ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-5102/08 от 07.08.2008 АС Кировской области



Арбитражный суд Кировской области

  610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

7 августа 2008г. Дело № А28-5102/2008-132/21

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Кулдышева О.Л.

при ведении протокола судебного заседания судьей Кулдышевым О.Л.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению:

ОАО «Кировские коммунальные системы»

к Управлению ФНС России по Кировской области

о признании незаконными действий налогового органа

при участии в заседании:

от заявителя: Лобанов Р.В., доверенность от 1.05.2008г., Зайков Н.И., доверенность от 1.05.2008г.

от ответчика: Смитюк Л.В., доверенность от 18.02.2008г., Кизилова Г.С., доверенность от 7.07.2008г.

у с т а н о в и л:

ОАО «ККС» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления ФНС России по Кировской области по выемке документов от 6.06.2008г. и от 7.06.2008г.

Ответчик заявленные требования не признал в полном размере.

Из материалов дела установлено следующее:

Руководителем Управления ФНС России по Кировской области принято решение № 10 от 24.04.2008г. о проведении повторной выездной документальной проверки по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты водного налога ОАО «Кировские коммунальные системы» за периоды 2005 и 2006годов. С указанным решением ОАО «ККС» ознакомлено 25.04.2008г.

В тот же день, 25.04.2008г. представителю ОАО «ККС» вручено требование от 24.04.2008г. о предоставлении налоговому органу документов, необходимых для проведения налоговой проверки, срок для исполнения требования был установлен в течение 10 дней со дня вручения требования.

30 апреля 2008года произведена реорганизация ОАО «ККС» (ИНН 4345061509) в форме разделения на два юридических лица, и произведена государственная регистрация вновь созданных ОАО «Кировские коммунальные системы» (ИНН 4345230965) и ОАО «Кировская теплоснабжающая компания».

В соответствии с Уставами вновь созданных Обществ и Принципами распределения прав, обязанностей и имущества между организациями, созданными в результате реорганизации ОАО «ККС» в форме разделения, утвержденных 15.02.2008г. Президентом ОАО «Российские коммунальные системы», имущество, права и обязанности ККС, подлежащие отнесению к вновь создаваемым Обществам, должны быть отнесены исходя из их назначения в технологическом процессе вновь создаваемых обществ, а именно: деятельность по теплоснабжению отнесена к ОАО «Кировская теплоснабжающая компания», деятельность по водоснабжению и водоотведению отнесена к ОАО «Кировские коммунальные системы».

В соответствии с указанными выше документами, после реорганизации ОАО «ККС», налоговым органом выставлены требования в адрес вновь созданного ОАО «ККС»от 14 и 22 мая 2008г. о предоставлении документов, относящихся к деятельности реорганизованного ОАО «ККС».

Письмами от 15.05.2008г. и от 2.06.2008г. правопреемник ОАО «ККС» заявил отказ налоговому органу в предоставлении документов, относящихся к деятельности реорганизованного ОАО «ККС», мотивируя свой отказ тем, что в отношении вновь созданного ОАО «ККС» налоговая проверка не проводится и отсутствует обязанность по предоставлению документов.

В связи с отказом ОАО «ККС» в предоставлении документов для проведения налоговой проверки, руководителем Управления ФНС России по Кировской области вынесено постановление от 6.06.2008г. о производстве выемки документов в ОАО «ККС», относящихся к деятельности реорганизованного ОАО «ККС». Выемка документов произведена налоговым органом 6 и 7 июня 2008года, о чем составлены протоколы выемки документов.

В обоснование заявленных требований заявитель пояснил, что считает действия налогового органа по производству выемки документов у вновь созданной организации ОАО «ККС»незаконными, поскольку налоговая проверка в отношении вновь созданного ОАО «ККС» не назначалась, законодательство о налогах и сборах не предусматривает возможность перехода обязанностей реорганизованного юридического лица к правопреемнику в части обязанностей по исполнению решения налогового органа о проведении налоговой проверки и предоставлению документов, требования от 14.05.2008г. и от 22.05.2008г., были направлены в адрес юридического лица, не являющегося проверяемым лицом, и соответственно, являются незаконными.

