АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102
http://kirov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А28-4720/2014
г. Киров
01 августа 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 24 июля 2014 года
В полном объеме решение изготовлено 01 августа 2014 года
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Шмырина С.Ю.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Счастливцевым Д.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Федерального казенного учреждения «Жилищно-коммунальное управление Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 610007 <...>)
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области (место нахождения: 610046 <...>)
о признании недействительным представления о ненадлежащем исполнении бюджета в части пунктов 1, 6
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя – ФИО1, по доверенности от 23.05.2014. ФИО2, по доверенности от 23.05.2014, ФИО3, по доверенности от 23.05.2014,
ответчика – ФИО4, по доверенности от 08.11.2013, ФИО5, по доверенности от 25.12.2013, ФИО6, по доверенности от 15.05.2014,
установил:
Федеральное казенное учреждение «Жилищно-коммунальное управление Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области» (далее – заявитель, казенное учреждение, ФКУ «ЖКУ УФСИН») обратилось в арбитражный суд к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области (далее – ответчик, надзорный орган, Территориальное управление, ТУ Росфиннадзора), уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным представления Территориального управления от 23.01.2014 № 40-01-19/123 о ненадлежащем исполнении бюджета (далее – представление от 23.01.2014 № 40-01-19/123) в части пунктов 1, 6.
Заявитель полагает, что доводы ответчика о том, что казенным учреждением не оказаны услуги по поставке тепловой энергии, водоснабжению, а также производству и реализации тепловой энергии, холодной воды, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, так как факт оказания услуг подтверждается утвержденными в установленном порядке актами выполненных работ; привлечение к исполнению обязательств по заключенным государственным контрактам других лиц соответствует действующему законодательству.
Ответчик возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве и в дополнениях к отзыву. ТУ Росфиннадзора указывает, что в 2011, 2012 годах ФКУ «ЖКУ УФСИН» и учреждениями уголовно-исполнительной системы по Кировской области (далее – учреждения УИС по Кировской области) заключены государственные контракты на поставку тепловой энергии и горячей воды. Одновременно в 2011, 2012 годах между казенным учреждением и учреждениями УИС по Кировской области заключены контракты на оказание учреждениями УИС по Кировской области услуг по содержанию, эксплуатации и ремонту имущества, необходимого для производства тепловой энергии. В соответствии с данными контрактами учреждения УИС по Кировской области осуществляют расходы по содержанию, эксплуатации, ремонту имущества, необходимого для производства тепловой энергии, а также расходы по выработке тепловой энергии и горячего водоснабжения. Следовательно, казенное учреждение выработку тепловой энергии и горячего водоснабжения не производило. Аналогичные контракты были заключены по водоснабжению. ФКУ «ЖКУ УФСИН» покупало услуги по теплоснабжению и водоснабжению у учреждений УИС по Кировской области по своим тарифам и продавало эти услуги учреждениям УИС по Кировской области по тарифам, утвержденным решением правления Региональной службы по тарифам Кировской области, в результате чего неправомерно получен доход за услуги по производству и поставке тепловой энергии и водоснабжению за счет средств федерального бюджета, выделенных на содержание учреждений УИС по Кировской области. Оплата расходов учреждений УИС по Кировской области по производству тепловой энергии и водоснабжению произведена за счет средств федерального бюджета, выделенных казенному учреждению на основании бюджетной сметы, в результатетчего средства федерального бюджета использованы с нарушением принципа результативности и эффективности.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции.
Изучив представленные по делу доказательства, заслушав участвующих в деле лиц, суд установил следующие фактические обстоятельства.
В августе – октябре 2010 года осуществлена государственная регистрация права оперативного управления ФКУ «ЖКУ УФСИН» на здания котельных, скважины, водонапорные башни.
В 2011, 2012 годах ФКУ «ЖКУ УФСИН» и учреждения УИС по Кировской области заключили государственные контракты на поставку тепловой энергии. Согласно данным контрактам казенное учреждение (энергоснабжающая организация) обязалась подавать тепловую энергию в горячей воде учреждениям УИС по Кировской области (государственные заказчики). Учреждения УИС по Кировской области обязались оплачивать потребляемую тепловую энергию.
В 2011, 2012 годах ФКУ «ЖКУ УФСИН» и учреждения УИС по Кировской области заключили государственные контракты на водоснабжение. Согласно данным контрактам казенное учреждение (ресурсоснабжающая организация) обязалась отпускать воду учреждениям УИС по Кировской области (государственные заказчики). Учреждения УИС по Кировской области обязались оплачивать потребляемую воду.
