АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
http://kirov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А28-4955/2021
г. Киров
14 июля 2021 года
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Агалаковой Н.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение «Экодика» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610000, Россия, <...>)
к Региональной службе по тарифам Кировской области (адрес: 610020, Россия, <...>)
о признании незаконным и отмене постановления от 05.03.2020 № 41/2020,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение «Экодика» (далее – заявитель, общество, ООО «НПО «Экодика») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной службы по тарифам Кировской области (далее – административный орган, РСТ) от 05.03.2020 № 41/2020, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. В обоснование заявленного требования общество указывает, что административным органом при принятии оспариваемого решения не рассмотрена возможность применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушен срок направления копии постановления, установленный частью 2 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в адрес заявителя, а также полагает, что РСТ пропущен срок давности на привлечение заявителя к административной ответственности.
Определение Арбитражного суда Кировской области о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства от 05.05.2021 получено участвующим в деле лицами, что подтверждается почтовыми уведомлениями.
Возможность ознакомления с материалами дела обеспечена судом посредством их размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в системе «Картотека арбитражных дел».
РСТ представлен мотивированный отзыв на заявление, в котором изложены возражения относительно заявленного требования, указано на законность и обоснованность вынесенного постановления.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
29.06.2021 судом принято решение в виде резолютивной части.
07.07.2021 от заявителя поступило ходатайство о составлении мотивированного решения в порядке статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела арбитражный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение «Экодика» зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр внесена запись за основным государственным регистрационным номером <***>.
Общество оказывает услуги в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Решением правления РСТ от 20.11.2018 № 41/81-тко-2019 (в редакции решения правления РСТ от 03.12.2019 № 43/50-тко-2020) установлены тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов для ООО «НПО «Экодика» на период с 2019 по 2021 годы.
В ходе систематического контроля и анализа раскрываемой информации административным органом обнаружено, что общество допустило нарушения в части раскрытия информации о регулируемой деятельности, что выразилось в нераскрытии информации, предусмотренной Стандартами раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.06.2016 № 564 (далее – Стандарты № 564) в установленный срок.
Административный орган известил общество о времени и месте решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по факту нарушения стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности (уведомление о составлении протокола об административном правонарушении от 31.01.2020 № 215-66-01-15 получено заявителем 16.02.2020).
18.02.2020 главным специалистом-экспертом отдела правовой и контрольной работы РСТ составлен протокол об административном правонарушении, в котором зафиксировано, что общество не раскрыло в установленный законом срок информацию по пункту 13 Стандартов № 564 о предельных тарифах в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в связи с чем в действиях ООО «НПО «Экодика» квалифицированы признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол составлен без участия представителя общества.
18.02.2020 руководителем РСТ вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, которое получено заявителем 03.03.2020.
Рассмотрев 04.03.2020 протокол об административном правонарушении, заместитель руководителя РСТ вынес постановление № 41/2020 (в полном объеме изготовлено 05.03.2020) о привлечении ООО «НПО «Экодика» к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. Копия постановления направлена в адрес заявителя почтой и получена обществом 19.04.2021.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в суд с требованием признать его незаконным и отменить.
Вышеуказанные обстоятельства дела позволяют суду прийти к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшее оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 настоящего Кодекса в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья установлены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 24.11 Закона № 89-ФЗ раскрытие информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, региональным оператором и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации
Состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области государственного регулирования тарифов, и органами местного самоуправления, которым в соответствии с законами субъектов Российской Федерации переданы полномочия по утверждению тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами установлены Стандартами № 564.
Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа к информации неограниченного круга лиц независимо от цели ее получения (пункт 2 Стандартов № 564).
В соответствии с пунктом 3 Стандартов № 564 регулируемыми организациями информация раскрывается путем:
а) размещения в федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования» (далее - информационно-аналитическая система) напрямую или посредством передачи информации из региональных информационных систем, созданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области государственного регулирования тарифов, либо информационных систем, созданных органами местного самоуправления, либо иных информационных систем, содержащих необходимую для раскрытия информацию (в случае их наличия), с использованием унифицированных структурированных открытых форматов для передачи данных (единых форматов для информационного взаимодействия), утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - единые форматы);
б) опубликования в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления (далее - печатные издания), а также представления информации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного представителя регулируемой организации, в полном объеме на электронном носителе в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов, - в случае, указанном в абзаце первом пункта 27 настоящего документа;
в) опубликования в печатных изданиях - в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 27 настоящего документа;
г) предоставления информации на безвозмездной основе на основании письменных запросов потребителей товаров и услуг регулируемых организаций (далее - потребители), а также запросов, поступивших в электронном виде, в порядке, установленном настоящим документом.