В обоснование своих возражений ответчик пояснил, что в соответствии с п.6 ст.50 НК РФ к вновь созданным юридическим лицам переходят все права и обязанности реорганизованного юридического лица, предусмотренные ст. 22 и 23 НК РФ, в том числе и обязанности по предоставлению документов для проведения налоговой проверки в отношении реорганизованного лица. По мнению ответчика, выемка документов произведена в соответствии с требованиями статей 93, 94 НК РФ, никаких нарушений законодательства при проведении выемки не допущено.

Подробное изложение своих доводов и возражений представлено сторонами в письменных пояснениях.

Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований, и отказывает в их удовлетворении.

Как установлено из материалов дела, выемка документов у ОАО «ККС» произведена налоговым органом 6 и 7 июня 2008года с составлением протоколов выемки.

В соответствии со ст.94 НК РФ, выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.

Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа.

Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности.

О производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол с соблюдением требований, предусмотренных статьей 99 настоящего Кодекса и настоящей статьей. Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.

Выемка документов произведена налоговым органом на основании постановления должностного лица Управления ФНС России по Кировской области от 6.06.2008г., утвержденного руководителем Управления ФНС России по Кировской области.

Требования о предоставлении документов выставлены в адрес ОАО «ККС» 24.04.2008г., а затем вновь созданному ОАО «ККС» от 14 и 22 мая 2008г.

Письмами от 5 мая 2008г., от 15 мая 2008г. и от 2 июня 2008г. ОАО «ККС» заявило отказ налоговому органу в предоставлении документов, относящихся к деятельности реорганизованного ОАО «ККС» за периоды 2005 и 2006годов.

Нарушений требований статей 94 и 99 НК РФ, устанавливающих процедуру производства выемки документов и составления протоколов, судом не установлено.

Ссылка заявителя о нарушении налоговым органом требований ст.93 НК РФ, устанавливающей право налогового органа на производство выемки документов только у проверяемого лица, судом исследованы и признаются необоснованными.

Решение руководителя налогового органа от 24.04.2008г., а также требования о предоставлении документов от 24.04.2008г., от 14.05.2008г., от 22.05.2008г., и постановление о производстве выемки документов от 6.06.2008г., являются ненормативными правовыми актами налогового органа, и могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 19 Налогового Кодекса РФ, и главой 24 АПК РФ.

Предметом заявленных требований ОАО «ККС» по настоящему делу являются действия налогового органа по выемке документов, произведенной 6 и 7 июня 2008года.

Законность принятых руководителем Управления ФНС России по Кировской области решения о проведении налоговой проверки от 24.04.2008г., требований о предоставлении документов от 24.04.2008г., от 14.05.2008г., от 22.05.2008г., и постановления о производстве выемки документов от 6.06.2008г., заявителем по настоящему делу не оспаривается и не является предметом спора по делу.

Суд не вправе давать оценку законности принятых налоговым органом ненормативным правовым актам при отсутствии заявленных требований о признании этих ненормативных правовых актов недействительными в порядке, установленном главой 19 НК РФ и главой 24 АПК РФ.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном настоящей статьей.

В пункте 2 названной статьи Кодекса предусмотрено, что исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям. На правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. Правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него настоящей статьей обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для налогоплательщиков.

Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица (пункт 3 статьи 50 Кодекса).

Согласно пункту 11 статьи 89 Кодекса выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Из приведенных норм следует, что на налогоплательщика-правопреемника возлагается исполнение обязанности по уплате налогов реорганизованного юридического лица независимо от того, были ли известны правопреемнику до завершения реорганизации факты и обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения данных обязанностей реорганизованным лицом. При этом нормы Налогового кодекса Российской Федерации не содержат запрет на проведение налоговыми органами проверки деятельности налогоплательщика-правопреемника по вопросу исполнения перешедших к нему обязанностей по уплате налогов от реорганизованного лица.

Таким образом, доводы ответчика об обязанности организации-правопреемника представлять истребованные в ходе налоговой проверки документы, судом признаются обоснованными.

В соответствии с п.4 ст.93 НК РФ, в случае отказа или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса.

Руководствуясь ст.167-170, 176-177, 197-201АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Отказать ОАО «ККС» в удовлетворении заявленных требований.

Решение суда может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные ст.259, 276 АПК РФ.

Судья Кулдышев О.Л.