В 2011, 2012 годах ФКУ «ЖКУ УФСИН» и учреждения УИС по Кировской области заключили государственные контракты на оказание услуг. Согласно данным контрактам казенное учреждение (государственный заказчик) передает учреждения УИС по Кировской области (исполнители) функции по содержанию, эксплуатации, и ремонту имущества, необходимого для производства тепловой энергии, находящегося в оперативном управлении государственного заказчика. Исполнители берут на себя обязательство по обеспечению бесперебойной выработке тепловой энергии и горячего водоснабжения для объектов учреждений УИС по Кировской области с помощью обслуживаемого имущества. Исполнители оказывают услуги своими силами по месту нахождения обслуживаемого имущества. Государственный заказчик обязуется оплачивать оказываемые услуги. Исполнители обязуются, в том числе обеспечит бесперебойную выработку тепловой энергии и горячего водоснабжения для объектов учреждений УИС по Кировской области; за свой счет приобретать, складировать и вести учет наличия и движения топлива, используемого для выработки тепловой энергии; обеспечивать круглосуточную бесперебойную работу обслуживаемого имущества; производить монтаж, демонтаж и все виды ремонтных работ оборудования, связанного с производством и учетом тепловой энергии.
В 2011, 2012 годах ФКУ «ЖКУ УФСИН» (государственный заказчик) и учреждения УИС по Кировской области (исполнители) заключили государственные контракты на оказание услуг по содержанию, эксплуатации, и ремонту имущества, необходимого для водоснабжения, находящегося в оперативном управлении государственного заказчика. Исполнители обязуются, в том числе оказывать услуги своими силами по месту нахождения обслуживающего имущества; обеспечить круглосуточную бесперебойную работу обслуживаемого имущества. Государственный заказчик обязуется оплачивать оказываемые услуги.
27.11.2013-27.12.2013 надзорным органом проведена плановая ревизия финансово-хозяйственной деятельности ФКУ «ЖКУ УФСИН» за период с 01.01.2011 по 31.12.2012. В ходе проверки ТУ Росфиннадзора пришло к выводу, что в нарушение статьи 6, части 3 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ, пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статьи 309 Гражданского кодекса РФ, пункта 2.4 Устава ФКУ «ЖКУ УФСИН», утвержденного приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 09.03.2011 № 128, ФКУ «ЖКУ УФСИН» в 2011 году по государственным контрактам не оказывало услуги по поставке тепловой энергии, водоснабжению, а также производству и реализации тепловой энергии, холодной воды, так как ФКУ ЖКУ покупала услуги по теплоснабжению и водоснабжению у учреждений УИС по Кировской области по своим утвержденным тарифам и продавало эти же услуги учреждениям УИС по Кировской области по тарифам, утвержденным решением правления Региональной службы по тарифам Кировской области, то есть одним и тем же юридическим лицам, но по разным тарифам, в результате чего неправомерно получен доход от приносящей доход деятельности за услуги по производству и поставке тепловой энергии и водоснабжению за счет средств федерального бюджета, выделенных на содержание учреждений УИС по Кировской области в общей сумме 5 319 039,22 рублей. В нарушение статьи 34 Бюджетного кодекса РФ, статьи 6, пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статьи 309 Гражданского кодекса РФ, пункта 2.4 Устава ФКУ «ЖКУ УФСИН», утвержденного приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 09.03.2011 № 128, ФКУ «ЖКУ УФСИН» в 2012 году по государственным контрактам не оказаны услуги по поставке тепловой энергии, водоснабжению, а также производству и реализации тепловой энергии, холодной воды, так как ФКУ «ЖКУ УФСИН» покупала услуги по тепло и водоснабжению у учреждений УИС по Кировской области по своим утвержденным тарифам и продавало эти же услуги учреждениям УИС по Кировской области по тарифам, утвержденным решением правления Региональной службы по тарифам Кировской области, то есть одним и тем же юридическим лицам, но по разным тарифам, оплата расходов учреждениям УИС по Кировской области по производству тепловой энергии и водоснабжению в общей сумме 70 386 882,00 рублейпроизведена за счет средств федерального бюджета, выделенных ФКУ «ЖКУ УФСИН» на основании бюджетной сметы, в результате чего средства федерального бюджета в сумме 70 386 882,00 рублейиспользованы с нарушениемпринципа результативности и эффективности использования бюджетных средств.