Согласно пункту 13 Стандартов № 564 информация о предельных тарифах в области обращения с твердыми коммунальными отходами содержит сведения об утвержденных предельных тарифах на услуги по обработке, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, едином тарифе на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Информация, указанная в пункте 13 Стандартов № 564, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня принятия соответствующего решения об установлении предельных тарифов на очередной расчетный период регулирования (пункт 19 Стандартов № 564).
Как следует из материалов дела, решением правления РСТ от 20.11.2018 № 41/81-тко-2019 (в редакции решения правления РСТ от 03.12.2019 № 43/50-тко-2020) установлены тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов для ООО «НПО «Экодика» на период с 2019 по 2021 годы.
Таким образом, информацию о предельных тарифах в области обращения с твердыми коммунальными отходами обществу следовало раскрыть не позднее 09.01.2020.
Материалами дела подтверждается и заявителем по существу не оспаривается, что публично установленная обязанность по раскрытию информации, предусмотренной Стандартами № 564, в установленный срок обществом не исполнена.
Указанное свидетельствует о нарушении ООО «НПО «Экодика»установленного порядка раскрытия информации о регулируемом виде деятельности и образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
Доказательств принятия заявителем всех зависящих от него мер по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, а также доказательств, свидетельствующих об объективных причинах невозможности принятия всех зависящих от него мер по недопущению совершения правонарушения, в материалах дела отсутствуют. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, не установлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о доказанности в действиях заявителя всех признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Существенных процессуальных нарушений при привлечении административным органом заявителя к ответственности судом не установлено.
Согласно части 2 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Заявитель указывает, что постановление от 05.03.2020 № 41/2020 направлено РСТ в адрес общества только 13.04.2021.
Вместе с тем несоблюдение административным органом установленного частью 2 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока направления оспариваемого постановления, который по своему характеру является организационным, а не пресекательным, в рассматриваемой ситуации не послужило препятствием для реализации заявителем права на судебную защиту. Срок на обжалование постановления исчислен арбитражным судом с даты получения его копии 19.04.2021, заявление общества об обжаловании постановления от 05.03.2020 № 41/2020 рассмотрено по существу. На основании изложенного, несоблюдение административным органом срока направления копии постановления не может быть признано существенным нарушением процессуальных требований.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом соблюден.
Частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи.
Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 13.37, 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.7.5-2, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса.
Таким образом, применение в данном случае положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено.
Административное наказание назначено обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для признания незаконным и отмены постановления Региональной службы по тарифам Кировской области от 05.03.2020 № 41/2020, в соответствии с положениями части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении требований заявителю следует отказать.
Вопрос о государственной пошлине судом не рассматривался, поскольку заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 211, 227-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение «Экодика» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610000, Россия, <...>) о признании незаконным и отмене постановления Региональной службы по тарифам Кировской области (адрес: 610020, Россия, <...>) по делу об административном правонарушении от 05.03.2020 № 41/2020, в соответствии с которым общество с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение «Экодика» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей 00 копеек, отказать.
Решение (резолютивная часть) по делу вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подано заявление о составлении мотивированного решения.
В течение пяти дней со дня размещения решения (резолютивной части), принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», лицо, участвующее в деле, может обратиться в арбитражный суд с заявлением о составлении мотивированного решения.
Мотивированное решение изготавливается судом в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.
В случае составления мотивированного решения арбитражного суда такое решение вступает в законную силу по истечении пятнадцатидневного срока, установленного для подачи апелляционной жалобы.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, в соответствии со статьями 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение арбитражного суда первой инстанции, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Арбитражный суд Волго-Вятского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.
Вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть пересмотрено Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья Н.В. Агалакова