично выполненных и принятых проектно-изыскательских работ по договору. По накладной от 22.11.2018 проектно-сметная документация (1,2,3,4 очереди строительства), в том числе положительное заключение государственной экспертизы проектной документации по 4 очереди строительства, передано заказчиком Администрации.
На основании изложенного суд приходит к выводу о доказанности материалами дела факта выполнения исполнителем проектных работ по 4 очереди строительства, подлежащих оплате инвестором в сумме 541 529 рублей 00 копеек. Порядок исполнения договора в части оплаты работ за счет средств инвестора КОГУП «Агентство энергосбережения» был согласован сторонами при заключении договора без разногласий, договор исполнялся сторонами без возражений. Трехсторонний договор на выполнение проектно-изыскательских работ (между инвестором, заказчиком, исполнителем) был заключен КОГУП «Агентство энергосбережения» с целью реализации положений агентского договора, заключенного с муниципальным образованием Омутинский муниципальный район Кировской области в лице администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области, а также договора инвестирования, заключенного с КОГКУ «УГИИ». Министерство финансов Кировской области подтвердило перечисление в декабре 2015 года из бюджета Кировской области в бюджет Омутнинского района дотации в размере 10 559 000 рублей с целью сбалансированности бюджета муниципального образования, в том числе для обеспечения источником финансирования обязательств по оплате проектных работ по объекту газификации.
Расторжение договоров не изменило условий возникших из них обязательств по оплате работ, выполненных до прекращения договоров (пункты 2, 3 статьи 453 ГК РФ, абзац 2 пункта 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 №35 «О последствиях расторжения договора»).
При таких обстоятельствах исковые требования ООО «ПИ «Мордовпроект» к КОГУП «Агентство энергосбережения» подлежат частичному удовлетворению в размере 541 529 рублей 00 копеек. В удовлетворении остальной части иска суд отказывает.
При обращении с исковым заявлением истцом было заявлено ходатайство о предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины. Определением от 24.05.2018 ходатайство истца удовлетворено, предоставлена отсрочка по уплате госпошлины по иску до окончания рассмотрения дела по существу.
На основании статьи 110 АПК РФ с учетом частичного удовлетворения исковых требований (на 5,13 процентов) с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 885 рублей 72 копейки, с истца в доход федерального бюджета суд взыскивает государственную пошлину в размере 70 777 рублей 30 копеек.
Руководствуясь статьями 49, 47, 51, 110, 112, 167-170, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
взыскать сКировского областного государственного унитарного предприятия «Агентство энергосбережения» (ИНН: <***>; ОГРН: <***>; место нахождения: 610047, <...>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Проектный институт «Мордовпроект» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, место нахождения: 430005, <...>, оф.(кв.) 609) 541 529 (пятьсот сорок одна тысяча пятьсот двадцать девять) рублей 00 копеек долга. В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Проектный институт «Мордовпроект» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, место нахождения: 430005, <...>, оф.(кв.) 609) в доход федерального бюджета 70 777 (семьдесят тысяч семьсот семьдесят семь) рублей 30 копеек государственной пошлины.
Взыскать с Кировского областного государственного унитарного предприятия «Агентство энергосбережения» (ИНН: <***>; ОГРН: <***>; место нахождения: 610047, <...>) в доход федерального бюджета 4 517 (четыре тысячи пятьсот семнадцать) рублей 70 копеек государственной пошлины.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.
Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба в этом случае подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья Е.А. Татаренкова