Результаты проверки отражены в акте от 27.12.2013.
21.01.2014 Территориальное управление выдало начальнику казенного учреждения представление № 40-01-19/123 рассмотреть в срок до 24.02.2014 информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих бюджетные правоотношения. ТУ Росфиннадзора требует принять меры по устранению указанных в настоящем представлении нарушений, а также устранению причин и условий таких нарушений. О принятых мерах известить руководителя Территориального управления с срок до 24.02.2014 включительно. В пункте 1 представления от 21.01.2014 № 40-01-19/123 указано, что ФКУ «ЖКУ УФСИН» в 2012 году по государственным контрактам не оказаны услуги по поставке тепловой энергии, водоснабжению, а также производству и реализации тепловой энергии, холодной воды, так как ФКУ «ЖКУ УФСИН» покупала услуги по тепло и водоснабжению у учреждений УИС по Кировской области по своим утвержденным тарифам и продавало эти же услуги учреждениям УИС по Кировской области по тарифам, утвержденным решением правления Региональной службы по тарифам Кировской области, то есть одним и тем же юридическим лицам, но по разным тарифам. Оплата расходов учреждениям УИС по Кировской области по производству тепловой энергии и водоснабжению произведена за счет средств федерального бюджета, выделенных ФКУ «ЖКУ УФСИН» на основании бюджетной сметы. В результате средства федерального бюджета использованы с нарушениемпринципа результативности и эффективности использования бюджетных средств. Сумма нарушения 70 386 882,00 рублей. Нормативные или иные правовые акты, которые нарушены: статья 34 Бюджетного кодекса РФ, статья 6, пункт 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статья 309 Гражданского кодекса РФ, пункт 2.4 Устава ФКУ «ЖКУ УФСИН», утвержденного приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 09.03.2011 № 128. В соответствии с пунктом 6 представления от 21.01.2014 № 40-01-19/123 ФКУ «ЖКУ УФСИН» в 2011 году по государственным контрактам не оказывало услуги по поставке тепловой энергии, водоснабжении, а также производству и реализации тепловой энергии, холодной воды, так как ФКУ «ЖКУ УФСИН» покупало услуги по теплоснабжению и водоснабжению у учреждений УИС по Кировской области по своим утвержденным тарифам и продавало эти же услуги учреждениям УИС по Кировской области по тарифам, утвержденным решением правления Региональной службы по тарифам Кировской области, то есть одним и тем же юридическим лицам, но по разным тарифам, в результате чего неправомерно получен доход по средствам от приносящей доход деятельности за услуги по производству и поставке тепловой энергии и водоснабжению за счет средств федерального бюджета, выделенных на содержание учреждений УИС по Кировской области. Сумма нарушения 5 319 039,22 рублей. Нормативные или иные правовые акты, которые нарушены: статья 6, часть 3 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ, пункт 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статья 309 Гражданского кодекса РФ, пункт 2.4 Устава ФКУ «ЖКУ УФСИН», утвержденного приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 09.03.2011 № 128.
Казенное учреждение обратилось в арбитражный суд с вышеназванными требованиями.
Указанные обстоятельства позволяют арбитражному суду прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно разъяснениям Постановления Президиума ВАС РФ от 25.10.2011 № 7407/11 по делу № А38-1596/2010 представление службы финансово-бюджетного надзора, принятое уполномоченным органом по результатам проведенной проверки в качестве меры принуждения, неисполнение которого влечет административную ответственность, может быть оспорено в арбитражном суде в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно статье 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий (часть 1). При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях (часть 2). Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций (часть 3).
В силу статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания (часть 1). Под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (часть 2).
Порядок осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере во исполнение части 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен Правилами осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 (далее – Правила от 28.11.2013).
Правилами от 28.11.2013 установлено, что должностные лица Федеральной службы финансово-бюджетного надзора имеют право выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 10). Представления и предписания в течение 30 рабочих дней со дня принятия решения о применении бюджетной меры (бюджетных мер) принуждения вручаются (направляются) представителю объекта контроля в соответствии с настоящими Правилами (пункт 73). Должностные лица, принимающие участие в контрольных мероприятиях, осуществляют контроль за исполнением объектами контроля представлений и предписаний. В случае неисполнения представления и (или) предписания Служба (ее территориальный орган) применяет к лицу, не исполнившему такое представление и (или) предписание, меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 75). Формы и требования к содержанию представлений и предписаний, уведомлений о применении бюджетных мер принуждения, иных документов, предусмотренных настоящими Правилами, устанавливаются Службой (пункт 79).
Согласно подпункту 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н, в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора имеет право направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.
В силу статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Пунктом 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании предписаний уполномоченных органов, а также иных категорий дел, при рассмотрении которых может подниматься вопрос об обоснованности выводов уполномоченных органов о неэффективном использовании бюджетных средств, судам необходимо учитывать следующее. Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (часть 2). Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (часть 3). Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение (часть 5).
В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств, в том числе принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса (пункт 1). Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением (пункт 2).
Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что казенное учреждение – это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно пункту 4 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, а также имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
Согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Из Устава ФКУ «ЖКУ УФСИН» следует, что ФКУ «ЖКУ УФСИН» является учреждением, специально созданным для обеспечения деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области (пункт 1.1). Казенное учреждение не преследует цели получения прибыли, но вправе приносящей доход деятельностью, способствующей выполнению основных целей и задач (пункт 1.10). Казенное учреждение вправе самостоятельно пользоваться имуществом, закрепленным за ним учредителем на праве оперативного управления (пункт 1.9). Предметом и целями деятельности ФКУ «ЖКУ УФСИН», в том числе являются: хозяйственное, материальное, коммунально-бытовое обеспечение; эксплуатация зданий и сооружений Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области (пункт 2.1). Основной вид деятельности казенного учреждения – деятельность по управлению имуществом, находящимся в государственной собственности (пункт 2.2). Виды приносящей доход деятельности казенного учреждения, осуществляемые по договорам (контрактам) на возмездной основе с юридическими и физическими: оказание услуг: по поставке пара и горячей воды, холодной воды; по водоснабжению и водоотведению; производство и (или) реализация тепловой энергии, горячей, холодной воды и пара (пункт 2.4).
Материалы дела свидетельствуют, что в 2011, 2012 годах казенному учреждению на праве оперативного управления принадлежали скважины, водонапорные башни, здания котельных. На 2012 год казенному предприятию выделено 71 194, 2 тыс. руб. на работы и услуги по содержанию имущества, что подтверждается бюджетной сметой на 2012 год. В 2011, 2012 годах ФКУ «ЖКУ УФСИН» и учреждения УИС по Кировской области заключили государственные контракты на поставку учреждениям УИС по Кировской области тепловой энергии в горячей воде, а также государственные контракты на водоснабжение. В 2011, 2012 годах ФКУ «ЖКУ УФСИН» и учреждения УИС по Кировской области заключили государственные контракты на оказание услуг по содержанию, эксплуатации, и ремонту имущества, необходимого для производства тепловой энергии, находящегося в оперативном управлении государственного заказчика, и по обеспечению бесперебойной выработке тепловой энергии и горячего водоснабжения для объектов учреждений УИС по Кировской области с помощью обслуживаемого имущества, а также заключили государственные контракты на оказание услуг по содержанию, эксплуатации, и ремонту имущества, необходимого для водоснабжения, находящегося в оперативном управлении государственного заказчика (далее - государственные контракты на оказание услуг).
В силу статей 702 - 729, 779, 783 Гражданского кодекса Российской Федерации вышеназванные государственные контракты на оказание услуг имеют черты как договоров возмездного оказания услуг, так и договоров подряда.
Согласно пунктам 1-3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
В силу статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации и указанных выше положений Устава ФКУ «ЖКУ УФСИН» заключение казенным учреждением названных государственных контрактов на оказание услуг и оплата казенным учреждением этих услуг не противоречит законодательству, целям деятельности ФКУ «ЖКУ УФСИН» и назначению имущества, в отношении которого заключались данные контракты.
Сумма, потраченная казенным учреждением на оплату услуг, оказываемых учреждениями УИС по Кировской области по государственных контрактов на оказание услуг (70 386 882,00 рублей), соответствует сумме, выделенной ФКУ «ЖКУ УФСИН» из бюджета на работы и услуги по содержанию имущества (71 194, 2 тыс. руб.).
При этом надзорный орган не представил доказательства, подтверждающие, что казенное учреждение могло затратить на содержание вышеназванного имущества меньший объем средств (меньше 70 386 882,00 рублей) или что, используя данный объем средств, заявитель мог бы достигнуть лучшего результата.
В силу статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 296, 298, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 24 Закона о некоммерческих организациях, названными положениями Устава ФКУ «ЖКУ УФСИН» казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, в том числе деятельность, связанную с водоснабжением и водоотведением, производством и (или) реализацией тепловой энергии, горячей, холодной воды и пара.
Из материалов дела следует, что доход заявителя в 2011 году в сумме 5 319 039,22 рублей связан с продажей учреждениям УИС по Кировской области тепловой энергии и воды.
Данная деятельность ФКУ «ЖКУ УФСИН» соответствует указанным нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о некоммерческих организациях, а также положениям Устава казенного учреждения.
Таким образом, указанный доход является правомерным.
Изложенное позволяет сделать вывод, что пункты 1 и 6 представления от 23.01.2014 № 40-01-19/123 противоречат законодательству, нарушают права и законные интересы ФКУ «ЖКУ УФСИН».
Доводы ответчика о том, что казенное учреждение выработку тепловой энергии и водоснабжение не осуществляло; ФКУ «ЖКУ УФСИН» покупало услуги по теплоснабжению и водоснабжению у учреждений УИС по Кировской области по своим тарифам и продавало эти услуги учреждениям УИС по Кировской области по тарифам, утвержденным решением правления Региональной службы по тарифам Кировской области; казенным учреждением неправомерно получен доход за услуги по производству и поставке тепловой энергии и водоснабжению за счет средств федерального бюджета, выделенных на содержание учреждений УИС по Кировской области; оплата расходов учреждений УИС по Кировской области по производству тепловой энергии и водоснабжению произведена за счет средств федерального бюджета, выделенных казенному учреждению на основании бюджетной сметы, в результате чего средства федерального бюджета использованы с нарушением принципа результативности и эффективности, арбитражным судом отклоняются, как не соответствующие обстоятельствам дела и основанные на ошибочном истолковании правовых норм.
В 2011, 2012 скважины, водонапорные башни, здания котельных принадлежали заявителю на праве оперативного управления. Учреждения УИС по Кировской области оказывали ФКУ «ЖКУ УФСИН» услуги по содержанию названного имущества и производству соответствующих ресурсов на основании государственных контрактов на оказание услуг. Казенное учреждение производило оплату за оказанные услуги.
При таких обстоятельствах, а также в силу статей 296, 298, 299, 421, 702 - 729, 779, 783 Гражданского кодекса Российской арбитражный суд не находит оснований полагать, что казенное учреждение не осуществляло выработку тепловой энергии и водоснабжение, а также, что ФКУ «ЖКУ УФСИН» покупало у учреждений УИС по Кировской области услуги по теплоснабжению и водоснабжению.
Ссылка ответчика на Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2, арбитражным судом не принимается, как не свидетельствующая о правомерности оспариваемых пунктов представления от 23.01.2014 № 40-01-19/123.
Утверждение надзорного органа о том, что учреждения УИС по Кировской области осуществляли расходы по приобретению сырья и материалов, необходимых для выработки тепловой энергии, арбитражным судом отклоняется, поскольку в силу статей 704, 783 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов и его силами. Подрядчик несет ответственность за ненадлежащее качество предоставленных им материалов.
Довод ответчика, о том, что казенное учреждение в 2011, 2012 годах могло достигнуть заданных результатов с использованием наименьшего объема средств в сумме фактически произведенных расходов, а также ссылка надзорного органа на справки о фактически отпущенной тепловой энергии (воде) и расходах по обслуживанию котельных по учреждениям УИС по Кировской области за 2011, 2012 годы, арбитражным судом отклоняются, так как названный довод носит предположительный характер, а указанные справки сами по себе не могут служить доказательством результатов, которые могли бы быть достигнуты при других обстоятельствах.
Утверждения Территориального управления о том, что ФКУ «ЖКУ УФСИН» в 2012 году не занимались производством и реализацией тепловой энергии, холодной воды; оплата покупки выработанной учреждениями УИС по Кировской области тепловой энергии и холодной воды в общей сумме 70 386 882,00 рублей произведена за счет средств федерального бюджета, выделенных казенному учреждению на основании бюджетной сметы по коду КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества», но фактически в 2012 году расходы, связанные с содержанием имущества по данной подстатье, не осуществлялись.
При названных обстоятельствах заявленное требование подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
требование Федерального казенного учреждения «Жилищно-коммунальное управление Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 610007 <...>) удовлетворить.
Признать недействительным представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области (место нахождения: 610046 <...>) от 23.01.2014 № 40-01-19/123 о ненадлежащем исполнении бюджета в части пунктов 1, 6.
Решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия в соответствии со статьями 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.
Судья С.Ю. Шмырин